Главная страница

Звуковые собености Властелина Колец.Черновик статьи. По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора


Скачать 23.06 Kb.
НазваниеПо мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора
Дата10.04.2022
Размер23.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗвуковые собености Властелина Колец.Черновик статьи.docx
ТипДокументы
#458832

«Фэнтези (англ. Fantasy) — вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет «логической» мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. - такое определение жанра фэнтези приводится в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А. Н. Николюкина.

Джон Толкин создал в своем воображении, а позднее и в своих произведениях уникальный и до мелочей проработанный мир, впитавший в себя как архетипические стереотипы, так или иначе присущие всем мировым мифологическим системам, так и элементы северной, кельтской и других мифологий. Будучи филологом-медиевистом, Толкин сознательно играл с мифологическими реалиями (причем не только с категориями пространства и времени, но также с системой волшебных предметов, персонажами и т. д.), подчиняя их, как мы предполагаем, цели показать яркий и драматичный уход мифологической эпохи, конец времени героев и чудовищ и наступление эпохи профанной, неразрывно связанной с торжеством людей.

По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора, «музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок». В мире Толкина огромное значение имеет звук в целом и музыка в частности, согласно «Сильмариллиону», Арда (мир, включающий в себя не только Средиземье, но и многие другие локации) возникла из музыки: «…и они увидели пред собой новый Мир, шар в Пустоте <…> И когда они смотрели и дивились, Мир этот начал раскрывать им свою историю, и мнилось, что он живет и растет. <…> Илуватар вновь сказал им: — Узрите свою Музыку! Это ваше пение…». Таким образом, музыка становится символом созидающего начала, в то время как начало разрушительное маркируется звуковым хаосом. Далее, у Толкина, как одного из родоначальников и ярчайших представителей героического фэнтези, присутствует максимально четкое разграничение персонажей на положительных и отрицательных. Следуя эпической традиции, он делает зло уродливым, несущим звериные черты. Зло, или проклятие, деструктивно и тесно связано с безумием, увяданием и порабощением. Добро, или благословение, несет за собой внутреннюю и внешнюю красоту и гармонию во всех ее проявлениях, будь то гармония с природой или гармония музыкальных тем.

Необходимо оговорить еще одну важную деталь: создавая сложный паттерн из народов и рас, Дж. Толкин одновременно воссоздает их этнопсихологию, которая, в свою очередь, влияет на множество аспектов развития авторской вселенной. Так, пространственно-временные характеристики локуса, где обитает тот или иной вид существ, задаются именно этими существами: эльфы связаны с лесами и Золотым веком, гномы – с копями и пещерами. Нас же интересует в первую очередь тот факт, что локусы, в которых обитают те или иные народы Средиземья, и представители этих народов неразрывно связаны – в первую очередь в плане звукового оформления. Рассматривая звуки, непосредственно связанные и с персонажами, и с пространством, в котором они находятся, мы получаем полифоническое звучание авторской вселенной, своеобразную оркестровку происходящих событий.

Наконец, в рамках данного доклада мы не можем охватить звуковые характеристики всех рас и локусов, существующих в границах Средиземья: поэтому ограничимся характеристиками эльфийской расы, которая, несмотря на свое кажущееся единство, оказывается куда сложнее и противоречивее.

«Самые общие форманты структур поэтики и музыики – повторения (идентичность и подобие) и контраст» - пишет в своей работе «Литература и музыка: о классификациях взаимодействия» литовский музыковед Рута Брузгене, и именно на идентичности и контрасте, а также контрасте внутри идентичности построен образ эльфийской расы во «Властелине Колец»

Раса эльфов, или Эльдар – самая древняя раса Средиземья и самая развитая духовно, видевшая богов, сотворявших мир, и уже давно пережившая свою юность. На момент действия «Властелина Колец» в пространственных границах Средиземья существуют три локуса, прочно связанных с эльфами: Ривенделл, Лориен и Мирквуд, при этом последний известен более по раннему произведению Толкина, «Хоббит, или Туда и Обратно», и каждый из них, несмотря на то, что в нем обитают одни и те же существа, обладает собственными, как пространственными, так и звуковыми характеристиками. Более того, и сами эльфы, живущие в них, отличаются друг от друга. Мы намеренно не принимаем в расчет Серую Гавань – она является пограничной точкой, уже не принадлежащей Средиземью, но еще не принадлежащей Заокраинному Западу, и в ней не живут эльфы – они лишь проходят через нее как через врата в иной мир.

Так, Риведлелл, или Последняя Приветливая Обитель – наиболее открытый для чужеземцев эльфийский локус. Да, он все еще отделен от остального мира «шумящими» вересковыми пустошами с одной стороны и скалами с другой, ищущий покоя и отдыха без труда найдет туда дорогу. Он открывается героям задолго до вхождения непосредственно в его границы при встрече с эльфами, которые жили там: «Стояла страшная тишина; но вдруг раздалась звонкая песня и зазвучал легкий смех. Чистые голоса, словно веселые колокольчики, всколыхнули прохладный ночной воздух» - и уже в этой, первой характеристике, ярко проявляются доминантные черты. «Звонкая песня», «переливчатые голоса» постоянно звучат в пределах Ривенделла, обозначая его доминантные черты как места, предоставляющего отдых как физический, так и душевный, приходящим в него путникам.

Голоса эльфов Ривенделла – «глубокие», «звучные», «властные», «звонкие»

О появлении ривенделльских эльфов возвещает музыка или же ее отголоски: «Пение приближалось. Один ясный голос пел звонче всех остальных. Слова были дивные, древние, один Фродо понимал их, да и то с трудом…», «…послышался рассеянный ветерком перезвон, легкое звяканье бубенцов…», а упоминание о музыке - едва ли не первое, что слышит Фродо после пробуждения в первый день: «И всюду музыка, всюду песни…». Несмотря на серьезность происходящих событий, песня неразрывно связана с пространством Ривенделла и населяющих его существами; быть менестрелем – не значит не быть воином, быть поэтом – не значит не быть королем. По Боэцию мир – «это некое подобие музыкального инструмента, где отношения между небесными сферами соответствуют музыкальным интервалам», и музыкальное существование эльфийской расы служит этому прямым подтверждением - здесь песня выполняет роль гармонизирующего фактора, способа подстроить мир под себя, сделать его своим: «Ему казалось, что музыка и слова обретали очертания чужедальних земель, искрящиеся отблески каминного пламени сгущались в золотистый туман над Морем, вздыхающим где-то у края Мира, и завороженность Фродо преображалась в сон, и вокруг него вспенивались величавые волны никогда еще не виданных им сновидений». Наиболее ярким доказательством этому служит совсем маленький эпизод прохода Братства через Эрегион – местность неподалеку от Ривенделла, где камни впитали в себя эльфийскую музыку и теперь поют сами, тоскуя о тех, кто ушел: «Я слышу лишь, как камни оплакивают их…».

Глубокие и властные голоса, звучание музыкальных инструментов, песни, звучащие повсюду являются главной звуковой темой, сопровождающей Ривенделл и живущих в нем.

Следующей локацией, населенной эльфами, в которую попадают герои, становится золотой лес Лориен. В отличии от Ривенделла, Лориен – локация полностью закрытая, едва ли не запретная, надежно спрятанная, и эльфы, населяющие ее, сами ведут скрытный образ жизни. Об их присутствии рядом с персонажами не говорит ничего, пока они сами не решаются обнаружить себя: «Послышался звук мягкого смеха над их головами, потом другой ясный голос заговорил на эльфийском языке». Их голоса «едва слышны», они «тихие», «приглушенные», «схожие с шелестом листвы», часто и вовсе разговоры ведутся шепотом.

Если Ривенделл представляет собой место для отдыха, то Лориен – храм, копия священного леса Заокраинного Запада, и попадая туда, чужеземец должен вести себя соответственно. Тишину арушают лишь шелест древесных листьев и тихий плеск воды. Здесь песни не звучат открыто, не слышно смеха или громких голосов. «Не было видно ни одного жителя, ничья нога не ступала на дорогу… далеко наверху они слышали звуки пения, падающие с высоты, как мягкий дождь на траву»,при этом необходимо отметить, что песня в Лориэне играет роль не мироорганизующего инструмента, но молитвы, в том числе и заупокойной: «Они часто слышали поблизости голоса эльфов и знали, что те слагают плачи о гибели Гэндальфа: они часто слышали это имя среди мягких звучных слов, которых не могли понять», и песни не рассказывают о мире, но «о чем-то, находящемся вне его пределов».

Наконец, о Мирквуде,во «Властелине Колец» упоминается крайне мало, а встречаются и герои, и читатели, лишь с одним представителем эльфийского народа, живущего там – с Леголасом, поэтому в большей степени мы опираемся здесь на текст «Хоббита, или Туда и Обратно» и опубликованные фрагменты черновиков Толкина. Это также лес, как и Лориен, однако не сакральный – Лесное королевство открыто для сотрудничества, ведет торговлю с людьми и активно общается с соседями.

Леголас, которого мы встречаем в тексте «Властелина Колец», мало чем отличается от своих лесных сородичей – он эмоционален, его голос то «звонкий и теплый», то «ледяной», он поет «звучно» и «звонко», что соответствует большинству описаний голосов лесных эльфов в «Хоббите». Именно в Мирквуде, во дворце эльфийского короля, чаще всего звучит веселый смех, причем смеется и сам король, и его свита, и слуги. Песня здесь чаще всего звучит для увеселения и развлечения, а дни проходят в веселом празднике, к характеристикам которого зачастую прибавляется звон кубков: «В погреб, смеясь, напевая и перебрасываясь шутками, явились эльфы. Они оставили веселое пиршество в одном из верхних залов дворца и хотели как можно скорее вернуться назад». В черновиках Толкина говорится, что Мирквуд должен был быть своеобразным первобытным пространством, наполненным звериным рычанием, пением диковинных птиц и стрекотом насекомых, поэтому вполне логично, что к описанию первобытного леса добавляются описания несколько иных эльфов, которые характеризуются как «чистые дети».

Таким образом, несмотря на то, что населяющие Ривенделл, Лориен и Мирквуд эльфы хотя являются представителями одного народа, де-факто это три весьма отличных друг от друга группы существ, звуковые характеристики которых только усиливают это различие, пусть и незаметно для читателя. При этом звуковые различия этих групп имеют огромное значение для истории авторского мира и для понимания философии этого мира.

Снова обратимся к «Сильмариллиону», где указывается, что изначально Эльдар, или эльфы – лишь номинальное название для огромного количества племен и народцев, населяющих мир до прихода людей. Среди них наиболее ярко выделялись нолдор – «властные и статные мастера, кузнецы и воины», чьи звуковые характеристики совпадают с характеристиками населяющих Ривенделл эльфов, авари, чье имя изменилось на галадрим, которые населяют Лориен, и синдар – эльфов, живущих в дальних уголках Средиземья и в конце концов обосновавшихся в Мирквуде.

Таким образом, звуковые характеристики эльфов «Властелина Колец» прямо указывают на населявшие мир в древнюю, мифологическую эпоху народы, почти исчезнувшие из памяти Средиземья. По «Сильмариллиону», они находились в постоянной междоусобной войне и «остепенились» лишь к началу Третьей эпохи – времени своего угасания и расцвета людей.

Однако одна крошечная деталь указывает на общую историю – историю изгнания и прощения, и содержится она в музыке. Во всех трех локусах упоминается Элберет, она же Варда, Зажигающая Звезды, богиня, более всего почитаемая эльфами. О Варде поют эльфы, которых встречает Фродо на границе Ривенделла, и в Каминном зале Элронда также звучит песня о ней. Именем Элберет Галадриэль благословляет Братство, прощаясь с ними у границ Лориена. «Элберет гилтониэль!» - то и дело вскрикивает Леголас, и эта фраза употребляется в том же контексте, что и крестное знамение. Наконец, в Серых Гаванях, уже в самом конце истории, также звучит песня под аккомпанемент «арфы и лютни»:

А Элберет Гилтониэль!

Мы те, кто живет

Далеко под деревьями,

Помним сияние звезд запада.

Совсем небольшая деталь, одно-единственное имя, упоминаемое большей частью в стихах и песнях, является звеном, связывающим три народа – и весьма символично, что последнюю песню об Элберет поют трое – Элронд, полуэльф, по черновикам Толкина относящийся к авари, Келеборн, «эльф из синдар», и Галадриэль, последняя из нолдор в Средиземье, видевшая свет деревьев Заокраинного Запада.

И это имя, звучащее из уст всех эльфов Средиземья независимо от локуса, в котором они обитают, и музыка, на которой построено их существование, являются прямым указанием на их изначальную – и конечную – расовую идентичность,


написать администратору сайта