Главная страница
Навигация по странице:

  • Про украшения, пояса и передники, о красоте костюма народного.

  • Мужские костюмы

  • Праздничный народный костюм Воронежской области начала XX века. Праздничный народный костюм Воронежской области начала xx века


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПраздничный народный костюм Воронежской области начала xx века
    Дата02.04.2022
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПраздничный народный костюм Воронежской области начала XX века.docx
    ТипДокументы
    #436287

    Праздничный народный костюм Воронежской области начала XX века

    Ученицы 6 «В» класса

    МБОУ сош с УИОП №13

    Титовой Ксении

    Введение:

    Я расскажу про праздничный народный костюм мужчины и женщины Воронежской области начала XX века. Изготовление одежды это был – особый ретуал. Готовя рубашку своему ребенку, мать прокладывает на полотне ровные стежки узора, чтобы дорога, по которой он будет делать первые шаги, была без ухабов, чтобы быстро бежал он по ней ... А с какой любовью украшает она детскую шапочку лентами, вышивкой, кружевом, не забывая сделать магические знаки в виде кружочков из бисера, блесток и бусинок, чтобы солнце помогло ей уберечь дитя от невзгод.

    Отличие Воронежской губернии:

    Воронежскую губернию отличает необычайное многообразие одежды. В разных уездах, селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов. Одной из характерных черт традиционной одежды является его художественное оформление, в котором долго сохранялись этнические особенности и следы этнокультурных взаимодействий народов. На территории Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века сложилось несколько комплексов традиционных костюмов, в каждом из которых эстетическая выразительность достигалась благодаря использованию различных в художественном отношении материалов, многообразию композиций нашивных и съемных украшений, технологических и художественных приемов, использованию цветовой гаммы. Стойко сохраняя древние элементы, декоративное убранство одежды вместе с тем отражало и новые веяния, связанные с изменениями в жизни крестьянства. Народная одежда Воронежского края долгое время сохраняла самобытные черты, определяющие этнические и локальные особенности различных групп населения: покрой, способ ношения той или иной детали, использование украшений, орнаментацию. Наиболее устойчиво традиционные элементы проявлялись в русской женской одежде. Мужской костюм и одежда украинских переселенцев с середины XIX века постепенно утрачивали свое своеобразие. Своеобразие народной одежды Воронежской губернии, как считают исследователи, выражается в бытовании здесь всех комплексов, характерных для территории этнического формирования русских. Переселение служилого населения из ближайших областей (Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской) обусловило распространение в Воронежском крае южнорусского комплекса одежды: поневы, рубахи с косыми поликами, туникообразных запанов, головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера. В то же время приток населения из центральных и северо-западных районов способствовал появлению костюмов, характерных для жителей этих мест: сарафана, рубахи с прямыми поликами, кокошника, душегреи, комплекса с полосатой юбкой. В пределах каждого комплекса наблюдалась значительная вариативность составляющих их элементов. В женской одежде украинского населения традиционные черты дольше всего сохранялись в покрое и отделке рубах и корсеток. Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины XIX века. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмом. В тех районах, где женщины носили поневу, девушки ходили в сарафанах или юбках (даже когда понева приблизилась по покрою к юбке). Там, где был распространен сарафанный комплекс, девушки и женщины (как и в других местах) различались головными уборами.

    Основные цвета — черный, красный и белый, а также розовый, оранжевый, синий-голубой и зеленый.

    Черный означал-чернозём, красный-любовь, красоту, смелость, победу, тепло, белый-чистота,свет,лёггкость (это были трисамых главных цвета)

    Ткани использовались конопляные, шерстяные и крапивные.

    В вышивке преобладала линейно-геометрическая. Наиболее используемая фигура — ромб, ромб с выступающими линиями по краям, эдакими «усиками», был прозван «репей» (символ плодородия, огня и жизни). 

    В женский костюм входили:

    Головной убор,рубаха,панёва



    Женский головной убор состоял из кички, или сороки, кокошника и богатого набора платков и шалей. Замужние женщины обязательно так укрывали голову, чтоб волос не было видно (этот обычай был повсеместно, опростоволоситься было большим позором).

    На девушек данный запрет не распространялся, поэтому в девичьем убранстве были венцы — повязки из лёгких тканей, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.

    Наряжаться в селах любили и платков было большое множество — рябые, красные и белые, красные с кистями. Расцветка могла быть такой — серединка черная, а края — оранжевые.

    На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

    Женщины носили сороки со шлыками.

    Шлык (шлычка) — это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками.

    Основной цвет шлыка — красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы.

    Для придания красоты лицу на висках под шлык подтыкали косицы — пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

    Рубаха была основой женского костюма, во многих местах называлась «станушкой». Со временем домотканая холстина стала заменяться на покупную ткань.

    Рукава рубахи замужней женщины были украшены намного богаче, чем девичьей.



    Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний.

    «Черноглазка» — понева с черными клетками — была самой распространенной.

    «Синеглазка» — понева с синими клетками — встречалась гораздо реже.

    Панёванабедренная одежда, первоначально сшитая из трех прямых продольных полотнищ шерстяной домоткани (саму ткань делали на специальном станке, ширина которого была около 35 см).Распашные поневы называли еще «разнополками».В этом случае три куска ткани сшивались в одно прямоугольное полотно. Носились эти поневы разрезом на боку или спереди.

    Понева ткалась из грубого шерстяного полотна, а размер клетки указывал, сколько крестьяне имеют земли на селе.

    Длиной поневы были до щиколотки, так, чтоб была видна рубашка.

    Как и вся одежда, поневы были праздничными и будними.

    Украшали понёву лапочками и позументами (прозументами).

    Позумент — это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными).



    Воронежский костюм .Верхняя одежда и обувь.Украшения.

    Верхнюю одежду шили из сукна, меха или бархата.

    Весной и осенью наиболее распространенной одеждой были «кохты», «зипуны» и «куцинки». Во многих уездах женщины ходили в туникообразных шушпанах, сшитых из толстого белого сукна.

    Зимой время носили тулупы из овчины мехом внутрь. Для утепления использовали распашную плащевидную одежду, которую накидывали поверх тулупа или зипуна. Одежда из овчины была обязательным атрибутом свадьбы, считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты. Молодых сажали на шубу с пожеланиями богатства и счастья.



    «На ногах у баб и у девок толстые „пятиугольные, ковыляные“ узорами ногавки (чулки) и чеботы. Чем толще нога, тем считается элегантнее.»

    Чуники, чеботы — плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась.



    Про обувь нашла такое воспоминание современника нашего:

    «Особенно дорогими были женские сапоги, надевались несколько раз в жизни и передавались от матери к дочери. Заведующая отделом и моя провожатая ударились в воспоминания, как они как-то целый месяц жили в деревне, и каждый день ходили за десять верст на соседний хутор, уговаривали одну бабку продать такие сапоги для музея. Та поначалу воспринимала эти уговоры как предложение продать душу. Но к концу месяца остыла, прикинула, что ее внучкам такие ботфорты ни к чему — выбросят, скорее всего, на помойку. И отдала задаром...»

    Про украшения, пояса и передники, о красоте костюма народного.

    Красоту же женских костюмов сел Ссыльного, Лесного Уколова, Росховецкого, Красного и близлежащих деревень я вспоминаю как сон. Бабы и девки все свободное время сидят и усердно строчат свои домотканые холсты красивейшими, тончайшими черными узорами и расшивают синие поневы цветными шерстями.

    Крошечные девчонки нижут бисер в ожерелья в «зажельники» и «гребатки».

    И всякий-то узор, всякое плетенье носит здесь особое название. Вот на старухе рубаха «рукодельная с ляховками», с краю узор «стеклушками с ферботами», а в середине «скатертный».

    Вот белокурая молодайка в рубахе, расшитой «коростой с подузорьем». В руках у нее мужская рубаха, которую она принесла менять. По вороту «бабочки кустастые», а средний узор по подолу выведен в «две гребенки с подузорьем», нижний же край узора «с рукавицы».

    На платки и мануфактуру здесь удалось выменять три прекрасные поневы, вышитые «пальчиками с ядреным подзубчиком в шесть головок», «с репеюшком» внизу и красивую, радужно-пеструю «сученую» девичью юбку. Там же были получены «покромки» — шерстяные тканые пояса с расшитыми концами, и «заметки» — низаные украшения, свешивающиеся на спину.



    Воронежский народный мужской костюм.

    Мужские костюмы не отличались таким разнообразием, как женские. Основа костюма состояла из рубахи, пояса, обуви и головного убора. 

    Рубахи шили из домотканного льняного или конопляного полотна белого цвета, иногда из синей или красной пестряди, и украшали в соответствии со сложившимися местными традициями. В основном это были косоворотки длиной до колен, носившиеся навыпуск. 

    Можно выделить три типа мужских рубах: туникообразная рубаха (с косыми бочками), рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, рубаха на кокетке. На пояса крепился кошелек, а также необходимые в быту предметы и оружие.

    Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека — обесчестить его.

    Про мужские головные уборы привожу выдержку из книги Светланы Павловны Толкачёвой «Народный костюм Воронежской гебернии конца19 — начала 20 века»:

    Мужские головные уборы разнообразны как по форме, так и по материалу. В русских селах был широко распространен древний головной убор «валенка» («еломок», «ермолка»), который изготовляли из валяной шерсти белого или коричневого цвета в форме усеченного конуса с закругленным верхом и прилегающими к тулье отогнутыми полями.

    Помимо «валенок» весной и осенью носили шапку валяную из шерсти коричневого цвета — «грешневик». Она имела вид высокого цилиндра с маленькими прямыми полями. Грешневики вошли в состав русского мужского костюма не ранее конца XVII — начала XVIII века возможно из костюма литовцев.

    В русских селах в праздничные дни надевали черные поярчатые шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами. П. Малыхин, описывая в середине XIX века быт крестьян Нижнедевицкого уезда, отмечал: «В праздники они (мужчины. — Прим. авт.) надевают поярчатые шляпы, которые убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом.». В селе Кочугуры Нижнедевицкого уезда Н.И. Второв обратил внимание на суконные шапки с четырехугольным верхом — «елкасы», которые были «…подобны польским конфедераткам». Шапки с четырехугольным дном были широко распространены у всех восточнославянских народов, причем, выполнялись из различных материалов.

    В летнее время украинцы надевали плетеные соломенные шляпы с усеченной плоской тульей и широкими полями — «брили», «брыли». Шляпы и картузы из ржаной соломы изготовляло русское население Коротоякского уезда.

    Зимой как в русских, так и в украинских селах мужчины носили меховые «треухи», суконные и плисовые шапки с меховой оторочкой. В русских селах бытовали вязанные из шерсти шапки в форме конуса, известные на всей территории расселения русского народа. Отличительной особенностью костюма украинских мужчин были высокие овчинные шапки полусферической или конической формы — «кучма».

    Уже в первой половине XIX века в селах находит распространение картуз из фабричной ткани, который в конце XIX века постепенно вытесняет другие типы летних головных уборов. В начале XX века в моду входит кепка, сменившая в обиходе картуз. Влияние городской культуры вначале сказывалось больше у мужчин, что связано с отхожими промыслами, которыми занимались крестьяне. Хотя и женщины вовсе не были против покупных тканей и платков.



    Источник: статьи Л.И.Некрасовой.По книге С. П.Толкачёвой «Народный костюм Воронежской губернии конца 19 — начала 20 века» (издательство Воронеж, центр духовного возрождения черноземного края, 2007 г.), а также на материалах, свободно выложенных в интернете. Сайт https://www.liveinternet.ru/

    Сделанные мною куклы в Воронежском костюме:



    написать администратору сайта