основы проектной деятельности. Проектирование деятельность
Скачать 434.5 Kb.
|
1. Гуманизирующая функция. Продукты дизайна способствуют преодолению отчуждения и разорванности человеческого бытия в процессе создания гармоничной вещной среды. Каждый человек обладает собственной системой ценностей, дизайн с одной стороны позволяет поддерживать и развивать ее, с другой - он помогает сгладить противоречия между человеком и обществом в целом. Вещная среда, образуемая дизайном - это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду. Дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявления социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности. В качестве примера можно привести современные архитектурные постройки жилых и офисных помещений. Простоту и заурядность форм сменяет полифункциональность, инновационные дизайн-решения и вмещаемость помещения. Архитекторы стоят перед сложной задачей: сотворить необычный, удобный дом, который будет: · пользоваться спросом · не испортит, а улучшит городской облик и безболезненно впишется в его культуру · не будет занимать больших земляных пространств · будет соответствовать мировым тенденциям · будет инновационным и одновременно полифункциональным. Другим примером может стать промышленное производство. Сейчас перед промышленными предприятиями России стоит острая проблема разработки не только качественного продукта, но и внешне привлекательного, который не будет вызывать неприязни со стороны потенциальных потребителей. Конкретный пример - инкубатор производства УОМЗ. Медицинское приборостроение на предприятии берет свое начало в середине 90-х годов. Первые инкубаторы выполняли свои функции, однако уступали зарубежным производителям во внешнем виде. Этот факт мешал уральскому производителю выйти с данными приборами на мировой рынок, обеспечивая спрос за счет сниженной цены. Сейчас большое внимание уделяется разработке внешнего облика инкубатора, который бы гармонично сочетался с функциональным предназначением прибора. Таким образом, дизайн способствует сближению вещной среды и человека, общества в целом. 2. Организующая функция дизайна. Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему. Создавая вещи и системы вещей, дизайн организует предметный мир и пространство, а также поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов, в офисных помещениях, курортных зонах. Таким образом, дизайн позволяет управлять вниманием и координировать поступки потребителей того или иного продукта дизайна Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2009. 3. Рационализующая функция дизайна. В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил о «целесообразности» дизайна в смысле знания цели, для которой предназначена вещь, ее сущности. "Порфир и гранит можно резать как масло и полировать как воск, каучук и гуттаперчу можно вулканизировать и использовать для производства обманчивых имитаций дерева, металла или камня, слоновую кость можно размягчать и прессовать в формах. По своим качествам искусственные материалы намного превосходят естественные... Изобилие средств - первая серьезная опасность, с которой приходится бороться искусству. Фактически это парадокс (нет излишка средств, скорее есть недостаток способности совладать с ними), однако он правильно описывает абсурдность создавшейся ситуации". Его идеи постепенно стали составной частью немецкой теории культуры XIX в., в основном благодаря публикации его главного теоретического труда "Стиль в промышленных и конструктивных видах искусства, или практическая эстетика". Последовательное проведение принципов рациональности приводит к появлению выверенных форм, выражающих не только сущность, но и способ «рождения» вещи, порой тоже становящийся более рациональным благодаря участию дизайнера в технологическом процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств вещи, не усиливает ее выразительности, к которой тоже тяготеет человек. В число осознаваемых целей, закладываемых в вещь и несомых ею, должен входить учет эмоционального и психосоматического воздействия вещи на человека. Рационализирующая функция находит референс в предметах интерьера их сочетании между собой, в оформлении витрин магазинов и т.д. Здесь как никогда важно почувствовать меру и из всего многообразия возможностей выделить наиболее необходимые и выразительные. 4. Созидательная функция дизайна. Дизайн постоянно стремится найти новые ниши в казалось бы переполненном пространстве. Зачастую эти ниши являются прообразами давно забытых вещей и замыслов. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность. Данную функцию легко представить на примере дизайна одежды. Модельеры систематически обращаются к элементам истории и культуры и находят в них новые решения, которые позволяют им создавать уникальные коллекции. 5. Утопическая функция дизайна. В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Бутафория фильмов, элементы рекламы, футуристические интерьеры создают образ мира, который возможен и достижим, если будет соответствовать мечтам и чаяниям современников и потомков. Утопизм в дизайне зарождается в модернизме. Это обращение к преобразованию мира, к исследованию возможностей машинного века по усовершенствованию условий современной жизни. Этот проект должен был быть реализован с помощью архитектуры и дизайна, которые по своему статусу были приравнены к высокому искусству: фигура изобретателя поднималась до статуса творца и вместе с тем его взгляд должен был обратиться к повседневности. Однако если принять во внимание, что дизайн имеет дело с реальными объектами и утопия - это проектирование воображаемого, то утверждение становится проблематичным. Вообще: может ли дизайн быть утопическим? Как замечает архитектурный критик Манфредо Тафури: "Промышленный дизайн, метод организации производства скорее, чем метод конфигурирования объектов, покончил с остатками утопии, присущими художественному авангарду. Идеология больше не накладывалась на художественные действия - последние стали предельно конкретны, т.к. были связаны с реальным циклом производства, - но стала внутренней частью этих самых действий". Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях, экспозициях для съемок кинофильмов и т.д. 6. Экологическая функция. Увеличение промышленных зон, расширение транспортных артерий и прокладка новых дорог, выделение земли частным владельцам и садовым кооперативам под строительство коттеджей приводит к безжалостному разрушению участков дикой природы. Расширение строительства, требующее всё большее количество дешёвой древесины, в условиях сложной законодательной и экономической ситуации приводит к бесконтрольному уничтожению лесных насаждений. Вырубки лесозащитных полос вдоль железных дорог, лесные пожары, и др. не способствуют оздоровлению экологической обстановки в регионе. "Зелёные лёгкие" не справляются с потоком загрязнённого воздуха гигантского города. Город и мегаполис погружаются в черноту смога и инфекции. Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть. В ней могут быть учтены обстоятельства и механизмы утилизации, «возвращения» к природно-вещественному состоянию. В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий - предотвращение последствий разрушительной деятельности человека - становится весьма значимой. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека. В последние годы широкое развитие частного строительства, стремление к облагораживанию - озеленению и благоустройству - частных, вновь освоенных территорий, территорий офисов и фирм, реализация комплексных программ города, направленных на улучшение экологической ситуации, создало реальные предпосылки к появлению на рынке услуг множества фирм, стремящихся заполнить образовавшуюся нишу спроса на посадочный растительный материал и услуги, связанные с озеленением. Незаметно для себя люди делают полезнейшее для общества дело - восстанавливают экологическое равновесие и спасают природу от полного исчезновения. Восстановление почвенного баланса, формирование биотопов в создаваемых биогеоценозах, оптимальное сочетание окультуренных и естественных ландшафтов при создании декоративно- парковых структур ландшафтов усадеб позволит восполнить систему биологического разнообразия экологически значимых видов растений и животных и создаст условия для удовлетворения нравственно - эстетических запросов человека. 7. Эстетическая функция дизайна. Для отдельно человека восприятие продуктов дизайна непосредственно связано с эстетическим удовлетворением. Вещь прекрасна, вещь безобразна. Дизайн сознательно творит красоту. Смысл дизайна - стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира. Установка на создание эстетической привлекательности до возникновения дизайна была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Эстетическая функция дизайна непременная в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности. Модная линия, форма, способ отделки приобретают значение, определяющее выбор из группы однородных по утилитарным характеристикам и комфортности продуктов. Потребительская идеология выражается не в накоплении аналогичных по полезности вещей, а в их замене. Товаром становится потребительская ценность, а не утилитарная полезность. Дополнительную ценность приобретают символические качества организации предвыборных кампаний, фирменный стиль корпорации, визуальные качества оборудования. 8. Сигнификативная функция. Функция вещи, которая связана с означиванием, называнием реальности, активизирующим процесс обживания-освоения человеком своего предметного окружения. Давая название проекту, дизайнер как бы маркирует вещь. Красочность названия не столь важна, как точность и емкость, которые могут быть адекватно восприняты адресатом. Имя может выступать концентрированной формой представления концепции вещи. С другой стороны, форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредованно обозначают пользователя, соотносят с различными разрядами потребителей, создают своеобразные культурные ниши мужских и женских, мирных и военных и т.п. вещей. Источников для имен имеется всего два: · слова актуальной лексики конкретного языка · создание искусственного слова (в том числе использование аббревиатур или заимствование из иностранных языков). При любом пути генерации имени бренда полученные слова проходят первичный отбор по лингвистическим, содержательным и юридическим критериям. 9. Социализирующая функция. Механизм социализирующего воздействия вещи на человека с наибольшей полнотой, на наш взгляд, раскрывает теория опредмечивания, разработанная К. Марксом. Создавая что-либо, человек материализует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы поведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства Плахов В.Д., Плахова А.В. Философия дизайна. - СПб.: СПГУТД, 1996.. 10. Идеологическая функция. Идеологическая функция вырастает из возможности вещи воплощать различные идейно-теоретические установки. Когда для заказчика на первое место выходят социально-политические, идеологические, рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в жизнь, что ставит перед ним ряд этических вопросов. Государство и его идеология, мифология, способ производства воздействуют на людские массы, формуя их, стратифицируя, выстраивая. Но столь бросающиеся в глаза характеристики регламентируются и вводятся именно обезличенными творцами «социального дизайна». Изучение особенностей формирования взаимосвязей дизайна и человека может стать ключом к пониманию самых разнообразных социальных процессов, функции дизайна в обществе и развития современного общества в целом. Цель и задачи проектирования. Проектирование - это универсальный тип деятельности, характерный для различных областей жизни: промышленного производства, строительства, образования, быта, досуга, политики, культуры. Цель проектирования: внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей. Задачи проектирования:1)соответствие проекта культурно-просветительному или спец. назначению объекта; 2)решение планировки с учетом возможного в будущем изменения размеров данного объекта в связи с перепланировкой прилегающих участков; 3)расчленение тер-рии на участки, предназначенные для различных целей; 4) размещение входов на тер-рию в соответствии с подводящими к данному объекту направлениями путей массового движения; размещение зданий, сооружений и площадок на тер-рии в соответствии с их назначением, графиком движения посетителей и транспорта, при кратчайших связях входов с объектами массового посещения, с учетом возможности круглогодового использования тер-рии и с соблюдением санитарно-гигиенических (разрывы, нормы освещенности) и противопожарных (подъезд к зданиям) требований; 5)всемирное сохр. сущ-ей раст-ти; 6)размещение на тер-рии объекта растительности в соответствии с функциональным назначением различных участков, климатическими и почвенными условиями (с учетом возможности искусственного улучшения последних); 7)использование насаждений в качестве защитных зон, внутренних оград, изолирующих отдельные участки или сооружения, фонов для декор. сооружений и зданий, средств организации движения посетителей; 8)соответствие структуры посадок их назначению и климатическим условиям; 9)подбор ассортимента растений, соответствующего местным природным условиям; 10)обеспечение в цветочном оформлении объекта длительности и непрерывности цветения при широком использовании многолетних растений; 11)решение объекта как целостного архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой окружающих территорий; 12)использование разнообразных по форме, цвету и фактуре растений при комплексности архитектурного решения зданий и окружающей растительности и органическом включении ее в архитектуру зданий. Эргономический дизайн. Название эргономика – носит научно-практическая дисциплина, назначение которой совершенствование различных предметов так чтобы они стали более удобными в использовании и функциональными. Адаптация к анатомическим особенностям человека и учет психологических факторов – инструмент разработки более комфортных и практичных концептов мебели, техники, транспорта, одежды и не только. Использование эргономичного предмета снижает утомляемость и нагрузку на организм, а еще значительно повышает качество жизни, а значит стабилизирует эмоциональное состояние. Принципы проектировочной деятельности. Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. Рассмотрим их подробнее. Принцип прогностичностиобусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего. Принцип пошаговости.Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего. Принцип нормированиятребует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности. Принцип обратной связинапоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия. Принцип продуктивностиподчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными словами, на «продуктную оформленность» результатов процесса проектирования. Коммерческий дизайн. Коммерческий дизайн делится на два основных типа. Во-первых, это так называемый стафф-дизайн, т. е. дизайнерские отделы внутри производственных фирм и предприятий, решающие необходимые для предприятий задачи. Во-вторых, это так называемый независимый дизайн, представленный самостоятельными дизайн-фирмами или бюро, которые принимают и выполняют отдельные заказы промышленных фирм. Независимые дизайнерские группы — это, так сказать, "слуги на короткое время" Стафф-дизайн и независимые группы уживаются, поделив поле своей деятельности. Внутренняя группа, которая всегда под руками у руководства фирмы и вжилась в специфику своей фирмы, может лучше и быстрее решать постоянно возникающие задачи текущей работы. Независимые дизайнеры, имея как бы большую разносторонность деятельности, могут более широко и объективно подходить к решению поставленной задачи, помогая эффективно планировать и разрабатывать перспективные планы и соответствующую перспективную и экспериментальную продукцию. Стремление частного капитала как можно больше продать ведет к всемерному стимулированию внимания, интересов, страстей потребителя. Реклама, броские красивые упаковки, высылка любых товаров по почте, а главное, широкая продажа в кредит искусственно повышают спрос. Решающую роль здесь часто играет знаково-символическая сторона предмета, а не его фактические функциональные качества. Огромное значение имеет стремление среднего обывателя "быть не хуже других" - ехать в автомобиле последней марки, хотя его старый автомобиль мог бы еще долго и отлично служить, обладать телевизором последней модели), которая фактически почти ничем не лучше предыдущей, и т. д. Объект и предмет проектирования. Стайлинг. Научное определение этого понятия таково: стайлинг (от англ. style – стиль, мода) – одно из направлений дизайна, выражающееся в изменении внешнего вида существующего предмета. При этом никакой функциональной его коррекции не происходит. Стайлинг - художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. Стайлинг - одно из направлений дизайна. Определённые изделия долго остаются функционально и конструктивно-стабильными, но их форма может устаревать - стайлинг делает их форму актуальной, соответствующей современной моде, господствующему стилю , обычно не изменяя его функциональную и конструктивную основу. Стайлинг - это изменение только внешнего вида изделия, не связанное со сменой функции и не касающееся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с образом жизни, с модой и изменением предпочтений. Методы проектирования. Метод— это прием или способ действия с целью достижения желаемого результата.Основной метод дизайна — это художественно-образное моделирование объекта посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа всех прогнозируемых функций объекта. Эвристические методы Эвристические методы основаны на подсознательном мышлении, не допускают алгоритмизации и характеризуются неосознанным (интуитивным) способом действий для достижения осознанных целей. Эвристические методы ещё называют методами инженерного (изобретательного) творчества. Сейчас практически во всех преуспевающих фирмах, занятых созданием материальной и нематериальной (программы, методики) продукции, поиск новых идей и решений ведется с помощью тех или иных эвристических методов. А для современного инженера знание этих методов становится столь же необходимым, как и умение писать и читать. Даже журналисты, художники, бизнесмены и представители других профессий, кто остро нуждается в оригинальных идеях, активно используют такие методы. Эвристические методы медленно, но постоянно совершенствуются и развиваются: от общих рекомендаций — к последовательности действий, далее — к алгоритмизованным методам и, наконец, к созданию искусственного интеллекта. Метод декомпозиции позволяет разложить сложную задачу на ряд простых, но взаимосвязанных задач, представить её в виде иерархической структуры. Метод контрольных вопросов Суть метода контрольных вопросов заключается в ответе на специально подобранные по содержанию и определенным образом расставленные наводящие вопросы. Вдумчиво и, по возможности, полно отвечая на них, фиксируя основные положения ответов, например, на бумаге в виде ключевых слов, схем и эскизов, удается всесторонне представить решаемую задачу, отыскать новые пути её решения Применительно к проектированию варианты метода были предложены А.Осборном (1964 г., США) и Т.Эйлоартом (1969 г., США). Метод синектики На основе метода мозговой атаки разработан ряд других методов, среди которых наиболее известен метод синектики. Его существенной чертой является значительное задействование возможностей подсознания. В условиях применения метода синектики избегают преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение начинают не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя её смысл. Активно применяют прямую, личную, фантастическую и символическую аналогии. Метод ассоциации Способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Ассоциации различаются по сходству, контрасту и смежности. Ассоциативные образы, взятые из фонда памяти человека или машины, связываются, сопоставляются между собой в соответствии с задачами и логикой проектируемой системы. Целевая взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразоваельной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели. Творческий метод Закономерности создания художественных образов среды, структура организации профессионального мышления. В отличие от стиля воплощает закономерности построения самих архитектурных и средовых объектов и с этих позиций метод и стиль соотносятся как путь исканий и их итог. Творческий метод может быть авторским, принадлежать группе авторов, определенному времени, направлению и т.д. Метод «синектики» Проектная деятельность, сознательно использующая разного рода механизмы творчества, в основном различные типы аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы. Творческая активность в методе «синектики» вызывается внутренними причинами или пробуждениями, основанными на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно. Комбинаторика Метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Специфика комбинаторики близка к природному формообразованию, дает возможность многократно и по разному использовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. Метод стандартизации — создание конструкции и её последующее совершенствование на основе применения стандартных деталей и узлов, элементов со стандартными параметрами. Это позволяет, не смотря на сложность стандартных элементов, использовать уже разработанную техническую документацию и, возможно, покупные части (например, асинхронный электродвигатель, подшипник качения), применять типовые технологические операции и оборудование, упрощает обслуживание и ремонт. Метод унификации — устранения излишнего многообразия посредством сокращения перечня допустимых элементов и решений, приведения их к однотипности, многократное применение в конструкции одних и тех же деталей, узлов, форм поверхностей. Унификация позволяет повысить серийность операций и выпуска изделий и, как следствие, удешевить производство, сократить время на его подготовку. Метод инверсии — создание новой конструкции на основе изменения функций, форм или положения частей существующего изделия. Например, пружину растяжения заменить пружиной сжатия, выпуклую поверхность сделать вогнутой. Экспериментальные методы Экспериментальные методы основаны на использовании реальных объектов и физических (химических, социальных и т. д.) моделей. Несмотря на сложность, только они позволяют получить наиболее достоверные и надежные исходные данные и результаты решений, служат основой для разработки других методов и моделей. Однако степень объективности результатов исследований зависит от грамотности постановки и проведения эксперимента и обработки его результатов. Планирование эксперимента При проведении экспериментальных исследований всегда стремятся к сокращению их сроков и затрат, а также — к получению результатов с требуемой точностью. Для этих целей разработаны и широко применяют (а в некоторых случаях — в обязательном порядке) математические методы планирования эксперимента и обработки экспериментальных данных. Методы планирования эксперимента позволяют минимизировать число необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия проведения исследований в зависимости от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого оборудования. Они базируются на методах теории вероятности и математической статистики. Мысленный эксперимент Мысленный эксперимент — это одна из разновидностей экспериментальных исследований, но проводимых мысленно, в воображении. Задача мысленного эксперимента — быстрое получение качественного или оценочного результата. Достоверность получаемых таким образом суждений, прежде всего, зависит от практического опыта исследователя, его фантазии и аналитических способностей мышления. Конструктивизм. Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930-х годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Предпосылками возникновения конструктивизма послужило массовое производство и индустриализация, которые привели к стандартизации и упрощению изделий. Принято деление конструктивизма на неутилитарный и прикладной. Неутилитарный конструктивизм сравнивают с геометрической абстракцией. Конструирование здесь происходило отвлеченно, мастеру требовалось выявить основную структуру предмета и перенести на плоскость. Прикладной конструктивизм. Все конструкции и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи подчинены здесь определенной цели – они должны создавать максимально функциональные и нужные вещи. Основоположником конструктивизма часто называют Владимира Маяковского. Он начал творить агитационно-массовое искусство еще в «Окнах Роста». Упрощенность рисунка, примитивизм его первых работ предопределили лаконичность всего конструктивизма. Художественное мышление и воображение в проектировании. Хай-тек (высокие технологии). Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане. Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрая, разрабатывавших кинетические структуры. Хай-тек, согласно классификации Чарльз Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики, вслед за Дженксом, архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идее «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи. Хай-тек уже с 1980-х годов выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называл их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря). Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек и — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано). Макет и макетирование. Макет - объемное материальное изображение объекта, позволяющее оценить особенности проектируемого изделия (объемнопространственную структуру, фактуру поверхности, размеры, пропорции, функционирование и т.д.). Макеты различают по степени приближения к реальному изделию, по масштабу, по используемым материалам и т.д. Макет, наиболее полно имитирующий внешний вид промышленного изделия и некоторые его функциональные качества, в инженерной и художественно-конструкторской практике иногда называют моделью. Макет обеспечивает эффективное внедрение разработок, так как позволяет рабочим и специалистам изучить будущий объект производства в процессе проектирования, задолго до того, как будет готов опытный образец. Роль макета на разных этапах проектирования неодинакова и в соответствии с этим определяется технология его изготовления и выбирается материал. На первой стадии от макета требуется передача общей формы или (при сложном строении прототипа) сочетания его частей. Для удобства исследования в некоторых случаях желательно, чтобы он был составным и мог разбираться. Макетирование - метод и процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей. Макетирование дает художнику- конструктору наглядную информацию о создаваемых объектах и позволяет сделать заключение о соответствии процесса проектирования условиям проектной задачи. По сравнению с чертежным проектированием макетирование значительно сокращает процесс создания нового изделия - сокращается срок разработки и повышается качество изделия. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными. В этом случае по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. В начале проектирования макет, в основном, предназначен для самих проектировщиков, поэтому он не обязательно должен обладать внешней привлекательностью, но составляющие его внутренние блоки должны иметь возможность перемещаться, менять свое взаиморасположение, сочетаться по-разному. Выделяют два вида макетов - черновые и чистовые. Черновые макеты являются рабочими или поисковыми. Их обычно изготавливают из мягких материалов (пластилин, пенопласт и др.) без тщательной отделки, отсюда и название - черновые. Эти макеты предназначены для совместной работы художника- конструктора и специалистов, участвующих в создании изделия. Чистовой демонстрационный макет - итог работы над проектом. Он должен дать более полное представление об объекте проектирования. Внешняя форма предмета должна быть окончательно уточнена вне зависимости от величины и значимости изделия. По чистовым макетам специалисты оценивают результаты проектирования с производственной, экономической и потребительской точек зрения. Чистовые макеты, как правило, не подлежат переделке и хранятся как эталоны. В ряде случаев макет следует выполнять обязательно в натуральную величину. Арт-деко. Арт-деко (ар-деко) — направление в искусстве, возникшее в 20-е годы XX века. В интерьере характеризуется роскошью и напыщенностью, сочетающейся с гармонией и умиротворяющей атмосферой. Искусствоведы называют арт-деко символом единения человека и машины. Преобладающие цвета в арт-деко - чёрный и белый, на основе них строится композиция комнаты. Дополнительно интерьеры украшаются золотыми, серебряными, шоколадными оттенками и цветами драгоценных камней. Художественные методы дизайн-проектирования. Спонтанный дизайн. Функциональные аспекты проекта. Арт-дизайн. Термин арт-дизайн – это направление в искусстве, в котором соединены приемы авангарда и промышленного дизайна. Эта дисциплина началась с потребности человека создавать вокруг себя гармоничную среду. Инструменты дизайнера – это сочетание конструирования и фантазии. Несмотря на то, что декоративно-прикладное искусство – это творческая материя, она имеет жесткие основы. Например, внешний вид вещи и её форма должны определяться несколькими принципами технической эстетики, которая является основоположницей дизайна: Функциональностью. Материалом, из которого вещь сделана. Технологией, по которой её изготовили. Идеологией, которая принята в обществе. Полезной вещь становится только в том случае, если она отвечает всем этим критериям. Так вот, арт-дизайн намеренно отказывается от этих канонов и заново изобретает предметы обихода. . Арт-дизайн позволяет по-другому взглянуть на обыденные вещи. Объекты этого направления – мебель, картины, статуэтки, плакаты и постеры. Иногда к этому ответвлению относится даже татуировка, боди-арт и рисунки на ногтях. Эта отрасль отдаленно связана с истоками и технической эстетикой, поскольку утилитарность вещей и их полезность отходят на второй план. На переднем плане – эстетическая составляющая и впечатления. Правила в дизайн-проектирования. Дизайн высокой моды. Что включает в себя проектирование художественного изделия? Проектирование художественного изделия включает в себя: ●выявление характеристик, которым должно отвечать проектируемое изделие; ●поиск источников информации, полезной для принятия про- ектныхрешений (энциклопедические словари, библиотечные катало- гии указатели, журналы, периодическая литература, Интернет); ●изучение существующих аналогов изделия, выявление их несо- ответствия требованиям, предъявляемым к ним в современный период; ●определение причин несоответствия и доказательство целесо- образности применениях у дожественно-конструкторского решения. Проектирование рассматривается не только как последовательно развивающийся творческий акт создания новых образцов изделий, но и как специфическая система правил и принципов формообразования. Комплекс принципов формообразования включает в себя совокупность основных требований к проектированию опытного образца, анализ влия- ния основных формообразующих факторов на содержание и формупро- ектируемой вещи, совокупность принципов композиционнойработы. Тотальный дизайн. Тотальный дизайн - это вид проектной деятельности, представляющий комплексную разработку, включающую идеологически-насыщенную концепцию, направленную на преобразование окружающей действительности и гуманизацию общества посредством формирования идеальной среды и массового внедрения универсальных объектов и систем в жилое и рабочее пространство, и наглядное изображение, созданное на основе представлений об идеале и гармонии, являющееся иллюстрацией к теоретической модели построения совершенного общества, рассчитанной, по своей сути, на будущее, так как в современном ей мире она выглядит как утопия. Совокупность основных требований к формообразованию предмета проектирования. Футуродизайн. Особое направление творческой деятельности, определяющей возможные тенденции изменения потребительских качеств и визуальных образов объектов, перспектив развития образа жизни называется футуродизайном. Термин происходит от английского «future» - будущее и «design» - дизайн, модель. Буквально он означает «дизайн будущего» и «разработка грядущего». Это наиболее точное назначение деятельности. Футуродизайн прогнозирует и стимулирует процессы развития технологий. В какой-то степени данное направление можно счесть продолжением мифотворчества: ковры-самолеты, абсолютное оружие. Это образцы прогнозов развития среды, только выраженные в литературных образах. Художники-футуристы, архитекторы и изобретатели в разработках и макетах представляли очертания объектов будущего. Заслуга Циолковского, Фуллера, Сант-Элиа заключалась не в точном представлении образов, а в стимулировании творческой мысли современников. К началу двадцать первого века прогнозирование конкретных форм сменилось осмыслением возможных сценариев развития общества. Человек как личность вновь оказался в центре творчества футуродизайнеров. Вторая половина двадцатого века изменила содержание футуродизайна. Катализатором появления нового направления стала неудовлетворенность потребителей предлагаемым им товаром. Провалы новых видов продукции вынудили производителей обратиться к дизайнерам, переосмыслив их роль. Традиционный дизайн трансформировался и активно развивается в условиях постоянных инноваций. Профессия переместилась из изобразительной сферы в мыслительную. Прогнозирование конкретных форм сменилось разработкой возможных сценариев развития общества. Характер представления информации стал более концептуальным, вплоть до имитации знакомых форм прошлого, но в абсолютно непривычных ситуациях. Важна не просто креативная идея, а ее обоснование, объяснение того, что новая концепция органично впишется в привычную жизнь через 20-50 лет. Целью является подготовка общественного мнения к грядущим переменам. Предлагаемые решения не являются обязательными для немедленного воплощения в текущем периоде. Их реализация ожидается в будущем. Некоммерческая направленность отличает футуродизайн от остальных направлений. Он оказывает значительное влияние на рост значимости культурных и социальных аспектов жизни по отношению к факторам экономика и производства. Все составляющие жизни тесно взаимосвязаны, потому началом любых изменений является идея, обеспечивающая отклик во всех сферах: социальной, культурной и научной. В то же время привычный дизайн продолжает ассоциироваться с украшательством. Для футуродизайнеров объектами пристального внимания являются интерьеры, предметы домашнего обихода и мебели, одежда с точки зрения практичности, строительные объекты и техника. Многие изобретения, внедренные в промышленность и активно используемые в настоящее время, во времена существования на эскизе казались фантастическими. Однако заинтересованность конструкторов обеспечила возможность воплощения в жизнь. Стиль в дизайне. Биодизайн. Биодизайн – это не просто направление в интерьерном дизайне, а целая наука, целью которой является поиск, нахождение и использование элементов или образов живой природы для создания психологического и эстетического комфорта человека. Биодизайн стал ответом на урбанизацию, на серость и геометрическую безупречность современных стилей, на лаконичность и расчетливую функциональность каждого городского здания. Неверно понимать под биодизайном использование лишь природных мотивов, паттернов, линий или форм. Биодизайн – это частичка природы на фоне скупых современных интерьеров, это отдых для глаз и еще одна возможность найти себя в гармонии с миром. Инструментами биодизайна являются: фонтаны, водопады и прочие искусственные водоемы; композиции из камней; флорариумы; аквариумы; флористические и фитокомпозиции; зимние сады и многое другое. Все, что помогает воссоздать в интерьере уголок живой природы или частичку ландшафта, можно смело причислять к инструментам биодизайна. Последовательность работы над проектом. Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ определение руководителей проектов; поиск проблемного поля; выбор темы и её конкретизация; формирование проектной группы. ПОИСКОВЫЙ |