Главная страница
Навигация по странице:

  • Концептуальное колесо

  • «Тонкие» и «толстые» вопросы

  • Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

  • I Стадия вызова

  • Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

  • Лист для решения проблем

  • Художественные формы письменной рефлексии Синквейны

  • Приемы и стратегии. Приемы и стратегии Кластеры


    Скачать 121.68 Kb.
    НазваниеПриемы и стратегии Кластеры
    Дата23.06.2022
    Размер121.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПриемы и стратегии.docx
    ТипУрок
    #612210

    Приемы и стратегии

    Кластеры

    Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией  урока  в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

    Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

    Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не Толька систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

    Например:




    Концептуальное колесо

    Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:



    Инсерт

    INSERT

    I- interactive

    N- notion

    S- system

    E- effective

    R- reading

    T- thinking

    Графическая форма работы в отличие от устной, когда ученикам можно и отсидеться, превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

    Перед проведением данного приема необходимо вспомнить, что мы знаем об этой проблеме, теме. Можно записать уже имеющиеся знания на доске, используя прием «кластер». Чем больше соберете сведений, тем богаче будет ваш резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Вам не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по теме в целом. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях.

    «v»

    «+»

    «-»

    «?»

    You should put a tick if you knew this fact before.

    (то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)

    New information

    (то, что вы читаете является для вас новым)

    Thought differently

    (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)

    Don’t understand, have questions

    (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )

    Например:

    При изучении темы “How to understand those mystifying foreigners” (10 класс) предлагается индивидуально составить три кластера, выбрав черты характера, свойственные русским, американцам и британцам.



    Далее учащиеся делятся на три группы, каждой группе предлагается свой текст. Работая над текстом, учащиеся делают соответствующие пометки на полях. Учитель задает следующие вопросы:

    What fact did you know before?

    What new information have you found in the text?

    Are there any facts in the text you don’t understand?

    «Тонкие» и «толстые» вопросы

    Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

    Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

    “Thin” questions

    “Thick” questions

    Who …?

    What … ?

    When … ?

    Where … ?

    Was it … ?

    What was the name …?

    Are you agree that … ? etc.

    Why … ?

    Explain why … ?

    Why do you think that … ?

    Was his/her choice right or wrong to your mind?

    What is the most important idea of the story?

    What is the difference between … ?

    If you were … would you … ? etc.

    Урок домашнего чтения в 9 классе на основе рассказа Д.Лондона “Brown Wolf”

    I Стадия вызова

    1)Учитель предлагает учащимся поговорить о Д. Лондоне, его судьбе, его творчестве.

    • When and where J. London live?

    • Have you read any of his stories?

    • What were they about?

    • What were the characters like?

    • What do you know about him and his life?

    • Which of London’s novels are considered to be word-famous’.

    2) Затем учитель предлагает начать работу с текстом рассказа“Brown Wolf” и даёт задание придумать “тонкие” вопросы по содержанию текста с тем, чтобы актуализировать свои знания и впечатления о рассказе.

    • Who are the characters of the story?

    • When does the action of the story take place?

    • When did the Irvine live?

    • When did they find the dog?

    • Was it easy to win the dog’s love?

    • What was Skiff Miller?

    • Where did he come from?

    • What did he tell the Irvine about the dog?

    • Was it difficult for the dog to make the choice?

    3) После этого учитель просит учащихся придумать “толстые” вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

    Учащиеся предлагают свои вопросы:

    • Why did Brown Wolf go with Miller?

    • Was his choice right or wrong to your mind?

    • What is the most important idea of this story?

    Класс поделён на группы, каждая из которых задаёт вопросы в порядке очерёдности, стараясь не повторяться. Право задавать следующий вопрос получает группа, которая правильно ответила на последующий вопрос.

    4) Далее учитель предлагает учащимся подумать о том, что же нужно сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы

    Учащиеся предлагают пути решения проблемы:

    - We should understand what thought about the Irvine and Skiff Miller and what he felt;

    - We should analyze his feelings and thoughts;

    - We should imagine ourselves in the dog’s place and see the problem with his eyes.

    “Brown Wolf”

    Walt Irvine and his wife Madge, who lived in a small cottage in the mountains, found a dog. He was thin and weak, but he did not let then touch him. He ate the food they gave him only after they had gone away. But when he was strong again, he disappeared.

    A few months later, when Irvine was in a train between California and Oregon, he looked out of the window and saw his dog running along the road, two hundred miles away from home. He got off the train at the nearest station, bought a piece of meat, caught the dog and took him home again. So Wolf, as they called him, came a second time to the mountain cottage. There he was tied up for a week.

    To win him became a problem, but Irvine liked problems. At the end of the week he tied a piece of thin bright metal round the dogs neck with the words: return to Walt Irvine, Glen Ellen, California. Then the dog was let go, and he disappeared. Few days later came a telegram. In twenty hours Wolf had run over a hundred miles to the north, and was still going when caught.

    This time, he was sent back by express train. He was tied up for three days, and was let go on the fourth. And he disappeared again.

    As soon as he was given his freedom he always ran north. He was always brought back weak and always ran away fresh and strong.

    At last the dog decided to stay at the cottage, but Irvine and his wife had to wait a long time before they could touch him. When at last he them do it, they said it was a great victory. The man and woman loved the dog very much; perhaps, it was because it had been such a task to win his love.

    One summer day, a man came to the cottage. He said his name was Skiff Miller. He had come from the North to visit his sister.

    As soon as the dog saw him, he ran to the man and licked his hands.

    “Wolf, Wolf, what are you doing?” said Madge.

    “His name isn’t Wolf,” Skiff Miller said. “It’s Brown. He was my dog. How long have you had him?”

    “How do you know he’s your dog?” Irvine asked.

    “Because he is,” said Madge.

    “The dog’s mine. Look here,” and Skiff Miller turned to the dog. “Brown! Right!” The dog turned to the right. Then Miller ordered the dog to do several other things that working dogs in the North are taught to do.

    “He was my best dog,” Skiff Miller said proudly. “If he hadn’t been my dog, he wouldn’t have learned to do all those things.”

    “But you are not going to take him away with you, are you?”

    Madge asked nervously. “Why not leave him here? He is happy. And what can you give him that northland life?”

    “Food, when I’ve got it, and that’s most of the time,” came the answer.

    “And the work?”

    “Yes, a lot of work,” Miller said. “Work without end, and cold – that’s what he’ll get when he comes with me. But he likes it. He knows that life. And you don’t know anything about it. You don’t know what you’re talking about. That’s where the dog belongs, and that’s where he’ll be happiest.”

    “I don’t believe he’s your dog. Perhaps you have seen him sometime. Any dog in Alaska can be ordered to do things,” Walt said.

    “Maybe Mr. Miller is right,” his wife said. “I am afraid he is. Certainly Wolf answers to the name of “Brown”. And he was friendly towards Mr. Miller and licked his hands. You know that’s something he never did with anybody before.”

    “I suppose you’re right, Madge,” Walt said. “Wolf isn’t Wolf, but Brown, and I think he belongs to Mr. Miller”

    “Perhaps Mr. Miller will sell him,” she said. “We can buy him.”

    “I’ll tell you what I’ll do,” said Skiff Miller. “The dog was a good worker. He’s done a lot of work for me, and maybe he has got a right to choose. He must decide for himself. I’ll say good-bye and go away. If he wants to stay, he can, stay. If he wants to come with me, let him come. I won’t call him to come and don’t you call him to come back.”

    For some time Wolf watched Skiff Miller go, waiting for him to return. Then he ran after him and tried to stop him. Then the dog ran back to where Irvine and his wife sat and tried to make Irvine go to Miller. He wanted to be with his old master and the new one at the same time. At this moment Miller disappeared.

    The dog lay down at Irvine’s feet. Madge was happy, but a few minutes later the dog got up and ran away. He never turned his head. Quicker and quicker he ran along the road and in a few minutes was gone.
    Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

    Развитие  критического   мышления  подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.

    Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

    Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».

    I Identify a problem

    D Debate a problem

    E Essential solutions

    A Activity

    L Logical conclusions

    И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

    Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).

    Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).

    А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

    Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

    Лист для решения проблем

    1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?




    2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?




    3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?




    4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?




    5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?




    После того как учащиеся прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Работать можно и в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. После окончания работы учитель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее детям необходимо выбрать три способа из всего разнообразия возможных решений проблемы. В заключительной части учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения с тем, который предложил сам автор текста. Учитель читает текст до конца.

    Существенной характеристикой проблемного преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его задавать себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций. Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действительности и, когда речь идет о решении практических проблем, ведет даже к ее преобразованию. Именно этот аспект наиболее важен для нас, чтобы объяснить роль проблемного обучения в школе: решение проблем для преобразования действительности.

    Успешное решение проблемы возможно только в том случае, если рассматриваются разнообразные варианты. Поэтому неотъемлемой частью проблемного подхода для формирования  критического   мышления  является совместная деятельность школьников. В процессе обмена мнениями тот способ, который оказался единственно верным, может быть подвергнут  критическому  анализу и в результате скорректирован. Однако нередко получается и так, что лучший вариант не принимается школьниками, потому что не найдены достаточные аргументы в его защиту. Умение отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу – важнейшее качество, характеризующее  критически  мыслящего человека. Важным является и другое качество - умение отказаться от своей точки зрения, прислушавшись к аргументам другой стороны.

    Например, данный прием можно использовать  на   уроке  домашнего чтения “Do you take part in charity events?”. Дети знакомятся с текстом об организации благотворительного концерта детьми (Чарли и Джанет). Дети выступают против убийства животных из-за их меха. Но на концерт приходит бабушка Джанет в меховом пальто. Детям предлагается помочь героям справиться с этой проблемой. Каждый в классе предлагает свое решение. После высказываний учащихся учитель зачитывает конец рассказа.

    Janet came to her grandma and said “Hello, Grandma. I am so glad you have come. I hope you’ll like a concert. It’s rather warm here. Let me take you coat”. Janet took grandmother’s coat and hid it. The concert was a success. Everyone was happy.

    Фишбоун (Д. Баланка)

    Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.



    “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

    1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

    2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

    Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, я суммируется для более полного анализа. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.

    Например, при изучении темы “How does the geographical position influence the people’s lives” предлагается составить фишбоун, используя об Австралии.

    Problem: Does the geographical position of Australia influence the people’s lives?

    Reason: The seasons are the other way round.

    Fact: Australia is situated to the south of equator.

    Reason: The few rivers play an especially important role in people’s life.

    Fact: Much of the land is a desert. Etc.

    Conclusion: Australia so different from other countries. Its geographical position influences the life of the country and its people.

    На данном этапе работа является коллективной. Далее учитель делит класс на две группы и предлагает познакомиться с географическим положением СК и США. Каждая группа составляет свой фишбоун, при выступлении дети используют соответствующие союзы (because, thanks to, that`s why). В качестве домашнего задания предлагается составить аналогичный фишбоун о России или Бузулуке.
    KWL Chart

    KNOW

    WANT

    LEARNT

     

     

     

    Учитель объявляет тему или название произведения, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю).

    Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

    Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы (Узнал).

    Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями

    Художественные формы письменной рефлексии

    Синквейны

    «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

    The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines.

    1. one word title, a noun that tells what your poem is about

    2. two adjectives that describe what you're writing about

    3. three- ing participles that describe what your poem is about

    4. a phrase that tells more about what you're writing about

    5. a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about.

    Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

    На первых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.

    РАФТ

    Стратегия РАФТ (в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название представляет собой сокращение:

    Роль Аудитория Форма Тема

    Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
    Таким образом, использование  технологии   критического   мышления  в преподавании иностранного  языка  позволяют значительно увеличить время речевой практики  на   уроке  для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.


    написать администратору сайта