Главная страница

«Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого». Политикоправовое учение Иосифа Волоцкого


Скачать 28.19 Kb.
НазваниеПолитикоправовое учение Иосифа Волоцкого
Анкор«Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
Дата20.06.2020
Размер28.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого».docx
ТипДоклад
#131624

МИНИCTEPCTBO НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Доклад на тему:

«Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого»


Выполнил: студент 1 курса ИИ, группы КТМ-б-з-19-1 (указывается институт

Чарыков Станислав Петрович

Проверил: к.ф.н. ,доцент кафедра социальной философии и этнологии для технических специальностей

Попова Светлана Владимировна
Ставрополь 2019 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Социально-политические идеи нестяжателей………………………………….4

Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………....11

Используемая Литература………………………………………………………12

 

Введение

 Темами политических и правовых споров эпохи образования единого суверенного государства и формирования сословно-представительской монархии как формы правления были изъяны, касающиеся происхождения русского государства, родословия его князей, формы организации верховной власти и способов ее осуществления, взаимоотношений церкви и государства, а также вопросы, связанные с правосудием в стране. Политическая и правовая идеология Московского государства является сложной по содержанию, разнообразной по тематике, в рамках ее существуют идеологические течения. Представители этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую. С конца XV в. острую полемику стали вызывать экономические положения церкви и ее владельческие права, в особенности, право владеть населенными землями и использовать подневольный труд живущих на ней крестьян. Обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.

Возникает направление политической мысли, выступившее с предложениями реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отказ от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства и получило название как «нестяжательство». Приверженцы сохранения экономического статуса церкви и монастырей стали называться стяжателями, что соответствовало яркому выражению их позиции или иосифлянами по имени главы этого направления - Иосифа Волоцкого. Представители обоих этих направлений мысли принадлежали к внутрицерковным кругам и ставили перед собой задачу улучшения работы всей церковной организации, но по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и статус монастыря.

 

1.Социально-политические идеи нестяжателей

 

Идеологическое течение, сформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в.в. - получило название «нестяжательство» В качестве проводников данного течения выступили монахи Заволжья. Названия "нестяжатели" они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие и призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Идея бескорыстной жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству, вырастала у заволжских старцев из идеи, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь - это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самосовершенствованию человеческой натуры. Отсюда и происходила проповедь нестяжания, в наибольшей мере она трогала интересы иерархов русской православной церкви, поскольку выливалась в призыв к последним отказаться от владения огромным материальным богатством. В связи с этим проповедь нестяжания оказалась самой заметной среди идейных лозунгов движения заволжских старцев. 1

Основателем «нестяжательства» считается Нил Сорский (1433-1508 г.г.). Политическая сторона данного учения проявлялась не только в выступлении его представителей против монастырского землевладения. Определяя свое отношение к внешнему миру, нестяжатели выразили собственное отношение к государству, закону и царской власти.

Положения Нила Сорского совпадают с положениями школы естественного права. Они рассматривают человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды; задача православного христианина состоит в его преодолении.2 Нил Сорский и его последователи придавали большое значение личным усилиям каждого человека и в совершенствовании собственного духа. Бескорыстие является одним из необходимых условий праведной жизни.

Монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому Нил полагает неправомерным их существование, отдавая предпочтение такой форме несения иноческого подвига, как общинное устройство. Главный принцип пустынножительствующих монахов заключается в умении довольствоваться плодами «делания своего» и не собирать «по насилию от чужих трудов». Нил занимает в этом вопросе бескомпромиссную позицию. Он полагает, что накопление богатств нельзя оправдать даже «благими целями» в виде частичного его использования на подаяния. Не имея собственности, не имея права докучать мирным жителям просьбой о милостыне - в нужде разрешается впрочем "взимати мало милостыни" - монахи должны кормиться "от праведных трудов своего рукоделия".3 Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым.

Концепция Нила Сорского не допускала владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. Понятие "мое" практически отсутствовало. Одной из высших добродетелей было полное нестяжание "себе же в келиах наших съсуди и прочая вещи многоценны и украшены не подобает имети".4 В духовной жизни нищета имеет не только значение радикального нестяжания, но и верности евангельскому образу уничиженного Христа. У Нила Сорского нищета не обосновывается прямо на Евангелии, но внутренне коренится в нем: "Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию. - Возлюби нищету и нестяжание и смирение". Бедность для Нила Сорского не только личный, не только скитский идеал - отрицание монастырского землевладения прямо отсюда вытекает, - но даже идеал церковный. Преподобный Нил возражает против храмовой роскоши и украшений. "И нам сосуды златы и сребряны и самыя священыя не подобает имети, такожде и прочая излишняя, но точию потребная церкви приносим". Ссылаясь на Иоанна Златоуста, он советует приносящему церкви в дар украшение - раздать нищим.5 С этим посланием Нил Сорский принял участие на Соборе, состоявшемся в Москве в 1503 году. Именно на нем он призывал монастыри отказаться от земель и деревень и добывать средства для существования только "рукоделием".

При разрешении о соотношении духовной и светской властей Нил Сорский придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия. Нил Сорский связал проблему еретичества с постулатом о свободе воли человека. Он категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека. Расходясь в этом совершенно с Иосифом Волоцким, он пишет ученику своему Вассиану: "Сохрани же ся и тщися не укорити ни осудити никого ни в чем, аще и не благо что зриться".6 Подобные мысли исключают возможность наказания еретика силами и средствами государства, да еще с применением таких жестоких санкций, как смертная казнь. В русской политической мысли Нил прямо поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли.

Видным сторонником идеологии является Максим Грек (ок. 1470--1556). Наиболее полно, основные положения учения были разработаны именно Максимом Греком. В целом Максим Грек выступает как политический мыслитель, который путем советов, наставлений, примеров вырисовывает перед правителями довольно обоснованную социально-политическую программу. Он принципиально осуждает богатство, которое, по его мнению, лежит в основе всех «нестроений и преступлений человеческих». Стяжательство - самый тяжкий человеческий порок. Не только светских, но и церковных собственников, владевших значительной частью земель в России, обличает Максим Грек. Особенно достается монахам, которые, лицемерно проповедуя о вреде богатства, сами всеми силами стяжают его. Разве по евангельской заповеди поступают иноки, когда монастырских крестьян прибыли ради «тяжчайших ростов истязании моряще» и «горчайше их житие соделающе»? Бесчеловечным называет мыслитель такое отношение к братьям своим. Довод о том, что все богатства принадлежат обители, а монахи нищи, он не признает. Он сравнивает ограбление крестьян с коллективным разбоем, за который ответствен каждый в нем участвующий, если он лично себе ничего и не взял из награбленного.7 Он полагал даже возможным государственное принудительное вмешательство в случае неисполнения духовенством этих требований.

Максим Грек уделил значительное внимание вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира. К законным способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем. Всенародное избрание правителя он считает вполне законным получением царского достоинства. Причем он подчеркивает, что в выборах должны участвовать не только бояре и дворяне, но и обычные жители. Сущность верховной власти трактуется им традиционно, как реализация божественной воли. Царь рассматривается как «образ одушевлен самого царя небесного». Авторитет государства, представленный «царевым именем», очень высок в понимании Максима Грека.8

Интересуют мыслителя и нравственные качества носителя верховной власти в государстве. Верховный правитель - это еще не высший судия. И он подчинен объективному ходу вещей, и он - грешный человек. Государь должен править, подчиняясь в душе своей закону морали, а во внешней деятельности - установленному праву. Царь на земле обязан быть справедлив так же, как справедлив небесный правитель. Ему необходимо заботиться о своих подданных, ибо от этого зависит процветание и крепость державы: «Такожде и сущая о тебе пресветлыя князи и боляры и воеводы преславныя и добляя воины и почитай и бреги и обильно даруй; их же бо обогащая, твою державу отвею ду крепиши...». «Кротость» к подданным должна сочетаться с «устрашением государьским», но не «на погубление», а «на исправление» их. Лишь тот, кто преодолел губительные страсти, воистину есть самодержец «себе же и сущим под ним подручником», а покорившийся им рабу подобен, ибо, по евангельскому выражению, «всяк творяй грех раб есть греху». 9 Если царь своим поведением и действиями не может поддерживать высокую честь «царева имени», то он может быть назван «мучителем», а мучительство приносит позор царству и возмездие правителю. Возмездие ожидается от Бога, а не от людей, которые не вправе прикасаться к «помазаннику Божьему». Сама постановка проблемы о «мучительской», власти предполагала возможность оценивать действия царя и критиковать их.

Предпочтительной формой власти по Максиму Греку, является такая организация, в которой царь управляет своим народом в «синклитских советах царских», государю нужно иметь «дивна советника и доброхотна». Общение с мудрыми и высоконравственными наставниками «вразумляет мысли наши», в то время как недобрые советы, «беседа злых», губят человека и способны его «омрачати и развращати до конца». Перечисляя состав «советующих лиц» Максим Грек рядом с боярством упоминает и дворянство (воеводы, военачальники). В наличии совета мыслитель усматривает реальное противодействие властвующей персоны. В построении своего общественного идеала Максим Грек опирается на так называемую заповедь Византийского императора и законодателя Юстиниана, который сформулировал ставшее авторитетным для восточно-христианских стран, соотношение между светской и духовной властью, предполагающее разделение функций при главенстве государства, но нравственное превосходство оставалось за церковью.10 Обе власти имеют одну цель и задачу, для разрешения которой они призваны Богом. При рассмотрении проблем войны и мира Максим Грек подчеркивал, что войны допустимы только в случае «крепчайшия нужи». Мир он считал наилучшим состоянием. Царю необходимо проявлять заботу о воинах, награждать их, особенно заботиться о пострадавших в бою, возмещать утраты семьям погибших.

Идеальное правление, по Максиму Греку, включает в себя как морально-этическое начало, так и социальную справедливость. «Отсюда самодержавие получает два смысла: во-первых, им обозначается соответствие царя нравственному идеалу вообще; а во-вторых, оно указывает, что царь подчиняется началу законности и проводит его в своем управлении государством». Это одна из первых попыток ограничить самодержавную власть в период ее становления.11 Царская власть в своих действиях должна ограничиваться законами и божественными и положительными. Он не имеет права присваивать чужую собственность, совершать «хищения чужих имений». Страна должна быть очищена от «всякого неправдования, разбойничества же и кровопролития, неправеднейших клеветник» на основании «правды» и при помощи правосудия. Правосудие должно производиться на основании закона, с оказанием милости ко всем сторонам - участникам тяжбы при определении меры наказания, которая к тому же должна соответствовать тяжести содеянного. Суд в государстве совершается только на основании государственных законов. Главной характеристикой «праведного» государства, по мысли Грека, является организация в нем «градского жительства» на основании законов.

В то время, когда политическая эволюция русского общества шла по пути все большего сосредоточения в особе государя и высших государственных, и высших церковных функций, нестяжатели предлагали принципиально иную организацию политической власти, при которой два аспекта ее - духовный и материальный - не соединяются воедино, а образуют два обособленных один от другого властных центра.
2.Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого

 

«Стяжательская» позиция представлена основателем этого направления мысли Иосифом Волоцким (1439-1515 г.г.). Практические усилия Иосифа Волоцкого и его последователей - иосифлян - во многом определили характер внутренней организации Русской Православной Церкви, место последней в политической системе Московского государства, взаимоотношения церкви с верховной государственной властью. Сформулированные же Иосифом Волоцким теоретические положения, касающиеся сущности и функций верховной государственной власти, легли в основание официальной политической идеологии русского общества XVI-XVII вв. и оказали большое влияние не только на формирование учений о государстве и праве, но и непосредственно на процесс строительства русской государственности

В 1479 г. Иосиф заложил новую обитель, один из самых могущественных монастырей - Иосифо-Волоколамский монастырь, ставший мощным экономическим центром Московского государства. В 1507 г. Иосиф Волоцкий передал его под покровительство великого князя Василия III. В результате чего Иосифо-Волоколамский монастырь стал непосредственно служить политике верховной государственной власти. Одновременно Иосиф Волоцкий получил возможность использовать эту власть и для защиты собственных интересов.

В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестяжательство как на личную жизнь монахов, так и на их монастырское общежитие, Иосиф полагал, что нестяжательной, должна быть только личная жизнь монахов. Относительно монастыря в целом, то ему, обладание землями, селами, деньгами и другим имуществом не только не возбраняется, но и жизненно необходимо. Он не только принимает пожертвования, но умеет и заставить их притекать в монастырь, то как плату за помин души, то как вклады знатных постриженников или предсмертные завещания. Для чего ему было это богатство? Сам Иосиф объясняет это в послании к княгине: "Надобно церковные вещи строити, св. иконы и св. сосуды и книги, и ризы, и братство кормити... и нищим и странным и мимоходящим давати и кормити". 13 В противовес Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий считал, что монастырское имущество не может препятствовать монахам достигать вечного спасения. На соборе 1503 года Иосиф отстоял против старцев Нила и Паисия неприкосновенность монастырского землевладения. Понимание Иосифом Волоцким «нестяжательства» носило сугубо прагматический характер.

Центральным в политической теории Иосифа Волоцкого является учение о власти. Он более чем кто-либо, повлиял на стиль двухвекового московского царства и московской религиозности. Все его общественные и церковные выступления вытекают логически из его собственного духовного направления. В условиях, сложившихся к началу XVI в. судьба православной веры и церкви в огромной степени зависела от характера верховной государственной власти и от того, как эта власть будет действовать. Иосиф Волоцкий постепенно выработал и собственное представление о том, какой должна быть данная власть, - свой политический идеал. Отстаивая независимость церковной организации, Иосиф не считал, однако, что государственная власть должна быть поставлена на службу церкви. В своих посланиях Иосиф Волоцкий горячо проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. Придерживаясь традиционных взглядов в определении сущности власти, Иосиф Волоцкий предлагает отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом - главой государства. "Царь убо естеством подобен есть всем человеком, властию же подобен есть Вышнему Богу".

Иосиф Волоцкий первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушением предъявленных к ней требований. Он обосновал и теорию о превосходстве духовной власти над светской, царь не должен забывать, что он не первое лицо в государстве. Впервые в русской политической литературе Иосиф открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия венценосной персоны.

Пределы осуществления верховной государственной власти в русском обществе мыслились Иосифом Волоцким не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными.14 В самодержавии находила удовлетворение его потребность социальной дисциплины и богоответственной власти. Придавая власти Русского государя церковный характер, Иосиф Волоцкий полагал при этом, что государь не должен распоряжаться имуществом церквей и монастырей.

В своих трудах Иосиф пытается провести классификацию законодательства, но в его религиозной трактовке этой проблемы допускается смешение закона Божественного и закона государственного. Положительные законы понимаются Иосифом как некие конкретные правила, исходящие от светской власти, но имеющие своим источником и содержанием волю Бога, реализацию христианских морально-этических заповедей. Правовые и нравственные категории воспринимаются Иосифом в полном слиянии, поэтому он требует применения уголовной ответственности не только за нарушения законов, устанавливаемых и поддерживаемых государством, но и за несоблюдение христианских заповедей, что должно составлять исключительную прерогативу церкви.

На протяжении своего жизненного и творческого пути Иосиф Волоцкий менял политическую ориентацию, что не могло не сказаться и на содержании его учения.15 После Соборов 1503-1504 г.г., Иосиф преследует другие цели: возвеличить властвующую персону и доказать необходимость безоговорочного подчинения ее авторитету. При этом он не отрекается от мысли, что все-таки царь такой же человек, как и все, но подчеркивает факт его божественного избранничества, который по мысли Иосифа, сам по себе лишает простых людей возможности критиковать царя или князя. Он возвеличивает личность царя, сравнивая ее с Богом. Единственное ограничение княжеской власти, которое сохраняется неизменным, так это соблюдение тех пределов, которые поставлены перед властителем божественными заповедями и государственными законами. Одной из главных задач великокняжеской власти является помощь церкви в преследовании ее врагов - еретиков.

Иосиф Волоцкий видел в ереси опаснейшую угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо тащил за собой его гибель. Точка зрения Иосифа весьма радикальна, он предпринял попытку доказать, что еретическое инакомыслие - это преступление не только против религии и церкви, но и против государства, поэтому и преследоваться оно должно средствами государства. Царям подобает еретиков и в заточение посылать и казням лютым предавать. "Грешника и еретика руками убити или молитвою едино есть". Нельзя верить их покаянию: пожизненное отлучение от церкви и заточение в темницу - вот участь раскаявшегося еретика. По свидетельству жития Иосифова, эта суровость вооружила против него владык и старцев. Послания заволжских пустынников показывают, что на Руси еще сильны были заветы христианского милосердия. Но Иосиф имел удовлетворение видеть, что его настояния победили религиозные сомнения самодержцев в самой Москве: особенно при Василии III, который повелел "овым языки резати, иных огню предати". Однако такая победа над еретиками была началом мучительного раскола в религиозном сознании самого православного общества.16

Противоположность между заволжскими "нестяжателями" и "иосифлянами" по истине огромна, как в самом направлении духовной жизни, так и в социальных выводах. Одни исходят из любви, другие из страха - страха Божия, конечно, - одни являют кротость и всепрощение, другие строгость к грешнику. В организации иноческой жизни на одной стороне - почти безвластье, на другой - суровая дисциплина. Духовная жизнь "заволжцев" протекает в отрешенном созерцании и умной молитве, - иосифляне любят обрядовое благочестие и уставную молитву. Заволжцы защищают духовную свободу и заступаются за гонимых еретиков, иосифляне предают их на казнь. Нестяжатели предпочитают трудовую бедность имениям и даже милостыне, иосифляне ищут богатства ради социально организованной благотворительности. Наконец, первые дорожат независимостью от светской власти, последние работают над укреплением самодержавия и добровольно отдают под его попечение и свои монастыри, и всю русскую церковь. Сама по себе противоположность духовных направлений не означает с необходимостью борьбы между ними. Но практические выводы - отношение к монастырским вотчинам и еретикам - сделали борьбу неизбежной.17

 
Заключение

 

«Нестяжатели» представляли собой тот редкий пример, когда люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном соответствии с ними. Особенно удалась жизнь согласно своим идеям Нилу Сорскому. Другим же идеологам нестяжательства очень помогли привести образ их жизни в более полное соответствие с проповедуемыми ими идеями официальные церковные и светские власти. Помогли именно тем наказанием, которое им назначили - монастырским заточением, освобождающим человека от излишних материальных благ и обособляющим его от внешнего мира. Судьбы Нила Сорского и его сторонников - такое же реальное воплощение идеологии нестяжательства, как и их сочинения. Потерпев поражение от последователей Иосифа Волоцкого в земном мире, мире практической политики, нестяжатели одержали внушительную победу над ними в мире идеальном. Иосифляне вытеснили сторонников нестяжательства из сферы церковной иерархии, заняв в ней почти все ступени. Нестяжатели же всецело возобладали над иосифлянами в пантеоне Святых Русской Православной Церкви. В этом пантеоне нашлось место самому Иосифу Волоцкому, но не нашлось никому из непосредственных его учеников. Нил Сорский же был канонизирован вместе со многими своими учениками. Венец мученика, которым официальные церковная и светская власти одарили почти каждого из идеологов "нестяжательства", превратился, в конце концов, в венец святости.

Экономические процессы и перемены в государственном строе, небывалое по масштабам расширение территории, подъем русской государственности в новое качество, формирование русской политической и правовой идеологии - в этом заключался общий смысл эволюции русской политико-правовой мысли в XV-XVI веков. В русском общественном сознании утверждалась идея величия Русского государства, особой ответственности русских царей перед Богом.

 

 

Используемая Литература

1 Лейст О.Э. История политических и правовых учений: учебник для вузов./ под. Редакцией О.Э. Лейста. М.ЗЕРЦАЛО:, 2006. С.-125

2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов/  М.:НОРМА.2003.  С.- 190

3 Федотов Г. П. Ф34 Святые Древней Руси/Преподобный Нил Сорский.- М.: Моск. Рабочий 1991: http://www.krotov.info/library/21_f/fed/otov_16.html

4 Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества: М.: Исторический вестник №3 (1999): http://www.krotov.info/history/16/1romanenk.html

5 Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Преподобный Нил Сорский.- М.: Московский Рабочий 1991  : http://www.krotov.info/library/21_f/fed/otov_16.html

6 Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Преподобный Нил Сорский, глава 10.- М.: Московский  рабочий, 1991. http://www.krotov.info/library/21_f/fed/otov_16.html

7 Громов М.Н.  Максим Грек. - М.:Мысль, 1983. С.-124. http://www.krotov.info/libr_min/04_g/ro/mov.htm

8 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов/  М.:НОРМА.2003.  С.- 193

9 Громов М.Н.  Максим Грек. - М.:Мысль, 1983. С.-10,132. http://www.krotov.info/libr_min/04_g/ro/mov.htm

10 Громов М.Н.  Максим Грек. - М.:Мысль, 1983. С.-129. http://www.krotov.info/libr_min/04_g/ro/mov.htm

11 Громов М.Н.  Максим Грек. - М.:Мысль, 1983. С.-11. http://www.krotov.info/libr_min/04_g/ro/mov.htm

12 Лейст О.Э. История политических и правовых учений: учебник для вузов./ под. Редакцией О.Э. Лейста. М.ЗЕРЦАЛО:, 2006. С.-134

13 Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Преподобный Иосиф Волоцкий, глава 11.- М.: Московский  рабочий, 1991. http://www.krotov.info/library/21_f/fed/otov_16.html

14 Лейст О.Э. История политических и правовых учений: учебник для вузов./ под. Редакцией О.Э. Лейста. М.ЗЕРЦАЛО:, 2006. С.-143

15 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов/  М.:НОРМА.2003.  С.- 196

16 Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Преподобный Иосиф Волоцкий, глава 11.- М.: Московский  рабочий, 1991. http://www.krotov.info/library/21_f/fed/otov_16.html

17 Федотов Г. П. Святые Древней Руси/ Трагедия Древнерусской святости, глава 12. М.: Московский  рабочий, 1991. http://www.krotov.info/


написать администратору сайта