Главная страница
Навигация по странице:

  • Дизайн (англ. design)

  • Дизайн

  • Структурно-объектная модель дизайна

  • В художественно-образном проектировании

  • Функции образной (иконической) модели

  • Функциональная модель дизайна

  • основы проектной деятельности. Проектирование деятельность


    Скачать 434.5 Kb.
    НазваниеПроектирование деятельность
    Анкоросновы проектной деятельности
    Дата11.04.2021
    Размер434.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMedvedeva.doc
    ТипДокументы
    #193695
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Проектирование и особенности проектной деятельности.

    Проектирование — деятельность человека или организации (ий) по созданию проекта , то есть прототипа , прообраза предполагаемого или возможного объекта , состояния ; комплекта документации , предназначенной для создания определённого объекта , его эксплуатации , ремонта и ликвидации , а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений , на основе которых был разработан данный объект

    1. Нон-дизайн.

    Нон-дизайн - это дизайн невещественный, дизайн общественных взаимоотношений и контактов. Нон-дизайн направлен на увеличение престижа Компании, посредством соединения воедино фирменного стиля, рекламы, архитектуры, дизайна.

    Нон-дизайн определяется как исследование и программирование структур отношений между людьми, их действий, разработка стратегий, программ деятельности для различных предприятий, организаций, ориентированных, например, на задачи: реконструкции производства для освоения новой продукции; выработки концепций новых семейств промышленных товаров; проведения длительных рекламных компаний, деловых мероприятий; применения новых методов и средств профессионального обучения; организации и проведения выставок товаров и услуг; повышения эффективности торговли благодаря методам дизайна в системе маркетинга и т. п.

    В нон-дизайне превалируют утилитарное начало и деятельностный уровень проектирования. Нон-дизайн — это вербальная, текстовая, словесно-логическая форма проектирования. В отличие от других видов дизайна его продуктом являются не проектно-графические или макетно-модельные результаты разработок, а тексты, содержащие, наример, сценарии, нормы, правила, программы, отражающие определенные стратегии деятельности и позволяющие наиболее эффективными методами добиться желаемых результатов.

    1. Проектирование как деятельность

    Под проектированием понимается создание на некотором носителе или носителях более или менее приближенного к реальности будущего облика изделия, программы или деятельности.

    1. Поп-дизайн.

    Среди дизайнеров, работающих в стиле "поп", особой популярностью пользовался пластик. В 60-х годах были созданы многие виды пластиков и освоены процессы их производства. При этом самым большим преимуществом была низкая стоимость этого материала. Яркие радужные цвета и необычные и смелые формы стиля "поп" вытеснили последние остатки послевоенного аскетизма и дали новый стимул шагающему по миру оптимизму, который поддерживался беспрецедентным экономическим благосостоянием населения и сексуальной свободой.

    В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества. Эстетика недолговечности этих товаров была частью их стоимости, поскольку являлась противоположностью вневременной классики современности.

    Поп-дизайн развивал свои собственные принципы и закономерности формообразования, противоположные идеологии "современного движения", но при этом не находился с ним в противоречии. "Поп" означал быть современным, быть модным и в высшей степени соответствовать времени.

    Поп-диЗайн был неотделимо связан с американской мечтой абсолютно потребительского мировоззрения не-прекрытого материализма, которая в начале 60-х овладела всем западным миром. Аппетит к "попу" был ненасытным и всеобъемлющим. Даже объекты "современного движения" становились воплощением поп-мечты. Ричард Хамилтон включал электроприборы Брауна в свои картины, возвышая их до поп-символов.

    1. Характеристика дизайн-проектирования.

    2. Новый дизайн.

    3. Различные виды проектирования.

    Основными видами проектирования являются: индивидуальное, типовое, макетное, моделирование и система автоматизации проектных разработок (САПР).

    Индивидуальное проектирование предполагает разработку проектов предприятий в соответствии с требованиями заказчиков.

    Типовое проектирование предполагает разработку проектов предприятий с использованием имеющихся в отрасли типовых проектов. При этом задача разработки проекта заключается в привязке типового проекта к площадке и району строительства предприятия. Типовое проектирование является наиболее распространенным видом проектирования (типовым называется проект, предназначенный для многократного использования при строительстве одинаковых по назначению объектов).

    Макетное проектирование предполагает разработку проекта и макета проектируемого предприятия. Макетное проектирование используется в случаях необходимости более детальной проработки планировочных решений или при строительстве предприятий в населенных пунктах со сложившимся архитектурным ансамблем.

    Моделирование предполагает разработку проекта и действующей модели проектируемого предприятия. Моделирование используется при строительстве предприятий, эксплуатация которых может представлять опасность для работающих, населения близлежащих районов или окружающей природной среды. Макеты и модели (действующие и бездействующие) предприятий и сооружений дают комплексное представление о компоновочных решениях и об использовании площади застройки.

    Система автоматизации проектных разработок (САПР) предполагает широкое использование компьютерных технологий и экономико-математических методов при разработке проектов. Она сочетает в себе все преимущества предыдущих видов проектирования, позволяет сократить трудоемкость, сроки, стоимость разработки проектов и создает возможность разработки нескольких вариантов с целью выбора более эффективного.

    1. Радикальный дизайн.

    «Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция на господствующий в то время «Хороший дизайн». Это иррациональное направление, выдвигая утопические проекты, боролось с геометрией модернизма. Возникший одновременно и близкий ему по понятию, но более применимый на практике двойник радикального дизайна «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией.

    История возникновения и развития движения «Антидизайна» обычно тесным образом связывают с итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров не желали больше проектировать элегантные изделия и выступали против ориентированного на потребителя «бел-дизайна». Движение «Антидизайна» исключительно критически относится к развитию современных технологий и потребительскому настроению, поэтому они утверждали теорию «бегства» и через провокационные действия хотели показать, что логическое развитие рационализма ведет к абсурду. Радикально настроенная молодежь искала новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонических методов проектирования и заменив их игрой.

    Протест против существующего дизайна выражался в рисунках, фотомонтажах и чертежах утопических проектов, конкретные объекты создавались все реже, а если создавались, то носили ироничный или провокационный характер.

    1. Определение дизайна.

    Дизайн_(англ._design)'>Дизайн (англ. design) — проект, разработка, рисунок, чертеж; проектирование, рисование, черчение.
    Дизайн (от анг. design — замысел, проект) – это особый вид деятельности (вид проектирования), в которой предмету, кроме основного предназначения, придаются качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности и четкой социальной направленности.
    Дизайн — творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством (определение дано ИКСИД — международной организацией дизайна).

    Дизайн — практика проектирования полезных и красивых вещей.

    Дизайн — художественное конструирование.

    Дизайн — системный подход к проектированию различных вещей.

    Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
    Дизайн — это область проектной деятельности, охватывающая теорию и практику создания предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека.
    Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

    Дизайн – соединение пользы и красоты…

    1. Постмодернизм в дизайне.

    Постмодернизм — это сочетание и объединение схожих по своей структуре художественных явления и тенденций в культуре и искусстве 20 столетия, противопоставляющих свою идейность модернизму.

    Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 1950-х годов. Чуть позже они проявляются в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми.

    Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. Именно поэтому появление нового направления в искусстве и дизайне стало актуальным для общества того времени. Так как у человека появилось желание спрятаться от серости, правильности и апатичности мира, переполненного продуктами промышленного производства.

    С данного направления прослеживается отказ от потребности в употреблении удобочитаемости шрифта, так как развороты журналов теперь воспринимаются одной единой композицией текста и картинок. На первое место выходит проблема проектного формообразования для наиболее “цепляющего эффекта” для потребителя. Эти стилевые потребности обусловлены перегруженностью обществом однотипными и скучными продуктами.

    Также явно прослеживается идеология отказа от функциональности изделий, логики, простоты и порядка изделий для создания яркого образа с целью обратить внимание потребителей на продукт по средством синтеза поп-искусства и изящных искусств.

    Постмодернизм использует разнообразные сочетая стилистики прошлых лет. Отличительной чертой становится умение преобразить старые формы и преподнести их в новом контексте с неким преувеличением.

    Цветовая палитра яркая и насыщенная. Присутствие флуоресцентных оттенков, перламутра, металлического блеска только украшает интерьер и производит неизгладимое впечатление.

    Для фонового оформления используется мягкая бежевая палитра и пастельные тона. Характерными для стиля считаются контрастные комбинации из разных текстур и фактурных плоскостей.

    Искусство постмодернизма имеет много деталей и нюансов, оно многогранно и включает в себя различные чувственные оттенки. От самого зарождения направления по сегодняшние дни, оно не имеет четких правил, противоречий, бессвязности и амбивалентности. Оно сочетает в себе различные жанры и стили, но при этом тонко и гармонично объединяет все стилевые различия в яркие интересные работы дизайнеров всех направлений.

    1. Структурно-объектная модель дизайна.

    Структурно-объектная модель дизайна

    Выявление сущностных характеристик дизайна с познавательной точки зрения можно осуществить, рассматривая дизайн в структуре проектировочной реальности. Причем дизайн можно рассматривать как субъективную и объективную реальность.

    Как субъективная реальность он находит выражение в актах отражения, познания, мышления, то есть относится к сфере идеального. Идеальный характер дизайна как субъективной реальности проявляется в совокупности замыслов, проектных идей, мысленных образов, которые в результате осмысления воплощаются в идею артефакта (проектируемого искусственного объекта) на этапе концептуального проектирования.

    Как объективная проектировочная реальность дизайн может рассматриваться на двух уровнях: на уровне художественно-образного проектирования и на уровне материализованного воплощения и функционирования артефакта, то есть реализации проекта.

    В художественно-образном проектировании идеальные замыслы и образы находят свое материальное выражение в образно-графических, знаковых структурах дизайн-проекта, то есть объективируются, опредмечиваются и репрезентируются материальными средствами. Материализованными формами артефакта, например, в графическом дизайне могут выступать объекты полиграфии, рекламы, графической упаковки, пиктографии и т. п.

    Моделирование явлений и процессов рассматривается:

    • 1. Как средство познавательной деятельности.

    • 2. Как метод научно-исследовательской и творческой деятельности.

    3. Как специфическая форма мышления, синтезирующая чувственный образ воображения и научную абстракцию.

    Функции образной (иконической) модели:

    • 1. Наглядное представление чувственно-невоспринимаемых явлений и объектов.

    • 2. Создание эвристического визуально-графического аналога исследуемого и проектируемого объекта или явления.

    • 3. Упрощение и схематизация сложных явлений и комплексных объектов.

    • 4. Установление связей и отношений между объектами или явлениями.

    Таким образом, структурно-объектная модель дизайна определяет четыре типа дизайна:

    • 1. Предметный дизайн.

    • 2. Средовой дизайн.

    • 3. Коммуникативный дизайн.

    • 4. Личностно-имиджевый дизайн.

    Предметное дизайн-проектирование направленно на разработку искусственных объектов, предметов, вещей вне зависимости от их системной организации в рамках определенной среды. Это уровень определенного предметного континуума, который составляет основу прсдмстно-пространствснных сред. Но категория «среда» нс исчерпывается только предметными характеристиками, кроме этих компонентов среда включает в себя процессные, коммуникативные компоненты.

    Отсюда выводится диалектическая взаимосвязь предметной сферы и среды, и, соответственно, предметного и средового проектирования. Средовое проектирование, являясь по своей природе более интегративным, чем предметное проектирование, тем не менее, не может его заменить. Предметному типу проектирования соответствуют исторически сложившиеся и профессионально обособившиеся виды дизайна: инженерный дизайн и промышленный дизайн.




    1. Методология дизайн-проектирования.

    2. Функциональная модель дизайна.

    Функциональная модель дизайна создастся на основе его ведущих функциональных характеристик, она является отражением видов, направлений, стилей дизайна на основе его ведущих концепций и функций.

    Моделирование в данном случае используется как инструмент исследования и познания, как специфическая форма мышления, синтезирующая чувственный образ воображения и научную абстракцию.

    Исходным пунктом построения функциональной модели дизайна послужило выделение основных концептуальных направлений его развития:

    • 1. Ориентация дизайна на проектирование и производство промышленной продукции в соответствии с концепцией функционализма.

    • 2. Ориентация дизайна на искусство в соответствии с художественной концепцией.

    • 3. Альтернативное дизайн-проектирование как протест против и функционализма, и «красивого» дизайна.

    • 4. Ориентация дизайна на глобальное преобразование мира.

    Направления и виды дизайна на основе концепции функционализма

    В рамках индустриального общества, общества благоденствия и потребления, рациональное проектирование функциональных вещей считается необходимым условием улучшения жизни людей.



    1. Закономерности процесса проектирования.

    2. Системно-деятельная модель проектирования.

    Системно-деятельностная модель проектирования.
    Социальный заказ – основа проектной деятельности. Начальным пунктом – функционирования системы проектирования выступает социальный заказ. социальный заказ — особая сфера духовно-практической деятельности в рамках проектирования, в которой конкретизируется диалектика исторической необходимости и созидательной деятельности людей. В зависимости от конкретного типа проектной деятельности (инженерное проектирование, дизайн, социальное проектирование, генетическое проектирование и др.) социальный заказ меняет свое конкретное содержание, но по форме остается инвариантным.

    Объект и предмет проектирования. Возникшая в обществе потребность и отсутствие средств ее удовлетворения создают объективное основание для проблемной ситуации, которую предстоит осмыслить и разрешить в проектировании. Поэтому представление об объекте проектирования необходимо связать с механизмом возникновения и разрешения проблемной ситуации.

    Объект проектирования – это предлагаемые способы и средства разрешения проблемной ситуации, нашедшие отражение в системе проектного знания, в интуиции и опыте проектировщиков и в процессе творческой проектировочной деятельности, преобразуемые в проекты артефактов, разрешающих создавшуюся проблемную ситуацию.

    Предмет проектирования можно рассматривать как совокупность нескольких компонентов: 1) объекта проектирования; 2) исследовательских процедур и методов, посредством которых происходит выявление объектного основания возникшей проблемной ситуации; 2) собственно основания проблемной ситуации.

    Субъект проектирования. Адекватный подход к решению вопроса о субъекте деятельности в проектировании, заключается в признании того, что опыт каждой отдельной личности есть синтез индивидуального и совокупного коллективного опыта. в качестве субъекта проектирования в зависимости от характера и сложности проектных задач выступает попеременно либо личность, либо группа проектировщиков. В этом утверждении нет противоречия. Поскольку индивидуальная и коллективная творческая деятельность представляют собой формы всеобщего человеческого труда, каждый человек независимо от его профессиональной деятельности выступает как часть совокупного работника.

    Средства проектирования. Весь арсенал средств проектирования можно подразделить на две группы: материально-практические и духовно-теоретические. Их анализ имеет большое значение как для конкретизации деятельностной характеристики проектирования, так и для оценки эффективности самого проектирования.

    На первом этапе — этапе доиндустриального проектирования (вплоть до XVIII в.) — был создан и функционировал целый ряд способов и средств проектировочной деятельности. и. Среди элементов первой группы средств проектирования (материальнопрактические) в области архитектурно-строительного проектирования можно назвать циркуль и самых различных модификациях, линейку с мерными рисками и без них, вещественное моделирование, рисунки и чертежи. Духовно-теоретические средства разнообразнее. Это учет зрительного восприятия архитектурных сооружений, горизонтальной и вертикальной перспективы, симметрии и асимметрии, методы, основанные на понимании пропорций, {модульной и геометрическом), метод соразмерностей.

    На втором этапе технического проектирования, индустриального проектирования — меняется характер его теоретических средств. Они становятся более формализованными, абстрактными и обобщенными. Главной особенностью данного периода является необходимость создания новых технических средств, с помощью которых люди решали бы производственные и познавательные задачи, в свою очередь детерминированные возникновением и развитием промышленности. В связи с этим возникает потребность в более глубокой проработке проектов, в более тщательном и отчетливом представлении как о конструкции в целом, так и составляющих ее узлах и деталях.

    Результат проектирования. Под этим результатом – проектом – часто понимают некоторый комплекс научно-технической документации с набором иллюстративного материала (планшетами, макетами, моделями).

    проект связывает прошлую и будущую деятельность проектировщика, отражает его знания, опыт, квалификацию, т.е. предстает как программа будущей материально-практической деятельности по воплощению проектного замысла. Результат отражает приобретенные знания и умения, – это связь между «прошлым» и «настоящим» в познавательных процессах личности

    1. Закон оригинальности и неповторимости.

    2. Сущность и роль дизайн проектирования в творчестве дизайнера.

    3. Закон оригинальности и неповторимости.

    4. Характеристика функций дизайна.

    В настоящее время насчитывается, по крайней мере, десять функций дизайна.
      1   2   3


    написать администратору сайта