Резапкина Рабочая тетрадь. Педагогический рисунок. Педагогический рисунок
Скачать 102.5 Kb.
|
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) Зубово-Полянский педагогический колледж. Открытый урок методики обучения продуктивным видам деятельности на тему: «Педагогический рисунок». Преподаватель: Кутуков М.А Зубова Поляна. 2014г.
Технологическая карта изучения темы
Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого мастера эпохи Возрождения Микеланджело: «Рисунок есть источник и душа всех искусств. Тот, кто овладел им, владеет сокровищем».1. Место педагогического рисунка в педагогике.Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.Учителю, преподающего изобразительное искусство постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения.Существуют различные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры.2. Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗОНо всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.(Доклад студента)Педагогический рисунок бывает разных видов:Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.(Доклад студента)Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.3. Назначение и особенности педагогического рисункаИзобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.(Доклад студента)Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.(Доклад студента)1.Крупный размер рисунка. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. 2. Быстрота, лаконизм исполнения. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.(Доклад студента)3. Словесное сопровождение изображаемого.Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.Преподаватель:- Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников.Вертикальное положение доски, крупный размер рисунка, мел вместо карандаша - все это требует специальных приемов работы, отличных от рисования на бумаге. Учащимся надо объяснить, как надо стоять у доски, выполняя рисунок. Обычно рисующий находится от доски примерно на расстоянии 40— 45 см и в полуоборот к классу, а не спиной. В процессе рисования необходимо отходить от доски для того, чтобы увидеть рисунок в целом и иметь возможность проверить качество рисунка. Учащимся следует постоянно напоминать о необходимости движений руки не только в кисти, но и в локте, и в плече. Умение рисовать всей рукой дается не сразу и требует упражнений в течение довольно продолжительного времени. Освоиться с новыми приемами рисования на доске и развить моторику помогают специальные упражнения. Подготовительные упражнения к рисованию на доске должны иметь место в самом начале обучения. Вначале они ограничиваются начертанием линий и фигур и служат для воспитания подвижной координированной моторики. Поэтому желательно, чтобы упражнения могли бы быть (в течение одного или полутора месяцев) своего рода ежедневной «зарядкой» не только в классные, но и во внеклассные часы. 4. Изобразительные средства педагогического рисункаМатериалы, применяемые в педагогическом рисовании.Мел как материал имеет свои положительные качества. Это послушный материал в руках художника. Он дает контур разной толщины, легко стирается.Удобными и интересными для художника - педагога материалами рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом.Пока в школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов.Более удачное использование светло-серого цвета и темных мелков, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге.Для рисования на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным.- Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью.(Выходит студент с углем) Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой. Его можно изготовить из различных материалов: на подрамник натянуть белый холст или укрепить фанеру, плотный картон, древесностружечную плиту. Необходимо иметь приспособления, с помощью которых можно прикреплять планшет к стене или доске и быстро его снимать. Размер планшеты должен быть таким, чтобы на нем можно было выполнять рисунки крупного формата. Для рисования на планшете употребляют древесный уголь. Он хорошо ложится на поверхность бумаги, картона или холста и легко снимается с него. Пастель во многом имеет сходство с цветными мелками. Это в основном, спрессованные в виде палочек порошки пигментов. (Выходит студент с сангиной) Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разновидные. Наиболее удобны следующие: графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а так же пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель (сепия, умбра), масленая краска полусухой кистью (охрой, костью жженной), мел (на тонированной бумаге, картоне), уголь (древесный и прессованный).(Выходит студент с гуашью)В большинстве случаев наброски выполняют на бумаге. Бумага различается по плотности и фактуре. Рисуют на ватманской, рисовальной, чертежной бумагах и на цветной.(Выходит студент с акварелью)Наброски и зарисовки в условиях внеклассных и внешкольных занятий (кружки, факультативы, детские художественные школы, изостудии) - важное средство привития учащимся любви к искусству, хорошая школы профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, воспитание его эстетических чувств. Обо всем этом необходимо постоянно помнить учителю, призванному средствами изобразительного искусства решать задачи гармонического, всестороннего развития личности школьника.В это время остальная группа экспертов заполняют карты АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСУНКА.5. Из истории. Рисунок мелом на классной доске.(Доклад студента)Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как общеобразовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первоначальных этапах обучения, был Рамзауер, ученик Песталоцци.(Доклад студента)Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), разрабатывая теорию обучения, писал о том, что применение строго научно обоснованный методики позволяет любого человека научить рисовать простые предметы. Обучать рисунку, считал Песталоцци, можно только с натуры. Изображения на черной грифельной доске воспользовались в 30 г. XIX столетия братья Фердинанд и Александр Дюпюи.С 1876 г. во Франции классная доска находит широкое применение, особенно на первых этапах обучения рисованию, как общеобразовательному предмету.(Доклад студента)В России рисование мелом на доске при обучении получило широкое распространение во второй половине XIX века. С 1804 г. рисование начинает преподаваться в гимназиях и военных училищах.Большой вклад в развитие методики и преподавания внесли П.П. Чистяков и художники - передвижники. Рисование мелом на классной имело большое значение. В основу метода было положено осмысленное изображение предметов и натуры. Классная доска использовалась при беседах, как способ разъяснения последовательности рисования. Вопросам рисунка на доске учителя уделялось все больше внимание.Преподаватель:-Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске. Рисунок учителя на классной доске способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающее ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям. Отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах. Ясно, что преподаватель изобразительного искусства должен уметь рисовать быстро, за несколько минут изображать наиболее существенное и типичное в натуре, выделять в натуре то, что представляет наибольшую важность для данного объяснения.(преподаватель рисует на доске мелом) Различают следующие типы рисунков мелом: а) линейный рисунок, т. е. рисунок, выполненный непрерывной линией, имеющей везде одинаковую толщину, без светотени; (Бабочка двумя руками) б) рисунок штриховой, т. е. выполненный прерывистой линией - штрихами, разнообразными как по длине, так и по силе нажима (по толщине, дающей возможность характеризовать форму предмета светотенью; (конус) в) рисунок линейный с применением цветных мелков или аппликаций; г) тоновой рисунок, в котором наносится намеленной влажной тряпкой общий меловой слой. В меловом слое протираются освещенные (или светлые) места предмета. Тени (или темные места) выражены меловым слоем разной силы. (Изобразить м быстрый набросок) Преподаватель показывает примеры рисунка линейного, штрихового и рисунка с введением цветных мелков. Прием тонового рисунка может быть показан как дополнительный, но овладение этим приемом для учащихся не обязательно. Примером линейного рисунка может быть изображение любых предметов для иллюстрации (например, на уроках естествознания: колба, снежинки, стрекоза и т. д.). Как примеры штрихового рисунка могут быть показаны изображения предметов со светотенью для иллюстрации объяснений. 6. Особенностью педагогического рисунка мелом является:1. Рисунок имеет вид негативного изображения.При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени, да и сам характер негативного рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера.2. Рисунок учителя стирается с доски сразу же после объяснения.Это делается для того, чтобы дети не срисовывали и рисовали самостоятельно.Преподаватель:7. Влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке.Итак, стало ясно, что Учитель, преподающий изобразительное искусство должен сам уверенно иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным. Наброски и зарисовки в условиях школы, а также и внеклассных и внешкольных занятий (кружки, факультативы, детские художественные школы, изостудии) - важное средство привития учащимся любви к искусству. Обо всем этом необходимо постоянно помнить учителю, призванному средствами изобразительного искусства решать задачи гармонического, всестороннего развития личности школьника.Поэтому оценить значимость полученных сегодня на уроке знаний Вы должны сами.
Таблица. Анализ педагогического рисунка. |