Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников

  • 2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников

  • Курсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением


    Скачать 270 Kb.
    НазваниеРазвитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением
    Дата12.10.2022
    Размер270 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь.doc
    ТипКурсовая
    #730900
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся

    Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без воображения. «Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром» [21, с.126]. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Фантазирование – один из наиболее важных способов научиться правильно вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли. Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

    Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненный ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетические чувства ребенка, формирует эстетическую восприимчивость к миру, оценку прекрасного [10, с.143].

    Практически все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявления. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной самодеятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

    Для развития ребенка, развития его воображения очень важно формирование множества интересов. Следует отметить, что для детей вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появления принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему не доступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы [9, с.29].

    В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересами в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой действительности. Фантазия не только развивает широту интересов, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя соответствующие методические приемы, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворенности от работы. Они позволяют легко сосредотачивать внимание на определенном виде деятельности. И.П.Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

    Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Так, словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способствует его развитию.

    1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников

    Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. В процессе обучения широкие возможности для развития воображения учащихся предоставляет работа над сочинением. Если грамотно построить работу, научить детей собирать и систематизировать материал, выбирать тему и средства языка, можно увлечь учащихся этим видом творческой деятельности, связывающим учение с жизнью. Сочинение позволяет реализовываться не только творческому воображению, но и языковому развитию ребенка, его речевым умениям. Сочинение может стать одним из лучших средств мотивации учения, самооценки и самоуважения школьника. В нашей работе мы рассмотрим сочинение как один из способов развития творческого воображения учащихся.

    Сочинение – это попытка ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свою точку зрения по каким-либо проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, обогащает язык и учит грамотности. Сочинение разрешает творить, выдумывать. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Таким образом, одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов [12, с.422-423].

    В начальной школе сочинение начинается с первых уроков в первом классе в виде небольших устных рассказов. Учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся [11]. Для проведения сочинений в первом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка.

    Первая ступень подготовки к сочинению – ситуация, вторая – мотивация, они порождают интерес и желание написать или рассказать. На подготовительном этапе работы определяется тема сочинения. Это функция учителя, но все его действия должны быть направлены на то, чтобы дети придумали или выбрали тему сами. Тема может «вырасти» из прогулок, экскурсий, игр, труда или из чтения книг. Учитель может предложить список тем, а дети – выбрать общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя.

    Общая тема для класса позволяет определить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, составление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют ее. Однако с точки зрения развития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее.

    Обдумывая свою речь, говорящий всегда намечает основные вехи. Действительно, план – это необходимая ступень любого действия. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный.

    Еще одна подготовительная ступень – накопление материала. Он не только накапливается в памяти школьников, также он может записываться в виде заметок, зарисовываться и т.д.

    Бесспорно, процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, т.к. все ступени работы над сочинением носят творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы и способности.

    Сочинение может быть представлено как в письменном, так и в устном виде. Исследователи отмечают, что устная речь школьников в своем развитии отстает от речи письменной: она требует много времени для тренировки, а это затруднительно в условиях классно-урочной системы. Тем не менее, каждый ученик должен выступать в естественных условиях, т.е. перед слушателями, включая и внеурочные выступления на утренниках, в играх в роли ведущего и др.

    Письменные сочинения учащихся, в соответствии с требованиями системы, проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год. Однако для целенаправленного развития творческого воображения можно использовать различные дополнительные приемы и элементы в работе над сочинением. Главное, чтобы у детей была возможность и желание писать, творить.

    Изучение родного языка и литературы вводит учащихся в мир языкового творчества: это может быть и ведение дневника, и переписка, и описание картин, и инсценирование, и выпуск газет, и сочинение пьес, и пр. Все это сочинение, творческая работа детей. Она имеет богатые возможности не только для развития мышления, речевых умений, но и для развития воображения детей. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Нужно ценить непосредственность языка школьников, осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Именно в таких условиях можно организовать продуктивную работу над сочинением и развивать творческое воображение учащихся.


    2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников
    2.1 Диагностика развития воображения учащихся на этапе констатирующего эксперимента

    Базой нашего исследования послужили два класса: 3 «А» и 3 «Б» СОШ №61 г.Краснодара, работающие по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века». Возраст детей 9-10 лет, всего в исследовании принимало участие 40 учащихся.

    Для исследования воображения младших школьников нами был использован тест «Выведение следствий» [22, с.69-70].

    Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».

    Перед каждым ребенком ставилась задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

    Список вопросов первого замера:

    - «Что произойдет, если дождь будет литься не переставая?»;

    - «Что произойдет, если животные начнут говорить человеческим голосом?»;

    - «Что произойдет, если все горы превратятся в сахарные?»;

    - «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;

    - «Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?».

    При оценке результатов учитывалось качество ответов:

    - оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;

    - необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла;

    - банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т.п.) – 2 балла;

    - ответ не по существу или встречным вопросом – 1 балл.

    Интерпретация результатов: чем меньше баллов набрано, тем больше ребенок нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

    В ходе первоначальной диагностики были получены следующие результаты.

    Таблица 1 – Результаты диагностики воображения учащихся экспериментального 3«А» класса

    Ф.И.О.

    Качество ответа

    1. Бахарь Данил

    1

    2. Владимиров Алексей

    4

    3. Иванова Ксения

    1

    4. Исмаилова Рубина

    5

    5. Камерный Влад

    4

    6. Кононов Дима

    4

    7. Кремлян Карина

    1

    8. Лисанова Алина

    1

    9. Лымарев Кирилл

    4

    10. Лысохмара Настя

    4

    11. Максимовский Толя

    4

    12. Миленькая Лена

    4

    13. Найденова Аня

    4

    14. Панченко Лиза

    2

    15. Панченко Юля

    1

    16. Пивоварова Алена

    4

    17. Полтавцев Влад

    4

    18. Сидоров Сергей

    4

    19. Томасов Саша

    5

    20 Харьковский Женя

    4

    Рисунок 2

    Коэффициент оригинальности воображения высчитываем следующим образом: общая сумма показателей делится на количество учащихся в классе количество детей.

    Таким образом, коэффициент оригинальности в экспериментальном классе равен: 65/20=3,3.
    Таблица 2 – Результаты диагностики воображения учащихся контрольного 3«Б» класса

    Ф.И.О.

    Качество ответа

    1. Авдеева Алена

    4

    2. Барило Руслан

    4

    3. Гончаров Илья

    4

    4. Добренко Настя

    2

    5. Егоренко Дима

    4

    6. Жудин Никита

    4

    7. Ковалев Слава

    4

    8. Колинько Даша

    4

    9. Николаенко Руслан

    2

    10. Рафаилов Руслан

    2

    11. Садоян Зина

    4

    12. Садоян Теймур

    4

    13. Чигрина Настя

    4

    14. Шевцов Дима

    4

    15. Шелудько Таня

    4

    16. Шепотько Ксения

    1

    17. Шилова Оля

    2

    18. Стрельцов Олег

    2

    19. Максименко Александр

    4

    20. Рева Лена

    4

    Рисунок 3

    В контрольном классе коэффициент оригинальности равен: 67/20=3,4.

    Сравнительный анализ данных экспериментального и контрольного классов показал, что стартовые возможности учащихся примерно равны.

    Дальнейшая работа в экспериментальном классе, была рассчитана на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта