Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема исследования

  • Предмет исследования

  • Методы исследования: - теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования);

  • Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры 1.1. Развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

  • 1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

  • Глава II. Практическая работа по выявлению изучения педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми

  • Конспекты посредством сюжетно – ролевыми играми Мой любимый детский сад. 1. «Детский сад» Цель

  • Цветы. 2. «Магазин «Цветы» Цель

  • Труд работников детского сада. 3. «Прачечная» Цель

  • Примерные игровые действия

  • Игрушки. 4. «Цирк» Цель

  • Перелетные птицы 5. "Выставка птиц" Цель

  • День рождения д/с. 6. «День рождения» Цель

  • Осень. 7. «Листопад» Цель

  • Дары осени: овощи-фрукты. 8. «Супермаркет» Цель

  • Моя семья. Безопасность дома. 9. «Дом, семья» Цель

  • ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое сопровождение сюжетноролевой игры


    Скачать 69.22 Kb.
    НазваниеПедагогическое сопровождение сюжетноролевой игры
    АнкорФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Дата04.05.2023
    Размер69.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya_rabota-1_iiiii.docx
    ТипКурсовая
    #1108328

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

    (ГАПОУ СМПК)

    Курсовая работа
    на тему: «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры»



    Оценка: ____________

    Дата защиты «_____» _________ 2021 г.

    Руководитель: ____________

    Выполнила студентка

    III курса группы ДО-37

    специальности 44.02.01

    Дошкольное образование

    Фахретдинова Алина Ильфаковна

    Руководитель

    Федорова Ираида Витальевна.


    Стерлитамак, 2021

    Содержание
    Введение……………………………………………………………...……………3

    Глава I. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста………..5

    1.1. Развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста…………...5

    1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста……………………….…………….9

    Вывод по первой главе…………………………………………….…………….16

    Глава II. Практическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста….…17

    2.1. Конспект сюжетно-ролевой игры с старшего дошкольного возраста……………………………….…………………………………………17

    Заключение…………………………………….…………………………………23

    Список литературы………………………………………………………………25

    Приложение

    Введение
    Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, а также возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре.

    Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

    Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на нравственные нормы дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л. и другие.

    Тема исследования: «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры».

    Объект исследования: процесс педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: методы и приемы педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

    Цель исследования: выявить методы и условия педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

    Гипотеза: сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если со стороны воспитателя будет осуществляться её педагогическое сопровождение .

    Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

    2. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее развития у детей дошкольного возраста.

    3. Определить методы и условия педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

    4. Разработать конспект сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

    Методы исследования:

    - теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования);

    - эмпирический (анализ педагогической документации).

    База практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Солнышко»» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.


    Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры

    1.1. Развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
    В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в группы. Нередко этими же группами дети организуют разные игры. Такие устойчивые объединения детей строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Тематика игр меняется: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.

    Это происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей).

    Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.

    В игре ребенка старшего возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). [4, с. 99]. Это уже элементарное планирование. У детей возникает потребность обсуждать сюжет, распределение ролей, исходя из интересов, всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. С возрастом количество играющих увеличивается. Если в младших группах в игре участвуют 2-3 ребенка, то в старших группах количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

    Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

    Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

    Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. [8, с. 97].

    Руководство сюжетно - ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

    Прямое педагогическое руководство - это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.

    Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

    Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры:

    - ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;

    - обогащение игрового опыта детей;

    - организация предметно-игровой среды;

    - активизирующее общение воспитателя с детьми. [9, с. 108].

    Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников. Работу по ознакомлению с окружающим миром нужно организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен подаваться эмоционально, с опорой на наглядность. В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция - сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью.

    Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:

    - усложнение содержания;

    - усложнение игровых действий;

    - взаимодействие с партнером;

    - самостоятельность и творчество.

    Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды.

    В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.

    Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.

    Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми. Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. руководство сюжетно - ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.

    Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего учебного года. В этом может помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.

    Таблица 1 - «Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми»




    Задачи

    Методы и приемы

    1

    Расширять

    представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.

    Рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Просмотр видеоматериалов.

    Рассказ воспитателя.

    Чтение художественной литературы. Беседа.

    Отгадывание загадок.

    2

    Изучать интересы детей, их любимые игры.

    Наблюдение за игровыми объединениями детей.

    Рисование на тему «Как мы играем». Рисование на тему «Мои любимые игрушки».

    Беседа на тему «Любимые игры».

    Беседа на тему «Мои друзья».

    Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду».

    3

    Создавать

    «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры.

    Рассматривание предметов, игрушек, предметов - заместителей.

    Рассказ воспитателя о предметах.

    Беседа об использовании предметов, игрушек.

    Беседа о хранении и размещении игрушек. Изготовление детьми предметов - заместителей, игрушек-самоделок, поделок. Внесение новых игрушек и предметов.

    4

    Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей.

    Предложение темы игры, новых сюжетов Обсуждение игрового сюжета.

    Создание игровой воображаемой ситуации. Создание игровой обстановки.

    Разработка плана игры.

    Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. Распределение ролей.

    5

    Формировать специфические игровые умения.

    Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Употребление условной игровой терминологии.

    Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей).

    Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.


    Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

    1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

    2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это, с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

    3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

    Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

    4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно - ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд, кустарники - граница, бревно - корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

    5. Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

    6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

    7. Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:

    а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх - четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);

    б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;

    в) все меры педагогического воздействия на детей - требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;

    г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;

    д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

    8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

    1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
    На протяжении всего дошкольного возраста, пока дети растут и развиваются, приобретают новые умения и знания, наиболее характерным видом деятельности остаётся у них сюжетно-ролевая игра. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация (мнимая), которая заключается в том, чтобы дошкольник мог брать на себя роль взрослого и выполнять действия в созданной им самим игровой обстановке.

    Самостоятельность дошкольника в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. [2, с.79]. Дошкольники сами выбирают тематику для игры, сами придумывают ход действий и сюжет, а также сами находят удобное для них место, для того, чтобы развернуть игру. Дети неограниченны в выборе средств для воплощения образа.

    В игре дети воплощают свои замыслы, свое отношение к тому событию, которое разыгрывается и это является главным.

    Содержание игры помогает детям осознать мотивы, цели труда взрослых, а также помогает воспроизвести их взаимоотношения, которые они могут воспринимать через роль и через игровые правила. И именно поэтому важно способствовать расширению всех тематик игр для дошкольников, а также способствовать развитию их содержания на основе углубления знаний детей дошкольников о жизни людей.

    Основное содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также одним из важнейших условий воспитания дошкольников в игре. Но стоит ответить, что не каждая детская

    игра может нравственно развивать дошкольников. Функцию нравственного развития может выполнить только «хорошая» игра. Существует такие критерии, которые характеризуют «хорошую» игру. Основным критерием такой игры в дошкольном возрасте является интерес к самим играм, содержание этих игр отражает характерные общественные явления; содержательность целей этих игр; разнообразие сюжетов и ролей в этих играх; проявление нравственных чувств. [1, с.46].

    Уровень дошкольной игры прямо зависит от умения руководить игровой деятельностью педагогом, она передает дошкольникам свой нравственный опыт, а также приобщает их к жизни взрослых людей.

    Важным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без этого основного компонента не может быть самой сюжетно-ролевой игры.

    Сюжеты игр разнообразны. Они делятся на бытовые, производственные, общественные.

    Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры - это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. [4, с.112].

    Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается дошкольником с помощью ролей, которых он берёт на себя. Роль является средство реализации сюжета, а также является главным компонентом сюжетно-ролевой игры в целом. Всякая роль содержит определённые правила поведения, которые определяются из окружающей среды. Роль - это образец того, как можно и нужно действовать. Исходя из этого дошкольник оценивает поведение всех участников игры, а затем и собственное. Развитие ролей в сюжетно-ролевой игре, на протяжении всего дошкольного возраста, происходит от исполнения ролевых действий к самим ролям, т.е. образам. В последние годы в виду того, что отмечается недостаточность высокого уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Короткова, Н.Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослыми и дошкольниками. [5, с. 134].

    Сюжетная игра привлекательна как деятельность в жизни детей дошкольного возраста. В игре дошкольники испытывают комфорт, который позволяет ощутить внутреннею свободу, именно в сюжетной игре ему подвластны вещи, отношения, а также действия - всё то, что в обычной жизни дается с трудом. Именно со спецификой сюжетной игры связано это состояние и ощущение внутреннего комфорта. В целом сюжетная игра не запрашивает от дошкольника реального продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

    Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

    Игра является важным средством для развития личности детей. Развитие у дошкольников способности взаимодействовать с другими людьми, оказывает большое влияние на саму игру.

    Современные психолого-педагогические исследования показывает, что сюжетная игра, как и любая другая дошкольная деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается взрослыми, которые уже «умеют играть» [5, с. 123].

    Роль воспитателя в развитии игры важна, чтобы роль педагога была существенна, воспитатель должен следовать следующим правилам:

    - использовать косвенные приёмы;

    - дать дошкольникам знания об окружающем мире;

    - активно участвовать в игре как партнёр;

    Обязанность педагога состоит в том, чтобы обучить дошкольников игровым умения. Чтобы это возможно было осуществить воспитатель должен следовать принципа организации сюжетной игры в дошкольном возрасте: первый принцип обуславливается тем, что педагог должен играть с дошкольниками и именно в ходе этого дети будут учиться овладевать игровыми умениями.

    Чтобы правильно реализовать игру, педагог должен отметить решающие моменты в игре. При выборе игры задачей воспитателя является помощь выбрать интересную игру, для этого воспитатель изначально должен создать условия, в которых ребёнок будет заинтересован игрой, а далее помочь дошкольникам объединится в коллектив для игры. В процессе игры педагог должен принимать тактичное участие в игре, а также знакомить детей с новыми игровыми действиями. При окончании игры воспитатель должен организовать обсуждение игры, проанализировать с детьми их игровую деятельность и их взаимодействия, а также дать советы при правильном выстраивание игры.

    Из выше перечисленного следует второй принцип организации сюжетной игры: педагог должна принимать активное участие в игре с дошкольниками на протяжении всего дошкольного детства, но с учётом каждого возрастного этапа. Её цель развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения.

    Третьем принципом организации сюжетной игры является способ начинать с раннего возраста до старшего дошкольного возраста необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

    Таким образом, стоит учитывать, что эти три принципа не смогут быть реализованы, если не будет обозначена реальная опора, на которую педагог сможет опираться при формировании у дошкольников игровых умений.

    Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о значительной зависимости развития самостоятельной игры детей от направляющих воздействий взрослых.


    Вывод по первой главе
    Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Воспитание ребенка в игре зависит от влияния на её содержания, т.е. на выбор темы, развитие самого сюжета, распределение ролей, а также на реализацию самих ролей.

    Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться. Одна тема может включать в себя разнообразные эпизоды, всё зависит от интересов самих дошкольников. От переживаний и ощущений дошкольника определяется выбор игр. Ребёнок испытывает потребность отражать в игровой деятельности свои повседневные впечатления, которые связанны с теми чувствами, которые он питает к окружающей жизни.

    Задачей педагога является в том, чтобы помочь ребенку выбрать из разнообразия жизненных впечатлений самые яркие, те, что могут послужить сюжетом хорошей игры.

    Полученные в этой части исследования теоретические результаты можно рассматривать как методологические основания, необходимые для реализации методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.


    Глава II. Практическая работа по выявлению изучения педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми

    2.1. Конспекты продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевыми играми
    ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

    Месяц

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя




    «Семья»

    «Больница»

    «Детский сад»

    «Магазин»

    Сентябрь

    В семье младенец

    Поликлиника

    Работники

    детсада

    Овощи - фрукты

    Декабрь

    Мамы и папы нет дома

    Аптека

    День в детсаду

    Супермаркет

    Март

    Праздник в семье

    Вызов врача на дом

    Играем и занимаемся в детсаду

    Игрушки,

    книги

    Апрель

    Мы мамы и папы

    На приеме у специалистов

    Праздник в детсаду

    Одежда, обувь




    «Парикмахерская» «Ателье»

    «Стройка»

    «Завод»

    «Фабрик»

    «Космос»

    «Армия»

    «Театр»

    «Музей»

    май

    Парикмахерская

    Строим город

    Летчики

    Мы -зрители

    июнь

    Ателье одежды

    Автозавод

    Космонавты

    Мы - артисты

    июль

    Детское ателье

    Фабрика

    игрушек




    Экскурсия в музей




    «Транспорт»

    «Зоопарк»

    «Путешествие»

    «Школа»

    «Библиотека»

    Август

    Машины на нашей улице

    Зоопарк

    Путешествие на автобусе

    Библиотека

    октябрь

    Пост ГИБДД

    Поездка

    Путешествие на поезде

    Школьная

    библиотека

    ноябрь

    Общественный

    транспорт

    Цирк зверей

    Путешествие на корабле

    Уроки в школе


    Конспекты посредством сюжетно – ролевыми играми

    Мой любимый детский сад.

    1. «Детский сад»

    Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

    Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской се¬строй и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

    После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д.

    Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений.

    К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач»,

    «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу».

    После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д.

    По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

    Цветы.

    2. «Магазин «Цветы»

    Цель: Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о цветах (садовые, комнатные, луговые); учить развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте цветочный магазин. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров. Дети приходят в магазин за цветами, рассматривают их, выбирают букеты, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.

    Труд работников детского сада.

    3. «Прачечная»

    Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом прачки. Закрепление представлений детей о труде взрослых в детском саду Воспитание уважительного отношения к труду.

    Примерные игровые действия: прием заказа; оформление заказа; оплата заказа; использование лаборатории для поиска новых средств; выполнение заказа; доставка заказа; замачивать, стирать, намыливать, полоскать, отжимать, развешивать, сушить, снимать, гладить, складывать.

    Игрушки.

    4. «Цирк»

    Цель: формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры. Развивать умение распределять роли. Закреплять представления детей об артистах цирка: гимнастах, клоунах, дрессировщиках, фокусниках, конферансье. Воспитывать доброжелательные отношения в игре, положительные эмоции.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в цирк. Для этого нужно подготовить группу. Дети вместе с воспитателем готовят группу: делают арену из стройматериалов, определяют место для зрителей, место для буфета. Дети распределяют между собой роли.

    Роли распределены.

    Дети-зрители подходят к кассе и приобретают билеты. Дети-артисты идут готовиться к выступлению.

    Воспитатель берёт на себя роль конферансье и фокусника.

    Перелетные птицы

    5. "Выставка птиц"

    Цель: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции воспитателя и действовать согласно инструкции; развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через игру.

    Ход игры: Во время первой игры роль экскурсовода берет на себя воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи экскурсоводом, педагог разговаривает с экскурсантами, показывая детям, как необходимо вести диалог, игровые взаимодействия. В первый день достаточно ролей экскурсантов и экскурсовода.

    На следующий день воспитатель уже может поручить роль экскурсовода детям группы, а на себя берет роль заводчика. И так постепенно вводя новые роли, тем самым педагог старается показать взаимодействия между персоналом выставки, показать их роли, а также исполнение роли птиц.

    Учим детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. Ролевые беседы играющие дети обмениваются логически связными по содержанию фразами. В итоге всей подготовки должна получиться игра с взаимодействием всех действующих лиц сюжетно - ролевой игры.

    День рождения д/с.

    6. «День рождения»

    Цель: Продолжать формировать положительное отношение к образу жизни людей, нормам и правилам поведение в обществе. Развивать воображение и творчество и отображать в игровых действиях отношения в семье, с гостями (подчинение, сотрудничество). Приучать детей к элементарному планированию игры, самостоятельной организации обстановки;

    Закреплять правила гостевого этикета: поведения в гостях, приема их в своем доме, преподнесение и принятие подарка;

    Ход игры: Дети делятся впечатлениями после дня рождения, которое было у одной из девочки группы. Воспитатель может использовать прием наводящих вопросов. Воспитатель: «Ребята, вспомните, кто недавно отмечал день рождение». Воспитатель: «А давайте мы с вами поиграем в «День рождения» и во время игры ещё раз поздравим нашу именинницу»

    Сюжет игры дети определяют самостоятельно, при участии взрослого. Дети сами распределяют роли и обосновывают свой выбор.

    Дети самостоятельно определяют, что необходимо для игры. Определяют место игры и расставляют атрибуты, занимают свои места.

    Друзья именинницы, приглашенные на день рождение, по желанию могут сходить в парикмахерскую, в магазин за покупкой подарка.

    В ходе игры воспитатель, участвует в роли «администратора», наблюдает за детьми, при необходимости включается в игру: помогает, оказывает техническую поддержку. В конце праздника администратор подходит к гостям, интересуется их впечатлениями о празднике. Воспитатель обращает внимание, что гости сегодня очень дружные, вежливые. Приглашает ещё раз посетить кафе.

    Осень.

    7. «Листопад»

    Цель: Расширить представление об изменениях в природе, воспитывать умение договариваться и выслушивать мнения друг друга в процессе игры.

    Ход игры: Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (рассматривание иллюстраций). Давайте походим по осенним дорожкам. Послушайте, как шуршат листики под ногами. Дыхательная гимнастика: давайте скажем ттттттттт-тттур-тттур - несколько раз. Каждый ребенок произносит этот звук.

    Дети садятся отдохнуть "на лесной полянке", ловят листики, изображая их, ложатся на ковер и т.д.

    Дары осени: овощи-фрукты.

    8. «Супермаркет»

    Цель: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знании об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

    Ход игры: Товаровед - делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир - «выбивает» чек, проверяет, весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель - доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора. Г рузчик - разгружает товар на склад, помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица - моет пол и вытирает пыль. Директор - проверяет работу своих подчиненных. Покупатель - приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами.

    Моя семья. Безопасность дома.

    9. «Дом, семья»

    Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

    Ход игры: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

    Заключение
    Сюжетно – ролевая игра имеет важное значение для развития ребёнка. В ней дети отображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Детей в дошкольном возрасте, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребёнок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его. Это желание ребёнка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослыми и есть свидетельство стремления ребёнка жить общей с взрослыми жизнью, участвовать в их работе. Именно в ролевой игре ребёнок в особых, создаваемых им игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых.

    Сюжетно - ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых,- своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи и др. Чем меньше впечатлений получает ребёнок, тем беднее и однообразные сюжеты его игр.

    Успех воспитания ребёнка в игре достигается, прежде всего, кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и так далее. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.

    Таким образом, длительные сюжетно - ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания - непрерывность и постоянство определённой целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания ими своих обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе. А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, используемый воспитателем как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников.

    Список литературы
    1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.

    2. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.

    3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2018. - 510 c.

    4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

    5. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. - М.: Юрайт, 2020. - 152 с.

    6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

    7. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.

    8. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.

    9. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.

    10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.

    11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.

    12. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. - М.: Юрайт, 2017. - 202 с.

    13. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева. - М.: Владос, 2018. - 263 c.

    14. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 165 с.

    15. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.

    16. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.

    17. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. - М.: Юрайт, 2020. - 122 с.

    18. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.

    19. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика. Дошкольное образование. - М.: Юрайт, 2020. - 336 с.


    написать администратору сайта