Главная страница
Навигация по странице:

  • Право и мораль теснейшим образом связаны между собой

  • Этика

  • Термин «мораль» употребляется также для характеристики

  • Справедливость

  • Способность противостоять коррупции.

  • Компетентность

  • Развитое чувство совести.

  • Нравственное самовоспитание юриста.

  • проф. этика. Понятие профессиональной этики. Понятие профессиональной этики


    Скачать 103.54 Kb.
    НазваниеПонятие профессиональной этики
    Анкорпроф. этика
    Дата07.04.2023
    Размер103.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятие профессиональной этики.docx
    ТипКодекс
    #1044154
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Понятие профессиональной этики

    Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

    Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

    Профессиональная этика изучает:

    отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

    особенности профессионального воспитания.

    1. Юридическая сила и её место в системе этического знания

    2. Предмет этики

    Этика- наука, которая изучает поведение чел-ка, развивающееся на основах моральных мотивов, а также выявляет факторы, позволяющие уверенно сказать о том, что моральные мотивы есть в поведении не одного чел-ка, а у многих людей, что свидетельствует о том, что в об-ве существует и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения (наука о морали).

    Аристотель ввёл прилагательное «этический». где обозначил класс человеческих добродетелей и образовал существительное этика. ethos-нрав, обычай, от него произошло слово этика.

    Предмет этики.

    Предмет этики со временем изменялся, это были качественные ступени познания морали и нравственности, их теоретич. осмысления. В современном понимании этика как наука необходима, чтобы прояснить основания морального выбора и продемонстрировать личности способности и рассуждения о жизни, которые уже известны в истории человечства.

    Предметом этики явл. поле морального выбора чел-ка и изучение тех средств, с помощью которого он осуществляется(предмет этики-изучение поступков людей с целью выявления закономерности их поведения, которые становятся основой той или иной целенаправленной деятельности)

    а) общение и поведение чел-ка в их наиболее совершенных формах

    б) мораль и реальные нравы об-ва

    в) представление о добре и зле

    г) вопросы смысла жизни и тайны смерти

    д) взаимосвязь удовольствия и страдания

    е) проблема ценностных ориентаций в поведении чел-ка

    ж) роль и значение совести в моральной жизни чел-ка

    4. Мораль и её социальные функции

    Мораль– форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

    Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях1. регулятивная (мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом) 2. воспитательная (мораль делает человека человеком, а нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями) 3. познавательная (моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений) 4. оценочно-императивная

    5. ориентирующая 6. мотивационная 7. коммуникативная 8. прогностическая

    5. Мораль и право

    Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

    Главное в морали — это представления о добре и зле.

    Соотношение между правом и моралью сложное, оно включа­ет в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

    ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:

    во-первых, они представляют собой разновидности социаль­ных норм, образующих в совокупности целостную систему нор­мативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

    во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование об­щественной жизни, внесение в нее организующих начал, разви­тие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

    в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова­ния — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллекти­вам; их требования во многом совпадают;

    в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъек­тов, служат средством выражения и гармонизации личных и об­щественных интересов;

    в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

    в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундамен­тальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисцип­линирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений за­ключаются в следующем.

    1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы со­здаются либо санкционируются государством и только государ­ством. Нормы морали создаются не го­сударством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

    2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мне­ния. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмеша­тельства государственных органов.

    3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фикса­ции. Если правовые нормы закрепляются в специальных юриди­ческих актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, возникая под влиянием оп­ределенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъ­ектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведе­ния.

    4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юриди­ческих прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мо­раль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородно­го и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.

    5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответ­ственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а осо­бую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложе­ния строго регламентирован законом — он носит процессуаль­ный характер. Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравствен­ности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порица­нию, к нему применяются меры общественного воздействия (вы­говор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это — от­ветственность не перед государством, а перед обществом, кол­лективом, семьей, окружающими людьми.

    6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъ­являемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон.

    7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регла­ментации такие стороны человеческих отношений, как, напри­мер, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д.

    9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.

    Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать за­коны, того же добивается и мораль.

    Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправ­ления правосудия, деятельности органов правопорядка, юсти­ции. Выражается это в различных формах: при разрешении кон­кретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, про­тивоправных действий, а также личности правонарушителя.

    ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

    Причины противоречий между правом и моралью заключают­ся уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных обще­ственных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызыва­ются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконеч­ным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчи­востью социальных условий и т.д.

    Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало колли­зий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробе­лы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, актив­нее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают эле­менты гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

    Начнем с морали. Как известно, под моралью понимается один из способов регулирования поведения человека в обществе с помощью норм, которые получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости и т.п. В отличие от правового регулятора нормы морали имеют менее формализованный характер. Это касается и самого правила поведения, и тем более санкций. Они обеспечиваются, как известно, не государственным принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих и т.д.

    Отличие между правовым и моральным регуляторами заключается не только в различных формальных характеристиках, например, в большей формальной определенности права по сравнению с моралью. Различается также и само содержание норм, их логическая структура. Для правовых норм характерны запреты и разрешения («можно» – «нельзя»), а также позитивные обязывания («вправе» – «должен»). Нормы морали свое регулятивное воздействие оказывают оценочными измерителями типа «добро» – «зло», «справедливо» – «несправедливо», «долг», «стыд», «совесть» и т.п.*

     

    *Анализ отличия правовых норм от моральных восходит еще к Аристотелю. Одно из наиболее примечательных, хотя и дискуссионных, определений принадлежит, например, основоположнику психологической теории права – Л.И. Петражицкому. Согласно этому определению, моральные переживания – это чувство обязанности, и только чувство; правовое переживание – это то, которое дополнительно сопровождается приписыванием кому-то правомочия. Этим же вопросом занимаются и многие современные правоведы и психологи.

     

    Право и мораль теснейшим образом связаны между собой, дополняют друг друга, хотя и между ними могут быть существенные рассогласования. Но в целом нравственные нормы подкрепляют правовые (возникает так называемое моральное право), и наоборот, нарушение правовых норм влечет за собой, как правило, и моральное осуждение нарушителя.

    Во многих правовых актах закрепляется действие морального регулятора, процедура его реализации.

    Важную роль играет и моральная ответственность. Осуждение нарушителя силой общественного мнения (порицание, выговор и т.п.) – это весьма действенное регулятивное средство, получившее широкое распространение.

    Нормы морали регламентируют широкий круг отношений, но вряд ли смогут заменить право в сфере общественного производства, где требуются четкая регламентация, однозначные решения, исключающие различные толкования и т.д.

    Однако моральный фактор играет и будет играть большую роль и в повышении эффективности производства. И системой норм, и положениями, формулируемыми в нравственно-этической области научного знания, и через нравственное сознание, социально-психологические механизмы он помогает четко оценить то или иное поведение участников общественных отношений, вырабатывая, так сказать, дополнительные критерии, позволяющие судить о том, что хорошо, а что плохо в деятельности работников, трудовых коллективов, администрации.

    Моральный регулятор в сфере общественного производства, быта проявляется в самых разных формах. Знает он светские и религиозные нормы.

    Нормы морали имеют не только общеколлективное значение. Они могут содержать и специфические требования к тем или иным профессиональным группам. В этой связи еще раз уместно привлечь внимание к таким регулятивным специфическим механизмам, как, например, научная этика или этика хозяйственника, предпринимателя, включающая в себя деловитость, предприимчивость и другие нравственные качества, помогающие выполнять важные социальные функции организаторов общественного производства.

    Таким образом, моральный регулятор во всем своем многообразии, сложностях, противоречиях, взаимодействиях занимает в нормативной системе общества одно из важнейших и определяющих мест, и его изучение дает понимание реальных процессов воздействия нормативной системы на общественные отношения.

    6. Структура и принципы морального сознания

    7. Основные понятия этики и морали

    Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.

    Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним.

    В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.

    Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

    • тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

    • правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

    • ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

    Для описания сложного мира моральных явлений за свою долгую, более чем 2500-летнюю историю существования этика выработала особый язык, знание которого позволяет людям выделять, опознавать (идентифицировать), анализировать моральные переживания, чувства, проблемы, принципы, ценности, нормы, идеалы, а также конструировать кодексы, правила, разрешать проблемы, принимать решения, разрабатывать принципы, транслировать ценности и идеалы. Если вы не знакомы с этим языком, мир морали останется для вас недоступным.

    8. Моральные качества личности

    Основные моральные качества личности

    Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
    Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.

    Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.

    1. воспитанность, то есть умение культурно себя вести на людях в любых общественных местах (парк, кафе, офис, театр и так далее). Кроме того, к воспитанности можно отнести и культуру речи. Ведь очень важно, чтобы человек мог изъясняться доступным языком, не коверкая слова и не употребляя ненормативную лексику при этом;

    2.  дружелюбность, то есть доброжелательное отношение к окружающим людям и умение оценивать людей не по их внешнему виду, а по душевным качествам;

    3.  вежливость — умение с должным уважением относится к пожилым и более старшим по возрасту людям, а также своим ровесникам;

    4.  аккуратность определяет человека по тому, как он относится к вещам, предметам и по выполнению каких-либо задач;

    5. пунктуальность — это качество, из-за которого появляется доверие к человеку, так как намного приятней иметь дело с тем кто всё сделает вовремя, прийдет на встречу в назначенный час, а не опоздает на совещание и так далее;

    6.  уверенность всегда являлась отличительной чертой сильной личности, которая привлекает к себе внимание и заставляет восхищаться ею, так как уверенный в себе человек излучает силу;

    7.  справедливость — это качество, позволяющее человеку различить добро и зло и принять правильное решение, основываясь на своих внутренних эмоциях и мировоззрении;

    8.  преданность — это то, что делает человека особенным. Достоин восхищения тот человек, который предан тому, что он делает, а особенно, когда это качество сильно развито у людей, любящих и дорожащих своей семьёй, друзьями, традициями и иными ценностями;

    9.  общительность — умение входить в контакт с окружающими и поддерживать разговор на все темы;

    10.  решительность — важное моральное качество, необходимое в любом деле. Эта черта характера позволяет быстро принимать правильное решение, не колеблясь долгое время;

    11.  смелость — способность проявлять высокий духовный подъём, придающий силу решить какую-либо задачу;

    12.  бережливость — умение сохранять и дорожить тем, что есть у человека;

    13.  ответственность — умение добросовестно выполнять обещания и быть в ответе за их реализацию;

    14.  скромность — редкая черта, которая характеризуется умением не выставлять свои качества и чувства на показ;

    15.  чувство юмора — умение тонко подшутить над ситуацией в нужный момент. Это очень располагает к себе любого человека и делает обладателя этим качеством интересным собеседником.

    Плохие моральные черты личности

    1.   грубость;

    2.   неопрятность;

    3.  наглость;

    4.  лживость;

    5.  надменность;

    6. подлость;

    7.  трусость.

    9.Морально – этические учения в истории человечества

    10. Нравственные основы международно – правовых актов о правах человека

    Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание. Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества

    Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека -эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689), Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина(1948)

    нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения. которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Естественно-правовое учение играет определяющую роль в развили прав и свобод человека, признании их приоритета.

    Начало сотрудничеству государств в области прав человека °было положено созданием после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций. В качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех. без различия расы, пола, языка, религии.

    Первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества государств по правам человека, явился Устав ООН. Он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации. День прав человека.10дек. Основополагающим европейским договором стала Конвенция о правах человека, принятая 4 ноября 1950.

    11. Нравственный смысл Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г

    Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. 48 голосами при 8 воздержавшихся. СССР при голосовании воздержался. Формально Декларация не является международным договором и поэтому не имеет обязательной юридической силы. Однако ее принятие стало поистине историческим событием, а день принятия отмечается практически всеми странами мира как День прав человека.

    По существу Декларация явилась первым международным актом, признавшим, что права человека принадлежат ему от рождения, без которых он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать права человека, признавать их и обеспечивать.

    Декларация впервые четко назвала эти права, главными среди которых являются право на жизнь, человеческое достоинство, свобода от рабства и пыток, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право на участие в управлении своей страной и доступа к государственной службе. Декларация провозгласила право каждого человека на правосубъектность, равенство всех перед законом, презумпцию невиновности. Декларация встала на защиту человека от вмешательства в его личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции. Было закреплено право каждого человека выбирать местожительство в пределах своего или другого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее. Во Всеобщей декларации прав человека содержится категорический запрет на произвольное лишение государством гражданства. Декларация провозгласила целый набор социальных, экономических и культурных прав: право на труд, образование, а также социальное обеспечение. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости.

    12. Конституция РФ о правах и свободах человека.

    Основы правового статуса личности составляют конституционно закрепленные права и свободы. Несмотря на то, что конституционные права и свободы составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод человека и гражданина, их значение велико в силу следующих особенностей:

    1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

    2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

    3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

    4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

    Таким образом, конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. Конституционные права и свободы -- это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. По этому поводу говорится: "Перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина" Конституция РФ 1993 ч. 1 ст. 55. Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

    Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

    В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина -- из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свободБаглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 161..

    Права гражданина -- своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

    Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю -- только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам) Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995. С. 84..

    В юридической литературе классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина проводится по следующим основаниям.

    1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».

    2. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:

    - права и свободы первого поколения - это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права - избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.

    - права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.

    - права третьего поколения заявили о себе в 1970-е годы. Эти права иногда называют «правами солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света» Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: Инфра-М, 2000. С. 517.. К правам третьего поколения относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследием человечества, права меньшинств.

    3. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке.

    4. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.

    5. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997. С. 123 - 124. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по данному основанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы; личные (гражданские) права и свободы граждан; социальные, экономические и культурные права и свободы; политические права и свободы гражданина.

    Обратимся к каждой из групп подробнее:

    Личные права и свободы граждан.

    Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

    В эту группу входят:

    - право на жизнь (ст. 21);

    - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

    - право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);

    - право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

    - право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

    - право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

    - право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

    - свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

    - свобода совести (ст. 28);

    - свобода мысли (ст. 29 п. 1);

    - право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

    - право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);

    - право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);

    - право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);

    - право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);

    - презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);

    - право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);

    - право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);

    - право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);

    - право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

    Политические права и свободы гражданина.

    Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

    - свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;

    - право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

    - право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

    - право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);

    - право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);

    - равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);

    - право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);

    - право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

    Социальные, экономические и культурные права и свободы.

    Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.

    К этой группе относятся:

    - право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

    - право на частную собственность (ст. 35);

    - право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

    - право на забастовку (ст. 37 п. 4);

    - право на отдых (ст. 37 п. 5);

    - право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

    - право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

    - право на жилище (ст. 40);

    - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

    - право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

    - право на образование (ст. 43);

    - свобода творчества (ст. 44);

    - право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

    - право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);

    Таким образом, конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

    13. Конституционно – правовое закрепление нравственных норм юридической деятельности

    14. Нравственные качества юриста

    • Справедливость и беспристрастность. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. исходит из того, что суд должен быть равным для всех. Но суд справедливый и беспристрастный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством долга, справедливости и беспристрастности.

    • Способность противостоять коррупции. Способность противостоять возможным попыткам воздействия на вершителей правосудия со стороны различных сил, при этом руководствоваться только законом и таким способом бороться за справедливость.

    • Компетентность. Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях.

    • Честность. Это качество неразрывно с принципиальностью, убежденностью в правоте своего дела; искренностью перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. И конечно, честное исполнение обязанностей предполагает честность юриста как человека. Нельзя быть честным «на службе» и бесчестным в повседневной жизни.

    • Развитое чувство долга. Это долг перед участниками дела, которые вправе требовать от юриста защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

    • Развитое чувство совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль при принятии решений.

    • Единство нравственных качеств всех участников судопроизводства. И прокурор, и следователь, и судья, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести.

    • Нравственное самовоспитание юриста. Личность каждого человека представляет собой сплав нравственных, психологических и интеллектуально-волевых качеств. Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору.

    15.Присяга и Кодекс судьи РФ
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта