Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Процессы символизации в арт-терапии

  • Пассивная форма

  • Смешанная форма

  • Основы психодинамического понимания символа были заложены 3. Фрейдом.

  • Таким образом, для З. Фрейда символы

  • Свойства архетипических символов

  • Таким образом

  • Механизм арт-терапии по К. Юнгу.

  • 2. Рисуночные методы в арт-терапии 5 рисуночных техник арт-терапии

  • арттерапия. Вопросы к зачету. artterapia вопросы к зачету. Процессы символизации в арттерапии Рисуночные методы в арттерапии


    Скачать 108.99 Kb.
    НазваниеПроцессы символизации в арттерапии Рисуночные методы в арттерапии
    Анкорарттерапия. Вопросы к зачету
    Дата13.04.2022
    Размер108.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаartterapia вопросы к зачету.docx
    ТипДокументы
    #471761
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    Процессы символизации в арт-терапии 
    Рисуночные методы в арт-терапии 
    Маскотерапия 
    Спонтанное творчество в арт-терапии 
    Арт-терапия в работе с семьей 
    Арт-терапия в работе с детьми 
    Куклотерапия как арт-терапевтический метод 
    Арт-терапия в психиатрической клинике 
    Символдрама 
    Музыкотерапия как арт-терапевтический метод 
    Работа с пластилином и глиной в арт-терапии 
    Фототерапия 

    1. Процессы символизации в арт-терапии
    Достижение положительных результатов с помощью психокоррекции методом арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:

    - развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;

    - сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца), что является безопасным способом разрядки напряжения;

    - возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;

    - возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);

    - освоение новых форм опыта.

    Формы арт-терапии

    Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную.

    Пассивная форма - клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

    Активная форма - клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.

    Смешанная форма - клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т.п.) для создания своих продуктов творчества.

    Символы и образы в арт-терапии

    Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение.

    1. Арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов.

    2. Символы выступают в качестве моста, соединяющего сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как клиента, так и арт-терапевта. Используя их в своем творчестве, клиент достигает все большей степени интегрированности между этими элементами, с чем связаны многие положительные лечебно-коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии [А.И. Копытин. Теория и практика арт-терапии, 2002].

    3. Символ выполняет роль посредника межличностной и внутриличностной коммуникации.

    Сущность и значение символов в практической работе с клиентами описаны в работах З. Фрейда и К. Юнга, сравним их научные взгляды.

    Основы психодинамического понимания символа были заложены 3. Фрейдом.

    По его мнению, символы – это проявление инстинктивных потребностей; они способствуют:

    - постепенному осознанию человеком своих потребностей;

    - развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром. Таким образом, для З. Фрейда символы - это деформированные потребности.

    К. Юнг придерживался другой точки зрения. По его мнению, символы представляют собой естественный способ психической экспрессии на самых разных стадиях психического развития, включая и зрелую психику. К. Юнг разделил символы на две группы - тесно связанные с динамикой индивидуального и коллективного бессознательного.

    Архетипические символы - символы, которые отражают содержание коллективного бессознательного и обозначающие врожденные формы психического опыта.

    Свойства архетипических символов:

    - имеют устойчивый, зачастую транскультуральный характер;

    - отражают наиболее фундаментальные психические свойства и процессы;

    - отражают отработанные эволюцией способы разрешения внутрипсихических конфликтов;

    - являются проявлением так называемой трансцендентной функции психики, выступающей фактором индивидуации и отражающей ее способность к саморегуляции.

    Сущность идей К. Юнга заключается в том, что он рассматривал психику как сложную саморегулирующуюся систему, способную самостоятельно поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию.

    По мнению К. Юнга, причиной психической нестабильности и нездоровья является временное блокирование энергии бессознательного, которая в свою очередь находит выражение в виде символических образов, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека.

    Таким образом, в отличие от 3. Фрейда, считавшего символы проявлением инстинктивных потребностейК. Юнг подчеркивал следующие важные функции символов:

    символы могут способствовать не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту;

    - с помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и к психической целостности.

    Данные различия во взглядах 3. Фрейда и К. Юнга обусловили принципиально различные подходы в практической работе.

    Механизм арт-терапии по К. Юнгу.

    К. Юнг считал различные виды самостоятельной творческой работы своих пациентов очень важными для лечения и гармонизации личности. Эта работа протекала в форме спонтанного выражения материала бессознательного через изобразительную деятельность, движения и танец, художественные описания и другие виды творческой работы. Одновременно с этим психотерапевт обеспечивал безопасность во взаимодействии пациента с материалом бессознательного через совместный анализ продуктов творческой работы и введение определенных правил обращения с ними.

    К. Юнг полагал, что символы, обладая чрезвычайно емким содержанием, не могут получить однозначное толкование. С его точки зрения, более приемлемой является работа с заложенными в символах энергиями путем их спонтанного «транслирования» через образы.

    Его подход к практической работе с пациентами характеризуется высокой степенью доверия к их внутренним ресурсам самоисцеления, связанным с гомеостатической функцией коллективного бессознательного.

    Для психологического здоровья и стабильного функционирования разума необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или «диссоциируется», возникает психическое расстройство. В этом случае символика сновидений играет роль «курьера», передающего послания от инстинктивных частей разума к рациональным [К. Юнг и др. Человек и его символы, 2002].

    Именно поэтому К. Юнг придавал большое значение самостоятельной творческой работе пациентов. Кроме того, он постепенно, по мере того как пациент выходил в своем творчестве на уровень коллективного бессознательного, отступал от интерпретации переносов.

    Представление о символическом мышлении в дальнейшем было развито представителями теории объектных отношений (М. Кляйн, М. Милнер, Д. Винникотт и др.). Они признавали, что первичные психические процессы также имеют определенное приспособительное значение: изучая отношения матери и ребенка, они обратили внимание на то, что символы, играя большую роль в психической жизни младенца, помогают ему адаптироваться к окружающей среде.

    Таким образом, работы разных представителей психодинамического направления о роли символов в психической жизни послужили важным теоретическим обоснованием арт-терапевтической практики. Благодаря этим работам арт-терапевта можно рассматривать в качестве посредника в коммуникации между внешним и внутренним планами психического опыта клиента.

    Другим важным следствием психодинамической теории символа является представление об изобразительной работе как особой деятельности, в которой сочетаются регрессивные тенденции и онтогенетически ранние формы взаимодействия с миром, с одной стороны, и эволюционно-прогрессивные тенденции, связанные с творческой функцией психики, с другой стороны.

    Вызывая определенные образы с помощью свободных ассоциаций, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно решать свои проблемы.

    По мнению М.Ф. Грегга, с помощью символа можно найти путь к проблеме, вызывая при этом движение сопряженной с проблемой энергии. Поскольку данная энергия уже больше не может находиться в состоянии покоя, то ее обнаружение рождает ток, способный вывести ее на уровень сознания [М.Ф. Грегг. Тайный мир рисунка. 2003].

    2. Рисуночные методы в арт-терапии 
    5 рисуночных техник арт-терапии
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта