Период 862988
Скачать 264.16 Kb.
|
Период 862-988 гг. был значимым в истории России. В эти года началось зарождение Древнерусского государства. Я бы хотела рассказать о нескольких немаловажных событиях, произошедших в этот период. Во-первых, в 945 году, когда Игорь с малой дружиной поехал собирать второй раз дань для себя к древлянам, те его убили. Тогда же первой правительницей Древнерусского государства, регентшой пр малолетнем сыне Святославе становится Ольга. Она, благодаря своему жесткому характеру, стремясь отомстить древлянам за смерть мужа, сжигает послов от древлян в бане в Киеве, во время тризы по Игорю по приказу были убиты около 5000 людей, а потом и вовсе сжигает главный город древлян. После всего, благодаря уму и рассудительности Ольга решает упорядочить сбор дани и вводит полюдье. Таким образом, во времена правления Ольги проводится первая реформа и упорядочивается сбор дани. Во-вторых, после первой междоусобицы, в 980 году правителем становится Владимир I. Он, в 981 году проводит языческую реформу, и устанавливает капища в Киеве, все это было сделано для укрепления Древнерусского государства, однако, реформа не приводит к ожидаемому успеху. Тогда, Владимир, рассудив, решает отправить послов в разные страны, чтобы выбрать религию для Руси. В итоге, в 988 году выбирают христианство, и Владимир сначала сам крестился в Византии, а потом, людей, киевлян, крестят в Днепре. Таким образом, крещение Руси способствовало укреплению самого государства и связей с Византией. Таким образом, период 862-988 гг. потому что появляется Древняя Русь, принимается государственная религия, производятся первые реформы, укрепляются первые отношения с другими государствами. 945-972 Этот период совпадает с периодом регентства княгини Ольги,а также с правлением её сына Святослава После того,как князя Игоря в 945 году убивают древляне,Ольга проводит налоговую реформу:устанавливает уроки-размеры дани и погосты-места сбора дани.Таким образом,она систематизирует сбор дани на Руси.В 957 году Ольга едет в Византию и принимает там христианство,после крещения берет имя Елена.После чего она просит Святослава принять христианство,но он категорически отказывается.После крещения Ольга налаживает дипломатические отношения с Европейскими государствами.В следствии чего германский король Оттон первый посылает в Киев христианских миссионеров ,но в Киеве их чуть не убивают и они чудом спасаются. Святослав начинает княжение с 962 до 972 года.Он всю жизнь проводит в походах.Святослав присоединяет племена вятичей,после чего возникает конфликт между Святославом и хазарами,так как вятичи в это время платили дань хазарам.Первый поход состоялся в 964 году и продлился до 967 года,он получил название восточный поход.В ходе него Святослав громит Хазарский каганат,после этого он практически прекратил своё существование.В ходе второго похода(967-969),который получил название Дунайский,Святослав захватывает Дунай и собирается перенести столицу в Переславец,но в это в 968 году печенеги вторгаются в Киев и Ольга держит оборону города.Святослав возвращается в Киев громит печенегов и едет обратно на Дунай.В это время к власти в Византии приходит талантливый император Цимисхий,который начал готовится к Войне со Святославом.Война происходит в 970-971.В 970 Святослав выигрывает,но в 971 терпит поражение ,после чего был заключён договор с Византией ,по которому Святослав обязуется покинуть Дунай.Но,когда Святослав возвращается в Киев,он встречает на днепровских порогах печенегов,и остаётся там зимовать,но когда весной он пытается пройти ,его убивают.Печенежский князь Куря из его черепа делают чашу для вина. Данный период является важным в истории,так как во время правления Ольги и её сына была создана единая налоговая система,а также расширялась территория государства. 980 – 1015 гг Предложенный для анализа период совпадает со временем правления киевского князя Владимира I. В этот период происходило значительное укрепление Руси, а также сближение с Византией. Рассмотрим основные, наиболее значимые события данного периода. Князь Владимир знаменит прежде всего, своей религиозной реформой – Крещением Руси в 988 году. Однако идея принять православие (ветвь христианства, образовавшаяся после разделения церквей в 1054 году) в качестве государственной религии возникла не сразу. До этого Владимир был язычником (исповедовал политеистическую религию, в которой обожествлялись явления природы) и, чтобы объединить разрозненные племенные союзы (радимичи, вятичи, древляне, поляне и др.) проживавшие на территории государства он решил создать единый пантеон (собор, список) почитаемых языческих богов. Эта попытка потерпела поражение. Тогда князь решил выбрать какую – либо из мировых религий. Руси нельзя было дальше оставаться языческой, т.к. это обрекало её на внешнеполитическую изоляцию. Тогда Владимир, по легенде, отправил послов во все страны, чтобы те ознакомились с основными мировыми религиями, а потом по приезде рассказали о них князю. На основе этих рассказов Владимир выбрал ветвь христианства – православие. Ближайшей к Руси православной державой была Византия. Именно из Византии пришло на Русь православие. Правда, принять веру от императора значило назваться подданным Византии, а Владимир хотел сохранить независимость Руси, поэтому он пошёл на хитрость. Захватив Корсунь (нынешний Херсонес), он потребовал руки византийской цесаревны Анны и принял крещение с условием, что она выйдет за него замуж. Так началось сближение Руси с Византией, обогатившее нашу культуру самыми лучшими ценностями византийской, способствовавшее развитию зодчества (строительства) и привёдшее к изобретению русской письменности. Одновременно Владимир заботился об укреплении границ государства. С принятием новой веры этот вопрос стал особенно актуальным, т.к. нужно было защищать подданных от язычников – печенегов (кочевые племена, находившиеся недалеко от южных границ Руси). Сооружением линии границы, крепостей и застав руководил дядя князя и главный воевода (военачальник, высший чин в сухопутных войсках) Добрыня. Он занимался воспитанием князя, пользовался большим доверием. Добрыня был инициатором укрепления южных границ Руси. Это позволило относительно успокоить напряжённую обстановку и избежать больших потерь. До этого кочевники практически ежегодно совершали набеги на поселения южной Руси, грабя, сжигая и уводя пленных. Теперь эта проблема была решена. Кочевники продолжали свои набеги, но они не были такими болезненными для мирных жителей. Говоря об оценке правления Владимира I, наиболее целесообразно вспомнить его прозвище «Красное солнышко», которое ему дал народ. Это свидетельство искренней любви, доверия к Владимиру, как правителю. Ведь такое доброе прозвище не могли присвоить незаслуженно. Владимир также был канонизирован РПЦ как святой равноапостольный благоверный князь. Это тоже является важной оценкой его правления. Князь Владимир Красное Солнышко управлял государством в течение 35 лет и много сделал для развития и укрепления Руси. 1019-1054 Данный промежуток времени характеризуется правлением Ярослава Мудрого.При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества.В 1030 после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г.Юрьев(ныне г.Тарту) в Эстонии,утвердив русские позиции в Прибалтике.В 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупных городов Европы,соперничавший с Константинополем.По дошедшим свидетельствам в городе около 400 церквей 8 рынков.По преданию в 1037 г,на месте где Ярослав годом раньше разбил печенегов,был возведен Софийский собор.Тогда же,при Ярославе ,в Киеве были сооружены Золотые ворота-парадный въезд в столицу Древней Руси. Рост силы и авторитета Руси позволили князю впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателся Илариона-русского по происхождению.В самом факте избрания рассматриваются два важных момента.С одной стороны это попытка возродить традиции ранней(еще Владимировской поры) русской церкви,глава которой избирался всеми епископами.С другой стороны,здесь заметно желание подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии,как в церковных ,так и в политических смыслах. И недаром сам Иларион,в отличии от митрополитов греков стремился к завоеванию русской православной церковью самостоятельно положения ,поддерживая идею самостоятельности и всего русского государства.Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в созданиипервой русской библиотеки про Софийском соборе,был причастен к созданию древнерусской правовой системы.Иларион-автор блестящего ораторского произведения Древней Руси "Слово о законе и благодати" (1037-1050). В богословном по содержанию сочинении Иларион утверждает мысли о равенстве всех народов,высокого оценивает деяния князей,прославивших русскую землю в других странах.В целом можно охаректиризовать этого человека как незаурядного государственного деятеля и крупнейшего писателя Древней Руси. Таким образом,при Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания.Многие историки, такие как Ключевский, Соловьев, оценивают это период как значимую эпоху в истории нашего государства. На эти годы приходится расцвет и могущество Древнерусского государства. В эти годы Русь окрепла, приобрела запас духа, стойкости, мудрости и смогла запасти силы, чтобы встретить эпоху раздробленности и новых испытаний. 1462-1505 годы – это время правления Ивана Третьего. Этот период времени характеризуется возвышением Московского княжества внутри Русского государства, а также за его пределами. Москве пришлось решить множество важных вопросов и проблем, связанных с последствиями феодальной раздробленности, с чем, кстати сказать, Иван 3 справился блестяще. Одной из важнейших задач являлась необходимость свержения татаро-монгольского ига. Золотая Орда в пятнадцатом веке претерпевала тяжелейший период раздробленности, следовательно, была крайне ослаблена. Этот фактор способствовал освобождению России от многовекового гнета. Так в 1480 году произошло событие, именуемое в истории «стоянием» на реке Угре. Причиной ему явилось нежелание Москвы платить Орде дань (она не выплачивалась с 1472 года, когда близ города Алексин на реке Оке ордынское войско во главе с Ханом Ахматом было остановлено Иваном Молодым, сыном Ивана Третьего). Главными действующими лицами в событии 1480 года стали Иван Молодой и воевода Даниил Холмский: они выставили против врага – хана Ахмата – сильную дружину, объединившую почти всех представителей русских земель. Однако победа была одержана не только благодаря качественно подготовленному войску со стороны русских земель, но и благодаря тому факту, что польский король Казимир 4, на чью помощь надеялся хан Ахмат, не пришел к нему на помощь. Ведь на Польшу в тот момент напало войско крымского князя Менгли-Гирея (с кем Иван 3 в 1474 году заключил союзнический договор). Итак, следствием события 1480 года стало, главным образом, то, что Россия раз и навсегда ликвидировала зависимость от татаро-монголов и открыла для себя новые возможности, чтобы развиваться, и, конечно, значительно укрепила авторитет на мировой арене как свободное государство. Также немаловажным процессом во время правления Ивана 3 была централизация Русского государства. В ходе нее были присоединены к Москве следующие территории: Ярославское (1467), Ростовское (1474) княжества, Пермь (1472), Новгородская (1478) и Вятская (1489) земли, Тверское княжество (1485). И если большинство земель добровольно или за символический выкуп подчинялись Московскому князю, то Новгород отчаянно этому сопротивлялся. Поэтому его присоединение шло в несколько этапов: в 1471 году произошла битва на реке Шелони, причиной которой стало стремление новгородцев перейти под власть Литвы. Таким образом, опасаясь этого, Иван 3 объявил Новгороду войну, продолжавшуюся вплоть до 1478 года. Следствием присоединения Новгорода к Москве стало то, что теперь наиболее активные московские бояре казнены и нет больше угрозы неповиновения, их земли отобраны в пользу казны (увеличение земельного потенциала государства), а также то, что перестало созываться вече. Говоря о законодательном вопросе, нельзя не отметить создание «Судебника» Ивана 3 1497 – первого единого свода законов для всего Российского государства. Этот документ положил начало унификации права на Руси, установил общий порядок судопроизводства и, главное – стал отправной точкой в процессе закрепощения крестьян, благодаря вводу правила «Юрьева дня». Причиной этому явилось прежде всего то, что зачастую крестьяне уходили от хозяина десятками деревень, и это тормозило процесс сельского хозяйства. Данный период оценивается историками, в общем, положительно. Н.М. Карамзин даже говорил, что «Россия нынешняя образована Иоанном». Действительно, в годы правления Ивана 3 в России зародилось много тенденций, прошедших через многие века: например, формирование самодержавной власти, закрепощение крестьян. Также стоит отметить, что с присоединением Новгорода к Москве был особый путь развития Новгородской земли (как мы знаем, там издревле существовал республиканский строй) «был насильственно прерван», таким образом, при Иване 3 был «выбран» (бессознательно) путь, по которому пошла Россия. Также появился толчок к формированию органов управления (приказная система как прототип будущих коллегий, министерств). 1533 - 1564 Данный исторический период связан с первым периодом правлением Ивана Грозного, вначале под регентством его матери Елены Глинской, а с 1547 сам Иван Четвёртый был помазан на царство. В этот период произошли следующие события: денежная реформа Елены Глинской, созыв первого земского собора (собор примирения 1549), создание Избранной Рады (1550), создание стрелецкого войска, созыв Стоглавого собора (1551), присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало Ливонской войны (1558), создание приказной системы и отмена кормлений. Основной личностью данного периода является Иван Четвёртый или Грозный. Роль этой личности прослеживается в большей части событий данного периода. Так, В 1552 году Иван 4 принимает решение (!) о завоевательном походе на Казанское Ханство. Причиной (!) данного похода стали давние разногласия между Российским государством и Казанским ханством (в частности, участились случаи грабежей и убийств русских купцов), благоприятная внешнеполитическая обстановка (Крымское ханство не собиралось оказывать поддержку казанцам), техническое превосходство русских войск над противником (наличие артиллерии, новосформированные стрелецкие полки). В 1552 году после тяжёлой осады Казань пала. Вследствие (!) этой победы Казанское ханство перестало существовать, а Россия обезопасила свои восточные границы, присоединила плодородные территории Волжского бассейна; а также в честь этой победы в Москве был построен величественный архитектурный памятник: Собор Василия Блаженного. Также, в данный исторический период крупной фигурой являлся митрополит Макарий. Учитель и духовник Ивана Грозного, его роль (!) состоит в разработке обряда венчания на царство Ивана 4 и сама идея подобного шага, после которого правителей российского государства и стали называть Царями, что отсылает к Римско-греческому "Кесарь", "Цезарь", что синонимично титулу "Император". Также, не без участия Макария в 1551 был созван Стоглавый собор. Одной из причин (!) для созыва Стоглавого собора стала неоднородность богослужебных обрядов на территории Российского государства из-за длительного периода феодальной раздробленности и необходимость дальнейшей централизации. На Стоглавом соборе церковные обряды были частично унифицированы и упорядочны. Вследствие (!), данной церковной реформы Российское государство сделало ещё один шаг в сторону дальнейшей централизации, усилилось влияние РПЦ в России и в мире. Данный, хоть и тяжёлый, исторический период можно оценить положительно. Перед молодым царём и его окружением стояло множество серьёзных проблем: необходимость дальнейшей централизации, угроза со стороны восточных ханств, набеги Крымского хана, напряжённые отношения с ближними западными странами, боярская оппозиция царю, - но большая часть этих проблем успешно решалась. Была создана эффективная для управления страной приказная система, проведена денежная реформа Еленой Глинской (дальнейшая централизация), начали созываться Земские соборы (компромисс с боярами), реформирована армия, расширилась территория государства (безопасность границ) и т.д. С другой стороны, вмешательство Польши и Швеции в Ливонскую войну предзнаменовало начало неудач во внешней политике, приближается сложный и противоречивый период опричнины, время насильственной и жестокой централизации, не жалея средств. 1598-1610 Данный временной период связан с таким историческим явлением как «Смута». Смута – это период глубокого кризиса в России конца XVI – начала XVII века. Для него характерны народные выступления, появление самозванцев, интервенция, кризис государственности и ослабление страны. Началом смутного времени принято считать смерть царя Федора Ивановича – сына Ивана IV Грозного в 1598 году. Это событие ознаменовалась династическим кризисом, так как с гибелью Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. В связи с этим следующий царь был избран на Земском соборе, им стал Борис Федорович Годунов (1598-1605 гг). На правление Годунова пришелся чудовищный голод, который разразился из-за природных катаклизмов в начале XVII века. Голод продолжался три года. Цены на хлеб выросли так, что даже средним слоям населения он был не по карману. Деньги обесценивались день за днем. Правительство Годунова пыталось решить проблему, раздавая деньги и рганизовывая общественные работы, чтобы прокормить население и предотвратить грабежи и разбои. Однако правительству не удалось предотвратить катастрофу. Крестьянство не могло получить бесплатный хлеб, только на условиях заемной кабалы. Обедневшие крестьяне не могли рассчитывать даже на это и умирали голодной смертью. Таким образом, из-за голода и крепостнического гнета в 1603 году холопы объединились в целую армию под предводительством Хлопко Косолапа. Летом этого года холопы пошли на Москву, а в сентябре были разгромлены. Для смутного времени характерно такое явление как самозванство. В 1605 году в Москву вступает самозванец Григорий Отрепьев, провозгласивший себя выжившим сыном Ивана Грозного Дмитрием. С этого момента разгорается гражданская война. Из-за слабого здоровья умирает царь, передав престол своему сыну Федору. Однако по приказу Лжедмитрия I был устроен погром царского дворца и Федор Годунов был убит. Григорий Отрепьев венчался на царство. В народе возникали волнения по поводу пренебрежения новым царем православной верой: Лжедмитрий женится на католичке Марии Мнишек. Кроме того, Отрепьев не торопился выполнять обещание, данное полякам в обмен на их поддержку – некоторые территории на западе России. В связи с противоречиями с московским боярством, в 1606 году был осуществлен заговор во главе с Василием Шуйским, в результате которого Лжедмитрий I был убит. Земский собор провозгласил Василия Шуйского «выкликнутым» царем (1606-1610 гг.). Во время правления Шуйского ужесточалась гражданская война. В 1606-1607 годах было произведено восстание под предводительством Ивана Болотникова. Повстанцы одержали ряд побед: они захватили Тулу, Калугу, Елец, Каширу. После этого они двинулись на Москву, где были разбиты и вынуждены были отступить к Калуге, а затем к Туле. Восстание было подавлено. К 1607 году появился новый самозванец – Лжедмитрий. После неудачного похода на Москву, он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, за что получил кличку «Тушинский вор». В 1609 году он снова предпринял поход на Москву, в результате которого был отогнан в Калугу, где в 1610 году был убит. В 1609-1610 годах Сигизмунд III начал открытую польскую интервенцию. В 1609 году поляками был осажден Смоленск, город держал оборону 21 месяц, после чего был взят. Войско Сигизмунда III двинулось на Москву, армия Шуйского потерпела поражение под Можайском. 17 июля 1610 года Шуйский был свергнут с престола группировкой бояр. Власть в стране перешла боярскому правительству. Почему в истории России появились эти темные страницы? Можно назвать несколько причин: поражение в Ливонской войне, политика опричнины Ивана IV Грозного, ужесточение крепостнического гнета. С. Соловьев считал «смуту» результатом падения народной нравственности. События смутного времени принести стране упадок и запустение, большие людские потери и обнищание народа. |