Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Этапы развития римского частного права.

  • 3. Рецепция римского частного права.

  • Рецепция выражает собой преемственность в праве.Рецепция римского

  • и французской правовых систем, за­метна она и в

  • прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из

  • не было, а воспринимались глав­ным образом идеи римского

  • РФ, заметна рецепция римского ча­стного права.

  • 4.Источники римского частного права и его дуализм.

  • 5. Кодификация римского частного права.

  • 6. Легисакционный процесс и виды исков.

  • 7. Формулярный процесс (содержание формулы, виды исков).

  • * Виды исков.

  • 8. Экстраординарный процесс, его отличия от ординарных процессов.

  • 9. Понятие лица, правовое состояние и его виды.

  • 10. Основания возникновения рабства, правовое положение рабов.

  • 11.Правовое положение граждан, перегримов и латинов.

  • 12. Правовое положение вольноотпущенников.

  • 13. Правовое положение главы семьи его подвластных (детей).

  • 14. Родство и свойство в римском праве.

  • Ответы к экзамену РП. Ответы к экзамену Римское частное право. Предмет и система римского частного права


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену Римское частное право. Предмет и система римского частного права
    Дата19.06.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену РП.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #602675
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Ответы к экзамену : «Римское частное право».
    1.Предмет и система римского частного права.

    Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

    Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

    Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

    Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.

    В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. Зарабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.

    Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права.

    Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

    В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.

    Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.

    Право преторское – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.

    Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.

    В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.

    В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали.

    Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (I-III в. н.э.) и периода абсолютной монархии - домината (с конца III в. до середины VI в.).

    Принципат (от лат. principatus, от princeps - наипервейший) - это форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, но ему помогают управлять выборные государственные органы, избираемые народом.

    Доминат (от лат. dominatus, от dominus - господин, хозяин) - форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, управляет без ограничения.

    За свою более чем тысячелетнюю историю римское право с развитием общества не раз претерпевало глубокие структурные изменения. Выделяют несколько этапов развития римского права. Достаточно распространенной периодизацией является разделение истории права на четыре периода.

    1. Архаический период (753-367 гг. до н.э.). Римское право служило в основном для регулирования патриархальных общественных отношений.

    2. Предклассический период (367-27 гг. до н.э.).

    3. Классический период (27 г. до н.э. -284 г. н.э.). Римское право достигает наивысшего развития и приспосабливается для регулирования развитых товарно-денежных отношений.

    4. Постклассический период (284-565 гг. н.э.). Происходила систематизация и кодификация норм римского права.


    2. Этапы развития римского частного права.

    1. Период цивильного (квиритского) права — Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим(753 — 509 гг. до н.э.) - царскийскладывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права:Правовые обычаи;  Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

    2. Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.Источники правакривитское право — действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право — система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) — внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.

    3. Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится напринципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных.Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. «Институция Гая» построена по институционной системе — о лицах, вещах и формах.
    3. Рецепция римского частного права.

    Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

    Рецепция бывает двух видов:

    • Прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.

    • Производная — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

    Формы рецепции:

    • Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.

    • Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.

    • Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

    Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici - сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве.

    Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

    Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились вуниверситетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

    Рецепция выражает собой преемственность в праве.Рецепция римского частного права больше всего видна в фор­мировании германской и французской правовых систем, за­метна она и в российской правовой системе. Во Франции и Ге­рмании наблюдалась прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из положений римского права. 
    В России прямой рецепции не было, а воспринимались глав­ным образом идеи римского частного права. Однако и в России, в ГК РФ, заметна рецепция римского ча­стного права. Рецепция римского права объясняется тем, что именно в Дре­внем Риме были впервые сформулированы основные понятия и положения права; разработана стройная и логически выверенная система регулирования как вещных, так и обязательственных пра­воотношений; существовала высокая юридическая техника зако­нов и эдиктов; имелась обширная юридическая практика и т. д.

    4.Источники римского частного права и его дуализм.

    Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

    Римское право различало несколько видов источников:

    1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

    2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

    а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

    б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты – аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

    Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

    Источники римского права:

    1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

    2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;

    3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

    4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

    Одна из важнейших черт римской правовой системы - дуализм права, существование наряду с законом, составляющим цивильное право, постановлений римских магистратов, так называемое магистратское или преторское право (ius honorarium). Этот дуализм позволял исторически приспособить формальные и консервативные нормы цивильного права к обновляющимся условиям общества другого времени.

    Сами римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores - почетные должности).

    Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, - для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.

    Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право "живым голосом цивильного права". Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

    5. Кодификация римского частного права.

    Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

    В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

    Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.

    Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

    Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

    Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

    Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана».

    Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

    16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное собрание»). Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.

    Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

    Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г.

    Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

    В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

    Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.

    В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».

    6. Легисакционный процесс и виды исков.

    Легисакционный процесс представляет собой самую первую и древнюю форму процесса, который рассматривал гражданские иски.

    В римском праве выделялось две стадии легисакционного процесса:

    1) in iure – стороны являлись в определенный день к магистрату и в его присутствии осуществляли ряд формально определенных действий, где истец предъявлял к ответчику свои требования, а ответчик – свои возражения.

    Если предметом спора выступала вещь, то ее необходимо было принести с собой. После совершения указанных действий начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь.

    Истец и ответчик налагали на вещь определенную палочку (вендикту), при этом они должны были произнести формулу и фразу, установленные обычаем. Спор проигрывал тот, кто первый ошибется в произношении. Если ни одна из сторон не ошибалась, то вносился денежный залог. Сторона, выигравшая спор, получала залог обратно, а залог проигравшей стороны обращался в пользу казны. После этого первая стадия процесса заканчивалась, и магистрат назначал судью для рассмотрения дела;

    2) in iudicio. Судья рассматривал дело по существу и выносил соответствующее решение. Могла быть начата не раньше, чем через 30 дней. Этот промежуток был установлен с целью предоставления сторонам возможности собрать доказательства. Стороны являлись в суд в назначенное время.

     Судебное разбирательство начиналось с изложения сторонами сущности спора. Затем они подробно излагали основания своих утверждений.Сторона, не явившаяся в суд, проигрывала дело. Вынесенное судом решение вступало в законную силу немедленно и обжалованию не подлежало.

    Формы легиакционного процесса: 
    – legis actio sacramento (самый распространенный) – процесс-пари с залогом при исках о свободе. Словесный поединок между сторонами происходил перед магистратом. На процессе должна была присутствовать спорная вещь или какая-нибудь часть ее. Истец требовал от ответчика обоснования своих действий, от которого ответчик мог отказаться. После этого истец предлагал ответчику внести залог или вносил его сам. Если стоимость спорной вещи превышала 1000 ассов, сумма залога равнялась 500 ассам и 50 ассам – в других случаях. Залог проигравшей стороны шел в пользу сначала жрецов, а позже – казны;
    – legis actio per sponsionem praeiudicialem.

     Являлся позднейшим изменением legis actio sacramento.
    Проигравшая сторона теряла треть спорной суммы в пользу выигравшей. Заключался в приглашении явиться через 30 дней для получения извещения о назначении судьи;
    – legis actio per manus iniectionem – вещный иск посредством наложения руки. Применялся при наличии судебного решения или неуплате признанного долга. Ответчик приводился к магистрату, и, если не уплачивал долг или не вступался vindex (защитник), истец уводил ответчика, налагая на него оковы не менее 15 фунтов и выдавая не менее 1 фунта муки в день. В течение 60 дней ответчик трижды выводился в базарные дни на площадь, после чего мог быть продан или убит;
    – legis actio per pignoris capionem – вещный иск посредством захвата залога. Применялся при сделках, связанных с жертвоприношением, а также солдатами и откупщиками податей без магистрата;
    – legis actio per judicis postulationem – вещный иск, заключающийся в просьбе к магистрату назначить судью. Применялся при разделе общей собственности.

    В результате развития торговых отношений и торгового оборота возникла необходимость в упрощении и изменении судебного процесса. Поэтому на смену легисакционного процесса пришел формулярный

    7. Формулярный процесс (содержание формулы, виды исков).

    Формулярный процесс пришел на смену легисакционному процессу.
    Центральное место в формулярном процессе занимала письменная формула, которую претор давал судье в виде директивы. На ее основании требовалось вынести решение по делу. Путем формул преторами осуществлялось правотворчество; признание права на иск означало признание наличия материального права.
    Основные части формулы: 
    – интенция (intentio – обвинение), где указывалось имя судьи; излагались исковые требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со слов «если выяснится»;
    – демонстрация (demonstratio), в которой излагался состав дела, его фабула. Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»;
    – кондемнация (condemnatio), в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio – полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим. То, что указано в кондемнации, имело решающее значение, даже если противоречило интенции.

     Иногда перед кондемнацией вставлялась оговорка «если вещь не будет реституирована по твоему распоряжению». Невыполнение этого арбитражного распоряжения влекло невыгодные последствия (определение стоимости вещи истцом под присягой, иногда учетверение суммы кондемнации).
    Дополнительные части формулы: 
    – прескрипция (praescriptio) – предшествует основному тексту формулы (сразу после имени судьи). Ставила возможность начать процесс в зависимости от выявления определенных обстоятельств. Составлялась в интересах истца, если контракт не имел названия в цивильном праве или истец хотел взыскать часть того, что должен ответчик, и избежать консумпции. В интересах ответчика – если он утверждал, что до этого дела должно быть рассмотрено более важное дело (например, если истец, не доказывая своих прав на наследство, виндицировал вещь из наследственной массы). Начиналась со слов «пусть процесс считается»;
    – эксцепция (exceptio) – возражение ответчика на иск. Она следовала за интенцией, если ответчик отрицал иск, если не возражал против иска, но отрицал свою обязанность исполнить требования или если возражал против исковых требований, указанных в интенции.
    Стадии формулярного процесса: 
    – in jure – истец излагал свои притязания в любой форме. Претор, выслушав заявление истца и возражения ответчика и признав допустимость иска, составлял письменную формулу, являвшуюся юридическим выражением заявленного истцом притязания и возражений ответчика, и направлял ее в суд;
    – in judicio – начиналась с изложения сторонами доказательств, поскольку о вопросе, поставленном перед судом, теперь можно было узнать из формулы. Процесс проходил в устной форме при свободной оценке доказательств. Источниками доказательств были показания свидетелей и доказыванию подлежали лишь спорные факты. Бремядоказывания исковых требований распределялось в соответствии с формулой: истец доказывал факты, которыми он обосновывал иск, ответчик – факты, которыми он обосновывал возражения. Решение всегда выносилось в денежном выражении. Исход дела стал целиком зависеть от содержания формулы.
    * Виды исков.

    Иск — средство, посредством которого потерпевший в результате судебного процесса добивался вынесение решения в соответствии с его интересами.

    В римском праве выделяются следующие виды исков:

    1) вещный иск — защита вещных прав того или иного лица. Он предъявлялся в отношении любого лица, которое посягнуло на право собственности истца. Защита вещных прав осуществлялась посредством подачи виндика-ционного и негаторного исков;

    2) личные иски — подавались в защиту обязательственного права какого-либо лица. Данные иски получили название личных, так как они предъявлялись против определенного лица или лиц;

    3) иски строгого права — при их рассмотрении судья действовал в соответствии с договором и не принимал во внимание возражения ответчика;

    4) иски, основанные на принципе добросовестности, — при принятии решения судья обладал большими правами и поэтому принимал во внимание возражения ответчика. Судья должен был дополнить действующее право каким-либо положением, которое регулировало бы спорный вопрос, в соответствии со своей совестью и обычаями;

    5) иск по аналогии — применялся в том случае, если в отношении какого-либо действия не было предусмотрено конкретно определенной нормы;

    6) иск с фикцией — предъявлялся, если претор считал, что не предусмотренному в законе отношению необходимо оказать защиту. Для этого претор предписывал в формуле судье представить существование определенных фактов, которые на самом деле не существовали (применить фикцию). С помощью этого приема новое отношение «подгонялось» под один из известных исков; 7) кондикция — данные иски не содержали всебе основания своего возникновения. Виды кондикций:

    а) о возврате похищенного. В данной ситуации собственник мог применить виндикаци-онный иск, но иск о возврате похищенного легче было доказывать. При предъявлении виндикационного иска истец должен доказать, что спорная вещь является его собственностью, а при иске о возврате похищенного требовалось доказать факт кражи вещи;

    б) при платеже по ошибке, когда лицо, уплатившее определенную денежную сумму или предоставившее вещь, имело право вернуть данную сумму или вещь;

    в) о возврате предоставления, цель которого не осуществилась. В том случае, если вещь была передана в качестве приданого, но брак заключен не был, собственник при предъявлении кондикционно-го иска о возврате вещей мог вернуть свою вещь обратно;

    г) без основания. Для предъявления данного иска было достаточно только факта неосновательного обогащения. Римское право защищало право собственности или обязательственное право постольку, поскольку для этого имелся соответствующий иск, в связи с чем в римском праве было много исков.
    8. Экстраординарный процесс, его отличия от ординарных процессов.

    Экстраординарный (extra ordinem), или когниционный, процесс (cognitio extra ordinem) – чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. как единственная форма процесса.
    Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспози-тивности и состязательности. 
    В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе (в связи с разделением империи на Западную и Восточную) – praefectus urbi (начальником городской полиции), в провинциях – правителем провинции, а по менее важным делам – муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению.
    Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика.
    Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии (in jure и in judicio).

    Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. 
    Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями.
    В экстраординарном процессе участвовали адвокаты.
    Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины – на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т. п.
    Решение по делу чиновник выносил в письменной форме. Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину (в отношении сторон по данному процессу).
    В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию. На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции – praefectus praetorio (начальнику императорской гвардии), а на его решения – императору.

     Отказ в апелляции (с Юстиниана не более двух) влек удвоение присужденной суммы.
    Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчика к выдаче определенной вещи она отбиралась указанными органами принудительно (manu militari), если в течение двух месяцев ответчик не передавал ее добровольно.
    Если присуждалась денежная сумма, судебные исполнители отбирали у ответчика соответствующую сумму или какую-нибудь вещь, которую продавали для удовлетворения претензии истца. Обращение взыскания на все имущество должника имело место лишь в том случае, если заявлены претензии несколькими кредиторами несостоятельного должника, причем он не передавал добровольно имущество для их удовлетворения.
    Правило республиканского процесса об окончательном погашении однажды предъявленного иска (хотя бы по нему и не состоялось решение) в экстраординарном процессе не применялось.


    9. Понятие лица, правовое состояние и его виды.

    Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. сущест-вом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способ-ность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.

    В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. 

    С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, наделенных правоспо-собностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике. Тому, что теперь называется правоспособностью , в Риме соответство-вал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

    1) status libertatis - состояние свободы,

    2) status civitatis - состояние гражданства,

    3) status familiae - семейное состояние.

    С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis, - римские граждане и другие свободные лица (лати-ны, перегрины); с точки зрения status familiae, - самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, "чужого права"). Таким образом, полная противополож-ность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и само-стоятельное положение в семье.

    Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства ино-странцу.

    Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наибо-лее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гра-жданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).

    Правоспособность римского гражданства в области частного права сла-галась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в за-конный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана emendi vendendique invicem ius, т.е. право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

    Существенное значение имело деление римских граждан на свободно-рожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находи-лись в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

    В III в н.э. формально было провозглашено равенство в правоспо-

    собности. В действительности полного уравнения не произошло. В

    частности, неравенство вызывалось образованием в период империи со-словий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различа-лись следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, город-ские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.

    Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например на допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.

    В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право на знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.
    10. Основания возникновения рабства, правовое положение рабов.

    С IV–III вв. основными работниками в Риме были рабы. Они выступали не субъектами, а объектами права.

    Выделялись следующие способы установления рабства: плен; рождение от матери-рабыни; осуждение к определенным выдам наказаниям (каторга); обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима; продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам; самопродажа ради получения части выкупной цены; осуждение на смерть или каторжные работы; уклонение от военной службы; непрохождение периодического имущественного ценза.

    На первоначальном этапе развития и становления Рима рабы жили и работали вместе со своими хозяевами и их подвластными.

    Со временем рабство получило более широкое распространение. Рабы стали жить отдельно от хозяина, но они не могли иметь в собственности какое-либо имущество и были предметом обязательств. Рабы подвергались жестокой эксплуатации.

    Велись многочисленные войны, и, следовательно, росло число рабов. Но, несмотря на это, положение рабов в обществе не улучшалось, они по-прежнему были бесправными.

    Рабы не имели семьи. Дети, рожденные рабыней, становились собственностью хозяина. Все вещи, приобретенные рабом путем находки, дарения и прочего, переходили в собственность хозяина. Рабам была предоставлена дееспособность, которую они получали в интересах хозяина. Когда они совершали сделку, то права предоставлялись хозяину, а обязанности возлагались на раба.

    Если раб совершал какое-либо правонарушение, то его хозяин выплачивал за него определенную сумму денег или выдавал его потерпевшему. Но любой вред, причинный рабу, предоставлял хозяину право потребовать возмещения ущерба.

    С дальнейшим развитием и становлением римского общества положение рабов улучшилось. С этого момента хозяину запрещается жестокое отношение к рабам без причин. Хозяин, убивший раба, так же признается виновным, как если он убил бы чужого раба.

    С ростом товарно-денежных отношений признается личность раба, хотя это и происходит в интересах владельца. Некоторых рабов наделяют имуществом, за ними признается правоспособность по осуществлению сделок, которые могут осуществляться только в интересах хозяина.

    В первой половине IV в. рабам было разрешено предъявлять иски к рабовладельцам; указывать на то, что хозяин виновен в сокрытии пошлин, подделке монеты. Но положение рабов продолжало оставаться тяжелым.

    В соответствии с римским правом существовало три способа освобождения от рабства (манумиссия): освобождение раба в завещании (manumissio teslamenlo), внесение раба в цензовые списки с разрешения владельца (manumissio censu) и фиктивный судебный процесс о свободе (manumissio vindicta). Постепенно основания манумиссии увеличивались.

    Поскольку Римская империя не была заинтересована в массовом освобождении рабов, в начале I в. были приняты законы, которые были направлены на ограничения освобождения рабов.
    11.Правовое положение граждан, перегримов и латинов.

    Полноправным субъектом государственной жизни римского государства был римский гражданин (патриций), родившийся в законном браке.

    Являясь гражданином Рима, лицо могло пользоваться определенными правами, но наряду с этим на него возлагались и публичные обязанности.

    Способы приобретения римского гражданства:

    1) рождение от римских граждан;

    2) отпущение на свободу из рабства;

    3) предоставление римского гражданства иностранцу;

    4) усыновление римским гражданином иностранного ребенка.

    Римские граждане подразделялись на свободнорожденных, обладающих полностью правоспособностью, и вольноотпущенников (libertini), к которым относились рабы, получившие свободу.

    Вольноотпущенники находились в прямой зависимости от своих бывших господ и не могли служить в римских легионах, а впоследствии и вовсе утратили право голоса. Кроме этого, им было запрещено заключать браки с лицами сенаторского происхождения, а до I в. — со всеми свободнорожденными.

    Со временем утверждается правило, что люди не равны друг другу. Рабы никогда не ставились на одну ступень с патрициями: они были не людьми, а вещами.

    Когда римский юноша достигал совершеннолетия, то отец приводил его на главную площадь

    Рима, где юноша записывался в соответствующую трибу. И с этого момента он становился политически полноправным.

    Но политическое полноправие не влекло за собой гражданского, т. е. юноша не мог распоряжаться имуществом, так как до тех пор, пока отец был жив, сын находился под его властью и не мог совершать каких-либо сделок без прямого на то указания отца.

    По римскому праву политическое и гражданское полноправие было абсолютной привилегией мужчин. Женщин римские мужчины считали легкомысленными, поэтому женщины не могли совершать каких-либо сделок, а также принимать участие в политической жизни общества.

    Но женщины не были совсем отстранены от участия в делах семьи и общества. Хотя их влияние было и косвенным, но было довольно значительным. Они воспитывали детей, занимали положение хозяйки дома и не раз оказывали существенное влияние на судьбу Рима.

    Римское гражданство прекращалось или со смертью гражданина, или в результате потери статуса свободы, т. е. когда лицо превращалось в раба. Присутствовал ряд обстоятельств, при которых лицо теряло римское гражданство. К таким обстоятельствам относились военный плен, осуждение к смертной казни и др.

    В Римской империи лицо, которое незаконно выдавало себя за римского гражданина, приговаривалось к смерти. В 24 г. был принят закон, согласно которому вольноотпущенник, выдававший себя за свободнорожденного, привлекался к уголовной ответственности.

    Латины — это жители Лациума, определенной области вокруг Рима. Латины подразделялись на группы, как то: древние латины и латины колоний.

    Древними латинами признавались те жители Лациума, которые получили римское гражданство до середины III в. до н. э. Латины колоний — жители колоний, которые были образованы либо Латинским союзом, либо Римом в завоеванных областях.

    Древние латины имели равные права с римскими гражданами в имущественной сфере, но были ограничены в публично-правовой сфере. Латины колоний были лишены публичных прав и ограничены в имущественных правах.

    Co временем правоспособность латинов была предоставлена и некоторым другим категориям населения, которые не являлись жителями Лациума.

    Категории латинов:

    1) жители Лациума (latini veteres);

    2) лица, котоые не являлись жителями Лациу-ма, но которым предоставлялась правоспособность латинов (latini coloniarii);

    3) рабы, которые были освобождены господином, являющимся латином (latini libertini);

    4) рабы, отпущенные на волю римским гражданином (latini Iuniani).

    Латины могли приобрести римское гражданство, но они ограничивались в правах публично-правовой сферы, т. е. они не могли принимать участие в народном собрании, занимать выборные должности и т. д. Для приобретения гражданства достаточно было просто переехать в Рим.

    Latini coloniarii могли получить римское гражданство различными способами. Например, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности члена муниципального сената.

    Постоянное неравноправие и ущемление в правах латинов привели к Союзнической войне (90–89 гг. до н. э.), после которой латины получили равные права с римскими гражданами.

    В конце IV — начале III вв. до н. э. количество иностранцев в Риме увеличилось. Положение иностранцев не было одинаковым, каждая их категория обладала различной право— и дееспособностью.

    С развитием Рима и превращением его в столицу империи число иностранцев еще более усилилось: они приезжали в Рим для ведения торговли и оставались. Подобных лиц называли перегринами.

    На первом этапе иностранцев считали врагами, они могли появляться на территории Рима только в качестве гостей, под покровительством приютившего их хозяина, который являлся гражданином Рима.

    Затем они считались совсем бесправными, но постепенно, с развитием хозяйственной жизни в римском обществе, перегрины были наделены правоспособностью по системе права народов.

    Между перегринами и римлянами возникал спор по поводу того, что перегрины хотели, чтобы права и обычаи их страны принимались во внимание.

    В III в. императором Каракаллой перегринам было предоставлено право римского гражданина.
    12. Правовое положение вольноотпущенников.

    Вольноотпущенными являлись рабы, отпущенные на волю. Их правовое положение находилось в прямой зависимости от прав лица, которое отпускало их на волю. Если раб был отпущен на свободу квиритским собственником, то он приобретал права римского гражданина, а если раб был отпущен на свободу лицом, у которого право собственности основывалось на преторском эдикте, то он приобретал латинское гражданство.

    Вольноотпущенники были ограничены в занятии государственных должностей, т. е. они не могли избираться на должность судей, сенаторов и т. д. Кроме этого, вольноотпущенники находились в зависимости от своего прежнего хозяина. Так, вольноотпущенник не мог вызвать своего хозяина в суд и находился в зависимости от владельца. Причем прежний хозяин имел некоторые наследственные права на имущество, находящееся в собственности вольноотпущенного. Рабовладельцу принадлежало право наследовать по закону имущество вольноотпущенника, если последний не имел родственников и не составил завещания.

    Рабовладельцы могли возложить на вольноотпущенных ряд обязанностей:

    1) оказывать своему прежнему хозяину уважение;

    2) оказывать прежнему владельцу материальную помощь вплоть до содержания в случае нужды;

    3) оказывать бывшему владельцу различные услуги без вознаграждения.

    Отношения вольноотпущенника и бывшего хозяина отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил имя и наименование семьи или рода бывшего хозяина, указывая его имя в родительном падеже в качестве имени отца; прежнее имя раба превращалось в прозвище.

    Рабовладелец утрачивал в отношении своего бывшего раба все права, если отказывал ему в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение.

    Вольноотпущенники обладали ограниченной правоспособностью. Так, они не могли служить в римских легионах. В I в. н. э. им было запрещено принимать участие и голосовать в Народном собрании.

    Во времена Римской империи публичные права вольноотпущенников еще больше ограничились. Однако в это время образовался институт присвоения вольноотпущенникам политической правоспособности, что осуществлялось либо постановлением императора, либо путем присвоения императором золотого перстня.

    В период правления Юстиниана различия были уничтожены. Политические права вольноотпущенников не были ограничены. Если раб был отпущен на свободу на законных основаниях, то он приобретал статус римского гражданина. Но по своему правовому положению вольноотпущенник не был приравнен к свободнорожденному. Вольноотпущенникам было запрещено вступать в брак со свободнорожденными и лицами сенаторского звания.
    13. Правовое положение главы семьи его подвластных (детей).

    Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права.

    Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью.

    Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической — после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения.

    Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти:

    1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;

    2) признание законными детей, рожденных вне брака;

    3) усыновление.

    Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право винди-кационного иска к лицу, удерживающему его детей.

    Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка.

    Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт отца, который по своей форме и содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу). Принудительно-правовые основания применялись за нарушения родителями своих обязанностей в отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний отказывал в добровольном высвобождении.

    Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).
    14. Родство и свойство в римском праве.

    Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.

    Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.

    Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

    Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

    В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.

    Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.

    Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

    Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта