Главная страница
Навигация по странице:

  • X. Хекхаузен

  • мотивация и воля. Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности, упоминавшие о нужде как учительнице жизни. Демокрит


    Скачать 393.8 Kb.
    НазваниеПотребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности, упоминавшие о нужде как учительнице жизни. Демокрит
    Дата13.06.2022
    Размер393.8 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламотивация и воля.pdf
    ТипДокументы
    #587799

    1 Тема 6. Мотивация и воля Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Ви- люнас, В. И. Ковалев, АН. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, ДН. Узнадзе, А. А. Файзулла-ев, П. М. Якобсон), таки зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.
    Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности, упоминавшие о нужде как учительнице жизни.
    Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита
    , потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д. Говоря о связи побудительных сил и разума, Ге- раклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. В тоже время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писало том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, неспособные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных

    2 страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или низшую, душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны разумной и благородной души. Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными сними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания. Близки к этим воззрениями взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мнению, являются желания, вытекающие из потребностей. Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кон-
    дильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего- либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки. П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. К. Гельвеций
    источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями. Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулами безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира. В е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации К. Левина; Олпорта; Г. Мюррей. Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудачи вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека дали А. Маслоу. Как видим, в XX веке понятие мотивация остается тесно связанным с понятием потребности. При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме стимул — реакция. Бихевиористские теории мотивации.
    Бихевиористы отмечали, что термин мотивация слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему стимул
    — реакция, рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, сих точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, те. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией, объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам различию в чувствительности организма к данному стимулу, тек порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы Однако, бихевиористы не учитывают сложное человеческое поведение и принимают в качестве модели лишь элементарную психическую реакцию. Когнитивные теории мотивации. Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж.
    Аткинсона, Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Д. Макклелланда и других для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. а) Побуждение к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Одним из первых обратил внимание на данный фактор и исследовал его, разработав соответствующую теорию, Л.
    Фестингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс субъект активно избегает ситуаций, способных его породить. Уменьшить возникший диссонанс можно одним из трех способов
    1. Изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому.
    2. Добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой и более согласованной.
    3. Уменьшить значимость для человека несогласующихся между собой знаний. Наиболее выраженное мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях при принятии жизненно важных решений, преодолении сопровождающих их конфликтов при вынужденном совершении неприятных, нравственно неприемлемых поступков при отборе информации при согласовании мнения индивида с мнением членов значимой для него социальной группы при получении неожиданных результатов, противоречивости их последствий. Было установлено, что после принятия решения диссонанс, сопровождавший процесс его принятия, обычно редуцируется. Это происходит за счет придания большей ценности тому решению, которое принято, а не тому, которое отвергнуто. Иногда происходит и обратное уже после осуществления выбора и принятия решения повышается ценность не той альтернативы, которая избрана, а той, которая оказалась отвергнутой. В результате диссонанс не уменьшается, а еще больше увеличивается. б) В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности Основателями этой

    6 теории считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый X. Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во чтобы тони стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха. Индивиды, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником. Сила стремления человека к достижению поставленной цели М по Д.
    Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы М = Пду

    Вдц

    Здц
    где М — сила мотивации (стремления Пду — сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции Вдц — субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели Здц — личностное значение достижения данной цели для человека. Если каким-то образом измерить перечисленные переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно вычислить силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей цели. в) взгляды других представителей когнитивных теорий. Р. Кеттелл построил динамическую решетку устремлений. Он выделил мотивационные диспозиции типа эргов (от греч. ergon — энергия, работа, в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и «эн- граммы, природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта. Г. Келли разработал теорию личностных конструктов — устойчивых ког- нитивно-оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Личностным конструктом называется пара противоположных оценочных понятий (например, добрый — злой, хороший — плохой, честный — нечестный, часто встречающихся в характеристиках, которые данный человек дает другим людям и происходящим вокруг него событиям. Один предпочитает пользоваться одними определениями (конструктами), другой — иными один склонен чаще обращаться к положительным характеристикам (положительным полюсам конструктов), другой
    — к отрицательным. Сквозь призму личностных конструктов, характерных для данного человека, может быть описан его особый взгляд на мир. Они же могут служить для предсказания поведения человека, его мотивационно- когнитивного объяснения (каузальная атрибуция. Д. Роттер ввел понятие локус контроля — устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля. Человек, обладающий внутренним локусом контроля, проявляет больше настойчивости в достижении поставленной цели, особенно тогда, когда раньше ему уже неоднократно удавалось достичь успеха, чем человеку с преобладанием внешнего локуса контроля. Психоаналитические теории мотивации.
    3. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории 3. Фрейда таких инстинктов было три инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. З. Фрейд придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые цензором личности — «Сверх-Я», те. интериоризированными входе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У. Джемса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов, то у 3. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам. У. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций — предрасположений к действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели. А. Адлер изучал стремление к власти. Он считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Аналогичной точки зрения, но теоретически разрабатываемой вином контексте, придерживался другой представитель неофрейдизма — Э. Фромм.

    9 Было установлено, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами возможностью награждать и наказывать людей способностью принуждать их к совершению определенных действий системой правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющих в обязанность подчиняться и беспрекословно следовать распоряжениям власть имущих авторитетом, которым один человек обладает в глазах другого, являясь для него образцом для подражания, знатоком, в общем чем-то таким, что этому человеку крайне необходимо.
    Биологизаторские теории мотивации. Среди них можно отметить те, которые обращаются к понятию мотивация лишь для объяснения причин активности организма (Ж. Нюттен). О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивно- сти и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие мотивация, сточки зрения этих ученых, становится лишним. Несостоятельность этих взглядов в том (как показал отечественный физиолог НЕ.
    Введенский в конце XIX — начале XX века, что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием. Мотивация в работах отечественных ученых. Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить А. Ф. Лазурского
    , отводившему большое место обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов высказанные положения не утратили актуальности ив настоящее время. О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н. Н. Ланге (1914). В частности, он дал свое понимание отличий

    10 влечений от «хотений», полагая, что последние — это влечения, переходящие в активные действия. Для него хотение — это деятельная воля. В х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В. М. Боровский (1927), НЮ. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизатор- ских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено прежде всего эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. Л. С. Выготский уделяет большое внимание вопросу о борьбе мотивов. Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорило произвольной мотивации. В х годах мотивацию, с позиции теории установки, рассматривал ДН. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает. АН. Леонтьевым был предложена теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека которая была продолженна в работах его учеников и последователей. Соотношение структуры деятельности и структуры мотивационной сферы Согласно концепции АН. Леонтьева, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам моти- вационной сферы, функционально и генетически связаны сними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека системе деятельностей
    — разнообразие мотивов множеству действий — упорядоченный набор целей.

    11 Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивацион-
    ной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения ив мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей. Две принципиальные схемы, выражающие связь между потребностью и деятельностью. Первая воспроизводит ту идею, что исходным пунктом является потребность и поэтому процесс в целом выражается циклом потребность –> деятельность потребность (домарксисткое представление. Другая, противостоящая ей схема есть схема цикла деятельность –> потребность деятельность. Эта схема, отвечающая марксистскому пониманию потребностей, является фундаментальной также и для психологии, Потребности.
    Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей - такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Главная характеристика потребностей - их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении, то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, "внутреннем хозяйстве" организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д, либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают ив которых они "опредмечиваются" и конкретизируются. В пределах животного мира это натуральные предметы, круг которых все более и более расширяется с усложнением среды, устройства живых организмов, усложнением жизненных процессов. Развитие потребностей происходит в форме развития их предметного содержания. При переходе к человеку. Расширение круга натуральных предметов, отвечающих или могущих ответить потребностям человека и тем самым составить их предметное содержание, прекращается. Или расширяется и сужается совершенно несущественно. Происходит производство предметов, отвечающих человеческим потребностям (переделка натуральных предметов, либо создание предметов, которые не имеют своих аналогов, подобия среди натуральных предметов. И теперь можно сказать, что потребности производятся, а не открываются. Остается и пищевая потребность, и самосохранение (не поешь — не выживешь. Однако, они меняются, становятся другими. Потому что другими становятся предмет и способы удовлетворения (голод, удовлетворяемый с помощью когтей, зубов, пожирания сырого мяса — это не вполне тот голод, та пищевая потребность, которая удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и удерживаемого вилкой)
    Общий путь, который проходит развитие человеческих потребностей, начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Это и есть принципиальный путь развития потребностей человека. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще неспособна придать деятельности определенную направленность.

    13 Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть до него донесутся звуки транслируемой музыки ион просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться итак, что предмет потребности никак не представлен субъекту нив поле его восприятия, нив мысленном плане, в представлении, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. Мотивы Единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности- материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане - называют мотивом деятельности. Существуют специфические субъективные формы, в которых объекты находят свое отражение именно со стороны их побудительности. Это переживания описываются в терминах желания, хотения, стремления и т. п. Однако сами по себе они не отражают никакого предметного содержания они лишь относятся к тому или иному объекту, лишь субъективно "окрашивают" его. Возникающая передо мною цель воспринимается мною в ее объективном значении, те. я понимаю ее oбycловленность, представляю себе средства ее достижения и отдаленные результаты, к которым она ведёт; вместе стем я испытываю стремление, желание действовать в направлении данной цели или, наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. В обоих случаях они выполняют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит регуляция динамики деятельности Непосредственно для самого субъекта они как бы только "метят" объекты и их осознание есть лишь сознание их наличия а вовсе не осознавания того, что их порождает. Это и создает впечатление, что они являются силами, движущими поведением - его истинными мотивами.

    14 Сами по себе субъективные переживания (желания, хотения, стремления) неспособны вызвать направленной деятельности. Однако их реальная функция в регуляции деятельности не отрицается. Они выполняют функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность субъекта. Осознание мотивов. В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом когда мы совершаем те или иные действия - внешние, практические или речевые, мыслительные, - то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают.
    Они, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл. Таким образом, кроме своей основной функции - функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию-функцию смысло-
    образования.
    Переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся передним цель, которое субъективно отличает ее как сильный положительный "вектор поля, само по себе еще ничего не говорит о том, в чём заключается движущий им смыслообразующий мотив. Может быть мотивом является именно данная цельно это особый случай обычно же мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу задачу осознания мотива. Задача осознания смыслообразующих мотивов, решается через осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а необъективного значения, который имеют для человека те или иные его действия, их цели. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание. Поэтому для детей такой задачи просто не существует. Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, то он, конечно, знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но ведущий

    15 мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя они не затрудняется в объяснениях-мотивировках, нередко просто повторяющих слышанное им. Выяснить этот мотив можно только путем специального исследования. Позже, на этапе формирования сознания своего "я, работа по выявлению смыслообразующих мотивов выполняется самим субъектом. Ему приходится идти потому же пути, по какому идет и объективное исследование, стой, однако, разницей, что он может обойтись без анализа своих внешних реакций нате или иные события связь событий с мотивами их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными переживаниями. Эмоции и мотивы. Самая важная особенность эмоций заключается в том, что они релевантны именно деятельности а не входящим в ее состав процессам, например отдельным актам, действиям. Поэтому одно и тоже действие, переходя из одной деятельности в другую, может приобретать разную и даже противоположную по своему знаку эмоциональную окраску. А это значит, что присущая эмоциям функция положительного или отрицательного санкционирования относится не к осуществлению отдельных актов, а к соотношению достигаемых эффектов с направлением, которое задано деятельности ее мотивом. Само по себе успешное выполнение того или иного действия вовсе не ведет необходимо к положительной эмоции оно может породить и тяжелое эмоциональное переживание, остро сигнализирующее о том, что со стороны мотивационной сферы человека достигнутый успех оборачивается поражением. Эмоции выполняют очень важную функцию в мотивации деятельности, носами эмоции не являются мотивами. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения. Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности. В условиях сложных опосредствований человеческой деятельности аф- фектогенность объектов способна меняться (непредвиденная встреча с медведем обычно вызывает страх, однако при наличии специального мотива, например в ситуации охоты, встреча с ним может радовать. Другой подход к проблеме эмоций состоит в том, чтобы исследовать "межмотивационные" отношения, которые, складываясь, характеризуют собой строение личности, а вместе сними сферу отражающих и опосредствующих ее функционирование эмоциональных переживаний. деятельность необходимо становится полимотивированной, те. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях. Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе стем придают ей личностный смысл мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие сними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных лишены смыслообразующей функции мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами. Распределение функций смыслообразования и только побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности отношения иерархии мотивов. Иерархия эта отнюдь не строится по шкале их близости к витальным (биологическим) потребностям, подобно тому, как это представляет себе, например,
    Маслоу. Дело в том, что ни степень близости к биологическим потребностям, ни степень побудительности и аффектогенности тех или иных мотивов еще не определяют иерархических отношений между ними. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствования- ми и поэтому являются релятивными. Это относится и к главному соотношению к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыс- лообразования, в другой – функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться "за занавесом" – и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности. Воля Волевые процессы и их изучение Проблема воли интересовала людей издавна. Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии сознанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения инициировать его, останавливать, менять направление и темп. В XVIII — XIX вв., эта проблема воли была одной из центральных в философских и психологических исследованиях. Однако вначале в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Многие ученые впервые десятилетия 20 века стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие устойчивость поведения — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т. п. Однако волю продолжали исследовать, ноне столь широко и активно, как прежде. При этом преимущественно использовался метод самонаблюдения. Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе стем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер. В. А. Иванников соотносит судьбу психологических исследований воли с борьбой двух концепций человеческого поведения реактивной и активной Согласно реактивной все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли ненужно. Согласно другой (активной) концепции поведение человека понимается как изначально активное, асам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.

    19 Воля и произвольное поведение Произвольные действия – действия имеющие источник активности в самом человеке, те. осуществляемые по решению самого человека. О произвольном действии говорят, если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, заинтересованность в ее осуществлении, мотивация разворачивается от актуально переживаемого мотива — к целик выбору средств и способов действия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Произвольное поведение, осуществляется посильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.
    Воля — это действие вопреки мотиву, а не под его влиянием. К волевым относятся те действия, которые совершаются не по внутреннему побуждению, а по необходимости действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. При волевых действиях у субъекта отсутствует заинтересованность. Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию которое, тем не менее, должно быть осуществлено. Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Действие называют волевым, если человек осуществляет намеренную регуляцию побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемого человеком по своему решению (Иванников). Основным механизмом волевого поведения, считает В.А. Иванников, является изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию. Волевая регуляция в ее развитых формах — это подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение


    20 заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями Изменения смысла действия можно достичь через
    1) переоценку значимости мотива, при обесценивании предмета потребности) изменение роли и позиции человека в общности
    3) предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий) обращение к символам, ритуалам для укрепления действия
    5) соединение заданного действия с другими, более высокими мотивами (долга, чести, ответственности и т.п.);
    6) воображение ситуации с новым мотивом (например, представляя, что заданное действие выполняется в условиях соревнования) и ряд других способов. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе ив результате его выполнения Те. волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними. Критерии воли Исследователи выделяют 4 типа критериев воли
    1) волевые действия
    2) выбор мотивов и целей
    3) регуляция внутренних состояний и различных психических процессов) волевые качества личности.

    21 Рассмотрим подробнее характеристики данных критериев.
    1) Волевые действия а) осознанны, намерены приняты к осуществлению по собственному сознательному решению б) волевые действия – это действия необходимые, всегда имеются основания по которым действия принимаются к выполнению. в) имеют исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения. г) это такие действия, которые обеспечиваются дополнительным побуждением и заканчиваются достижением намеченной цели. В ситуацию действия вводится дополнительная мотивация. Главная из этих характеристик – недостаток побуждения и его восполнения) Ко второму типу критериев воли относят борьбу мотивов и выбор мотивов как функции воли. В ситуации борьбы мотивов всегда возникает конфликт, который разрешается выбором мотива в этом случае волевые действия имеют следующие характеристики а) действие будет волевым, если производится выбор одного из двух физически несовместимых действий, и стоящих за ними желаний б) если происходит выбор одной из цели
    - обусловленных разными мотивами
    - отвечающих одному и тому же мотиву, но приводящих к разным последствиям в) если с помощью этого действия разрешается конфликт между желаемой целю и последствиями действия г) если с помощью этого действия разрешается конфликт между социально заданной целью и личными мотивами.
    3) Третий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции – волевая регуляция. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Характеристики волевой регуляции а) человек способен преднамеренно регулировать разные параметры действий темп, скорость, силу, длительность б) человек способен регулировать психические и физиологические процессы действия
    - путем торможения неадекватных эмоциональных процессов
    - путем организации психических процессов в соответствии сходом деятельности.
    4) Четвертый тип критериев исходит из представлений о наличии у человека волевых качеств личности (выдержанность, решительность, настойчивость, целенаправленность, терпение и т.д.). Однако можно демонстрировать волевые качества, но это не всегда свидетельствует о проявлении воли. Волевые качества личности. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько

    23 позже, чем первичные. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Эти качества называют вторичными. Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе стем сего морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. Функции воли Перечисленные типы критериев воли не являются строгими и общепринятыми, они выделяются в связи с функциями воли
    1) инициация действий
    2) выбор действий при конфликте мотивов
    3) регуляция параметров действия
    4) регуляция состояний действия.
    А.В. Петровский говорит о побудительной и тормозной функциях воли.
    1) Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Вот- личие от реактивности когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д, активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища и т. д. Активность может быть вызвана надситуативностью, те. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков риск ради риска, творческий порыв и т. д. Если у человека отсутствует актуальная (здесь и теперь) потребность

    24 осуществить действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия. В состоянии утомления школьнику, случается, трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что оттого, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий ее успех, мобилизует его волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.
    2) Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалами убеждениям. Структура волевого акта

    1) Побуждение к совершению волевого действия В роли побудительных сил волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они заставляют активно работать мышление человека, заставлять его осмысливать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
    2) Представление и осмысление цели действия В результате возникает борьба мотивов (те. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной целите. проявлять волю. Входе борьбы мотивов оформляется цель деятельности) Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и

    25 способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
    4) Намерение осуществить данное действие Входе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек думает о принятии решения. Принять решение — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Те. человек должен осознать волевые усилия и решиться на них.
    5) Выполнение принятого решения Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он воплощает имеющийся в сознании замысел в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части, который был создан заранее. Принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека память, мышление, воображение и др, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних препятствий (при решении трудной задачи, утомлении вовремя полевых работ или на производстве и т. д, их отражение в психике в виде внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от интересной книги, заботиться о соблюдении режима и т. д. Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой. Вопросы для самоконтроля

    26 1. Дайте определение терминам мотивация и воля.
    2. Какие теории мотивации Вызнаете. Каковы критерии воли


    написать администратору сайта