Главная страница
Навигация по странице:

  • Индская

  • Протоиндийская письменность

  • Появление людей в Азии. Палеолит, мезолит и неолит


    Скачать 56.67 Kb.
    НазваниеПоявление людей в Азии. Палеолит, мезолит и неолит
    Дата23.06.2019
    Размер56.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdrevniy_etap_v_Vostochnoy_Azii_zakanchivaetsya_esche_vo_2_veke_d.docx
    ТипДокументы
    #82738
    страница1 из 3
      1   2   3

    Доисторическая Азия

    Появление людей в Азии. Палеолит, мезолит и неолит

    Палеолит


    Основная статья: Доисторический Ближний Восток Основная статья: Доисторическая Южная Азия См. также: Теории прибрежных миграций

    Древнейшими находками рода Homo в Азии являются останки дманисийских гоминидов, найденных в Грузии (1,8—1,9 млн лет). Находки в Убейдия (Израиль) датируются возрастом ок. 1,5 млн лет. Останки архантропов возрастом около 0,5—1 млн лет известны с острова Ява в Индонезии (явантроп, мегантроп), из Китая (юаньмоуский человек, синантроп, ланьтяньский человек), Израиля (Гешер-Бенот Яаков)), Сирии (Надауйе Айн Аскар). 200—300 тыс. л. н. были населены пещеры Кесем в Израиле и Азыхская пещера в Азербайджане (азыхантроп).

    В эпоху раннего палеолита территория Аравийского полуострова стала первым местом, откуда человечество начало победное шествие по планете. Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тыс. лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya). Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через «Врата Скорби» на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условий. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тыс. лет назад, в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное моребыло достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

    Находки неандертальцев в Азии распространены от Ближнего Востока (Шанидар, Схул, Кафзех, Табун) до Сибири и Средней Азии (пещера Окладникова, Чагырская пещера, Денисова пещера, Тешик-Таш).

    В Денисовой пещере был обнаружен новый вид людей — денисовский человек, живший там в период со 170 до 50 тыс. лет назад.

    В эпоху верхнего палеолита/мезолита территорию Аравии населяли племена носителей гаплогруппы С.

    Homo erectus в Южной Азии (нижний и средний палеолит) Дополнительные сведения: Ашельская культура, Соанская культура, и en:Riwat

    В плейстоцене человек прямоходящий проживал на плато Потхохар в верхнем Пенджабе, а также вдоль реки Соан близ Равалпинди. Находки так называемой соанской культуры (названной по реке) встречаются в регионе Сивалик, расположенном на рубеже современных Индии, Непала и Пакистана.

    Прибытие Homo sapiens в Азию (верхний палеолит) Наскальные рисунки в Бхимбетка, Мадхья-Прадеш, Индия. Изображения в пещерах Эдаккал, Керала, Индия.

    Анализ мтДНК показывает, что Homo sapiens мигрировал в Южную Азию около 70—50 тыс. лет назад. АнализДНК Y-хромосомы показал, что житель деревни к западу от Мадураи является прямым потомком одного из этих ранних мигрантов. В дальнейшем мигранты расселились далее в Юго-Восточной Азии, достигнув Австралии около 40—60 тыс. лет назад (Окаменелости озера Мунго).

    Находки зубов из китайской пещеры Фуянь датируются в пределах от 80 до 120 тыс. л. н., что может быть даже старше останков из израильских пещер Схул и Кафзех.

    Человек из Кальяо (en:Callao Man) и человек из Табона (en:Tabon Man) на Филиппинских островах жили 66,7 ± 1 тыс. лет назад и 47 ± 11 тыс. лет назад соответственно. Останки мальчика из грота Оби-Рахмат, похожего и на неандертальца, и на кроманьонца, датируются возрастом не менее 50 тысяч лет. Человек из лаосской пещеры Там Па Линг (Пещера обезьян) датируется возрастом ок. 46 тысяч лет назад. Усть-Ишимский человек из России (en:Ust'-Ishim man) датируется возрастом 45 тыс. лет. Таранная (надпяточная) кость человека из Байгары (Россия) датируется возрастом 43 тыс. лет. Человек из китайской пещеры Тяньюань (en:Tianyuan man) датируется возрастом 37—42 тыс. лет. Человек из малайзийской пещеры Ниа на острове Калмантан (Борнео) датируется возрастом 37—42 тыс. лет. Человек из пещеры Логово Гиены (Россия) датируется возрастом ок. 34—34,5 тыс. лет назад. Человек из местонахождения Покровка II (Малый Лог II) на берегу Красноярского водохранилища (Россия) датируется возрастом 27740±150 лет. К верхнему палеолиту относятся архаичные палеоантропологические находки из армянских пещерных стоянок Ереван I и Лусакерт I.

    В пещерах Шри-Ланки обнаружены наиболее ранние следы деятельности человека современного типа в Южной Азии, датируемые возрастом ок. 34 тыс. лет назад (Kennedy 2000: 180).

    Находки в Белане на юге штата Уттар-Прадеш датируются радиоуглеродным методом около 18—17 тыс. лет назад. Также известны образцы палеолитического наскального искусства.

    В пещерах Бхимбетка люди жили в верхнем палеолите (10—8 тыс. до н. э.) — в них обнаружены настенные рисунки, датируемые около 7000 г. до н. э. В пакистанских регионах Сиваликс и Потвар найдено большое количество останков позвоночных животных и палеолитических орудий, которые изготавливались в то время из шерта, яшмы и кварцита.

    Мезолит


    См. также: Доисторическая Шри-Ланка

    Технологии, характерные для мезолита, в Южной Азии встречались прежде всего на Шри-Ланке, где довольно рано появились микролиты, началась расчистка местности под сельскохозяйственные культуры. Вместе с тем, в местном хозяйстве продолжали доминировать охота и собирательство, жилища были сезонными.

    В Южной Индии мезолит сохранялся очень долго, параллельно с бронзовым веком в Северной Индии, вплоть до прихода туда носителей металлургических технологий с севера.

    Неолит


    Дополнительные сведения: Мергарх

    На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э.

    В ближневосточном центре неолитической революции к раннему неолиту относятся культуры докерамического неолита, существовавшие до кризиса 6200 г. до н. э. Керамика раньше всего появляется в селениях Чатал-Гуюк, Джармо, Хаджилар.

    В дальневосточном центре неолитической революции к этому периоду относятся культуры Пэнтоушань и Пэйлиган. Одновременно с ними существовали субнеолитические культуры Дзёмон, в рамках которой была изобретена керамическая посуда, и Хоа Бин, с которой ассоциируют одомашнивание ряда садово-огородных растений.

    Одним из наиболее ранних неолитических памятников в Индии является Лахурадева в средней части Ганга. Он датируется радиоуглеродным методом около 7 тыс. до н. э... Недавно был обнаружен ещё один памятник (условное название Джхуси, en:Jhusi) близ слияния рек Ганг и Ямуна, неолитические слои которого датируются около 7100 г. до н. э.

    Докерамический неолит (Мергарх I, Белуджистан, Пакистан, также известный как «ранняя эра пищевого производства») продолжался примерно с 7000 по 5500 г. до н. э. Керамический неолит продолжался до 3300 г. до н. э., его пережитки наблюдались в ранний период существования Хараппской цивилизации медного и раннего бронзового века.

    В Южной Индии неолит начался не ранее 3000 г. до н. э. и продолжался примерно до 1400 г. до н. э. Археологические раскопки показывают, что Южная часть Индии была заселена людьми дольше всего (особенно Тамил Наду).В Адичаналлуре, в 24 км от Тирунелвели, археологи из Археологической комиссии Индии обнаружили 169 глиняных урн, содержавших человеческие черепа, скелеты и кости, а также шелуху и зёрна риса, обугленный рис и неолитические топоры-кельты, что позволило отнести захоронения в урнах к неолитическому периоду. Они датируются около 3800 лет назад.

    Неолит Южной Индии характеризуется курганными погребениями с трупосожжением начиная с 2500 г. в регионе Андхра-Карнатака, которые постепенно распространяются в Тамил Наду. Сравнительные раскопки, проведенные в Адичаналлуре в округе Тхирунелвели и в Северной Индии, выявили свидетельства миграции в южном направлении местной мегалитической культуры Наиболее раннее явное свидетельство присутствия мегалитических урновых погребений относится примерно к 1000 г. до н. э., обнаружено в нескольких местах в штате Тамил Наду, и главным образом в Адичаналлуре, в 24 км от Тирунелвелли, где археологи обнаружили 12 урн с надписями письмом брахми на тамильском языке.

    Бронзовый век

    Передняя Азия (Ближний Восток)


    Передняя Азия Ранний бронзовый век Дополнительные сведения: Древний Ближний Восток Дополнительные сведения: Шумер Шумерская цивилизация

    Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей.

    Шумер, расположенный на юге Месопотамии, является древнейшей в мире цивилизацией, которая существовала с возникновения первого поселения в Эриду во время убайдского периода (конец 6 тыс. до н. э.), продолжала существовать во время урукского (4-е тыс. до н. э.) и династического периода (3-е тыс. до н. э.) и пришла в упадок во времена расцвета Ассирии и Вавилона в конце 3 — начале 2 тыс. до н. э. Аккадская империя, которую основал Саргон Великий, существовала с 24-го по 21-й века до н. э., и считается первой в мире империей. Аккадские территории со временем распались на ассирийское и вавилонское царства.

    Древнее Междуречье

    По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун, однако гор на этом острове нет.

    Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей, правивших «до потопа», и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список». Кроме Эреду, в качестве «допотопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив — этого шумеры просто не могли — местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры.

    Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов-государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

    Элам

    Древний Элам располагался к востоку от Шумера и Аккада, на крайнем западе и юго-западе современного Ирана, от низин Хузестана и остана Илам. В древнеэламский период (около 3200 г. до н. э.) он состоял из ряда царств на Иранском плато с центром в Аншане

    Протоэламская цивилизация существовала в период 3200 — 2700 гг. до н. э., когда Сузы, позднее — столица Элама, стала приобретать влияние над культурами Иранского плато. Эта цивилизация считается древнейшей в Иране, существовавшей одновременно с соседней шумерской. Протоэламское письмо, пока не дешифрованное, использовалось краткое время, пока не было заменено новой письменностью — эламской клинописью.

    Начиная с середины 2 тыс. до н. э. центром Элама стали Сузы в низине Хузестан.

    Элам был поглощён Ассирийской империей в 8-7 вв. до н. э., однако эламская цивилизация сохранялась до 539 г. до н. э., когда её окончательно ассимилировалил персы.

    Амореи

    Амореи были кочевым семитским народом, занимавшим территорию к западу от Евфрата начиная со 2-й половины 3 тыс. до н. э. В наиболее ранних шумерских источниках, начиная с 2400 г. до н. э., страна амореев («Mar.tu») связывается с землями к западу от Шумера, включая Сирию и Ханаан, хотя прародиной амореев была, скорее всего, Аравия. В конце концов амореи заселили Месопотамию, где они правили в таких государствах, как Исин, Ларса, а позднее — Вавилон.

    Средний бронзовый век

    • Ассирия, испытав краткий период владычества Митанни, стала великой державой после прихода к власти Ашшур-убаллита I в 1365 г. до н. э. и сохраняла этот статус до смерти Тиглатпаласара I в 1076 г. до н. э. В это время Ассирия соперничала с Древним Египтом и доминировала на большей части Ближнего Востока.

    • Вавилон, изначально основанный как аморейское царство, оказался под властью касситов на 435 лет. В период касситского владычества наблюдался застой, когда Вавилон нередко попадал под влияние Ассирии или Элама.

    • Ханаан: Угарит, Кадеш, Мегиддо, Израильское царство

    • Хеттское царство было основано вскоре после 2000 г. до н. э. и стало великой державой, доминировавшей в Анатолии и в Леванте до 1200 г. до н. э., когда сначала его привели в упадок набеги фригийцев, а затем окончательно завоевала Ассирия.

    Поздний бронзовый век

    Хурриты появились на севере Месопотамии и на территориях непосредственно к востоку и западу от неё начиная примерно с 2500 г. до н. э. Их появление связывается с миграцией носителей куро-аракской культуры с территории Кавказа. Ядром их первоначального расселения был Субарту в долине реки Хабур. Позднее хурриты утвердили свою власть как правители нескольких небольших царств на севере Месопотамии и Сирии, из которых крупнейшим и сильнейшим было царство Митанни. Хурриты сыграли важную роль в истории хеттов, соседствовавших с ними с запада.

    Митанни было хурритским царством в северной Месопотамии, которое возникло около 1500 г. до н. э., а в период наивысшего могущества в XIV в. включало территории юго-востока Анатолии, совер современных Сирии и Ирака (территория, примерно соответствующая современному этническому Курдистану) со столицей Вашуканни, местоположение которой ещё не установлено археологами. Во главе Митанни стояла элита индоарийского происхождения (индоарийцы вторглись в Левант около 17 в. до н. э.), из языка которых в документах Митанни засвидетельствована богатая лексика (в частности, связанная с лошадьми). С их движением связывается распространение в Сирии керамики, которую ассоциируют с куро-араксской культурой, хотя в этом случае возникают противоречия по поводу датировки.

    На крайнем востоке Анатолии существовало царство Ишува, название которого впервые засвидетельствовано во 2 тыс. до н. э. В классический период его территория вошла в состав Армении. Ранее, в эпоху неолита, Ишува была одним из первых центров возникновения сельского хозяйства. Около 3500 г. в долинах верховьев Евфрата возникают городские центры. За ними в 3 тыс. до н. э. возникают первые государства. В самой Ишуве обнаружены лишь немногочисленные письменные источники; большая часть сведений о ней известна по хеттским текстам.

    К западу от Ишувы находилось Хеттское царство, представлявшее угрозу для неё. Хеттский царь Хаттусили I (около 1600 г. до н. э.) провёл свои войска через Евфрат, разрушив города на своём пути, что хорошо согласуется с развалинами со следами пожаров в археологических слоях соответствующей эпохи в Ишуве. После коллапса Хеттского царства в начале 12 в. до н. э. в Ишуве возникло новое государство. Город Малатья стал центром одного из сиро-хеттских царств. Возможно, ещё до окончательного завоевания ассирийцами Ишува была ослаблена миграциями кочующих народов. Упадок, наблюдавшийся на её территории с 7 в. до н. э. и до римского завоевания был, вероятно, вызван этими миграциями. Позднее эту территорию заселили армяне, вероятно, генетически родственные прежнему населению Ишувы.

    Киццувадна, ещё одно древнее царство бронзового века, существовала во 2 тыс. до н. э. в высокогорьях на юго-востоке Анатолии близ Искендерунского залива, окружая Таврские горы и реку Джейхан. Центром этого царства был город Кумманни, расположенный высоко в горах. Позднее эта же территория известна как Киликия.

    Лувийский язык — вымерший язык анатолийской группы индоевропейской семьи. Носители лувийского языка постепенно распространились по Анатолии и сыграли решающую роль в период существования и после упадка Хеттской империи в 1180 г., на территории которой их язык был широко распространён. Также лувийский язык был широко распространён в сиро-хеттских царствах на территории Сирии, таких, как Мелид и Кархемиш, а также в царстве Табал на территории центральной Анатолии, которое процветало около 900 г. до н. э. Лувийский язык сохранился в двух формах: клинописный лувийский и иероглифический лувийский, для которых отличалось не только письмо, но и ряд диалектных особенностей.

    Мари был древним шумерским и аморейским городом, расположенным в 11 км к северо-западу от современного города Абу-Камал на западном берегу реки Евфрат, примерно в 120 км к юго-востоку от Дейр-эз-Зора, Сирия. Считается, что он был населён с 5 тыс. до н. э., хотя период его расцвета относится ко времени между 2900 и 1759 г. до н. э., когда его разграбил Хаммурапи.

    Ямхад был древним аморейским царством, в котором также поселилось большое количество хурритов, оказавших влияние на его культуру. Царство было могущественным в среднем бронзовом веке, около 1800—1600 г. до н. э. Его главным соперником была Катна далее к югу. В конце концов Ямхад разрушили хетты в 16 в. до н. э.

    Арамеи были западносемитским полукочевым пастушеским народом, обитавшим в верхней Месопотамии и Араме (Сирия). Арамеи никогда не создавали единого царства; они были разбиты на ряд независимых государств по всему Ближнему Востоку. Несмотря на это, именно арамеям удалось распространить свой язык и культуру по всему Ближнему Востоку и даже за его пределами, что отчасти было связано с массовыми перемещениями населения в сменявших друг друга империях, в том числе Ассирии и Вавилоне. Арамеи, привыкшие к кочевому образу жизни, переносили эти переселения относительно безболезненно, тогда как многие другие культуры утрачивали свою идентичность в их ходе. В конце концов уже в железном веке арамейский язык стал официальным языком Персидской империи.

    Бронзовый коллапс Дополнительные сведения: Катастрофа бронзового века

    Термин бронзовый коллапс был введён историками для обозначения резкого и драматичного перехода от позднего бронзового века к раннему железному веку. Это был период, связанный с ростом насилия, резким разрывом культурных традиций, крушением дворцовых экономик в Эгеида и Анатолии, где после нескольких столетий тёмных веков возникли новые государства, не имевшие преемственности с прежними.

    Карта Восточного Средиземноморья в Амарнский период (ок. XIV—XII вв. до н. э.)

    Бронзовый коллапс можно рассматривать в контексте технологической истории — медленного распространения технологии обработки железа в регионе, начиная с ранних железных изделий в Румынии 13-12 в. до н. э.. В период 1206—1150 г. друг за другом погибли такие великие культуры, как микенские царства, Хеттское царство в Анатолии и Сирии, египтяне были вытеснены из Сирии и Палестины, оборвались дальние торговые контакты и исчез ряд письменностей.

    На первом этапе указанного периода почти все города между Троей и Газой (а также некоторые за пределами этого региона) были разрушены и нередко остались после этого необитаемыми (к примеру, такие, как Хаттуса, Микены, Угарит).

    В 10 в. до н. э. завершились тёмные века; в это время растёт влияние сиро-хеттских (арамейских) царств в Сирии и Анатолии, а также Новоассирийской империи.

    Южная Азия


    Южная Азия Дополнительные сведения: Цивилизация долины Инда Цивилизация долины Инда

    С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

    Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

    Раскопанные археологами развалины Мохенджо-Даро. Знаменитая "танцовщица" из Мохенджо-Даро

    Индская или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300-1300 до н. э.. Наиболее значительные центры — Ракхигархи, Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек. В шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха».

    У хараппцев были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.

    Плодородная почва, высокое увлажнение, ботаническое богатство Индского центра способствовали раннему развитию земледелия, которое было основой хозяйства и дополнялось охотой и рыболовством, а на побережье — морским промыслом.

    Поселения хараппской культуры состояли из цитадели и нижнего города, отличались тщательной планировкой, наличием канализационной структуры и фортификацией. Жилые дома предположительно были двухэтажными общей площадью до 355 кв. м. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы.

    Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Возможно, что институт наследственной власти возник из культа предков, а жречество выполняло роль посредника между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными слоями общества.

    Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

    Ареал цивилизации долины Инда.

    Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

    Керамика Индской цивилизации, 2500-1900 до н. э. Письменность Основная статья: Протоиндийская письменность

    Протоиндийская письменность до сих пор не дешифрована. Задача усложняется отсутствием сведений о языке и аутентичных текстов, а также краткостью обнаруженных надписей. Согласно гипотезе Ю. Кнорозова, протоиндийцы писали справа налево. Используемые иероглифические знаки, вероятно, были заимствованы из пиктографии или изобретены по её образцам. Наибольшей популярностью пользуется дравидская гипотеза (ее поддерживают Аско Парпола, Иравадхам Махадэван, Юрий Кнорозов). Следующей по популярности, со ссылкой на мифоисторические данные «Махабхараты» и «Ригведы», является индоарийская гипотеза (в частности, развиваемая греческим ученым Н. Казанасом), предполагающая, таким образом, что арии уже жили в Индии к 34 веку до н. э. Неоднократно отмечались значительные аналогии между материальной культурой Хараппской цивилизации и артефактами, описанными в поздневедийской литературе Брахман и Араньяк (в частности, в «Шатапатха-брахмане»). Учёные стремятся пролить свет на предысторию протоиндийской письменности, найти графические аналогии иероглифическим знакам и установить, является ли письменность местной или заимствованной из других регионов. Существует полемическая точка зрения о том, что найденные таблички представляют собой рисунки или пиктограммы, а подлинной письменности в долине Инда не развилось. Последнюю точку зрения поддерживает Майкл Витцель.
      1   2   3


    написать администратору сайта