Главная страница
Навигация по странице:

  • В мировоззрении различима более или менее устойчивая структура

  • Система жизненных и социальных идеалов

  • В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Мифологическое мировоззрение.

  • Мифология

  • Религиозное мировоззрение. Религия

  • Философское мировоззрение (философия).

  • Особенности философского мировоззрения

  • Пути развития философии. Многообразие школ и направлений.

  • Философия. философия. Понятие мировоззрения


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеПонятие мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата08.12.2021
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлафилософия.rtf
    ТипДокументы
    #297147

    • Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.


    • Понятие мировоззрения

    Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    Мировоззрение можно уподобить своеобразной рамке, через которую мы смотрим на мир. Эта рамка определяет поле нашего зрения, а, тем самым, общий характер и направленность нашей деятельности.

    Мировоззрение – это некий компас, который помогает ориентироваться в окружающей природной и социальной действительности, осознать, осмыслить место и роль человека в мире (зачем я?), регулировать отношения с другими людьми, поведение в обществе.

    Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем.

    Субъектом (носителем) мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество на определенной ступени развития (культура).

    В структуре мировоззрения выделяются:

    1. Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения):

    духовно-практический: «жизненная философия», уровень «здравого смысла», народной мудрости, навыков, традиций, обычаев, устойчивых предрассудков – все то, что дает полноту и цельность жизнеощущения. Этот уровень фиксирует складывающиеся стихийно, под воздействием повседневного опыта, будничной практики взгляды людей на мир и самих себя. Духовнопрактический уровень находит свое обобщенное выражение в мифологии, религии и в искусстве;

    рационально-теоретический уровень. Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность, рефлексия (критический анализ);

    В мировоззрении различима более или менее устойчивая структура. Можно выделить следующие компоненты мировоззрения.

    1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. Получаем мы знания в форме рациональных суждений, посредством рассудка.

    2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. Каждый человек селектирует знания в соответствии с системой жизненных оценок, выражает отношение, оценивает.

    3. Система жизненных и социальных идеалов – в них выражена желаемая цель, дистанцируемая в будущем. Ориентирует в познании, деятельность человека.

    4. Программа действия (или нормы жизнедеятельности) – важно не только сохранение и усвоение знаний, но у человека вырабатываются парадигмы, определенные стандарты действий.

    5. Убеждения – представления, которые служат основанием личного выбора и деятельности, или: смысложизненные установки.

    Исторические типы мировоззрения, их содержательные и функциональныеособенности. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

    Мифологическое мировоззрение.

    Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология. Мифология – это духовнопрактическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество.

    Мифы – это древнейшая форма духовной жизни людей. Мифы в той или иной форме имелись у всех народов, во всех культурных регионах Древнего мира. Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т.е. природы, человека, общества. Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, озникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др.

    К основным, характерным чертам мифа, мифологического мировоззрения относятся:

    1. Генетизм (от гр. genos – происхождение) – происхождение предмета выдается за его сущность. Каждая вещь, явление, которые интересовали и требовали объяснения («что это такое?») имели свой миф, т.е. повествование, предание о том, как они возникли, какой бог их сотворил. Акт творения отождествлялся с самой вещью. Объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу об их происхождении и творении.

    2. Миф вне времени (жизнь в мифе – вечное повторение) и вне ограничений, налагаемых логикой (миф безразличен к противоречию, он внекритики, вне критического анализа). Миф не логически рационален, а образноэмоционален. Он основан не на теоретических доводах, доказательствах ирассуждениях, а на художественно-эмоциональных переживаниях.Мифологическое мировоззрение – это духовно-практический,дорефлексивный тип мировоззрения.Содержание мифа представлялось первобытному, архаичному человеку ввысшей степени подлинным, реальным, заслуживающим абсолютного доверия,ни грана сомнения или критики. Миф – это сама Правда, ибо воплощает в себеколлективный, практический, «надежный» опыт осмысления действительностимножеством поколений. Миф объясняет «Все», ибо для него нет непознанного инеизвестного. Для всякого первобытного общества миф – сосредоточение опыта,мудрости предков, авторитета традиции, поэтому он вне критики, вне сомнения,вне рефлексии, вне критического анализа.

    3. Синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность). В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие. Отсутствует строгое разделение человека и мира, субъекта и объекта, слова и вещи, существа и его имени, происхождения и сущности и т.п.

    Из этой нерасчлененности вытекает такая черта мифологического мировоззрения как идентификация (от лат. identificare – отождествлять), отождествление себя с другим. «Я есть Он» – такова формула мифа. Например, колдун, шаман во время камлания (обрядовое действие) не подражает богу, не представляет его, а превращается в него, сливается с ним, внутренне, психологически, отождествляет себя с ним.

    4. Антропоморфизм и персонификация природных явлений и вещей. Итак, мифологическое мировоззрение, мифотворчество – основной способ, каким первобытный человек истолковывал окружающую действительность и самого себя, каким регулировалась жизнь архаичного коллектива, утверждалась определенная система ценностей, санкционировались и поддерживались определенные нормы поведения.

    Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, или религия.

    Религиозное мировоззрение. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, культ) – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом освоения, осознания, объяснения мира и человека считает веру. Становление религиозного сознания приходится на период разложения родового строя. В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции и удовлетворять массового человека, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. На смену мифу, мифотворчеству приходит принцип веры. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и это свидетельство того, что возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с необходимостью удовлетворения духовных (психологических, моральноэтических) потребностей человека. В религиозном мировоззрении, в отличие от мифологического, духовнопрактическое освоение, осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный). То есть признается, что наряду с реальным природным и социальным бытием существует второй, потусторонний мир, в котором, согласно всем мировым религиям, находят разрешение все тревожащие человеческую душу противоречия земного бытия.

    Специфика религии (ее отличие от мифологии) обуславливается культовой системой, т.е. системой обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Мировоззренческие конструкты, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Это придает религиозному мировоззрению особый духовно-практический характер. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, надежды, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга и т.п., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

    Центральный объект религиозной веры – Бог – главная и самоценная идея, из которой выводится все содержание религии. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Благодаря этому, человек получает способность ощущать свою жизнь как бытие в Боге и через Бога. Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. В отличие от мифа, вера предполагает наличие какой-либо противоположности того, кто верит, от того, во что верит. Как и мифология, религия апеллирует к эмоциям, чувствам, к сердцу человека. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом (опытном), ни в логическом обосновании, ибо, по определению, они даны свыше. Они либо принимаются сердцем (эмоционально-чувственная сфера сознания), глубинной сущностью человека, либо не принимаются вовсе. Акт веры – нравственноэмоциональный акт. И мифология, и религия – духовно-практические, дорефлексивные способы освоения мира и исторически, и логически оказываются необходимым естественным предшествием философии, своеобразной предфилософией.

    Философское мировоззрение (философия). В отличие от мифологии и религии, философия – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение.

    Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума, на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критический анализ).

    Особенности философского мировоззрения: 1) опирается на обобщенные данные наук и обыденного опыта человека; 2) отличается всеобщими понятиями (категориями) и многоканальной связью с действительностью; 3) ее содержание пронизано любовью к мудрости. Основные стадии эволюции философского мировоззрения – космоцентризм, теоцентоизм и антропоцентризм. В отличие от мифологии, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований.

    • Специфика и структура философского знания.

    Специфика философии как мировоззрения заключается и в том, что она подытоживает основные результаты, достигнутые в сфере мировоззренческого сознания в каждую данную эпоху. Одновременно она выступает в качестве провозвестницы новой исторической перспективы. Это позволяет судить о настоящем, с одной стороны, на основе отрефлексированного опыта прошлых поколений, с другой – с точки зрения будущего. Философия—форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость). Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Филосо фия— наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания

    В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

    1) учение о бытии — онтологию;

    3) теорию познания — гносеологию;

    3) диалектика – учение о противоречивости существующего и возможности решения противоречий в жизни и мысли.

    4) теорию ценностей — аксиологию;

    5) учение о человеке — философскую антропологию;

    6) социальную философию (социологию). – исследует общество и место человека в не

    7) историософия – философияя истории, претендующая мна целостное познание историеского процесса путем раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.

    8) история философии – изучает исторические типы философии.

    Методология-учение о методе.

    Философия природы-учение о проблемах

    Философия культуры-учение о проблемах культуры

    Философия техники-учение о проблемах техники

    • Пути развития философии. Многообразие школ и направлений.

    Не было, нет и, скорее всего, не будет единственно истинной философии. У каждого философского направления, у каждого философского подхода, у каждой философской школы есть свои сильные и слабые стороны, свои находки и творческие достижения и, увы, свои ошибки и заблуждения.

    В связи с этим сразу же возникает вопрос о причинах, основаниях существования многообразия философских школ и направлений. - Это очень сложный вопрос, и ответы на него в философии предлагались и предлагаются различные.

    Так, авторы, абсолютизирующие роль классовых интересов в жизни общества, считают, что и древняя, и современная философия являются партийными. Иными словами, они утверждают, что, в конечном счете, в основе разделения философии на главные направления лежат коренные классовые интересы, которые и выражаются в обобщенной форме философами соответствующих направлений. В рамках такого подхода говорят, например, о прогрессивной и реакционной философии, о пролетарской и буржуазной философии и т.п. Этот подход развивался, в частности, многими авторами марксистской ориентации.

    Гораздо более распространенной является точка зрения, выделяющая направления и школы в философии в связи с различиями культур и эпох, в рамках которых развились эти школы и направления. В таком случае говорят, в частности, об античной философии, о древнекитайской философии, о западноевропейской философии Нового времени и т.д. Эта точка зрения представляется естественной и хорошо обоснованной.

    Достаточно часто можно встретиться с подразделением философии на направления и школы на основании того, какая способность человека считается ведущей, определяющей в процессе познания. Мы имеем в виду разум, чувства, воля, интуиция, вера. В этом случае говорят, например, о рационализме, сенсуализме, волюнтаризме, интуитивизме и фидеизме. Рационализм (от латинского ratio (разум)) полагает, что главной духовной способностью человека является разум, что именно разум является главным источником истинного знания. Сенсуализм (от латинского sensus (чувство, восприятие, ощущение)) рассматривает чувственность в качестве исходной и главной формы достоверного познания. Волюнтаризм (от латинского voluntas (воля)) усматривает главное, определяющее начало в человеке в его воле. Интуитивизм (от латинского intuitio (пристально смотрю)) абсолютизирует роль интуции в познании. Фидеизм (от латинского fides (вера)) утверждает примат веры над знанием и разумом.

    Направления в философии (материализм и идеализм) вычленяются также по признаку выделяемого ими первоначала мира (материя, дух). Сторонники материализма считают, что первоначалом (субстанцией) мира является материя. Сторонники идеализма, соответственно, убеждены, что первоначалом мира является некоторая духовная субстанция. О материализме и идеализме мы пишем также в разделе 1.6.8.

    Направления и школы в философии различаются также в зависимости от того, какое количество субстанций вводят в рассмотрение их представители. Так, монизм (от греческого monos - один, единственный) признает существование одной, единственной субстанции. Дуализм (от латинского dualis - двойственный) указывает на существование двух субстанций. Плюрализм (от латинского pluralis - множественный) обосновывает идею, согласно которой существует множество субстанций.

    Нередко говорят также о направлениях и школах в философии, связывая их с именами основоположников. Так, например, в философских работах нередко фигурируют платонизм (Платон) и кантианство (Кант). Не менее часто в этих работах говорят также о гегельянстве (Гегель) и марксизме (Маркс), фрейдизме (Фрейд) и попперианстве (Поппер) и т.д.

    • Возникновение, основные этапы и особенности античной философии. Космоцентризм.

    Античная философия-совокупность учений,развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н.э.и в древнеримском рабовладельческом обществе со II в. до н.э.вплоть до начала VI в. н.э.Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов-Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (VI в. до н.э.), несколько позднее-пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли-«физиками», от греч. physis-природа

    Обыно выделяяют три основных этапа в рамках единог историчс

    Греческая мифология была религией природы, одним из важнейших ее вопросов было происхождение мира, то есть космоцентризм. Ранние мыслители ищут первоначало. У Фалеса это вода, у Анаксимена-воздух, у Гераклита-огонь. Само же первоначало представляет собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому огонь и вода-это своего рода метафоры. Уже у первых «физиков»философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего

    Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало представляется в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно диалектика представлена у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия-самая динамичная и подвижная среда.

    ля большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и понятий у Платона, формы и материи у Аристотеля. В конечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного с одной стороны и бесконечно делимого, множественного, изменчивого-с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека.Древнегреческие мыслители, как материалисты, как и идеалисты, при всем их различии между собой были«космистами». Космоцентризм долгое время задавал магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека-под углом неразрывной связи его с природой. Взгляды античных философов выглядят следующим образом, если их систематизировать и разделить по этапам.



    • Жизнь и учение Сократа.

    6. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

    7. Философские идеи Аристотеля.

    8. Этические учения эллинистической философии.

    9. Возникновение, основные этапы и характерные черты средневековой философии.

    10. Проблемы бытия в средневековой философии. А. Августин о Боге и человеке.

    11. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.

    12. Полемика реализма и номинализма в средневековой философии.

    13. Характерные черты философии Возрождения.

    14. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.

    15. Дуализм и рационализм Р. Декарта.

    16. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека.

    17. Основные идеи социальной философии Просвещения.

    18. Общая характеристика философии И. Канта.

    19. Этика И. Канта.

    20. Объективный идеализм Г. Гегеля.

    21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    22. Основные идеи марксистской философии.

    23. Возникновение, основные этапы развития и характерные черты русской философии.

    24. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской – философии.

    25. Религиозно – философские искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

    26. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.

    27. Философия Всеединства В.С. Соловьева.

    28. Философия свободы Н.А. Бердяева.

    29. Постклассическая философия А. Шопенгауэра.

    30. Философские идеи Ф. Ницше.

    31. Основные направления современной позитивистской философии.

    32. Психоаналитическая философия о человеке и культуре.

    33. Основные идеи философии экзистенциализма.

    34. Философские проблемы бытия.

    35. Основные подходы к понятию «материя». Важнейшие свойства материи.

    36. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение.

    37. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания.

    38. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания.

    39. Специфика научного познания. Формы и методы научного познания.

    40. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины.

    41. Понятие диалектики, ее основные принципы и законы.

    42. Альтернативы диалектики.

    43. Общество как предмет философского исследования.

    44. Философия истории, основные подходы к историческому процессу.

    45. Природа и общество, их взаимодействие.

    46. Общество и глобальные проблемы ХХ – ХХI веков.

    47. Современная цивилизация и формирование информационного – технического общества.

    48. Философия как аксиология. Учение о ценностях.

    49. Культура как предмет философского анализа.

    50. Основные подходы к проблеме человека в истории философии.

    51. Философская антропология в поисках решения проблемы человека.

    52. Философия о смысле жизни.

    53. Личность: проблема свободы и ответственности.

    54. Философия, ее предмет и функции.

    Можно выделить три уровня мировоззрения:

    3. Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где

    главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира.

    (Например, любовь или ненависть с первого взгляда, формируется на

    бессознательном уровне).

    4. Мировосприятие – формирование определенной системы

    представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Усматриваются

    взаимосвязи между процессами. Появляется преимущественно наглядное

    представление).

    5. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление

    значения процесса.

    К основным функциям мировоззрения относятся:

    – познавательная: базируется на обобщенных знаниях – повседневных,

    профессиональных, научных и т.д. Систематизирует и обобщает результаты

    3

    индивидуального познания, стили мышления того или иного сообщества, народа

    или эпохи;

    – ценностно-нормативная (оценочная): человек должен

    руководствоваться определенными общественными регуляторами. Осознание и

    оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему через призму

    своих интересов и целей;

    – поведенческая (практическая): жизненные планы, целеполагание,

    программа социального поведения и т.д. Реальная готовность человека к

    определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

    На место авторитета традиции (миф), авторитета веры (религия) ставится авторитет разума. Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных) понятий и категорий. Базисным свойством всякого философствования является рациональность.

    Философия создает общую картину мира на уровне рационального познания, т.е. посредством понятий, теорий, логических аргументов, доказательств. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии.

    Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения.

    Философия – это такой тип теоретической рефлексии (рациональности), суть которого состоит в критическом, в отличие от мифологии и религии, способе освоения, истолкования мира и человека. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались критическим разумом (через ритический анализ), а не в контексте одной только веры. Мифология и религия вне критики. Философия принципиально критична, рефлексивна. Ее критичность, рефлексия направлена как на мир в целом, так и на саму себя. Как сама философия, так и путь ведущий в храм мудрости – это вечное вопрошание и рефлексия (критический анализ) над собой и миром.


    написать администратору сайта