Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема исследования

  • Актуальность исследования

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Гипотеза исследования

  • Задачи исследования

  • 1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников Психологические основы развития воображения

  • 1.2 Особенности развития воображения младших школьников

  • Курсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением


    Скачать 270 Kb.
    НазваниеРазвитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением
    Дата12.10.2022
    Размер270 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь.doc
    ТипКурсовая
    #730900
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    КУРСОВАЯ работа

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ


    Содержание


    Введение 3

    1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6

    1.1 Психологические основы развития воображения 6

    1.2 Особенности развития воображения младших школьников 9

    1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся 13

    1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников 16

    2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников 19

    2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента.. 19

    2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем

    этапе эксперимента 22

      1. Диагностика воображения младших школьников на контрольном

    этапе эксперимента 30

    Заключение 33

    Список использованных источников 37

    Приложение А 39

    Приложение Б 43
    Введение
    Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение часто называют фантазией. Однако фантазия – это продукт воображения. Она изменяет облик действительности, отраженной в сознании, позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Фантазиями являются сновидения, мифы, сказки и др.

    Воображение особенно важную роль играет в творчестве, на практике проявляясь в различных видах творческой деятельности: в науке, в искусстве и т.д. Из всех видов творческой деятельности наиболее лишенной фантазии кажется практическая работа, которую человек ежедневно выполняет на работе и в быту, но и здесь есть широкий простор для творчества, и уже продуктом и конечным результатом «деловой» и «бытовой» фантазии становятся реальные предметы и практические дела людей.

    Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается еще в детстве, через развитие высших психических функций. Если говорить о младших школьниках, то развить у детей такую важную и сложную психическую функцию, как воображение, помогает творческая деятельность в процессе обучения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает снижение активности этой функции.

    До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях в основном только одну сторону творческих способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, оставалась несколько в стороне. Теперь, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.

    Творчество младших школьников можно разделить на, так называемые, составные: рисование, музыка, конструирование, литература.

    Литературному творчеству детей на уроках следует уделять особое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения.

    С психологической точки зрения именно литературное (словесное) творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю» [18, c. 23].

    Проблема исследования заключается в противоречии между многообразием существующих методов и приемов организации работы над сочинением в начальной школе и тем, что на данный момент сочинительской деятельности учащихся не уделяется должное внимание и время, либо работа сводится к стереотипному уроку с четко заданной темой и традиционной структурой.

    Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.

    Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.

    Объект исследования - процесс работы над сочинением в начальных классах.

    Предмет исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.

    Гипотеза исследования – систематическое применение содержательных методов и приемов работы над сочинением способствует более продуктивному, интенсивному развитию творческого воображения младших школьников.

    Задачи исследования:

    1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

    2) выделить наиболее интересные и эффективные методы и приемы в работе над сочинением;

    3) изучить динамику развития творческого воображения учащихся в ходе литературного творчества.

    Для решения поставленных задач использовались методы: анализ источников, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

    База исследования: МОУ СОШ №61 г. Краснодара. В эксперименте участвовали два класса: 3 «А» (20 учащихся) и 3 «Б» (20 учащихся). Возраст детей 9-10 лет.

    1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников


      1. Психологические основы развития воображения

    Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений [1, с.116]. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления.

    Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

    «Воображение есть творческий – иногда сознательный, иногда бессознательный - акт мышления. Оно в отличие от сознательно управляемого и контролируемого мышления находится под сильным влиянием мотивации, которая как бы детерминирует извне его направление и содержание» [14, с.156].

    Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

    Воображение комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, т.е. создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически. Воображение человека - способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии [5, с.102].

    В основе воображения и творческого мышления лежат следующие психологические качества:

    - четкое и ясное представление образов и предметов;

    - хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

    - способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

    - способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

    Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление, которое в свою очередь вызывают: новизна воспринятого «что-то»; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком [3, с.9]. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, особенно ребенком, неосознанно.

    Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы представлены на Рисунке 1 в виде схемы, которая разработана на основе классификации, предложенной А.Г.Маклаковым [13, с.90-98].




    ВООБРАЖЕНИЕ

    (фантазия)

    психологическая функция,

    направленная

    на создание новых образов
    Рисунок 1 – Схема «Классификация способов создания образов»

    1. Агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

    2. Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

    3. Схематизация - способ создания фантастических образов, когда отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

    4. Типизация характерна выделением существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

    5. Акцентирование - в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

    Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

    Рассматривая вопрос о развитии воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком.

    Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно.

    Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включаются элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения» [19, с.83].
    1.2 Особенности развития воображения младших школьников

    Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

    Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К.Д.Ушинский писал: «...Думают, что с возрастом оно [воображение] слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека» [23, с.87]. Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности учёного, художника.

    Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго-начале третьего года жизни. Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождаются новые связи между явлениями и предметами. Младший дошкольник с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть воображение, некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

    Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо объекта. Первоначально воссоздаваемые образы приблизительно характеризуют реальный объект, они статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

    Во 2-3 классе, прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит, в основном, за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

    Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на занятиях путем формирования у детей:

    1. умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие;

    2. умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия) [18].

    Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения [4, с.159].

    Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов, и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения и найти наиболее выразительные средства его воплощения. Этому во многом способствуют уроки русского языка и написание сочинений, которое, позволяя ребенку стать участником языкового творчества, развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь.

    Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь с окружающим миром, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии очень велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта