Главная страница

левитан. Левитан. Подобно своему современнику и другу А. П. Чехову, Левитан вносит в произведения мечту о прекрасном в жизни


Скачать 34 Kb.
НазваниеПодобно своему современнику и другу А. П. Чехову, Левитан вносит в произведения мечту о прекрасном в жизни
Анкорлевитан
Дата28.09.2022
Размер34 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛевитан.doc
ТипДокументы
#701605

Принципы демократического реализма в пейзаже, русские художники прочно утвердили в конце 80-90-х годов. Они стремились обогатить его многообразной гаммой переживаний, которые способно вызвать у человека созерцание природы. Это был новый этап эстетического постижения действительности; он был связан с изменением самого художественного видения и мышления, который был направленн в сторону создания так называемого пейзажа настроения.

В лучших произведениях этого плана изображение того или иного вида, передача различных состояний природы неотделимы от выражения навеянных ими эмоций художника. В отдельных случаях возможно и обратное: размышления и переживания живописца могут обусловить выбор пейзажного мотива. Соотношение субъективного и объективного моментов в восприятии может быть различно, но у художников-реалистов, как правило, всегда сохраняется известное равновесие того и другого, и произведение является результатом их гармонического единства.

Важная новая тенденция в развитии пейзажа этого времени - тяготение к созданию собирательных образов природы, утверждающих духовное богатство человека: величие его гражданских чувств, высокое представление о жизни в целом и назначении человека, вызывающее порой сложные и глубокие размышления философского порядка.
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) выступил как достойный преемник сложившейся демократической традиции в русской пейзажной живописи, развивая преимущественно ту линию национального лирического пейзажа, начало которой положил еще Венецианов и окончательно утвердили в 70-х годах А.К. Саврасов и Ф.А. Васильев. Опираясь на творческие достижения предшественников, он обогатил их введением ранее не привлекавших внимание пейзажных мотивов, использованием новых приемов образного воплощения. Природа в его картинах одухотворена сложнейшими эмоциями, сквозь призму которых она воспринимается художником, а затем и зрителем.

Подобно своему современнику и другу А.П. Чехову, Левитан вносит в произведения мечту о прекрасном в жизни.

Искусство Левитана открывает нам новые аспекты не только художественного постижения природы, но и человеческого самосознания, связанные с потребностью противостоять наметившемуся в годы реакции, и особенно на рубеже нового века процессу дегуманизации социальной жизни и культуры.

Многолетняя тесная дружба Левитана с А.П. Чеховым, увлечение музыкой П.И. Чайковского - это способствовало развитию эстетических воззрений художника.

В Училище Левитан пробыл до 1885 года; по собственному желанию он вышел оттуда со званием неклассного художника.

В картине «Вечер»1 (1877,) запечатлен не лишенный поэтичности образ русской деревни в хмурый осенний вечер. Большей самостоятельностью отличается картина «Осенний день. Сокольники» 2(1879, ), пейзаж настроения, раскрывающий тонкую поэзию осени. Уходящая вдаль пустынная аллея, ненастное небо, проносящийся над вершинами сосен ветер, вызывающий беспокойный трепет пожелтевшей листвы молодых кленов, - все навевает грустное чувство. Это чувство углубляется образом молодой женщины в черном платье: задумавшись, она одиноко идет по аллее, мимо всеми забытой, покосившейся старой скамьи. Последняя деталь, не бросающаяся в глаза, почти по-чеховски выразительна. Кстати сказать, фигура женщины была написана Н.П. Чеховым (братом писателя), вместе с которым Левитан занимался в Училище.

Молодой живописец пишет также солнечные пейзажи, такие, как «Березовая роща» 3(1878), «Дуб» 4(1880), «Последний снег.5 Саввинская слобода»6 (1884). Он вдумчиво изучает природу Подмосковья, добивается чистоты и звучности цвета.

Одна из характерных работ в этом отношении - небольшой этюд «Мостик. Саввинская слобода» 7(1884, ГТГ) с изображением задворков подмосковной деревушки в летний солнечный день. Работая на пленэре, Левитан любовно передает освещенную солнцем лужайку, голубые тени, скользящие по бревенчатому мостику, игру солнечных пятен. С ним сходен другой этюд - «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884, ГТГ).

Близок к ним по интимно-лирическому ощущению скромной красоты природы Подмосковья и этюд «Первая зелень. Май» 8 (1883, ГТГ), на основе которого позже возникла одноименная картина (1888, ГТГ).

Наряду с этюдами Левитан создает и картину «Вечер на пашне»9 (1883, ГТГ), Художник написал погруженное в вечернюю тень свежевспаханное поле с фигурой пахаря на косогоре. Произведение проникнуто настроением тишины, грусти, будит размышления о нелегком крестьянском труде.
Поездки на Волгу в 1887, 1888, 1889 и 1890 годах имели громадное значение в развитии дарования Левитана. «Там, - писал М.В. Нестеров, - искусство Левитана окрепло, получило свою особую физиономию».

Величавые просторы русской реки, суровая поэзия приволжского пейзажа раскрыли перед художником новый образ родной природы, захватили его могучей эпической красотой.

Этот этап в развитии Левитана открывает небольшая картина «Вечер на Волге» 10(1887 - 1888, ГТГ). В светлом еще небе медленно поднимаются тучи, отражаясь в свинцово-серой глади притихшей реки. Темными силуэтами выделяются на пустынном берегу рыбацкие лодки, в надвигающихся сумерках виднеются загоревшиеся на дальнем берегу огоньки. Общий сумеречный тон прекрасно передает напряженную тишину пейзажа, ощущение как бы погружающейся в ночную дремоту реки. Величавой простотой мотива, сдержанным тональным колоритом картина резко отличается от работ предыдущего периода.
Крепнет и живописное мастерство Левитана. В картине «После дождя. Плес»11 (1889, ГТГ) он тонко воссоздает поэзию переходного состояния природы, Художник словно заново открывает красоту выбранного им мотива. Средствами пленэрной живописи, переходами серебристо-серых тонов, гармоничностью общей цветовой гаммы, мягкими пятнами света Левитан достигает цельности настроения. При этом он пишет теперь в более широкой живописной манере, обобщенно трактуя рыжевато-зеленые кусты первого плана и песчаный берег, легкими ударами кисти намечая рябь на реке, свободными мазками выявляя форму и цвет рыбацких лодок. Точность тональных отношений позволяет без особой детализации передать глубину пространства, создать впечатление жизни природы, выразить движение светотени, влажность атмосферы.

Тогда же Левитан заканчивает картину «Березовая роща» 12 (1885 - 1889, ГТГ), колорит которой построен на сопоставлении разнообразных тонко прослеженных оттенков зеленого цвета: бархатистой зелени травы и молодой листвы берез. Используя открытую композицию, строящуюся на сближении и чередовании затененных и освещенных планов, художник как бы вводит нас под сень березовой рощи. Он заставляет приобщиться к своему радостному ощущению жизни природы, почувствовать свежесть травы, трепет листьев, прохладу теней и тепло солнечных лучей, просвечивающих сквозь листву и бросающих блики на траву и белые с зеленоватыми рефлексами стволы берез. В этой камерной по интимно-лирическому настроению и размеру картине все дышит поэзией и глубокой правдой, красотой самой жизни.
В «Тихой обители» 13 Левитан поднялся до большого обобщенного образа, нимало не утратив при этом свежести восприятия природы. Эта работа завершила второй этап творчества пейзажиста, положив одновременно начало третьему - наивысших художественных достижений.

Этот период зрелости таланта падает на начало и середину 90-х годов, когда им созданы такие глубокие произведения, как «У омута», 14 «Владимирка»,15 «Над вечным покоем»16 .
Третий период творчества Левитана, к которому принадлежит картина «Над вечным покоем»16, связан, хоть и косвенно, с новым подъемом революционно-освободительного движения в стране. Левитан, как и Чехов, несомненно, чувствовал изменение моральной атмосферы в русском обществе. Он пишет в эти годы целый ряд жизнеутверждающих, бодрых по настроению произведений.

В картине «Март» 17 (1895, ГТГ) художник проникновенно показывает начало пробуждения природы, воспевает весеннее обновление родной земли. Колорит строится на теплых тонах, проступающих сквозь холодноватые оттенки снега, на сильном цветовом акценте освещенной солнцем желтой стены дома и стволов берез с набухающими на ветвях почками, теплом тоне хвойного леса на заднем плане. Густо положенными мазками Левитан передает порыхлевший снег, выявляет рельеф переднего плана; перспективным сокращением ведущей к крыльцу дороги, направлением теней, цветовыми отношениями дает почувствовать пространство, наполненное весенним воздухом.

Ясным, жизнерадостным восприятием мира овеяно полотно «Золотая осень» 18 (1895, ГТГ). С не свойственной раньше для него широтой и свободой кисти Левитан передает прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синеву речки и контрастно к ним взятую оранжево-желтую листву, золотящуюся на солнце. Повышенное цветовое звучание служит созданию впечатления декоративности и одновременно способствует достижению сильного эмоционального воздействия художественного образа. Произведение проникнуто тонким чувством ритма в размещении отдельных элементов изображения (например, березок на ближнем и дальнем планах), отличается музыкальной выразительностью общего композиционного строя. Именно о подобных картинах Левитана вспоминал И.Э. Грабарь, писавший, что «они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать».
К поздним произведениям относится проникновенно-лирическая, исполненная просветленно-элегическим переживанием картина «Весна. Большая вода»19 (1897, ГТГ). Это одно из самых музыкальных творений Левитана. Тончайшая гармония неярких цветовых отношений - неба, воды, земли, неодетых деревьев - создает впечатление пронизанности светом самого весеннего воздуха. Грациозный ритм тоненьких хрупких стволов, сопровождаемый «аккомпанементом» их отражений в воде, словно дает начало прозрачной и легкой мелодии, заполняющей все пространство небольшого полотна.

Природа в картине одухотворена поэзией самых сокровенных чувств человека, согрета его незримым присутствием, на которое как бы намекает оставленная лодка.

В последние годы жизни Левитан не создает столь содержательных «больших картин», как в начале и в середине 90-х годов, но продолжает совершенствовать свое мастерство, приходя к предельной отобранности изобразительных средств. Опуская детали, он сосредоточивает внимание на самом существенном в пейзаже и лаконичной композицией, основным тоном, обобщенной трактовкой форм достигает большой выразительности того или иного мотива русской природы.
Так, в произведении «Летний вечер» 20 (1900, ГТГ) точно взятыми отношениями серо-зеленых и серо-фиолетовых тонов передан погруженный в прохладную тень передний план картины, густыми сочными мазками освещенные последними лучами солнца ворота деревенской околицы, четко выделяющиеся на фоне розовеющего неба. На дальнем плане лес еще озарен солнцем, но длинные вечерние тени уже подступают к нему. Верный общий цветовой тон, тонко подмеченные последние отблески света на воротах и кольях изгороди воссоздают длящееся несколько мгновений состояние природы. Несомненно, что и в этом пейзаже суммированы многочисленные впечатления Левитана; подготовительные работы показывают, как постепенно шел он к поражающей нас художественной простоте.
В это же время художник обращается к технике пастели, в результате чего появляются «Луг на опушке леса»21 (1898, ГРМ), «Дорожка» (1898).22

Незадолго до смерти Левитан приступает к работе над большим, монументальным произведением - «Озеро» 23(«Русь», 1899 - 1900, ГРМ). Он называет это пронизанное солнечным светом полотно «Русью», трактуя его как синтетический образ родной страны, утверждая в нем свою веру в торжество светлых начал жизни. Превосходно передал художник тронутую легким ветром синюю поверхность озера с отражающимися в ней облаками и скользящими тенями. Сочетая живописные приемы, характерные для станковой картины, с обобщенностью больших красочных пятен монументального полотна, Левитан стремится к созданию героического по звучанию эпического пейзажа-картины. На этом новом творческом подъеме и обрывается его жизнь.


написать администратору сайта