Главная страница

Практическая. Пр.р 2 метод (1). Практическая работа 2 по дисциплине Методология и методы научного исследования предварительные замечания


Скачать 425.5 Kb.
НазваниеПрактическая работа 2 по дисциплине Методология и методы научного исследования предварительные замечания
АнкорПрактическая
Дата30.01.2023
Размер425.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПр.р 2 метод (1).doc
ТипПрактическая работа
#911696

Практическая работа № 2 по дисциплине
«Методология и методы научного исследования»


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Выполнение практической работы начинается с заголовка, в котором прописывается вид работы, ее номер, название дисциплины, по которой выполняется работа, фамилия, имя, отчество студента (полностью) и индекс группы (см. образец названия («шапки») практической работы).

2. В названии файла обязательно указываются те же элементы, но сокращенно: вид работы (Пр. р.), ее номер, аббревиатура названия дисциплины (МиМНИ), только фамилия студента (Иванова), индекс группы (см. образец названия файла с выполненными студентом заданиями практической работы).

Образец названия («шапки») практической работы

Практическая работа № 2 по дисциплине
«Методология и методы научного исследования»
студента группы дИПОм-18-5 или дИПОм-18-8
Ивановой Ирины Ивановны

Образец названия файла с выполненными студентом
заданиями практической работы


Пр. р. 2 МиМНИ Иванова дИПОм-18-5 или дИПОм-18-8

Задание 2.1. Ознакомиться с нижеследующими текстами и соединить ОДНУ группу текстов (по выбору студента) в связанное изложение по теме с учетом требований к анализу литературы (см. пособие «Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам»).

Методические указания по выполнению задания № 2.1.

1. Прочитайте сначала первый текст.

2. Проанализируйте его на предмет схожих по смыслу цитат.

3. Объедините эти цитаты в группы, пользуясь опцией Буфер обмена.

4. Ознакомьтесь с содержание раздела «Требования к анализу литературы» в пособии «Подготовка курсовых и дипломных работа по педагогическим наукам». Перейти от содержания к разделу можно, нажав и удерживая кнопку Ctrl и подведя курсов к названию раздела в оглавлении или к номеру страницы.

5. Пользуясь глаголами, представленными на странице 60 данного пособия, соберите сгруппированные Вами цитаты в связный текст.

6. При составлении связного изложения пользуйтесь описанными в названном разделе способами цитирования: в форме прямой речи (точного изложения авторского текста), или при помощи вводного оборота (посредством конспективного или реферативного изложения авторского текста), или при помощи придаточного предложения (в этом случае также допускается конспективное или реферативное изложение авторского текста).

7. После цитаты обязательно вставляются квадратные скобки с тремя звездочками [***]. Это означает, что в этом месте текста должна размещаться ссылка на цитируемый источник. Помните:

– если цитата излагается в форме прямой речи, то предполагается указание номера цитируемого источника и номера страница (например, [**, с. **]), на которой помещен цитируемый текст в указанном источнике;

– при конспективном и реферативном изложении авторского текста в скобках указывается только номер источника (например, [***]);

– если в цитате имя автора написано полностью, то в тексте вместо имени следует писать инициал имени, например, в цитате – Бернард Шоу, в тексте – Б. Шоу.

8. При выполнении задания 2.1. не следует включать в него выбранный вами оригинальный текст-задание (состоящий из цитат).

9. Требования к форматированию текста в задании 2.1:

(ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ЗАДАНИЯ И ВЛИЯЮТ НА ЕГО ОЦЕНКУ
)

– тип шрифта – Times New Roman (см. Рисунок 1);

– кегль (размер) – 14 (см. Рисунок 1);

– межстрочный интервал – полуторный (см. Рисунок 2);

– отступ первой строки (абзацный отступ) – 1,25 см (см. Рисунок 2);

– выравнивание – по ширине (см. Рисунок 2);

– интервал между абзацами (перед и после) – 0 (см. Рисунок 2);

– поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см (см. рисунок 3).

.

Рисунок 1 – Вид окна
«Шрифт»




Рисунок 2 – Вид окна
«Абзац»




Рисунок 3 – Вид окна
«Параметры страницы»


Образец выполнения задания 2.1.

Дана группа текстов по теме «Человек».

Четвертая группа текстов по теме «Человек»

– Рубинштейн С. Л.: «Всё, что существует в мире существует в определённых отношениях, объектов реальности. Человек – есть личность в силу того, что он сознательно определяет своё отношение к окружающему миру. Человек – есть в максимальной мере личность, когда в нём есть минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум партийности по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека, как личности такое фундаментальное значение имеет сознание, не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определённую позицию нет личности».

– В. Белинский: «Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом человеком».

– Р. Роллан: «Сущность человека – творчество. Именно оно поднимает человека над судьбой, делаете его победителем. Именно в творчестве раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека»

– Г. Сковорода: «Превосходнейшая степень человека состоит в том, чтобы быть человеком».

К. Маркс: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что – они, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят».

– К. Д. Ушинский: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием».

– К. Маркс, Ф. Энгельс: «Для животного его отношение к другим не существует как отношение».

– К. Маркс, Ф. Энгельс: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существо, притом живого природного существа он… наделён природными силами, жизненными силами, которые существуют в нём в виде задатков и способностей, виде влечений. Предметы его влечения, существуют вне его, как независящие от него предметы. Но эти предметы – суть предметы его потребностей; это необходимые существенные для проявления и утверждения его сущностных сил предметы».

– Джемс (американский психолог): «Личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические, душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади, его яхта и капиталы».

– Протоиерей Александр Мень: «…тем велик человек, что он способен….. подняться…. в горы умственных и духовных созерцаний».

– В. Гюго: «Величие человека и его низость – беспредельны».

– А. П. Чехов: «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба».

– И. С. Тургенев: «Жалок тот, кто живёт без идеала».

– Н. А. Максимов: «Человек без волевого стержня в характере, без выработанной способности к жестокому самоконтролю своей деятельности и поведению социально неполноценен, а нередко и социально опасен».

– И. Эренбург: «Человеку, если он не находится в состоянии богатого и всесильного борова, свойственно связывать личное счастье со счастьем соседей, своего народа, человечества».

– В. В. Розанов: «Устраните берега, и река разольётся в болото. Вот жизнь и история».

– В. Ключевский: «Житейские неровности и случайности приучили его (великоросса) больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад… Это и есть то, что мы называем задним умом».

– К. Д. Ушинский: «Самая существенная, самая «человечественная» потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития».

– Народное: «Человек начался с труда. Труд человека всегда был, есть и будет самой твёрдой опорой и надёжной связью с матерью природой».

– Бернард Шоу: «Как мыслитель я всегда был на линии огня современных интеллектуальных конфликтов».

– Протоиерей Александр Мень: «…в человеке заложено противоположное (абсурду) понятие смысла. Тот, кто не знает, что такое смысл, не чувствует, никогда не поймёт, что такое абсурд. Он не возмутится против абсурда, никогда не восстанет против абсурда, против бессмыслицы бытия».

– Н. Н. Миклухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».

– Сенека: «Сильнее всех – владеющий собой».

– Я. Корчак: «Зрелый человек, тот, кто знает, зачем он живёт, как он относится к людям и истории человечества, и поступает согласно этому».

– Я. Корчак: «В жизни настоящего человека духовность и рационализм соединены органически».

– И. К. Анохин: «Человек отразил временные параметры мира в своей организации и в своей деятельности с исключительной точностью».

ПЕРВЫЙ ШАГ – читаю весь текст (все цитаты) подряд.

ВТОРОЙ ШАГ – определяю содержание каждой цитаты и собираю их в группы, согласно общему смыслу (смысл выделен курсивом).

Человек как личность

– Рубинштейн С. Л.: «Всё, что существует в мире, существует в определённых отношениях, объектов реальности. Человек – есть личность в силу того, что он сознательно определяет своё отношение к окружающему миру. Человек – есть в максимальной мере личность, когда в нём есть минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум партийности по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека, как личности, такое фундаментальное значение имеет сознание, не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определённую позицию – нет личности».

– У. Джеймс (американский психолог): «Личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические, душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади, его яхта и капиталы».

Человек как человек

– В. Белинский: «Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом человеком».

– Г. Сковорода: «Превосходнейшая степень человека состоит в том, чтобы быть человеком».

Человек как творец

– Р. Роллан: «Сущность человека – творчество. Именно оно поднимает человека над судьбой, делаете его победителем. Именно в творчестве раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека»

Человек как субъект деятельности.

К. Маркс: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что – они, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят».

– А. П. Чехов: «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба».

– Н. А. Максимов: «Человек без волевого стержня в характере, без выработанной способности к жестокому самоконтролю своей деятельности и поведению социально неполноценен, а нередко и социально опасен».

– И. К. Анохин: «Человек отразил временные параметры мира в своей организации и в своей деятельности с исключительной точностью».

Человек как субъект отношений.

– К. Маркс, Ф. Энгельс: «Для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Человек как природное существо

– К. Маркс, Ф. Энгельс: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существо, притом живого природного существа он… наделён природными силами, жизненными силами, которые существуют в нём в виде задатков и способностей, виде влечений. Предметы его влечения, существуют вне его, как независящие от него предметы. Но эти предметы – суть предметы его потребностей; это необходимые существенные для проявления и утверждения его сущностных сил предметы».

Человек как духовное существо

– Протоиерей Александр Мень: «…тем велик человек, что он способен….. подняться…. в горы умственных и духовных созерцаний».

– И. С. Тургенев: «Жалок тот, кто живёт без идеала».

– К. Д. Ушинский: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием».

– К. Д. Ушинский: «Самая существенная, самая «человечественная» потребность в человеке есть потребность совершенствования развития».

– Н. Н. Миклухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».

– Я. Корчак: «Зрелый человек, тот, кто знает, зачем он живёт, как он относится к людям и истории человечества, и поступает согласно этому».

– Я. Корчак: «В жизни настоящего человека духовность и рационализм соединены органически».

Противоречивость человека

– В. Гюго: Величие человека и его низость, беспредельны.

– И. Эренбург: «Человеку, если он не находится в состоянии богатого и всесильного борова, свойственно связывать личное счастье со счастьем соседей, своего народа, человечества».

– В. Ключевский: «Житейские неровности и случайности приучили его (великоросса) больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад… Это и есть то, что мы называем задним умом».

– Бернард Шоу: «Как мыслитель я всегда был на линии огня современных интеллектуальных конфликтов».

Факторы становления человека как человека.

– В. В. Розанов: «Устраните берега, и река разольётся в болото. Вот жизнь и история».

– Народное: «Человек начался с труда. Труд человека всегда был, есть и будет самой твёрдой опорой и надёжной связью с матерью природой».

– Протоиерей Александр Мень: «…в человеке заложено противоположное (абсурду) понятие смысла. Тот, кто не знает, что такое смысл, не чувствует, никогда не поймёт, что такое абсурд. Он не возмутится против абсурда, никогда не восстанет против абсурда, против бессмыслицы бытия».

– Сенека: «Сильнее всех – владеющий собой».

ТРЕТИЙ ШАГ – преобразование собранных в группы цитат в связно изложенный текст. При этом следует использовать глаголы настоящего времени несовершенного вида (которые отвечают на вопрос «Что делать?»).

ЧЕЛОВЕК

Мыслители и исследователи проблемы человека рассматривают его с разных сторон: как природное существо и как человека, как личность и духовное существо, как творца, субъекта деятельности и отношений, а также отмечают противоречивость человека и факторы, влияющие на становление человека как личности.

О важности быть человеком пишет Г. С. Сковорода, который считает, что первостепенной задачей человека является задача стать и быть человеком: «Превосходнейшая степень человека состоит в том, чтобы быть человеком» [**, c. **]. Аналогичную мысль находим у В. Г. Белинского: «Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом человеком» [**, c. **].

При этом человек, прежде всего, является природным существом, о чем достаточно доказательно размышляют К. Маркс, Ф. Энгельс: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существо, притом живого природного существа он… наделён природными силами, жизненными силами, которые существуют в нём в виде задатков и способностей, виде влечений. Предметы его влечения, существуют вне его, как независящие от него предметы. Но эти предметы – суть предметы его потребностей; это необходимые существенные для проявления и утверждения его сущностных сил предметы» [**, c. **]. При этом важнейшее отличие человека от животных, как отмечают К. Маркс, Ф. Энгельс состоит в том, что человека свое отношение к другим признает как отношение, а для животного его отношение к другим не существует как отношение [**].

Главная же задача развития человека состоит в превращении его в личность. По этому поводу С. Л. Рубинштейн пишет: «Всё, что существует в мире, существует в определённых отношениях, объектов реальности. Человек – есть личность в силу того, что он сознательно определяет своё отношение к окружающему миру. Человек – есть в максимальной мере личность, когда в нём есть минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум партийности по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека, как личности такое фундаментальное значение имеет сознание, не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определённую позицию, нет личности» [**, c. **]. В контексте наших рассуждений интересна позиция американского психолога У. Джеймса, который считает, что «личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические, душевные качества, но также его платье, его дом, его жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, его лошади, его яхта и капиталы» [**, с. **].

Сущность человека в творчестве видит Р. Роллан, по мнению которого, именно творчество поднимает человека над судьбой, делаете его победителем и именно в творчестве раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека [**].

В то же время практически всеми мыслителями признается противоречивая природа человека. «Величие человека и его низость, беспредельны», – замечает  В. Гюго [**, с. **]; «Человеку, если он не находится в состоянии богатого и всесильного борова, свойственно связывать личное счастье со счастьем соседей, своего народа, человечества» – вторит ему И. Эренбург [**, с. **]. Причину такой противоречивости В. Ключевский называет «задним умом»: «Житейские неровности и случайности приучили его (великоросса) больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад… Это и есть то, что мы называем задним умом» [**, с. **].

Исходя из всего вышеизложенного, понятно, что для того чтобы стать человеком в истинном смысле этого слова, человеку необходимо прилагать определенные усилия, то есть быть субъектом своей деятельности. Очень точно об этом пишет А. П. Чехов: «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» [**, с. **], а К. Маркс считает, что человек формируется под влиянием объективных обстоятельство своей жизнедеятельности. По его мнению, люди есть то, что они собой представляют, и это совпадает, следовательно, с их производством, то есть с тем, что и как они производят [**]. При этом определяющим условием, по мнению Н. А. Максимова, является уровень развития волевых качеств человека: «Человек без волевого стержня в характере, без выработанной способности к жестокому самоконтролю своей деятельности и поведению социально неполноценен, а нередко и социально опасен» [**, с. **]. Таким образом, человек, по мысли И. К. Анохина, с исключительной точностью отражает в своей организации и в своей деятельности временные параметры мира [**].

Размышляя о сущности человека, нельзя обойти стороной его духовное начало. Как пишет протоиерей Александр Мень: «…тем велик человек, что он способен….. подняться…. в горы умственных и духовных созерцаний» [**]. Целью же этого восхождения, как отмечают многие мыслители, является идеал. «Жалок тот, кто живёт без идеала», – пишет И. С. Тургенев. Однако каждый народ, как утверждает К. Д. Ушинский, имеет свой особенный идеал человека, на воспроизведение которого в отдельных личностях и нужно ориентироваться народу в деле воспитания растущего человека, потому что идеал человека у каждого народа «соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием» [**]. И подводит итог своим рассуждениям: «Самая существенная, самая «человечественная» потребность в человеке есть потребность совершенствования развития» [**, с. **].

Именно с позиции идеала и на основании устремленности человека к совершенствованию и духовному, то есть сугубо человеческому, развитию следует оценивать человека. Приведем в связи с этим несколько высказываний: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Н. Миклухо-Маклай: [**, с. **]); «Зрелый человек, тот, кто знает, зачем он живёт, как он относится к людям и истории человечества, и поступает согласно этому» (Я. Корчак: [**, с. **]); «В жизни настоящего человека духовность и рационализм соединены органически» ( он же [**, с. **]).

В заключение представляется целесообразным описать факторы, обеспечивающие становление человека как человека. «Устраните берега, – пишет В. В. Розанов, и река разольётся в болото. Вот жизнь и история» [**, с. **]. Это значит, что для очеловечивания человеку в процессе развития необходимы рамки в виде требований и ограничений. О важности обнаружения человеком смысла своей жизни говорит Протоиерей Александр Мень: «…в человеке заложено противоположное (абсурду) понятие смысла. Тот, кто не знает, что такое смысл, не чувствует, никогда не поймёт, что такое абсурд. Он не возмутится против абсурда, никогда не восстанет против абсурда, против бессмыслицы бытия» [**, с. **]. Движущей силой развития человека являются также противоречия и интеллектуальные конфликты, по поводу которых Б. Шоу изрекает важную мысль: «Как мыслитель я всегда был на линии огня современных интеллектуальных конфликтов» [**, с. **]. В заключение можно привести слова Сенеки: «сильнее всех – владеющий собой» [**, с. **], и завершить наши рассуждения о человеке народной мудростью: «Человек начался с труда. Труд человека всегда был, есть и будет самой твёрдой опорой и надёжной связью с матерью природой» [**, с. **].

Таким образом, можно утверждать, что только в труде, только через труд над собой, своим телом, своей душой, своим разумом человек становится и остается человеком в самом высоком смысле этого слова.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 2.1.

Первая группа текстов по теме «Человек»

– Трактовка понятия «человек» в словарях: «Человек – высшая ступень живых организмов на земле, существо, познающее внешний мир, воздействующее на него своей практической деятельностью, способной производить орудия труда использовать их для воздействия на окружающий мир».

– Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». К. Маркс: «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (т. 42, с. 125).

– К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Соч. т. 3, с. 3).

– К. Маркс и Ф. Энгельс: «Для животного его отношение к другим не существует как отношение» (Соч., т. 3, с. 22).

– К. Маркс и Ф. Энгельс: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа он …наделен природными силами, жизненными силами, является деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения. – М., Госполитиздат, 1956, с. 531), (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 37)

– К. Маркс и Ф. Энгельс: «Свободное развитие каждого есть условие развития всех».

– И. Г. Песталоцци: «Человек рождается свободным, развивается физически, умственно и нравственно…» (Избранные педагогические произведения. – М. : Педагогика, 1981. – т. 2. – 416 с.).

– Русский педагог Вахтеров В. П.: «Человек – активно саморазвивающаяся личность, он творец самого себя, и дело воспитателя сделать это само творчество прогрессивным». (Основы новой педагогики : монография. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2007. – 619 с. – с. 290).

– Ф. М. Достоевский: «Человек целый мир».

– К. Д. Ушинский: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях . Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием». (Пед. соч. в 11-ти томах, т. 2, с. 122).

– Г. Сковорода: «Превосходнейшая степень человека состоит в том, чтобы быть человеком».

– В. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком».

– Р. Ролан: «Сущность человека – творчество. Именно оно поднимает человека над судьбой, делает его победителем. Именно в творчестве раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека».

Вторая группа текстов по теме «Личность»

– Под личностью понимается человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт характера как члена общества. (См. Советский энциклопедический словарь. М., 1981).

– И. П. Павлов: «Человек высший продукт земной природы. Человек сложнейшая и тончайшая система… Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».

– Н. И. Лобачевский: «Все способности ума, все дарования, все страсти, все это отделывает воспитание, соглашает в одно целое, и человек, как бы снова родившись, являет творение в совершенстве».

– А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям».

– Ш. Дгомуры: «Свобода удваивает мужество и силы человека». «Только той свободой следует обладать, которая дает простор энергии, разуму и добрым качествам народа».

– В. А. Сухомлинский: «Уметь подчиняться самым гуманным в мире законам – высшее выражение свободы».

– Ф. Н. Глинка: «Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям».

– Цицерон: «Мы истинно свободны, когда сохранили способность рассуждать самостоятельно».

– В. Гумбольдт: «Ничто не способствует такой мере зрелости, необходимой для свободы, как сама свобода. Данное утверждение вытекает из самой природы человека. Недостаток зрелости, необходимой для изучения свободы, может проистекать только из недостатка интеллектуальных и моральных сил… Это требует работы, а работа – свободы, пробуждающей самодеятельность».

– А. Навои: «Человек свободен познать всё».

– Ф. Бэкон: «Природа в человеке часто бывает скрыта, иногда – подавленна, но редко истреблена… природа может долгое время не давать о себе знать и вновь ожить при случае..».

– Ф. Ларошфуко: «Тот, кто воображает, что может обойтись без других, очень ошибается; но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается вдвойне».

– Г. Торро: «Каждый человек должен представлять из себя непреоборимую силу».

– К. Маркс и Ф. Энгельс: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они и сами». (т. 3, с. 19).

– Л. Фейербах: «Человек является и называется человеком не в силу своей плоти, а в силу своего духа».

– В. Г. Белинский: «Я человек и ничто человеческое не чуждо мне: «вот закон… Беден и нищ тот, кто, неся на себе образ человеческий, чужд всему человечеству…».

– Д. И. Писарев: «Человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки».

– Н. Г. Чернышевский: «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

– Л. Н. Толстой: «Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет один, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой».

– А. П. Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

– Абай Кунанбаев: «Человек – дитя своего времени. Но ты дурен, не обвиняй в этом своих современников».

– К. Маркс и Ф. Энгельс: «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в которой люди творят обстоятельства».

– В. И. Ленин: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194).

– А. М. Горький: «Все в человеке – все для человека! Все дело рук человека».

– В. Брехт: «Человека следует рассматривать и таким, каким он мог бы быть».

– П. А. Павленко: «Хороший человек – это тот, вблизи которого мне легче дышится».

– Французский педагог марксист А. Валлон: «Что же представляет собой это целое, если говорить о ребенке и его развитии? Нет живого существа, которое можно было бы объяснить, рассматривая его вне среды. Не существует способностей, поддающихся объяснению без связи с объектом, на которые эти способности направлены. Соответственно, мы не можем говорить о ребенке в чистом виде, о ребенке, располагающем способностями самими по себе» (Советская педагогика. – 1960. – № 8. – с. 99).

– Воровский В. В. (литератор, критик, дипломат): «Человеческой личности уже нет на свете, она давно разменялась на личность предпринимателя и рабочего, землевладельца и батрака, торговца и крестьянина, интеллигента и полицейского. «Идея» человеческой личности воплотилась в реальные очертания общественных классов, и каждый из этих классов по-своему понимает задачи личности, по-своему отстаивает ее интересы, по-своему стремится обеспечить ее будущее» (Сочинения. – Т. 1. – М. : Изд-во социально-экономической литературы, 1931. – с. 336).

– Английский философ Т. Гоббс: «Личность есть то, что она имеет».

Третья группа текстов по теме «Индивид, индивидуум»

– Индивид, индивидуум – отдельный человек, среди других, в отличие от группы, коллектива, общества (Из словарей).

– «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, – является проявлением и утверждением общественной жизни» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произв., с. 590).

– К. Маркс и Ф. Энгельс: «Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений…» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 36).

– «Логической осью нашего нравственного закона ни в коей мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективиста» (А. С. Макаренко. Педагогические сочинения. М., 1948).

– К. Гельвеций: «Люди похожи на деревья одной породы, семена которых, будучи абсолютно одинаковы, необходимо вырастают и бесконечное множество разнообразных форм, ибо никогда не попадают точь-в-точь в одинаковую землю и не испытывают на себе совершенно одинакового действия ветров, солнца, дождя».

– Р. Оуэн: «В человеке при появлении на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможности и способности к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе».

– В. Гете: «Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом».

– Абай Кунанбаев: «Человек – дитя своего времени. Но ты дурен, не обвиняй в этом своих современников».

– Г. Белинский: «Беден и нищ, кто, неся на себе образ человеческий, чужд всему человеческому».

– Г. Белинский: «Создает человека природа, но развивает и образует общество».

А. Шопенгауэр: «Отдельный человек слаб как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими он может сделать многое».

– И. Гете: «Нехорошо, когда человек остается сам с собой, а особенно когда работает в одиночку; если он хочет чего-либо достичь, ему нужны участие и поддержка».

– Б. Паскаль: «Человек страдает невыносимо, если он принужден жить только с самим собою и думать только о себе».

– М. М. Пришвин: «Индивидуализм есть подчеркнутая слабость».

– Ф. Ларошфуко: «Тот, кто воображает, что может обойтись без других, очень ошибается; но тот, кто воображает, что без не могут обойтись люди, ошибается вдвойне».

– В. А. Сухомлинский: «Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей».

– По мнению западного педагога, философа-экзистенциалиста Сартра само понятие «человек» является пустой и бессмысленной абстракцией, никаких общечеловеческих качеств и закономерностей развития психики не существует.

– И. С. Тургенев: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо все других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной березой» (Рассуждения Базарова).

Задание 2.2. Установите соотношение, взаимосвязь, взаимообусловленность сторон личности, отраженных в приведенных ниже определениях. Укажите наиболее полную характеристику личности из приведенных определений. Из предложенных определений составьте свое собственное полное определение понятия «личность».

  1. Личность – человек, обладающий способностями для деятельности в соответствии со способностями и потребностями.

  2. Личность – активное действующее лицо, сознательный творец, производитель ценностей.

  3. Личность – человек, устремленный со своими потребностями, зависимый от внешних обстоятельств и условий, собственной жизни и деятельности.

  4. Личность – человек, обладающий определенными качествами и свойствами, характеризующими его состояние.

  5. Личность – свободный человек, непрерывно развивающийся в процессе активного и продуктивного отношения и общения с социальной и природной средой.

Методические указания по выполнению задания 2.2.

1. Первый шаг – скопировать приведенные в условии задания 2.2. определения в свое задание.

2. Для установления соотношения, взаимосвязи, взаимообусловленности сторон личности, отраженных в приведенных ниже определениях, необходимо сравнить эти определения по признакам сходства и отличия.

3, Сходные и различные черты отметить в приведенных определениях какими-нибудь двумя разными знаками (подчеркиванием, жирным, курсивом или выделить каким-либо цветом – желтым, бирюзовым и пр.) и дать мне знать, каким знаком выделены сходство, а каким различие. Например, сходные характеристики отмечены курсивом, а различие – жирным.

4. Указать наиболее полное, на Ваш взгляд, определение и обосновать, почему Вы так считаете. Например, наиболее полным я считаю определение под номером … (указать номер определения), потому что… или так как… и т. д.

5. Из приведенных определений составить свое собственное определение понятия «личность». При этом можно добавлять другие слова, если приведенные в задания определения не удовлетворяют требованиям полноты.

NB! Помните, что два разных человека не могут изъясняться (говорить) одними и теми же словами об одном и том же, поэтому ответы всех студентов могут быть похожи по смыслу, но должны отличаться по текстам (использованным словам). Исходя из этого, студентам настоятельно рекомендуется НЕ списывать задания друг у друга.

Если работы разных студентов похожи друг на друга как копии, то такие работы считаются списанными и не могут быть оценены положительно.

Задание 2.3. Переработать представленный ниже текст и изложить его в двух вариантах таким образом, чтобы уникальность текста в каждом варианте составила не менее 75 %. Проверку уникальности осуществить в двух разных программах «Антиплагиат» (см. Ссылки на программы Антиплагиат). Процент уникальности записать после переработанного текста в каждом варианте задания. Основное требование к переработанным текстам – сохранение основного смысла.

Методические указания к выполнению задания 2.3.

1. Скопировать предложенный текст.

2. Вставить скопированный текст в файл со своей контрольной работой.

3. Переработать текст с указанием варианта переработки.

4. Проверить уникальность текста в двух программах Антиплагиат.

5. Указать процент уникальности каждого варианта текста.

5. Требования к форматированию компьютерного текста в задании 2.3.

(ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ЗАДАНИЯ И ВЛИЯЮТ НА ЕГО ОЦЕНКУ
)

– тип шрифта – Times New Roman (см. Рисунок 1);

– кегль (размер) – 14 (см. Рисунок 1);

– межстрочный интервал – полуторный (см. Рисунок 2);

– отступ первой строки (абзацный отступ) – 1,25 см (см. Рисунок 2);

– выравнивание – по ширине (см. Рисунок 2);

– интервал между абзацами (перед и после) – 0 (см. Рисунок 2);

– поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см (см. рисунок 3).

.

Рисунок 1 – Вид окна
«Шрифт»




Рисунок 2 – Вид окна
«Абзац»




Рисунок 3 – Вид окна
«Параметры страницы»


NB! Помните, что два разных человека не могут изъясняться (говорить) одними и теми же словами об одном и том же, поэтому ответы всех студентов могут быть похожи по смыслу, но должны отличаться по текстам (использованным словам). Исходя из этого, студентам настоятельно рекомендуется НЕ списывать задания друг у друга.

Если работы разных студентов похожи друг на друга как копии, то такие работы считаются списанными и не могут быть оценены положительно.

Образец выполнения задания 2.3.

1. Оригинальный текст

Текст, текст, текст, текст …

2. Первый вариант переработанного текста

Текст, текст, текст, текст …

Уникальность в программе Антиплагиат онлайн: https://text.ru/antiplagia – ** %.

Уникальность в программе Антиплагиат онлайн: https://advego.com – ** %.

3. Второй вариант переработанного текста

Текст, текст, текст, текст …

Уникальность в программе Антиплагиат онлайн: https://text.ru/antiplagia – ** %.

Уникальность в программе Антиплагиат онлайн: https://advego.com – ** %.

ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Существенным отличием человека от животных является его отношение к миру, которое характеризуется (по Х. Г. Гадамеру) свободой от окружающего мира. Суть этой свободы состоит в свободе человека по отношению к именам, которыми он наделяет вещи. «Противостоять натиску встречающихся в мире вещей, возвыситься над ними – значит иметь язык и иметь мир…» [***, с. **]. Указание на двузначность понятия «человек» и противоположно отличное от животного его положение в природном мире находим также у Ф. Шлегеля, который утверждает, что «как природное существо человек тем совершеннее, чем более самостоятельным и индивидуальным он является» [***, с. **]. Идея своеобразной автономности человека по отношению к окружающему миру – это для нашего исследования одна из основополагающих идей, так как здоровый человек – это человек в определенной мере независимый от внешних условий.

Аналогичная мысль звучит у Э. Кассирера, который считает, что человек сумел открыть новый способ приспособления к окружению, ибо у него между системой рецепторов и эффекторов, имеющихся у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой: «По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности – он живет как бы в новом измерении реальности» [Цит. по **, с. **].

Достаточно глубокий и пространный сравнительный анализ отличий человека от животного дал Л. Фейербах. Его главный вывод касается сознания человека, которое в строгом смысле этого слова, по его мнению, имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность. В результате человек в отличие от животного живет двоякой жизнью: внешней и особой внутренней, которая связана с его родом, с его сущностью. Особенно ценна мысль Л. Фейербаха, что «человек мыслит, то есть беседует, говорит с самим собой… Человек одновременно и «Я», и «ты»; он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность» [Цит. по ***, с. **]. Таким образом, мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа.

В рассуждениях о принадлежности человека к миру животных находит место и тезис о том, что тело человека (хотя и имеет много общего с телом животных) есть, по М. Хайдеггеру, нечто сущностно другое, чем животный организм [Цит. по ***, с. **]. Человек, как пишет М. А. Антонович, и первенец, и венец природы. При этом вся его природа – все его человеческие свойства, силы, инстинкты, стремления – имеет целью и задачей поддержание его жизни. Жизнь – это и цель, и функция человеческого организма. «Поэтому совершенно противоестественно, – делает М. А. Антонович вывод, – ставить человеку какую-нибудь задачу помимо жизни; это значило бы отвлекать его деятельность от ее цели и тем вредить самой жизни. Вне жизни нет и не может быть для человека ничего, а в жизни все» [Цит. по ***, с. *]. Эта глубокая мысль сообразуется с пониманием здоровья как атрибута жизни, в связи с чем утрата здоровья совпадает с одновременной утратой жизни.

Таким образом, смысл жизни человека в жизни, суть которой – движение в самом широком значении этого слова. Причем это и движение физическое, и движение духовное, основой которого является способность человека мыслить, думать. Суть человеческого естества, как пишет Б. Паскаль, – в движении, ибо полный покой означает смерть… Человек «несомненно сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом, о своем создателе и о своем конце… Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом – основа нравственности…» [Цит. по ***, с. **-**].

Ссылки на программы Антиплагиат

Антиплагиат онлайн, проверка текста на плагиат — бесплатный ...

https://text.ru/antiplagia

Информация. Антиплагиат онлайн на Text.ru позволяет проверить текст совершенно бесплатно. Эффективные алгоритмы антиплагиата онлайн ...

Антиплагиат онлайн | Проверка текста на уникальность - Be1.ru

https://be1.ru/antiplagiat-online

Эффективный бесплатный антиплагиат — инструмент для проверки текстов на уникальность и качество без регистрации.

Антиплагиат онлайн, проверка текста на плагиат — бесплатно на ...

https://advego.com › Сервис › Инструменты вебмастера › Антиплагиат онлайн

Без регистрации точный алгоритм онлайн антиплагиата найдет сайты плагиаторы вашего текста. Скачайте программу проверки больших текстов

Антиплагиат онлайн | Плагиаризма plagiarisma.ru/

Проверка текста на уникальность и антиплагиат онлайн. …Скачайте программу для Windows – бесплатный аналог etxt и адвего плагиатус.

6 лучших сервисов для проверки на плагиат онлайн – Geek-Nose

geek-nose.com/6-luchshix-servisov-dlya-proverki-na-plagiat-onlajn/

Онлайн сервисы проверки на плагиат | myblaze.ru

https://myblaze.ru/spisok-servisov-dlya-proverki-na-plagiat-onlay


написать администратору сайта