Главная страница

политика и идеология. Понятие и функции идеологии


Скачать 46.47 Kb.
НазваниеПонятие и функции идеологии
Дата12.03.2021
Размер46.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаполитика и идеология.docx
ТипДокументы
#184111

Понятие и функции идеологии

Идеологии можно рассматривать как когнитивные механизмы и одновременно - когнитивные фильтры политического мировоззрения. Именно поэтому можно утверждать, что пока в политике существует процесс легитимации, идеологии будут иметь в ней значение. Поэтому идеологию как таковую можно признать одной из значимых структур познания. В этой связи знаменитый лозунг о "конце идеологий" можно трактовать как свидетельство определенного структурного кризиса процесса познания как такового, который человечество переживает на рубеже тысячелетий. Идеологии не исчезают и не исчезнут. Мировоззренческие столкновения по поводу глобализации и цивилизационных различий - неоспоримое доказательство "живучести" идеологий, которые по-прежнему притязают на всеобщее ценностное объяснение мира политики (и не только ее). Однако исследование идеологий становится все более сложным и изощренным процессом. "Чистого" концептуального анализа идеологий уже недостаточно. Критическая рефлексия последних требует их контекстуального анализа.

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII—XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX—XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, радикализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Важнейшая функция идеологии состоит в том, чтобы отграничить то или иное сообщество или группу от остальных сообществ и групп. В то же время определенная часть идеологий основывается на конкретном идеале, который независимо от степени его верности или ложности строится, как правило, на противопоставлении действительности - какой она должна быть, действительности - какая она есть. С некоторыми оговорками можно сказать, что в идеологии присутствуют два взаимосвязанных компонента, один из которых в доведенной до логического конца и крайней форме подразумевает разрушение существующей системы, а второй - защиту существующего в данный момент положения вещей. Большинство же идеологических течений колеблется между этими полюсами, предлагая свои проекты или программы в качестве альтернатив политическому курсу других политических сил в рамках существующей системы. Естественно, в выигрышном положении нередко оказываются те, кто противопоставляет будущее гипотетическое совершенное общество существующей системе со всеми ее недостатками и проблемами.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

Структура политической идеологии

Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:

1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т. е. обобщенное представление группы о своих интересах и целях;

2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к власти. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения граждан.

3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан.

Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во Франции, большевизма в России, военные акции США во Вьетнаме, Ираке ).

Структурными составляющими политической идеологии являются:

1) политические идеи;

2) политические теории, концепции, доктрины;

3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;

4) оценка политических процессов;

5) гипотезы, лозунги, программы.

Политическая идея - исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности. Время от времени между предыдущими идеями, способами объяснения действительности и новыми фактами возникает противоречие. Если это противоречие не разрешается в новых идеях, то старые идеи тормозят прогрессивные изменения. Политическая идея - это результат постижения мнением предмета познания - политического процесса. Идея содержит в себе как идеальное состояние объекта, так и план (проект) его реализации. Идея является мостиком между мыслью и действием, позволяя энергии мысли превращаться в конкретную активное действие. Здесь потребность (дефицит чего-либо) благодаря идее (мгновенному постижению действительности мнением) превращается в интересы, цели и мотивы социальных общностей и становится руководством для дальнейших действий. Поэтому идеи (свободы, братства, общего блага, мира, равенства, демократии) плохие, а люди несовершенны, потому, постигая идеи своим сознанием, мы их деформируем своей корыстью. Идея президентской формы правления работает в США уже сотни лет, а в Украине вызывает сомнения и оговорки. Поэтому духовная чистота (или ее отсутствие) может существенно влиять на реализацию любой идеи. Так, идея разделения властей была выдвинута еще в античности, восстановлена Дж. Локком, а концентрированно изложена Ш. Монтескье. Придать идее разделения властей концептуального выражения удалось только в XIX в., Когда теоретики демократического либерализма системно обработали ее постулаты. Усилиями теоретиков XX в. удалось достичь удовлетворительного теоретического состояния политической концепции разделения властей. Политологическая наука в своих копилках содержит немало концепций (парламентаризма, плебисцитарной демократии, различных типов демократического правления, политических элит, партий, лидеров).

Политическая гипотеза побуждает отыскивать возможные и вероятные причинно-следственные связи между явлениями. Она позволяет продуктивнее формировать концепции.

Политическая концепция логично объединяет идею или несколько идей в систему суждений. Хотя концепция содержит глубокие и конкретные знания, она уступает политической доктрине и политической теории своей полнотой.

Политическая доктрина - это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития. Каждое государство разрабатывает собственную политическую, военную доктрины, в которых раскрывается стратегия и тактика политической деятельности на исторический период. Доктрина определяет границы политической власти в обществе, характер политического режима, основные методы реализации власти в государстве, постулаты национальной безопасности, раскрывает содержание политических, идеологических ценностей. Действующая конституция олицетворяет политическую доктрину в форме безоговорочных и обязательных для исполнения норм.

Претендуя на всеобщность, универсальность, знание и отображение истины, идеология включает в себя теоретическое знание. Она испытывает влияние не только нижнего психолого-эмоционального уровня, но и стремится дотянуться до научно-теоретического уровня. Собственно ее никто именно как идеологию не производит. Большинство ищет истину в форме теории. Поэтому логико-концептуальной основой идеологии являются социальные и естественные теории. Теория - высшая, самая развитая форма организации научного политического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи политической сферы действительности. Но если научная теория приобретает идеологического оттенка, то она теряет свою академическую чистоту, формальную беспристрастность и оплодотворяется коллективной (групповой) волею и групповым интересом.

Политический идеал направляет идеологию на поиск совершенных форм общественной жизни, оценивает современные формы жизнеустройства с позиций будущего.

Политические ценности способствуют формированию стандартов оценки каждой политического действия, поступка, их последствий. То есть насколько данное действие, поступок демократический, соответствует ценности мира, свободы, суверенитета, плюрализма, открытости, честности и тому подобное. Ценности влияют на подбор и иерархию политических приоритетов, определяющих характер аргументации (сторонники плюрализма отстаивать право политической оппозиции на свободу слова в пределах демократического закона, а те, кому свойственна виронетерпимисть, находить аргументы для запрета деятельности "чужаков").

Структурным компонентом политической идеологии также политические лозунги. Политические лозунги - это руководящие идеи, задачи, требования и директивы политических преобразований. Они побуждениями к непосредственному воздействию, призывом к изменениям (либеральным лозунгом Французской буржуазной революции было "Свобода, братство, равенство"; коммунистической идеологии - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Вся власть Советам"; оранжевой революции - "Свободу не остановить! "). Лозунги транслируют политическую идеологию в массовое сознание, активизируют творчество людей. их принятия или отклонения указывает на действенность политической теории.

Более мимолетными есть политические лозунги ("Мы вместе, нас много, и нас не преодолеть", "Восток и Запад вместе!", "Судьям честь!"). Они могут иметь ситуативный характер и менее привязаны к идеологическим идеалов и ценностей.

Идеологиям присущи также политические мифы и политические утопии.

Политическая утопия - это совокупность идей и представлений, которые являются продуктом абстрактного мышления, не основываются на знании реальных политических процессов и предлагают принципиально невозможен при данных условиях проект (призывы к построению коммунизма за два-три десятка лет).

Указанные составляющие политической идеологии (идеи, гипотезы, концепции, доктрины, теории, идеалы, ценности, лозунги, мифы и утопии) в своей совокупности формируют программу политической деятельности политических субъектов.

Политическая программа - это прежде всего план, по которому готовы действовать та или иная партия, блок, социальная группа, класс, нация, мировое сообщество. В ней отмечены основе принципа видение проблем, целей, задач и путей их решения во всех сферах общественной жизни. Программой намечают последовательность действий, средства, методы общественных преобразований, предусматривают темпы и сроки трансформаций.

Основные мировые идеологии

Социализм Либерализм Консерватизм Фашизм

Либерализм - либеро(свобода) - идеология возникла в 17 веке и основана на таких теориях как теория общественного договора, теория «государство ночной сторож», теория фундаментальных прав человека и теория разделения властей.

Либералы выступают за равенство людей политико - правовой сфере: равенство перед судом и всеобщее избирательное право.

Либерализм выступал против сословного права.

Всеобщее избирательное право означает принцип отсутствия необоснованных цензов(ограничений).

Современный либерализм выступает за принцип: один человек - один голос.

Современные демократические государства применяют три ценза: возрастной, гражданства, дееспособности.

Идеология либерализма считает основными правами человека: право на жизнь, свободу и собственность.

В экономической сфере либерализм опирается на теорию Адама Смита о невидимой руке рынка. Идея: рынок не нуждается в регулировании, так как регулируется сам на основе закономерностей спроса и предложения. Либералы выступают за частную собственность, свободу предпринимательства и свободу конкуренции

После великой экономической депрессии 20 века появилось новое течение либерализма неолиберализм, который признаёт возможность частичного регулирования экономики государством.

Консерватизм возник в 18 веке как отрицательная реакция на французскую буржуазную революцию. Основоположник Эдманд Берк. В области экономики консерваторы похожи на либералов. Во 2 половине 20 века появилась новая разновидность консерватизма: неоконсерватизм.

Консерватизм не признаёт равенства людей в политико-правовой сфере и выступает за элитизм. Элитизм - требование сохранений привилегий правящих элит. К примеру: существование палаты лорда в Англии.

Для консерватизма характерен милитаризм (от лат. вооружение) - убеждённость в том, что лучшим способом решения проблем и конфликтов является силовой способ. Консерваторы выступают за сохранение прежних традиций верований традиционных ролей мужчин и женщин. Единственный способ признания равенства для консерваторов - это равенство перед богом в традиционной религии. Консерватизм делится на 3 разновидности: 1) реакционный консерватизм - призывает вернуться к предыдущему укладу жизни и его сохранять; 2) классический консерватизм призывает сохранять существующий уклад жизни, 3) реформаторский консерватизм допускает возможность реформирования общества при сохранении основ существующего уклада жизни.

Социализм: утопический социализм, коммунизм, социал-демократизм, анархизм. Главный признак: все разновидности социалистических идеологий стремятся к равенству в социально-экономической сфере.

Утопический социализм провозглашает идеал равенства, но не указывает пути его достижения.

Коммунизм - так называется социалистическая теория Маркса и Энгельса, причём их самоназвание: научный коммунизм. Для осуществления равенства сторонники данной теории предлагают совершить социалистическую революцию. В результате революций нужно установить государство особого типа - диктатуру пролетариата. Задача диктатуры пролетариата - уничтожить частную собственность на средства производства. Уничтожение означает обобществление. По данной теории строительство коммунизма проходит в 2 этапа: 1) социалистический - действует принцип: от каждого по способности - каждому по труду. На этом этапе сохраняется неравенство в оплате труда, в товарно-денежные отношения и государство. 2 этап: коммунистический: от каждого по способности каждому по потребностям. Товарно-денежные отношения отмирают. Формируется личность особого типа: коммунистический человек.

Социал-демократизм - социал демократы планируют достичь равенства с помощью прогрессивного налога и социальных программ. Вместо революции предлагают реформы. Предлагают обобществить только крупную собственность на средства производства. Мелкую и среднюю - оставить. При прогрессивном налоге налоговая ставка меняется в зависимости от уровня дохода. Полученные таким образом средства направляются на развитие медицины, образования, помощь неимущим. Такая модель получила название «скандинавский/шведский социализм». Недостатки: часть предпринимателей переводят бизнес в другие государства. Достоинства: высокий уровень жизни и социальных гарантий.

Анархизм в сфере экономики похож на коммунизм - частную собственность обобществить. Главное отличие от коммунизма в том, что анархисты предлагают уничтожить государство сразу после революции. Вместо государства предлагают самоуправляющиеся общины.

Фашизм

От итальянского пучок связка. Существуют множество подходов.

1. Фашизм - идеология конкретных фашистских режимов возникших в 30 годы 20 века в Европе и позднее в других странах мира.

Идеологии напоминающие идеологии исторически известных фашистских режимов считаются фашистскими по аналогии.

В рамках этого подхода различается: фашизм Муссолини и фашизм Гитлера.

Фашизм Муссолини был основан на идее расширении границ Италии до границ бывшей Римской империи и далее. Кассовый и этнический фактор не играл определяющей роли.

Фашизм Гитлера был основан на массовой теории провозглашающей превосходство потомков арийского народа.

На основе расовой теории Гитлер разделил все народы на 3 группы:

1) культуро-созидающие народы - потомки арийцев, к которым Гитлер относил германские, англосаксе и скандинавские народы - отличаются высокими интеллектуальными способностями, созидают науки и культуру (по мнению Гитлера).

2) культуро-поддерживающие - в связи с пониженными интеллектуальными способностями не в состоянии создавать культурные ценности, но могут под руководством первой группы заниматься физическим трудом и создавать материальные ценности.

3) культуро-разрушающие народы - не способны ни к какой созидательной деятельности и подлежат полному уничтожению (евреи, аборигены и так далее).

2. Фашизм - идеология, провозглашающая превосходство социальных групп по определённому признаку: национальность, расса, религиозная принадлежность, состояние здоровья, уровень интеллекта и так далее; и предлагающая для обеспечения привилегированного положения этой группы нарушение демократических прав и свобод и дискриминацию, агрессию, войну и геноцид.

Идейной основой фашизма является социал-дарвинизм.

В работе Дарвина «Происхождение видов» доказывается, что все живые существа произошли в результате эволюции. Движущей силой эволюции является естественный отбор в результате которого выживает сильнейший (самый приспособленный).

Естественный отбор осуществляется за счёт двух биологических механизмов: наследственности и изменчивости. Наследственность закрепляет мутации. Социал-дарвинисты переносят это на общество: в обществе выживает сильнейший. В обществе следует стремиться к идеалу. Ницше: «Бог умер», «падающего подтолкни» - не следует помогать слабым и неприспособленным. Ницше считал, что религии, призывающие к благотворительности придумали слабые люди. «Помощь слабым - портит человеческую породу. Если не помогать слабым, то в результате эволюции появится новый вид человек - сверхчеловек».

Внешняя среда и общество предъявляют людям часто много разнообразных и противоречив требований, поэтому мы не можем создать модель сверхчеловека, и источником выживаемости человечества является генетическое многообразие.

Национализм в XX веке стал знаменем разнородных социально-политических сил и движений, которые во многом определили основные векторы развития большинства стран и народов. В значительной степени именно под знаком национализма разворачивались процессы и события, в конечном счете приведшие к Первой мировой войне. Результатом самой войны явилось образование целой серии новых национальных государств, что в определенной степени подтвердило актуальность и действенность идей и принципов национального самоопределения.

Конец XX века также ознаменовался новым всплеском национализма, идей национального самоопределения и образованием множества новых национальных государств. Можно со всей уверенностью утверждать, что образное выражение Э. Хобсбаума "сова Минервы парит над нациями вместе с национализмом" верно применительно ко всему XX столетию. На первый взгляд парадоксально может звучать утверждение, что национализм при всей своей внешней обращенности в прошлое, к традициям и мифам является ровесником и близнецом модернизации и теснейшим образом связан с промышленной революцией, урбанизацией, становлением гражданского общества, современного государства и т. д. То, что национализм и промышленная революция порой как бы противопоставляли себя друг другу, никоим образом не должно ввести нас в заблуждение.

Национализм - прежде всего социокультурный феномен, который во многих случаях выступает в качестве своеобразной оболочки для иных интересов и мотивов, например стремления участвовать в дележе материальных ресурсов, завоевании власти и авторитета, преодолении психологических и идеологических комплексов и т. д. Соответственно, он интегрировал в себя традиционные мифы и символы, но использовал их для защиты и обоснования новых феноменов в лице национального государства. Сила национализма состоит как раз в том, что он органически соединяет индивидуальные социокультурные приверженности людей с государством, которое способно действовать, в том числе и в плане защиты и гарантии сохранения национально-культурной идентичности народа.

Особенности развития идеологий в России

Политическая и правовая культура определяется условиями и традициями национальной жизни и представляет собой продукт длительного развития. Известный английский политик и философ XVIII в. Г. Болингброк говорил, что истоки конституции любого государства следует искать не в абстрактных теориях, а в его истории. Но, поскольку темпы перемен и стремление человека активно на них влиять нарастают с течением времени, особенно с переходом от "застывшего" традиционного общества к динамичному, современному, воздействие "абстрактных идей" становится и более частым, и более ощутимым. Государство также небезразлично к политической и правовой культуре, оно на нее опирается, стремится ее регулировать и использовать в своих интересах. В истории каждого государства бывают периоды, когда его воздействие на политическую и правовую культуру особенно велико. Они совпадают с крупными реформами и революциями, как удавшимися, так и неудавшимися.

В России последних трех столетий, чрезвычайно богатых разного рода потрясениями, выделяется несколько периодов особой активности государства в формировании политической и правовой культуры.

Прежде всего это эпоха реформ Петра I. Создание "регулярного государства". Внедрение официального петербургского западничества на основе абсолютной монаршей власти. Стремление к обновлению и прогрессу, презрение к прошлому. Ломка, как правило, варварскими методами, традиционного уклада Московской Руси, опиравшегося на "старину и пошлину". В ранний период царствования Екатерины II петровская платформа была подслащена абстрактными идеями "просвещенного абсолютизма", которые в конституционном плане так и остались на бумаге, но развитию просвещения и промышленности, а тем самым и прогрессу, в России, несомненно, способствовали.

В николаевскую эпоху в качестве противоядия от освободительных идей, приведших к выступлению декабристов ("зараза, извне занесенная", по определению III отделения) была выдвинута теория официальной народности: самодержавие, православие и народность. Самодержавие, по мнению славянофилов, все еще оставалось немецким, по более хлесткой характеристике М.А. Бакунина, татаро-немецким ("наш татаро-немецкий кнут"), но четко ставился вопрос о национальной самобытности, который, конечно же, возникал и раньше, но не в такой последовательной форме. Если не считать двадцатилетней интерлюдии реформ Александра II, породившей первоначально надежды на принципиальные изменения, эта теория просуществовала с незначительными изменениями до 1917г. Октябрьский манифест 1905г. и Основные законы 1906 г. не вызвали столь широкого и длительного резонанса, как преобразования 60-х годов.

Временное правительство и порожденные им демократические иллюзии были слишком недолговечны, чтобы запечатлеться в политическом и правовом сознании масс.

Советская эпоха представляет собой самый яркий в нашей истории пример целенаправленного и мощного, как разрушительного, так и созидательного, воздействия государства на политическую и правовую культуру. Вся она подвергалась принципиальной переделке в соответствии с марксистским мировоззрением. По резкости изменений и грубости (варварству) форм социалистическая революция напоминает петровские преобразования, но ее масштабы и глубина несравненно больше.

И наконец, в постсоветское время опять возникает проблема формирования новой культуры в принципиально изменившихся условиях, на основе восстановления в правах частной собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Различия между названными этапами развития российской политической и правовой культуры, порой очень существенные, бросаются в глаза. На первый взгляд не столь очевидны, но не менее значимы и их определенная общность, преемственность, порожденные национальной историей и традициями. По отношению к усилиям реформаторов они выступают как объективная данность, вопреки их намерениям пробивают себе дорогу. В одних случаях эта преемственность открыто провозглашалась, как, например, в идеологии самодержавия петровского, екатерининского и более позднего. В других она декларативно и иногда даже вполне убежденно и искренне отрицалась, но это не мешало ей проявляться в форме исторической неизбежности. Груз традиций способствовал этому. Таково соотношение дореволюционной и советской культур. Казалось бы, полная противоположность - самодержавие и республика, православие и атеизм. В плане социально-экономических отношений эта противоположность неоспорима. И все же, сквозь эти различия проступает и определенная общность, о которой всегда говорили те, кого мы называли антикоммунистами и антисоветистами. Они и в самом деле были таковыми, но это не мешало им порой здраво оценивать явления и называть вещи своими именами. Они утверждали, что в России по-прежнему нет свободы, царит автократический произвол. Антикоммунисты уподобляли роль марксизма-ленинизма в СССР религии в дореволюционной России, коммунистическую партию - церкви, советского вождя - царю всея Руси.

С падением советского строя Россия еще раз приступила к трансформации политической и правовой культуры. И вновь государство играет активную роль в этом процессе, который развивается не на пустом месте и испытывает давление прошлого. Но к культурному слою, как говорят археологи, прибавились семь с лишним десятилетий советской власти, и этот исторический опыт также не мог пройти бесследно.

Любое государство, а современное в особенности, не может не выполнять определенных идеологических и пропагандистских функций, не прибегать к обоснованию своей власти, своего политического курса. Г.Моска (один из пионеров теории элит) называл это формулой власти. Также и каждая современная конституция представляет собою документ не только юридический, но и политический и идеологический.

Если в 90-е годы иллюзии деидеологизации имели распространение в России, то в настоящее время господствует противоположная тенденция. Политические партии стремятся сформулировать и идейно обосновать свои платформы. Кажется, вопрос, нужна ли в государстве идеология, не принадлежит сейчас к числу наиболее дискуссионных. Действительно важная и острая проблема состоит в том, какой эта идеология должна быть.

Принципы, положенные в основу Конституции РФ 1993 г., в известной степени явились продолжением тенденций, складывавшихся в годы перестройки. Упор делался на общечеловеческих ценностях. Особое место среди них занимали свобода, права человека, демократия, развитие институтов гражданского общества, плюрализм, гласность.

В период перестройки эти ценности, имеющие непосредственное отношение к политической и правовой культуре, мыслились в рамках коммунистического мировоззрения. Конституция 1993 г. покончила с советской системой и коммунистической идеологией, поставив на первое место в перечне видов собственности частную собственность и не установив для нее никаких ограничений. В то же время идея общечеловеческих ценностей сохраняла значение, приобретя несколько иную форму "мировых стандартов". Последние распространялись не только на экономику, товары, но и на государственную и правовую систему, на политическую и правовую культуру.

Была выдвинута идея "современного государства", принципиально однотипного во всех "цивилизованных странах". Авторы текста Конституции видели цель в том, чтобы создать "современное государство" в России, руководствуясь мировыми стандартами. Они формально разработали развернутую систему демократических институтов, принципов, свобод, не уступающую во многих отношениях либеральным режимам Запада. В этой системе есть, однако, одно чрезвычайно важное исключение. Это широкие полномочия Президента РФ, не сравнимые с компетенцией глав государств и правительств стран Запада. Подобно неофициальному статусу И. В. Сталина и менее крупных советских вождей правовое положение президента вызывает ассоциации с дореволюционной Россией. "Власть президента огромна, он не "вписан" в разделение властей, а располагается над ними (в этом смысле римейк царской власти)", - пишет акад. Ю. С. Пивоваров.

С позиций "мировых стандартов" это явление предстает как изъян демократии. Президентская власть не только по германскому, но и по французскому, и даже по американскому образцу, не говоря уже о парламентской республике, больше соответствовали бы критериям "современного государства". Но в этом отступлении от канонов сказалась политическая мудрость не составителей текста, а тех политических деятелей, которые были подлинными авторами Конституции. Широкие полномочия президента вывели власть из паралича, которым она страдала на рубеже 80 - 90-х годов, создали условия для реального выполнения государственных функций. Президент получил возможность действовать во многом независимо от кипения страстей в органах народного представительства. Сравнение политической ситуации в России и в Украине после изменения конституции этой страны, имевшего место в связи с избранием В. Ющенко Президентом, свидетельствует в пользу российского варианта решения проблемы.

В целом идеология новой политической и правовой культуры при первом Президенте РФ ориентировалась на мировые стандарты, декларировалось стремление как можно скорее воплотить их в жизнь. Ситуация несколько изменилась, когда меры второго Президента РФ по укреплению вертикали власти вызвали критику внутри страны и за рубежом. В этих условиях в политическую идеологию была внесена существенная поправка. Было заявлено, что, руководствуясь общими принципами и идеалами демократии, Россия не может не считаться с национальными традициями и условиями.

В начале 1990-х годов, опасаясь реванша коммунистической идеологии и практики, российское политическое руководство выступило инициатором запрета на любую государственную идеологию, включив в статью 13 Конституции РФ 1993 г. (пункт 1) положение о том, что: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (пункт 2). Здесь следует отметить то, что данный запрет не следует расценивать как запрет на государственную идеологию вообще, поскольку государство как способ социального бытия в условиях господства политического отчуждения не может существовать без идеологии. Речь идет о том, что идеология государства не может и не должна сводиться к идеологии определенного класса. Основы новой внеклассовой идеологии должны формироваться под воздействием идей свободы и равенства, что включает:

- оценку России как гражданского общества: осознание единства народов России, объединенных общей судьбой, уважение традиции любви к Отечеству и ответственности за Родину;

- новые базовые ценности общественных отношений: свобода развития человека, равноправие и самоопределение;

- внутригосударственный плюрализм, разделение властей и федерализм [170].

В этой связи первоочередными целями либералы провозглашают решение комплекса проблем, унаследованных от XIX века, в том числе создание правового государства; проблем XX века - искоренение остатков социального и промышленного феодализма; демонополизация экономики, борьба с фашизмом, другими крайними формами национализма. Наряду с этим нужно решать проблемы характерные только для России: содействовать образованию среднего класса, осознанию обществом и государством идеи легитимности частной собственности и др.

Государство, по их мнению, должно преодолеть традиции этатизма: обеспечить неприкосновенность частной собственности; произвести разделение собственности и власти и перестать быть доминирующим собственником, субъектом экономических отношений в стране; вести активную политику в области борьбы с инфляцией и стимулирования частных (в том числе иностранных) инвестиций; энергично проводить антимонопольную политику; заботиться об экологии, образовании, здравоохранении, развитии науки, культуры, о бедных и нетрудоспособных; бороться с преступностью; вести разумную военную политику; провести конверсию главного оплота государственности - ВПК и сокращение армии до размера реальных потребностей страны. Если удастся «расширить» социально-экономическое пространство, завершить либерально-демократическую эволюцию государства, то Россия имеет все шансы занять достойное место в цивилизации XXI века. Таковы цели, задачи и ценности современного российского либерализма.

Современные отечественные консерваторы делают ставку на такие ценности, как свобода, развитие и традиции. Трактовка каждой из них имеет свои важные особенности.

В отличие от марксистского истолкования свободы, консерваторы рассматривают ее не как свободу совести, а как свободу, ограниченную «императивами христианской этики, которые были сформулированы еще на заре нашей эры». При этом традиционно российское понимание свободы «должно сочетаться с такими общепризнанными в мире ценностями, как свобода слова, толерантность к другим религиям и другим нациям, открытость страны, демократическое республиканское устройство власти, свобода информации, гражданские свободы, права человека»[172], что особенно актуально в условиях небывалой в отечественной истории экспансии нетрадиционных культов.

Основой второй названной ценности - развития - консерваторы считают частную собственность, новую деловую этику и инициативу в рамках своего дела. Под «своим делом» консерваторы имеют в виду не только предпринимательство, но и труд врача, учителя, журналиста - любого квалифицированного и честного специалиста.

Под традицией, как ценностью, они понимают, прежде всего, следование естественному ходу вещей. Российская традиция это патриотизм, государство, религия, семья, язык, культура и, конечно, история.

Эти три ценности не только самодостаточны, но и призваны преодолеть «роковое для XX века противоречие между демократами и коммунистами». С демократами консерваторы сходятся «в признании ценности свободы как величайшей ценности человечества». Однако консерваторы модернизируют эту ценность: «свобода - это не тот либеральный фетиш, поклоняясь которому ты можешь быть разрушителем морали, можешь отрицать все, такой свободы мы не приемлем. Мы за свободу, основанную на моральном законе. Мы отнюдь не отрицаем формальную свободу, но считаем, что формальная свобода должна стоять на очень серьезном нравственном фундаменте». С коммунистами у консерваторов всего лишь один пункт согласия - государство должно быть сильным. Ставя во главу всей экономики частную собственность, консерваторы считают, что государство должно железной рукой собирать налоги и бороться с теневой экономикой.

Представителей новой волны консерваторов объединяют три родовых принципа русского консерватизма: антизападничество, православие, мощное централизованное государство. Однако понимание внешних и внутренних задач российской государственности вызывает разногласия, способные привести к формированию различных течений в рамках современного российского консерватизма. Подобно другим новым идеологиям, современный консерватизм находится на начальной стадии своего формирования. Отсюда и все его слабости: аморфность, противоречивость основополагающих ценностей

Влияние идеологии на современную политику в стране.

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

Понятие «политическая идеология» имеет более узкий и специфический смысл. Это - относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации - отображают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Иными словами, она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.

В связи с этим необходимо обратить особое внимание на специфику политической идеологии как формы общественного сознания, а именно - на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической системы (т.е. определенной идеологии) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, от которого исходит данная идеология. Иными словами, политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Можно сказать еще и так: политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности.

Носителями идеологии являются классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в сфере производства материальных благ. В.И. Ленин считал, что «в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии». Он даже особо подчеркивал, что в современном обществе вопрос стоит только так: «буржуазная или социалистическая идеология; середины тут нет, так как человечество не выработало никакой третьей идеологии».

Однако носителями идеологии являются не только классы, но и все без исключения субъекты политических отношений - от каждого отдельного индивида до нации или общества в целом. Каждый из них вырабатывает свою систему идей и представлений, отражающих именно его положение в системе общественных отношений, именно его специфический интерес как социального субъекта и оправдывающих именно его социально-политические устремления. Из этого следует, что количество идеологических систем в принципе равно количеству субъектов политических отношений. Т.е., каждая отдельная личность в силу уникальности своего положения в обществе вырабатывает собственную идеологию, собственную систему представления о мире и своем месте в нем. Другое дело, что идеология каждой отдельной личности, при всей специфике ее индивидуальных идейно-политических предпочтений, является одновременно и проявлением идеологии той социальной группы или общности, частью которой она себя осознает. Поскольку анализ идейных воззрений каждого из составляющих данное общество индивидов есть неосуществимая задача, то в литературе речь практически всегда идет об идеологии определенных социальных групп, классов или общностей. Именно их идеалы и ценности, представления и устремления по большей части являются предметом систематизации и теоретического оформления.

Все идеологии претендуют на исключительность и универсальную значимость. Однако их объективно ценное общественное содержание все же различно, как различно и число приверженцев той или иной идеологии. Можно выделить идеологии глобальные, локальные и частные.

Глобальные, или тотальные, идеологии (К. Манхейм) претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистском понимании), либерализм и консерватизм, включая национализм как разновидность последнего. Указанные идеологии зачастую еще определяются как традиционные идейно-политические течения.

Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными силами и направлены на обеспечения целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общего блага ее народа. Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений.

Частичные, или частные, идеологии отражают весь спектр интересов социальных групп и слоев отдельного общества. А данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, групповой, конфессиональной, партийной и т.п. институциональным проявлением наличия частных политических идеологий является многопартийность, а также существование различных общественных формирований по интересам граждан (групп интересов). Государственная идеология и частные идеологии в гражданском обществе также находятся в диалектическом соотношении друг с другом.

Сказанное о сущности политической идеологии как социального явления предопределяет необходимость при анализе содержания любой конкретной совокупности политических идей выделять в ней по крайней мере две стороны или, согласно терминологии Л.С. Санистебан, различать два плана: явный и скрытый. Содержании идеологии представлены открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа идеологии заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сообщений, в точном определении их смысла. Вторая задача анализа идеологии сводится к поиску ответа на вопрос: какие социальные субъекты (группы, классы, общности и их отдельные представители) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей? Т.е. выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.

Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая идеология также есть многоуровневый феномен. В отечественной политической науке утвердилось представление, согласно которому политическая идеология имеет высший, средний и низший уровни своего проявления:

Высший, или теоретико-концептуальный, уровень политической идеологии образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п., - в которых с применением понятийно-категориального аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Этот уровень представлен в виде теорий, концепций, учений или доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности и представления о необходимых ее преобразованиях исходя из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства.

На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов - программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и .т.п. Этот уровень воспринимается как необходимая составляющая собственно политической деятельности, которая проявляется в поиске путей решения конкретных задач социально-политической жизни. На этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные передачи и рекламу, учебники и произведения искусства.

На низшем, или обыденно-актуализированном, уровне идеология выступает в качестве феномена индивидуального и группового сознания и проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Для данного уровня идеологии характерно образно-ассоциативное осмысление социально-политической действительности, в ней проявляется культурная специфика данного социального субъекта. Этот уровень характеризует степень освоения индивидами, социальной группой или общностью принципов и целей данной политической идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.


написать администратору сайта