Программа курса Москва 2013
Скачать 90.5 Kb.
|
НОУ ВПО Институт моды, дизайна и технологий Основы композиции в дизайне среды Программа курса Москва 2013 Основные виды композиции, их слагаемые. Глубинно-пространственная и объемная композиция, выявление свойств поверхности и объема. Композиционная организация открытых пространств, сопоставление закрытых пространств, деталировка форм объемно- пространственных комбинаций. Композиция как процесс и результат деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований в среде. Гармонизация в среде, средства гармонизации общего композиционного решения, ее пространственной основы, предметного наполнения. Особенности восприятия и динамика структуры средовой композиции. Основы композиции в дизайне среды Основные виды композиции, их слагаемые. Глубинно-пространственная и объемная композиция, выявление свойств поверхности и объема. Композиционная организация открытых пространств, сопоставление закрытых пространств, деталировка форм объемно- пространственных комбинаций. Композиция как процесс и результат деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований в среде. Гармонизация в среде, средства гармонизации общего композиционного решения, ее пространственной основы, предметного наполнения. Особенности восприятия и динамика структуры средовой композиции. Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта. Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств. Сущность понятия "композиция" Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения. Сущность понятия "гармония" Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика. Сущность понятия "формальность" Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через: -характеристики и свойства элементов композиции -через структурную организацию элементов композиции 3 основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф. Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины. Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами. Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции: 1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами. 2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости. 3) Зависит от характера элементов по глубине. 4) Фактурность поверхности, цвет... Элементы композиции 3 основных элемента: точка, линия, пятно. У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот) Классификация свойств пятен: Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.) Субъективные: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность. Размещение элементов Степень контакта элементов композиции: * Полное отсутствие связи. * Подразумевающиеся (логические) связи. * Физический контакт или очевидные связи. * Физический контакт со слиянием группы, монолит. Композиционные оси - это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции. Размещение фронтальной композиции: плоскостной и иллюзорно-пространственный. В плоскостном варианте элементы двухмерны и не накладываются друг на друга. В иллюзорно-пространственном варианте элементы объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива. В зависимости от размещения выделяют следующие типы композиции: замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального восприятия композиции), неограниченная (подразумевается продолжение композиции за пределами визуального восприятия) КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ ( от лат. compositio — сочинение, составление, соединение )— построение ( структура ) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее этого произведения и его художественному ( образному ) замыслу, отражающему эмоционально - чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта. При оценке Композициии в дизайне в процессе проектирования она анализируется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, с точки зрения ее существования в контексте культурной ситуации. Средства и приемы Композиции в дизайне складываются как следствие системы традиционных и современных методик проектирования. Классические средства Композиции в дизайне — пропорционирование, симметрия и асимметрия, масштабность, ритмическая организация, тектоника, нюанс, тождество, контраст — сочетаются с сегодняшней трактовкой способов формирования дизайн - продукции — ассамбляж, комбинаторика, инсталляция, монтаж и др. Конечная цель применения этих средств — комплексная эстетическая организация материально - конструктивных и визуальных слагаемых вещи ( плаката, средовой системы и пр.), как результат формообразующей деятельности. Характер Композиции в дизайне во многом зависит от вида дизайна, диктующего выбор способа реализации замысла автора. В графическом дизайне Композиция в дизайне ограничена сопоставлением различного рода изображений, шрифтов, цветовых пятен на плоскости, в промышленном — линии, тон и цвет дополняют пластику объемной формы и фактуру ее элементов, в средовых решениях произведения промышленного и гра фического дизайна образуют пространственные комбинации, взаимодействующие с характеристиками ( размер, конфигурация и пр.) архитектурной основы проекта. При этом отдельные визуальные элементы выделяются, доминируют в композиционной системе, определяя эмоционально - эстетическое представление об изделии или средовом объекте, а другие либо поддерживают общее впечатление, акцентируя неко торые его моменты, либо нейтральны к нему. Но в любом случае К. в дизайнерских объектах нацелена на внушение зрителю определенного эмоционально - чувственного состояния, которое может совпадать с характеристиками явлений и процессов, породивших данное дизайнерское решение, соответственно усиливая их общечеловеческий смысл, либо контрастировать с их идейно - образным содержанием, оттеняя, а иногда и отрицая его. В этом случае художественная сторона Композиция в дизайне преобладает над функционально - прагматической информацией дизайн - продукта, превращая его в произведение арт - дизайна. Следует отметить, что в дизайне, как и в других областях художественного творчества, К. составляет активное начало акта формообразования, «навязывающего» зрителю авторскую трактовку эстетического содержания будущего произведения. Но в этом процессе существует и вторая сторона — гармонизация — упорядочение, согласование, ликвидация частных несоответствий в элементах композиционного целого ( оттенков цвета, пластических нюансов, ритмических сбивок и т. д.). Цель этих действий — устранение случайных противоречий формы и содержания дизайн-объекта, доведение до художественного и практического совершенства результата композиционных усилий. ЗАДАНИЕ: Сделать 4 композиции: 1) Показать полное отсутствие связи 2) Показать логическую связь элементов 3) Изобразить физический контакт элементов 4) Из элементов составить монолит, т.е. физический контакт со слиянием группы. 2. ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение. Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм. Основные черты закона целостности: 1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи 2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга). Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие. Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности. Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики. Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный ( например: доминант, акцент и второстепенные элементы). Композиционный центр зависит от: 1) Своей величины и величины остальных элементов. 2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные. 3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов. 4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов. 5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых). 6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные. 7) Освещения элемента. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ * Контраст * Нюанс * Тождества * Симметрия * Ассиметрия * Ритм * Модуль * Пропорциональность * Масштабность Контраст Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют: Одномерный контраст. Идет различие по одной категории. Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. Нюанс Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть. Тождество Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству. Симметрия Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая. Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую. Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!) Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов. Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел) Асимметрия Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия). Ритм Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая. Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными. 1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. 2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на: - Чередование на одинаковых интервалах. - Чередование равных элементов с неравными интервалами - Ряд с чередованием неравных элементов Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число прогрессии. Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд. Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания): 1) Размер 2) Интервал 3) Цвет (светлота) Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим. Модульность Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль — это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению ( т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю: 1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения. 2) Целостность. 3) Выразительность. 4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения. ЗАДАНИЕ: Составить следующие композиции: 1) Многомерный контраст 2) Одномерный контраст 3) Многомерный нюанс 4) Одномерный нюанс 5) Два тождественных элемента 6) Симметрия 7) Дисимметрия 8) Ассиметрия 9) Статический и динамический ритм в одной композиции 10) Модуль. |