Памятка для тестов. ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕСТОВ-1. Памятка по отечественной истории содержание Теория и методология исторической науки
Скачать 0.65 Mb.
|
ПАМЯТКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Содержание
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. История – комплекс общественных и гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с целью познания настоящего и определения перспектив будущего. Функции истории: социальной памяти (накопление и сохранение обществом опыта предшествующих поколений, сведений о значимых событиях прошлого, достижений мировой культуры); познавательная (изучение исторических фактов, выявление закономерностей исторического развития); воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств, воспитывающее воздействие на поведение человека через исторические факты и события, источник моральной ориентации); практически-политическая (помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений); прогностическая (показывает тенденции общественного развития в будущем; мировоззренческая (формирует систему обобщенных взглядов на мир, общество, законы их развития). Вспомогательные исторические науки и дисциплины: (специальные науки и дисциплины, изучающие отдельные виды или стороны формы и содержания исторических источников): - археология (изучает и реконструирует историческое прошлое человечества по вещественным источникам), - этнография (изучает происхождение, расселение, культурно-бытовые особенности различных народов (этносов), их материальную и духовную культуру), - палеография (история письма, закономерности его развития и памятники древней письменности), - генеалогия (сведения о происхождении и родственных связях фамилий и родов), - геральдика (гербы, традиции и практику их использования), - нумизматика (развитие монетной чеканки и денежного обращения) и др. Вспомогательные отрасли исторической науки - источниковедение (исторические источники и методика их изучения) и историография (становление и развитие исторической науки, методы, приемы исторического исследования). Исторические источники (все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о различных сторонах жизни и является основой для научного познания): вещественные – предметы материальной культуры (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты и др.), в том числе найденные археологами; письменные – рукописные и печатные источники (делятся на официальные(законодательные (указы, постановления, декреты), летописные (летописи, хроники, исторические повести), документальные (частные и государственные договоры, экономические или политические сделки и т.п.), дипломатическая, военная и статистическая документация) и неофициальные(мемуары, дневники, письма)); изобразительные – наскальные рисунки, иконы, картины, плакаты и т.п.; этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки древнего быта различных народов; лингвистические – географические названия, личные имена и т.д. кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы, связанные с развитием техники. Методы изучения истории (метод – совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания): сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени, выявление сходства и различия между ними); системный (раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов); типологический (классифицирует исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков); ретроспективный (историко-генетический) (выявляет причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры), обеспечивает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений); идеографический (описание исторических событий и явлений); синхронный (изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними); проблемно-хронологический (изучение последовательности исторических событий во времени). Методологические подходы исторического познания (методология - учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания): субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности; географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье); рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития; теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат деятельности мирового духа; эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор); марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальныхблаг(основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс,в России - Г.В. Плеханов); цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); антропологический подход - приоритетную роль отводит человеку, его внутреннему миру. Историография отечественной истории: В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»); М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположник антинорманской теории происхождения Древнерусского государства; Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории», автор 12-томной «Истории государства Российского»; С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен»; В.О. Ключевский (1841-1911) – исследователь и популяризатор истории, автор «Курса русской истории»; М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистской концепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (IX-XIII вв.) Происхождение и расселение восточных славян(VI-VIII вв.) Праславяне – предки славян, принадлежали киндоевропейскойязыковойгруппе. В V-VII вв. они разделились на три ветви: западные, южные и восточные (анты) славяне. Расселение восточнославянских племен описано в общерусском летописном своде «Повесть временных лет», составленном монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (XII в.). В середине I тысячелетия восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. У них сложились союзы племён: поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, волыняне, уличи и др. Основные занятия: Земледелие (подсечно-огневое, залежное, позже пашенное) и скотоводство. Промыслы – охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Торговля – особенно внешняя с Византией и странами Востока (путь «из варяг в греки») способствовала развитию городов и расцвету ремесел. Социальныеотношения: в VI-VII вв. у восточных славян шел процесс разложения общинно-родового строя – возникло имущественное неравенство, родовую смениласоседская община (вервь).Главный орган управления - народное собрание (вече), но внешняя угроза и частые военные походы привели к укреплению власти князя и выделению дружины (в т.ч. боярства - старших дружинников и советников князя). Религия: славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы (Род ироженицы, Ярило, Дажьбог, Стрибог, Перун, Велес, Мокошь). Языческий культ отправлялся в капищах, где помещались идолы. Появление государства: в «Повести временных лет» содержаться сведения о призвании в Новгород в 862 г. варяга Рюрика (862-879). Они стали основой для формирования в XVIII в. 2 основных теорий, объясняющие появление Киевской Руси: - норманнской теории (немецкиеученые - Байер, Миллер, Шлёцер): Древнерусское государство - результат призвания варягов, вмешательства извне; - антинорманнской теориии (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев):отрицает достоверность легенды, государственности началась до прихода варягов в результате естественного развития восточных славян. Современные историки: формирование государства – результат естественного процесса, происходившего у славян, но повлиял и Рюрик, который призван на Русь и стал основателем первой правящей династии. Киевская Русь (IX - XII вв.) Олег (879-912) - преемник Рюрика: - в 882 г. после похода из Новгорода на Киев и убийства Аскольда и Дира, занял киевский престол. Объединение Олегом Новгорода и Киева считается началом формирования единого Древнерусского государства; подчинил окрестные племена (древляне, северяне, радимичи) и обложил их данью (полюдье); укрепил границы с кочевниками (хазары); - в 907 г. в результате похода на Царьград (Константинополь) был заключен выгодный договор с Византией, давший Руси большую дань и право беспошлинной торговли; - в 911 г. - первый письменный договор Киевской Руси с Византией, расширивший договор 907 г. Игорь(912-945)- сын Рюрика (преемник Олега): подчинил племена уличей и тиверцев; походы на Византию 941 г. и 944 г были неудачными, новый договор менее выгодный, чем договор Олега; 945 г. - Игорь убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань. Ольга (945-964) - жена Игоря, мать Святослава: отомстив древлянам за убийство мужа, упорядочила сбор дани – заменила полюдье повозом: установила места сбора дани - погосты и её размеры - уроки; для улучшения отношений с Византией предприняла визит в Константинополь и приняла личноекрещение. Святослав (964-972) - сын Игоря и Ольги: совершил походы против Дунайской Болгарии (967) и Византии (970-971); разгромил Хазарский каганат; подчинил племена вятичей; 972 г. – на обратном пути из Византии в Киев Святослав был убит печенегами. Владимир Святославович и принятие христианства на Руси. В 980 г. новгородский князь Владимир (Святой, Красное Солнышко) (980-1015) захватил власть в Киеве. Он значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: - воевал с поляками за Червенскую Русь (ныне - Западная Украина); покорил радимичей; построил на юге для защиты от печенегов ряд крепостей. Для политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу: - 980 г. - унифицировал языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном; - 988 г. – в качестве государственной религии выбрал христианство византийского (православного) образца. Княжение Ярослава Мудрого. ЯрославМудрый (1019-1054) победил в борьбе за «киевский княжеский стол» (1015-1019).Его правлениесталовременем расцвета Киевской Руси. Внешняя политика: окончательная победа над печенегами (1036); заключен мирный договор с Византией; походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля. Внутренняя политика: покровительство просвещению и книгопечатанию; поддерживал развитие русской церкви, способствовал строительству храмов и монастырей; в 1051 г. митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион; начал создавать первый древнерусский свод законов – «Русскую Правду».Это первый письменный свод законов (XI - XII вв.). Кровная месть заменена денежным штрафом – вирой. В ней отражено положение зависимых категорий населения – закупов, рядовичей, холопови челяди. Развитие княжеских и боярских вотчин (наследственных земельных владений, в которых работали владельческие крестьяне) способствовало укреплению власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимости от Киева. При наследниках Ярослава Мудрого Русь утратила единство, съезд князей в Любече(1097) стал началом перехода к политической раздробленности. Последние попытки сохранить единство государства предпринял Владимир Мономах(1113-1125). После смерти его сына Мстислава Великогов 1132 г. Русь распалась на ряд княжеств и земель. Культура Киевской Руси: Основа древнерусской культуры - наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор: обрядовая поэзия, былины, предания, сказки. Письменная литература: жития святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучения («Поучение Владимира Мономаха»). Летописание - древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Архитектура - традиции деревянного зодчества, распространение крестово-купольного типа храма: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Живопись: фреска, мозаика, иконопись (Владимирская богоматерь). Политическая (феодальная) раздробленность на Руси (XII – XIII вв.) В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Владимиро-Суздальское княжество: сильная княжеская власть, т.к. преобладало пришлое население, не было вечевых традиций. выгодное географическое положение, торговый путь по Волге, большое количество городов; отсутствие внешней угрозы; Юрий Долгорукий(1125-1157) получилСуздальскуюземлю отВладимира Мономаха.В его правление в летописях впервые упоминается Москва(1147). Андрей Боголюбский(1157-1174) - сын Юрия, опираясь на дружину, захватил Киев (1169) и перенес столицу во Владимир. С его именем связано появление на Руси иконы Владимирской Божьей Матери. Всеволод Большое Гнездо(1177-1212) победил в междоусобице, начавшейся после смерти Андрея. Принял титул Великого князя Владимирского. Это период наивысшего расцвета княжества. Галицко-Волынское княжество: благоприятный климат, плодородные почвы, важные торговые пути в Европу, сильные соседи на западе; обширные боярские вотчины и сильное боярство, с которым князья вынуждены вести борьбу. Ярослав Осмомысл(1152-1187) – усиление Галицкого княжества. Роман Мстиславович Волынский (1199-1205) объединил в1199г.ГалицкоеиВолынскоекняжества. Даниил Романович Галицкий (1238-1254) утвердил за собой Владимир Волынский и Галич, а в 1245 г. восстановил единство Галицко-Волынской Руси. Новгородская боярская республика (Новгородская земля): Новгород отличался от других русских земель системой управления. неблагоприятные условия для земледелия, пересечение торговых путей, удаленность от кочевников; республиканский характер политического устройства (вече- народное собрание); отсутствие единой княжеской династии, приглашение князей, ограниченных в правах; решающая роль бояр в управлении, основанная на крупном землевладении и торговле. Последствия феодальной раздробленности: рост городов, экономический рост, развитие торговли; расцвет и разнообразие древнерусской культуры; упадок военного могущества и ослабление русских границ. Культура периода раздробленности: С XII в. возникает множество местных летописных центров. «Слово о полку Игореве» - рассказ о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев, содержит призыв к русским князьям прекратить усобицы. В архитектуре с XII в. формировались региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, Золотые воротаиУспенский соборвоВладимире, позже - Дмитриевский собор во Владимире). Формировалась русская иконописная школа. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVII вв.) Борьба Русских земель с иноземными захватчиками в XIII в. В начале XIII в. начинаются походы монголо-татарских войск. Установлениюига предшествовали: - 1223 г. – поражение русско-половецких войск в битве с монголо-татарами на р. Калке; - конец 1237–1238 гг. – первый поход Батыя (внука Чингисхана), взятие Рязани и Владимира, разорение Владимиро-Суздальской Руси, поражение русских войск у р. Сити. Избежал разорения лишь Великий Новгород; - с 1239 г. – в ходе второго похода Батыя разорены Муром, Переяславль, Чернигов, Киев (1240). Установилось иго: русские земли не вошли с состав Золотой Орды, но попали в вассальную зависимость от нее (ярлык – грамота на княжение, «ордынский выход» –ежегодная дань монголам. Баскаки – сборщики дани). Новгородская земля в 1й половине ХIII в. столкнулась с агрессией шведских и немецких рыцарей: 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич в ходе Невской битвы разгромил шведский отряд (прозван Невским). 5 апреля 1242 г. – новгородское войско под его командованием победило рыцарей Ливонского ордена на льдуЧудского озера (т.н. Ледовое побоище). Это заставило крестоносцев отказаться от дальнейшей агрессии на восток. Образование и развитие Московского государства (XIV - XV вв.) В XIV в. сложились предпосылки централизации русских земель. Борьба за объединение русских земель слилась с борьбой против Орды. Центром объединения могли стать Московское и Тверское княжества, они имели равные шансы, поэтому многое зависело от политики князей. Возвышение Москвы: Иван I Калита за участие в подавлении восстания в Твери (1327) против баскака Чолхана (Щелкана)) получил ярлык на Великое Владимирское княжениеи право сбора дани. 1326 г. в Москвуиз Владимира перенесена резиденция Русского митрополита; 1380г. - князь Дмитрий Донской в Куликовской битве разбил монголо-татар во главе с темником Мамаем, но в 1382г. Москва снова разорена ханом Тохтамышем; 1433-1453 гг. – в феодальной войне между московским князем Василием II и князем Звенигородским и Галичским Юрием Дмитриевичем (потом воевали его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка) победил Василий II Темный. Феодальная война 2ой четверти XV в. показала необратимость процесса объединения русских земель и превращения Москвы в столицу единого государства. При Иване III Великом(1462–1505) и его сыне Василии III(1505-1533): завершено собирание русских земель вокруг Москвы: 1471 г. – разгром новгородского ополчения на р. Шелони, 1478 г. – окончательное присоединение Новгорода к Москве, отмена вече. 1485 г. – Иван III присоединил Тверскую землю. Василием III присоединены Псков (1510), Рязанская земля (1521), у Польши отвоеван Смоленск (1514). окончательное освобождение от ордынского ига: 11 ноября 1480 г. в результате многомесячного «стояния» на реке Угре войска хана Ахмата отступили; укрепление центральной власти: совершенствовалась система органов управления: Боярская дума (совещательный орган при князе), Дворцы, Казна, позже – приказы (исполнительные органы), наместники (назначенные из центра правители уездов). Местничество – особый порядок назначения на должности в соответствии со знатностью рода. Кормления – сборы с местного населения на содержание наместника. Результат брака Ивана III с византийской царевной Софьей Палеолог – Москва стала преемницей византийской империи, новый титул великого князя - «Государь Всея Руси», на государственной печати - двуглавый орел. В 1497 г. – Судебник (свод законов единого Российского государства) закрепил Юрьев день (право перехода крестьян от одного хозяина к другому), ввел обязательную пошлину – «пожилое», впервые упоминал «поместье» - особый вид землевладения, выдаваемого дворянам за несение государственной службы. Около 1510 г. псковский монах Филофей сформулировал теорию «Москва – Третий Рим» (Москва, оплот Вселенского Православия – наследница павших Рима и Константинополя). Московская Русь в правление Ивана Грозного В 1533 г. престол занял ИванIV Васильевич(1530-1584), но до его совершеннолетия (1547) - период боярского правления (борьба Шуйских, Бельских, Глинских), ослабивший центральную власть. Внутренняя политика. В 1547 г. великий князь венчался на царство (титул царя = императору Византии). В 1549 г. в Москве созван первый Земский собор – сословно-представительный совещательный орган, на котором намечена программа реформ. Её воплотило неофициальное правительство, близкое Ивану IV - Избранная Рада (Макарий, Курбский,Сильвестр, Адашев). Основные реформы Ивана IV: Государственное управление: новая система центральных органов управления – приказов. Реформа местного управления отменила систему кормлений, передала власть в уездах выборным земским и губным избам. В 1550 г. принят Судебник (подтвердил право Юрьева дня, увеличил размер «пожилого»); Военная реформа: созданы постоянные отряды стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием, «Уложение о службе» (1556) оформило систему комплектования дворянской конницы (за службу – поместье); Церковная реформа: в 1551 г. на Стоглавом соборе ограничены права монастырей приобретать новые земли (только с разрешения царя). Итоги реформ Избранной Рады: укрепление царской власти, дальнейшая централизация государства, ослабление боярства и укрепление позиций дворянства. С начала 1560-х гг. Иван Грозный отошел от политики постепенных реформ, распустил Избранную Раду и учредил особый порядок управления страной – опричнину (январь 1565 – осень 1572). Политика опричнины включала: разделение страны на две части: опричнину (особый личный царский удел) и земщину (остальные земли); создание подчиненного только государю опричного войска; применение опричного террора (его вершина - Новгородский погром 1570 г.). После нашествия крымского хана Девлет-Гирея (лето 1571) и сожжения Москвы Иван Грозный отменил опричнину (осень 1572). Последствия опричнины: временное усиление личной власти царя и ликвидация пережитков удельной системы; становление деспотического характера российского самодержавия; экономический кризис и начало оформления крепостного права (1581 - введены «заповедные лета» - временный запрет на переход крестьян в Юрьев день). Внешняя политика. 1552 г. – покорение Казанского ханства, 1556 г. – присоединение Астраханского ханства, 1556-1557 гг. покорены Ногайская Орда и земли Башкирии, 1581-1585 гг. началось освоение Сибири (походы казачьих отрядов во главе с Ермаком, снаряженных на деньги купцов Строгановых), 1558-1583 гг. - Ливонская война с Ливонским орденом за территории в Прибалтике и выход к Балтийскому морю. Завершилась в 1582 г. Ям–Запольским миром с Речью Посполитой (отказ от Ливонии за возврат русских крепостей) и в 1583 г. Плюсским перемирием со Швецией (потеря Прибалтики, кроме устья Невы). Культура Московской Руси: - в литературе: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» (посвященные Куликовской битве), бытовые повести, хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)), житийная литература (житие Сергия Радонежского). В XVI в. – «Четьи-минеи» (сборник произведений церковно-повествовательного и духовно-назидательного характера, написан митрополитом Макарием) и «Домострой» (сборник правил и наставлений). В 1563 г. в Москве открыта первая русская типография (печатник И. Федоров, первая книга – «Апостол»). - в архитектуре: при Иване III - строительство Московского Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата. В XVI в. утвердился шатровый стиль (ц. Вознесения в Коломенском и храм Василия Блаженного); - в живописи: расцвет русской иконописной школы - Феофан Грек, Андрей Рублев («Троица»), Дионисий. РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII В. Смутное время (конец XVI - начало XVII вв.) Причины Смуты: династическая: прекращение династии Рюриковичей, борьба за престол (появление самозванцев); политическая: разногласия в политической элите; социально-экономическая: экономический кризис, голод 1601-1603 гг., кризис поместной системы, закрепощение крестьян (их бегство к казакам, основным участникам Смуты); внешнеполитическая: вмешательство Польши и Швеции (интервенция) усилило внутренний кризис. Ход Смуты: – 1598 г. - Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598-1605); – октябрь 1604 г. - из Польши в Россию вступил Лжедмитрий I; – 20 июня 1605 г. - Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) вошел в Москву; – 17 мая 1606 г. - самозванец был свергнут и убит заговорщиками, во главе с Василием Шуйским; – 1 июня 1606 г. - ВасилийШуйский (1606-1610) «выкрикнут» на царство. Его власть ограничена в пользу бояр «крестоцеловальной записью»; – 1606 - 1607 г. - восстание под руководством Ивана Болотникова; – 1607 - 1608 гг. – появление Лжедмитрия II (Тушинский вор), войска которого разбили армию В. Шуйского и осадили Москву, устроившись в селе Тушино (отсюда его прозвище). В результате возникло двоевластие; – сентябрь 1609 г. - начало польской интервенции; – июнь 1610 г. - в Москве произошел переворот: В. Шуйский был свергнут, власть перешла к правительству «семибоярщины». Им приглашен на престол польский королевич Владислав, поляки заняли Кремль; – зима 1611 г. - создание первого ополчения во главе с П. Ляпуновым: осадило Москву, но летом 1611 г. из-за внутренних раздоров распалось; – осень 1611 г. - в Нижнем Новгороде создано второе ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским. Высшим органом власти, созданным ополчением, стал «Совет всея земли»; – 26 октября (4 ноября по н.ст.) 1612 г. - польский гарнизон в Кремле сдался; – 21 февраля 1613 г. - на Земском соборе царем избран Михаил Федорович Романов. Это стало окончанием Смуты, но борьба со шведами продолжалась до 1617 г., с поляками – до 1618 г. Итоги Смуты: экономическое разорение страны, потеря территорий, утрата выхода к Балтике. Однако Россия смогла сохранить национальную независимость и территориальное единство. Развитие России при первых Романовых. Основная тенденция развития – модернизация страны и начало перехода к новому времени. Михаил Федорович (1613-1645) – соправителем был его отец - патриарх Филарет. Большую роль в его правление играли Земские соборы. Алексей Михайлович («Тишайший») (1645-1676) - началось укрепление абсолютизма: – рост авторитета и влияния царя (титул «самодержец»), появление личного царского Приказа Тайных дел; – роль Боярской Думы ослабевала, опорой власти становились дворяне; – прекращение созыва Земских соборов (в 1653 г. последний полный, в 1682 г. – последний Земский собор); – происходила дальнейшая централизация управления страной: достигла расцвета приказная система, отменено местничество (1682), на местах вместо самоуправления назначались воеводы; – переход от поместного войска к регулярному (полки нового строя); – кодификация права: Соборное Уложение 1649 г. заложило юридическую основу самодержавия, введение бессрочного сыска крестьян означало окончательное оформление крепостного права; – светская власть одержала верх над церковью (Монастырский приказ, 1649-1677). Федор Алексеевич (1676-1682) – ввел подворную подать, отменил местничество. Иван V и Петр I посажены в 1682 г. в результате стрелецкого мятежа. Регентом при малолетних царях стала царевнаСофья (1682-1689). Большую роль в управлении страной играл её фаворит князь В.В. Голицын. В 1689 г. реальная власть перешла к Петру I Алексеевичу. Церковный раскол: Необходимость упорядочить церковные обряды и исправить богослужебные книги по единому образцу привели к конфликту. Насильственный характер реформы патриарха Никона и разрыв с традицией привели к появлению старообрядцев (протопоп Аввакум). Одновременно он пытался утвердить принцип «священство выше царства», что в 1658 г. привело его к конфликту с царем. На церковном Соборе (1666-1667) восточные патриархи осудили и Никона, и старообрядцев. Итог церковной реформы: – раскол русского православия на никониан (новая вера) и раскольников (старообрядцев); – подрыв идеи духовной исключительности России подготовило общество к реформам Петра; – суд над Никоном стал началом подчинения церкви светской власти. Социальные выступления: Большое число социальных потрясений, связанных с закрепощением податного населения, дало XVII в. название «бунташный»: – Соляной бунт в Москве (1648) - вызван введением соляного налога и ростом цен; – Медный бунт в Москве (1662) - вызван неудачной денежной реформой; – Восстание Степана Разина (1670-1671) – начавшись как стихийный бунт (поход Василия Уса), восстание приобрело характер крестьянской войны. Участвовали: казаки, посадские и служилые люди, крестьяне, народы Поволжья; – Стрелецкий бунт 1682 г. («Хованщина») - использован царевной Софьей в борьбе за власть; – Стрелецкий бунт 1698 г. - вызван тяжелыми Азовскими походами, отказом вернуть стрельцов в Москву. Внешняя политика: – 1632-1634 гг. - неудачная Смоленская война с Речью Посполитой за возвращение Смоленска и территорий, утраченных во время интервенции начала XVII в.; – 8 января 1654 г. - после восстания Б. Хмельницкого (1648-1653), попросившего помощи у России, в Переяславе произошло воссоединение Украины с Россией; – 1686 г. - «вечный мир» с Польшей закрепил за Россией Киев; – 1687 и 1689 гг. - неудачные Крымские походы В.В. Голицына; – 1689 г. - Нерчинский договорс Китаем установил границу между странами и принципы торговли. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В. |