Методика чтения. Понятие рода и жанра литературного произведения Литературный род
Скачать 33.95 Kb.
|
Методика чтения -анализа произведений различных родов и жанров в начальных классах 1.Понятие рода и жанра литературного произведения Литературный род — самое крупное объединение произведений по особенностям композиции, сюжета, авторского присутствия в тексте. В настоящее время принято выделять три рода литературы: эпос, лирику и драму. Эпос Объективное повествование о предмете, событии. Лирика Не событие становится объектом изображения, а чувства, эмоции, внутренний мир человека. Нет рассказчика, но есть лирический герой, переживания которого часто близки автору. Обязательно особое оформление (ритм, рифма, стихотворный размер). Драма Событие происходит на сцене, написано специально для театра, излагается в форме диалогов и монологов. Характеры героев изображаются при помощи действий и конфликтов. Голос автора звучит в репликах какого-либо персонажа и ремарках. Литературный жанр — группа произведений, объединённая общими чертами содержания и формы. Чем литературный жанр отличается от рода Деление на роды литературы очень широко, его недостаточно для того, чтобы распределить всё многообразие художественных произведений. Поэтому внутри каждого рода выделяются более мелкие группы — жанры. Литературные жанры Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое. Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. Стихотворение - это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму. Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения. Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.. Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом. Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить. Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене. Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки. Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову». Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.. Пример прибаутки: Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. 2.Особенности восприятия литературных произведений различных жанров младшими школьниками. Восприятие художественной литературы, как пишет Н.Д. Молдавская, представляет собой процесс, протекающий не только на ступени чувственного познания, но и на ступени абстрактного мышления. Это процесс, захватывающий различные сферы психики человека, его мышление, нравственные и эстетические чувства, воображение, логическую и эмоциональную память.[1] М.П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы», - пишет исследовательница.[2] Трудность в определении уровня восприятия произведения, таким образом, обусловливается как своеобразием и неповторимостью данного процесса, так и возможностью разной трактовки его (восприятия) результатов. Существуют различные подходы к выделению критериев для определения уровня восприятия литературного произведения. Например, О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: «Понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств, и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, к раскрытию мотивов».[3] Критерии, предложенные Л.Г. Жабицкой, более дифференцированы. Это активность использования художественной детали в воссоздании литературного образа, уровень понимания эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного значения художественной детали, богатство ассоциаций, связывающих содержание данной художественной детали с другими элементами текста.[4] Критерии, позволяющие определить качество восприятия произведения, выдвинутые Н.Д. Молдавской, носят более обобщенный и универсальный характер: это степень образной конкретизации и образного обобщения. Под образной конкретизацией при этом понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Соответственно образное обобщение связано со сферой осмысления и предполагает осмысление произведения как целостного образа, способность в картине человеческой жизни видеть обобщенный смысл, проблему, обрисованную автором. Данные критерии, по мнению М.П. Воюшиной, учитывают способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного.[5] Качество восприятия зависит от работы всех трех сфер читательского восприятия. • Сферы читательских эмоций. • Сферы воображения (способности к конкретизации словесного образа и предвидению, прогнозированию). • Сферы осмысления, в которой условно выделяют две составляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы. Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип: эмоционально-образный (эмоциональная реакция ребенка на образы, стоящие в центре произведения). Второй тип: интеллектуально-оценочный - зависит от читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему, к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию Знания и умения, которыми владеет ребёнок, его читательский кругозор, его установка на восприятие проявляются в уровне восприятия художественного произведения.[9] Отбор знаний должен определяться потребностью в них для осуществления видов деятельности, предусмотренных программой начального литературного образования.[10] Таким образом, художественный образ сказки соответствует возможностям возраста и помогает раскрыть закономерности восприятия литературного произведения у младших школьников. Жанр сказки близок и понятен для восприятия младшими школьниками. 3.Методика работы над произведением малых фольклорных жанров. Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной. искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. Малые жанры фольклора в детском чтении Прибаутки и небылицы Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д. Хармса. Считалки и загадки Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Пословицы и поговорки В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожнёшь" и т.д. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно юным слушателям. По сравнению с другими малыми жанрами фольклора, пословицы лишены игрового начала, зато на первый план выходит начало дидактическое. В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть. Колыбельная песня Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. 4.Характеристика сказки. Методика работы над сказкой Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют. Сказка как литературный жанр Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Методика работы над сказкой: 1)Объяснительно – иллюстративный метод. Это первичное восприятие сказки, которое может быть организовано как выразительное чтение учителем или прослушивание сказки в записи на диске, в исполнении мастеров сцены. Показ иллюстраций к сказкам в исполнении Васнецова и Билибина, знакомство с мастерством художника-иллюстратора. Вопросы по тексту, которые предусмотрены учебником, помогают детям более внимательно и осмысленно прочитать сказку. 2)Проблемные методы применяются учителем при анализе поступков героев, выдвижении гипотез. Например, мог ли Иван – царевич избежать встречи с Волком и к чему бы это привело? Проблемные вопросы, которые ставятся при повторном чтении текста. Вопросы обобщенного характера так же способны организовать проблемную ситуацию. Например, назовите сказочные средства передвижения (урок обобщения знаний). У школьников формируется умение собственно оценить поступки героев, учитель помогает среди сказочных персонажей выделить положительных, отрицательных героев, героев – помощников. Как правило, этому помогает прием «диалог с тестом» - вычитывание из текста поступков героев, их мыслей. В составлении характеристик героев помогают приемы чтение с остановкой, чтение с пометами. (Пометки на полях карандашом + положительный поступок, - отрицательный, ? вызывает сомнение). 3) Частично поисковые методы наиболее продуктивно применять лишь в 3, 4 классе в силу возрастных особенностей детей, когда дети по указанию учителя выполняют и самостоятельно поисковую деятельность познавательного характера. Например, составить вопросы к викторине по сказкам А. С. Пушкина, подготовить к уроку русские народные сказки, в которых главный герой Иван – царевич, найти похожие сказки у разных славянских народов (Теремок, Рукавичка, Горшок). 5.Особенности басни как эпического жанра. Методика работы над басней. Басня — это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующий лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Характерной особенностью басен является то, что в них содержится афористически сформулированный вывод, мораль, нравоучение, которое может и подразумеваться. 6.Методика чтения рассказов. Рассказ – небольшое произведение с законченным сюжетом, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя или отражающее разные стороны жизни общества. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приёмы работы, рассмотренные в лекции «Методике работы над художественным произведением». Первичное восприятие рассказа может осуществляться путём чтения детьми текста про себя или чтения учителем. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания. Анализ рассказа начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей; обсуждения композиционного построения: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В учебных хрестоматиях для начальной школы, как отмечает Г.М. Первова, распространены следующие типы композиций сюжета: Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета: экспозицию (дополнительный элемент композиции то есть краткое описание обстановки…), завязку, развитие действия, кульминацию, завязку, иногда эпилог. Например, Н Чарушин «Страшный рассказ», Е. Пермяк «Знакомые следы». Легко использовать для полного пересказа. Повествовательно-описательная композиция – позволяет автору подробно развернуть отдельные наиболее существенные компоненты сюжета, включение в него описания и объяснения явлений. Например, В. Бианки «Приспособился», Е. Пермяк «Славка», К. Паустовский Сказочная – повествование от первого лица: от лица героя или автора. Непоследовательное повествование – с разрозненной экспозицией, лирическим отступлением, вставками. Например, А. Чехов «Ванька». Словарь: ретроспекция – возвращение в прошлое, может достигаться введением воспоминаний, какие-либо документы, рассказа одного из персонажей. 7.Специфика стихотворения как лирического произведения. Методика чтения и анализа стихотворений. Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи. В литературоведении различают две системы художественного строя речи – прозаическую и стихотворную. Для стихотворной речи присущи следующие признаки. В начальных классах учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом. Ритм - это основная сила, основная энергия стиха, а без рифмы стих рассыплется. Рифма – это повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, она бывает точная – это когда совпадают все звуки, и неточная – когда звуки фонетически не совпадают. Дети должны получить знания о рифмовки, которая бывает парной, перекрестной и кольцевой. Детям можно предложить задание вида: подбери рифму к строчке. Любое стихотворение состоит из двух основных компонентов - содержания и формы. Тема – это то, о чем говорится в произведении, те явления деятельности, на которых акцентируется внимание; Проблема – это вопрос, который ставит автор; Идея– это ответ, который дает автор в связи с проблемой; Пафос – это эмоциональная оценка автора идейного содержания, то есть его отношение к написанному. Учащимся необходимо дать знания о том, что все перечисленные элементы не изолированы друг от друга, а представляют собой систему, которая отражает целостность стиха. 8.Эпические стихотворения. Особенности работы над былиной. Под эпическим стихотворением мы понимаем стихотворение с наличием сюжета. В центре эпического стихотворения находятся образы-персонажи (например, в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова присутствует образ солдата). Анализ такого стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие характеров действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Приступая к обучению школьников чтению былин, необходимо помнить, что эта работа начинается с подготовительного этапа, к которому целесообразно подключить учителей-предметников по трудовому обучению, изобразительному искусству и музыке. Тематика данных уроков может быть разнообразной, но главное, чтобы дети получили достаточно знаний о творчестве русского народа и смогли воспринять былину как элемент народного творчества. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства школьниками. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, которыми часто иллюстрируются книги с блинами. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес и к тексту, первоначально сложному для ребенка из-за своеобразности русского языка. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя - богатыря, правителя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою былины, хором подсказывают персонажам. В младших классах ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать былину, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Во 2-3 классах учащихся учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего школьного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Анализ былины должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Ребенок в результате учебы должен уметь: определять основных героев былины; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения). 9.Чтение научно-познавательной литературы. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе Ключевые слова: научно-познавательная литература, научно-популярная литература, научно-художественная литература, внеурочная деятельность, изучающее чтение, межпредметная интеграция. Особенности чтения научно-познавательной литературы обусловлены тем, что она является специфической областью искусства слова, стремящейся увлекательно и в доступной форме отразить те или иные факты науки, истории развития общества, жизни природы. Научно-познавательная литературы неоднородна. Популярная, научно-художественная. Отличительной чертой научно-художественной детской литературы является художественно-образная форма подачи познавательного материала, что способствует его полноценному восприятию, эмоциональному «заражению», переживанию и, как следствие, формированию ценностного отношения к затекстовой реальности. |