Главная страница

Правовой нигилизм. Понятие правового нигилизма


Скачать 30.22 Kb.
НазваниеПонятие правового нигилизма
АнкорПравовой нигилизм
Дата16.12.2021
Размер30.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПравовой нигилизм.docx
ТипАнализ
#305257

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Автор: В. Г. САФОНОВ

Анализ существующих подходов к пониманию правового нигилизма свидетельствует прежде всего об отсутствии единой точки зрения в его определении среди представителей юридико-правовой науки.

Особенно много внимания уделяли данной теме такие теоретики права, как Н. И. Матузов и В. А. Туманов. Н. И. Матузов связывает правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей. "...Неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законопослушания, незрелое деформированное правосознание, девальвация моральных и духовных ценностей, упоение свободой без границ, элементы вседозволенности, утрата доверия к власти"2 .

Традиционно в юридической литературе правовой нигилизм характеризуется как негативное явление. Он заключает в своей основе отрицание и имеет в мировоззренческой среде индивида автономное происхождение и развитие. Кроме того, о нем говорят как о деформированной части правосознания человека, базирующейся на выборе альтернативы: из массы социальных регуляторов субъект выбирает наиболее подходящий для него, при этом правовая регуляция социального поведения отодвигается на второй план.

Различные точки зрения на правовой нигилизм говорят о бытующем в обыденном и научном понимании однобоком взгляде на это явление: "Нигилизм хорош только для разрушения, но не для созидания". Однако представляется, что это односторонний и непродуктивный подход. Очевидно, такая идея связана с недостаточностью в исследованиях данного явления, малой научной разработанностью темы. Более глубокое теоретическое представление о правовом нигилизме должно включать позитивную составляющую.

Несовершенство норм права, порождающее нигилистическую оценку, является источником, мотивом и двигателем для поиска новых юридических решений. Правовой нигилизм - показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности. Его проявления свидетельствуют об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества. Это своего рода обратная связь, если хотите, оценка населением работы властных органов, их реальных действий.

В этом смысле правовой нигилизм представляется как специфический социальный ориентир, указывающий направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышения авторитета права и государства. Полновесное использование указанной обратной связи - реальная гарантия демократического развития государства. Было бы неверно говорить, что правовой нигилизм - только негативное явление.

Центральное место многих теоретических формулировок правового нигилизма занимает философская категория "отрицание". Между тем, содержание данной категории многократно превышает объем понятия "правовой нигилизм". Поэтому определение правового нигилизма через категорию "отрицание" недостаточно полно раскрывает его суть.

Если рассматривать субъективную (личностную) структуру, то правовой нигилизм - это не просто отрицание. Он есть совокупность трех составляющих: 1) внутреннего понимания (личностно мотивированного) либо признания (интуитивно или опытно подтвержденного) несостоятельности права (его норм, институтов, отраслей) как объективной ценности; 2) лич-

1 Аспирант Университета Российской академии образования.

2 Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 141. См. также: Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Гос. и право. 1993. N 8.

стр. 65

ного отношения к праву или правооценивающей позиции (активной либо пассивной), которая зависит от уровня развития и качеств личности и является поведенческим стимулом; 3) мотивированного поведения (правомерного или неправомерного) субъекта, направленного на достижение своей цели наиболее выгодным путем.

Подобное означает, что для конкретного субъекта правовая норма не выполняет той задачи, которая в нее изначально заложена. Субъект это осознает и не принимает надлежащим образом регуляторные функции нормы. Кроме того, он сознательно ее не использует, обходит, при этом, возможно, не нарушая закона. И если норма не способна выполнять свою главную роль, она осознается (признается) субъектом как "ноль", "ничто". Такое состояние сознания индивида и называется правовым нигилизмом. Он характеризуется юридической некомпетентностью (отсутствием правовых знаний), негативной оценкой права (отрицанием его социальной ценности как наименее эффективного способа регулирования общественных отношений), распространенностью навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения. Термин "отрицание" - наиболее близок по смыслу к вышеописанному, поэтому-то он и используется так часто в юридической литературе.

Помимо всего прочего, правовой нигилизм - неотъемлемая (природная) часть мироощущения всех психически здоровых индивидуумов, живущих в некотором правовом поле. Во-первых, любой человек обладает логическим мышлением, если, конечно, нет сомнения в его психическом здоровье. Логическое мышление подразумевает критическую оценку происходящего. Во-вторых, если он не отшельник, он живет в каком-либо обществе, естественно, и в правовом поле, порождаемом этим обществом. В-третьих, хочет он того или нет, правовое поле воздействует на него. Воздействия правового поля могут вызывать у человека, живущего в нем, в том числе и негативные реакции.

По сути, правовой нигилизм - это ответная психологическая реакция, если хотите, реакция на внешние раздражители со стороны индивида или общества в целом на отторгаемые правовые регуляторы. Если принять за основу психические факторы происхождения правового нигилизма субъекта, то утверждение, что правовой нигилизм - это неотъемлемая часть мироощущения любого психически здорового индивидуума, справедливо. Кроме того, если бы речь шла о простом логическом отрицании правовой действительности, наверное, не потребовалось бы отдельного научного термина.

Современная концепция социализации личности, по преимуществу "подконтрольная" праву, дает человеку не только полезные плоды, но и приносит страдания. По мере взросления на человека постепенно и последовательно "наступает" право. В зависимости от обретения индивидуумом все новых и новых контактов с правом складывается и отношение к последнему. В этом процессе главное преимущество и одновременно ведущий недостаток права. Он заключается в том, что во многих ситуациях оно поддерживается не мировоззренческой авторитетностью (убедительностью) или опытно-практической апробированностью, а силой и безоговорочным принуждением. Так уж построен любой государственный механизм обеспечения права и власти.

В таком случае обоснованно считать, что право выступает одним из источников страданий человека. Правовой нигилизм есть закономерный отклик человеческого сознания на один из ведущих внешних раздражителей. Это психологический способ защиты от вторжения права в жизнь человека. Отвержение права может происходить и без его замены альтернативой. Хотя в большинстве случаев все-таки происходит альтернативный выбор.

В природе человека уживается не только терпение, но дух бунтарства, спонтанного, нередко не осознанного. Такова природа поведенческой психики - человек стремится к тому, что запретно. Личность зарождается вне права. На определенном этапе жизни право начинает "связывать" человека, противостоять проявлениям личности, ибо норма подводит самых разных индивидуумов под одно общее правило. Норма нивелирует человека и этим подавляет его личностную природу. Личность всегда вне нормы, она запредельна. Она поэтому и личность, что через творческую самореализацию выражает себя и, развиваясь, выходит за пределы постоянного и отличается от общего уровня.

Право защищает человека для того, чтобы обеспечить его свободу и создать условия для творческой самореализации, но вместе с тем оно противится его стараниям выйти за пределы норм общества в процессе создания принципиально нового и вненормативного, которое составляет саму сущность творчества и самореализации. В этом ключе правовой нигилизм отражает борьбу, конкуренцию регуляторов социальных отношений, среди которых находится и право. Каждый из этих регуляторов постоянно и ежедневно "должен" доказывать свою ценность, преимущества и эффективность. В противном случае ему грозит забвение. По справедливому высказыванию грузинского философа Г. Мегрелидзе, "тысячевековое развитие племен и народов в самых разнообразных условиях и коренные перевороты в развитии их языка предполагают не одну вечно тождественную логику, а различные формы мышления, то есть ряд различных логик... Каждая из них была для своего времени не менее закономерна... не менее правомочна и ничуть не хуже"3 .

Ядро опасности явления составляет избыточность распространения в обществе нигилистических взглядов, особенно в их крайних проявлениях: чем больше правовых сфер, областей испытывают на себе воздействие правового нигилизма, тем выше его угроза для права в целом, для его дальнейшего развития в данных государственно-правовых рамках. Подобная избыточность наиболее ярко проявляет себя в периоды реформ, смен социально-экономических формаций, общественных потрясений, являясь при этом и причиной, и катализатором происходящего одновременно. Высокий уровень правового нигилизма способствует перерождению существующего вида правовой действительности. При этом общество сталкивается с необходимостью постоянной оценки хаотичных новшеств, которые ему "преподносит" государство, тем самым порождая еще более сильную ответную реакцию в виде того же правового нигилизма.

3 Мегрелидзе Г. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1973. С. 14.

стр. 66

Правовой нигилизм - самостоятельный, автономно существующий и развивающийся компонент бытия права. Право первично, правовой нигилизм - вторичен. Право порождает правовой нигилизм. Правовой нигилизм, по сути, есть отчуждение, как бы отторжение права. Общество стремится обойтись без него. Неизбежно возникает вопрос: а что, собственно, отторгается в атмосфере правового нигилизма? Обычно ответ полагают само собой разумеющимся. Отвергается право. Но это далеко не так.

Речь может идти, по меньшей мере, о трех отторгаемых вещах. Во-первых, о действующем законодательстве. При этом господствует негативное отношение к законам и оправдывается противозаконное поведение. Во-вторых, о правопорядке, когда люди считают реально существующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым. В-третьих, о базовых идеях и принципах законодательного регулирования. Это проявляется как невосприятие массовым сознанием существа и значения свободы и формального равенства участников социального взаимодействия. Отметаются базовые идеи и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе.

Если в обществе существует хотя бы одно из вышеописанных проявлений, то есть все основания полагать, что правовой нигилизм присущ этому обществу. Вообще, формирование "трехмерного" правового нигилизма напоминает цепную реакцию. При отрицании ценности устанавливаемого законом порядка (это обычно бывает обусловлено политико-экономическими обстоятельствами) закон утрачивает правовое содержание, а потому и не воспринимается как средство защиты своих прав и интересов. Исчезают всякие стимулы к его соблюдению, уважению и защите. Постепенно складывается своеобразный внезаконный порядок - реальная структура общественных отношений, возникающая в результате взаимодействия различных социальных сил.

Это состояние дел оказывается удобным и для государства, которое, обладая наибольшими возможностями навязать обществу желаемый им порядок, освобождается от необходимости следовать собственным правилам. Закон становится вещью сугубо формальной, в практической жизни малополезной. Общество его не знает, не ценит и игнорирует. В свою очередь, фактический порядок общественных отношений, имеющий сугубо силовое обоснование, тоже воспринимается как несправедливый. Вопросы отчужденности государства от личности и общества всесторонне были рассмотрены российскими правоведами В. Е. Гулиевым и А. В. Колесниковым4 .

Жесткие внешние требования социальной системы неизбежно "впитываются" людьми. Психологи давно установили, что, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые его заставляют в себе развить создатели социального порядка. Социальный порядок, не признающий право, вытесняет его из ценностей общества. Люди привыкают действовать (и мыслить) в узких рамках допустимого поведения. В общественном сознании ценность свободы вытесняется порядком и стабильностью, формальное равенство - равенством социальным (уравниловкой), личность - коллективизмом (все той же уравниловкой, но уже не в материальном, а в духовном аспекте - людям надлежит не только получать поровну, но и самим быть одинаковыми). Таким образом, утрачивается связь права с личностью. А только наличие этой связи придает праву несоизмеримую стоимость.

Правовой нигилизм возникает как следствие несовершенства права, его инструментария, дисгармонии социальных преференций, государственной реализации права, существующего правопорядка в обществе. Он может предстать также как элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии, утвердившейся в стране.

Но есть здесь и положительный момент - нигилизм вскрывает слабости права и тем самым стимулирует его развитие, приближает закон к общественным потребностям. С одной стороны, чем выше уровень нигилизма, тем несовершеннее законодательство, тем дальше оно от общественной потребности существующего состояния социально-экономического развития. С другой стороны, чем динамичнее право, тем шире его охват правовым нигилизмом. Таким образом, раскрывается взаимосвязь права и правового нигилизма.

Рассмотрение вопроса генезиса правового нигилизма предполагает выяснение двух его аспектов: развитие внутриличностное и развитие правового нигилизма как социального явления. Нужно отметить общее этих двух различных аспектов. Оно состоит в том, что правовой нигилизм и как внутриличностное, и как социальное явление существовал всегда и имеет уверенное будущее. Связано это прежде всего с тем, что правовой нигилизм - производное от двух составляющих, их отражение. Первая составляющая - это право и его реализация в обществе, вторая - само общество как совокупность личностей, носителей нигилистических взглядов.

Различия в развитии этих двух аспектов в том, что социальная часть явления развивается по циклическому закону, а другая - внутриличностный нигилизм, развивается самостоятельно и состоит из двух стадий.

Первая - колеблющийся правовой нигилизм. Он проявляется как ощущение бесполезности юридического установления, основанное на интуитивном сравнительном анализе или оценочном чувстве. Юридическая норма (чаще новелла) сравнивается с похожей социальной нормой, в отношении которой уже сложилась устойчивая позиция: негативная или позитивная. Либо субъект ощущает (понимает) ненужность нормы, а порой рассчитывает на более простой вариант, вообще исключающий норму из использования. Важную роль на этой стадии играет оценка юридической нормы со стороны внешнего по отношению к субъекту авторитета - личности, общности или всего общества.

Для стадии колеблющегося правового нигилизма основным признаком выступает оценка или сопоставление юридической нормы с иной социальной нормой. Ошибочность такого анализа весьма высока - сказывается низкий уровень (либо полное отсутствие) юридической образованности и юридического опыта разрешения проблем, кроме того присутствует субъективный фактор - личная заинтересованность, которая

4 См.: Гулиев В. Е., Колесников А. В. Отчужденное государство. М., 1999.

стр. 67

вызывает у субъекта однобокое понимание положения дел. Именно так, осознанно или нет, активно, самостоятельно или пассивно, базируясь на "проверенном" опыте других граждан, индивид проводит практическую проверку новой для него юридической нормы. При этом происходит и трансформация отношения субъекта к тем или иным правовым нормам, и меняется субъективное ощущение полезности, нужности права.

Интуитивное ощущение бесполезности правового установления, бессмысленности траты времени на его реализацию переходит в стадию негативно-стабильной настроенности сознания - стадию устойчивого нигилизма. Это происходит не сразу, а по мере накопления "багажа" неработающих норм. На эту же чашу весов ложатся правовые пробелы, несправедливые толкования норм права, злоупотребления служебным положением в среде государственных чиновников, а также примеры других людей, занимающих нигилистическую позицию. Сделав такую оценку и заняв подобную жизненную позицию, индивид в дальнейшем игнорирует юридическую норму и право в целом, признавая, что изменить в данном случае ничего нельзя. Он перестает считаться с правом, поскольку оно -практически ничего не означает и, соответственно, занимает нигилистическую поведенческую позицию, крайним проявлением которой является протест и противодействие законодательным и исполнительным органам.

Эволюция (развитие) нигилизма как социального явления имеет несколько этапов. Существует своего рода круговорот, цикличное повторение этапов друг за другом.

На первом этапе эволюции нигилистических взглядов происходит переоценка существующего положения вещей, дел в той или иной области общественной жизни. Я назвал бы этот этап - старение, отмирание, потеря общественной ценности. Общество отказывается от устаревших стереотипов, идей, идеалов, концепций, правил и т. д. Отказ от старого дает импульс к развитию и перерождению (переоценке общественной значимости) затрагиваемой области общественных отношений. На данном этапе отторжение старого, как правило, имеет массовый характер. Массовая доля нигилистических взглядов в обществе высока, но не максимальна. Собственно старение и является началом второго этапа.

Этап второй - возникновение инновационной идеи, касающейся рассматриваемой области общественно-социальной жизни. На данном этапе можно говорить о повальном нигилизме потому, что он максимален. С одной стороны, присутствует максимальный общественный нигилизм, выраженный в желании перемен, с другой стороны, - уже существует еще минимальный нигилизм оппонентов, людей, которых не устраивает ни предлагаемая новация, ни существующее положение вещей. Нигилизм зарождается одновременно с появлением какого-либо инновационного замысла. Через отрицание идеи оппоненты добиваются различных целей. Это могут быть политические, экономические, военные, даже личные, корыстные цели, но вне зависимости от них, оппоненты способствуют принятию общественно-сбалансированного решения. Принятие такого решения является следующим этапом в процессе эволюции нигилизма.

Третий этап - принятие сбалансированного решения. По своей сути это переломный этап. На данном этапе доля общественного нигилизма минимальна, так как старое перестало существовать и отвергать уже нечего. После принятия подобного решения, как правило, интересы основной массы населения учтены, но существует некоторая его часть, которая остается недовольна. Она мала и нигилистические взгляды - минимальны. Это происходит потому, что нельзя учесть все разнообразие взглядов одновременно. Принимается усредненный вариант, устраивающий большинство.

Но в реальности это не всегда происходит. Повседневная жизнь дает нам много примеров, когда инновационное решение принимается без учета мнений и его противников, и большинства населения. Это происходит по многим причинам и в целом говорит о состоянии общества. Если хотите, о его здоровье. И, конечно же, в таком случае нельзя говорить о переломном моменте. Но, если он все-таки произошел, то мы неизбежно подходим к последнему этапу в эволюции нигилизма.

Четвертый этап - наращивания или переходный. На этом этапе происходит постепенное увеличение массовости нигилизма в обществе. Этот рост обусловлен течением времени. Он неизбежен. Изо дня в день все большее число людей начинают отказываться от устраивавшего их когда-то сбалансированного варианта. Это нормальное явление, связанное напрямую с развитием как самого общества, так и отдельных индивидов. "Все течет, все изменяется". В результате этих изменений появляется массовость нигилистических взглядов, что приводит общество к переоценке и заставляет искать новые решения.

Таким образом, нигилизм - это постоянно изменяющееся, динамическое общественное явление, которое существовало всегда и будет существовать, пока живет общество.

Эволюция нигилизма непрерывна и преемственна. Особая призма критического взгляда на окружающий мир, каковой является нигилизм, будет сопровождать человечество на всем протяжении его существования. Меняться будут объекты критики, среди которых наибольшее нигилистическое воздействие испытают те, которые захватят лидерство в субъектном мироощущении.

Отвергая право, субъект может искать ему альтернативный социальный регулятор, а может занять только отторгающую позицию, как например, полное невосприятие. Подобный выбор зависит от качеств самой личности. Безальтернативное отторжение может происходить и потому, что выбор альтернативы - это не только процесс сравнения характеристик двух объектов: отрицаемого и его заменителя, но и просто возможность выбора, которую порой запрещает правовая норма. В таком случае в игру вступает правило: "запрещаете, ну и пожалуйста, а мне все это побоку".

Одни авторы полагают, что правовой нигилизм не предполагает замены праву, другие веско аргументируют обратное. Вероятно, что обе точки зрения отражают действительность.

Сталкиваясь с непреодолимой преградой, в том числе юридического свойства, индивид стремится найти наиболее эффективное средство, которое ему наиболее доступно по времени и затратам использования, осязаемо по результатам. Именно по этим позициям право проигрывает своим контрагентам. Правовой ни-

стр. 68

гилизм "высвечивает" недоступность для субъектов необходимых юридических средств либо сложность их использования. На этом фоне развивается и крепнет список негативных социальных регуляторов, совокупно обозначаемых теневым правом.

Нигилизм присутствует в обществе постоянно. Его объектом выступает как само право, так и его идеологическая ценность, пропагандируемая истинность, эффективность и необходимость права как регулятора социальных отношений. Не остаются в стороне объективные правовые ценности - общепризнанные и апробированные национальной либо международной практикой правовые эталоны и стандарты.

Можно выделить некоторые общие черты современного правового нигилизма. Он, во-первых, имеет подчеркнуто демонстративный, вызывающий и неуправляемый характер; во-вторых, является глобальным, массовым, широко распространенным не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти; в-третьих, имеет, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых; в-четвертых, обладает особой степенью разрушительности, оппозиционной или популистской направленностью, регионально-национальной окраской; в-пятых, сливается с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, образующим вместе единый деструктивный процесс; в-шестых, способствует формированию негативизма - более широкого явления, захлестнувшего в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Проблемам правового нигилизма, как представляется, следовало бы уделять больше внимания, поскольку распространенность данного явления очевидна, а многие факторы, с ним связанные, остаются нераскрытыми.

стр. 69


написать администратору сайта