Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников

  • Разработка занятия по написанию коллективного мини-сочинения «Звуки весны»

  • Разработка урока развития творческого воображения «Оживление» при сочинении сказок»

  • Курсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением


    Скачать 270 Kb.
    НазваниеРазвитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением
    Дата12.10.2022
    Размер270 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь.doc
    ТипКурсовая
    #730900
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Заключение
    Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.

    Значение воображения трудно переоценить Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С.Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения» [6]. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

    Решая любую мысленную задачу, ребенок использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика, заменяя недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

    В развитии детей велика роль самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителя. Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Стоит отметить, что при организации занятий в целом, и в частности занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть предельно чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной учеником работе может полностью лишить ребенка желания заниматься творчеством. Педагогу рекомендуется соблюдать следующие правила:

    - выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, издании газет и их редактировании;

    - помощь оказывать преимущественно индивидуальную;

    - особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали;

    - создавать атмосферу положительных эмоций;

    - не давать никаких заданий и не делать замечаний – предоставлять полную свободу творческих попыток.

    Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процесс развития свойств личности – ее характер, способности, направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

    Кульминационный момент творческого процесса – вдохновение, характеризующееся наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее.

    В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения. Все эти процессы находят свое отражение и реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на творческих занятиях. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

    В нашем экспериментальном классе работа над сочинениями была организована не в строгих урочных рамках. Элементы сочинений включались и во внеклассные занятия и в домашнюю работу детей, хотя задания и не давались с целью обязательного их выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.

    Показатели исследования не продемонстрировали существенных сдвигов в уровне развития воображения школьников. Это можно объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.

    Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения, обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.

    В заключении необходимо еще раз отметить тот факт, что использование на уроках русского языка приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

    Список использованных источников
    1 Андреева И.В. Педагогика и психология. – СПб: Издательский Дом Нева», 2003. – 256с. – ISBN 5-7654-2782-0.

    2 Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-плюс, 2003. – 352 с. – ISBN 5-9555-0432-X.

    3 Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 2001. – 156 с. - ISBN 5-94628-117-8.

    4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1988. – 350 с.

    5 Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М.: Академия, 2001. – 288 с. - ISBN 5-7695-1523-6.

    6 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Вопросы психологии, 1972. – №2. – С.114–123.

    7 Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. - М.: Издательство МПСИ, 1986. – 736 с. - ISBN 5-89502-104-2.

    8 Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 190 с. - ISBN: 5-222-07868-X.

    9 Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Издательство МГУ, 1979. – 72 с.

    10 Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. - ISBN 5-94799-368-6.

    11 Купров В.Д. Образно-эмоциональное описание предмета// Начальная школа. - 1989. – № 2. – С.20–23.

    12 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. – ISBN 5-7695-1933-9.

    13 Маклаков А.Г. Общая психология. - Издательство: Питер, 2000. – 382 с. - ISBN 5-272-00062-5.

    14 Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с. – ISBN 5-09-006414-8.

    15 Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии/ Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А.Люблинской. - М.: Просвещение, 1971. – 152 с.

    16 Подласый И.П. Можно ли учить по-всякому?// Школьные технологии. -2003. - №4. – С.20-22.

    17 Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990. - 190 с. – ISBN 5-329-01300-3.

    18 Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников// Начальная школа. - 1995. - № 2 - С.25-28.

    19 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. – ISBN 5-94908-001-7.

    20 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с. – ISBN 5-7695-0878-7.

    21 Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. – ISBN 5-9285-0128-5.

    22 Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с. – 5-8291-0459-8.

    23 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. - М., 1985. - 776 с.


    Приложение А

    Разработка занятия по написанию коллективного мини-сочинения

    «Звуки весны»
    Цели:

    - закрепить полученные ранее знания (глагол, лексическое значение, предложение, текст, строение текста, признаки весны);

    - учить детей писать сочинение по опорным словам;

    - активизировать интерес к слову, речи, диалогическому общению;

    - развивать письменную речь, творческие способности, воображение;

    - воспитывать умение работать в группе.

    Оборудование:

    карточки трех цветов по количеству детей, листы формата А4, таблички-указатели, четыре листа ватмана (один лист с началом текста), ручки, фломастеры, магнитофон.
    Ход урока.

    1. Организационный момент. Каждый ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную или желтую). По цвету карточки формируются три группы. Каждая группа рассаживается за отдельный стол, на котором выставлена табличка-указатель соответствующего цвета.

    2. Вводная часть

    Учитель: - Закройте глаза и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных звуков). Что вы услышали?

    Дети: - Различные звуки живой, неживой природы и человека.

    Учитель: - А как об этом сказать, используя глаголы?

    Дети: - Шелестеть, кричать, свистеть, звенеть, щебетать, журчать …

    Учитель: - Что общего в лексическом значении этих глаголов?

    Дети: - Обозначают звуки.

    (Звучит магнитофонная запись звуков).

    Учитель: - Что вы услышали? Как вы думаете, какое это время года? По каким признакам вы догадались, что это весна?

    Дети: - Птицы поют, ручей звенит…

    Учитель: - Давайте придумаем тему нашего коллективного мини-сочинения. (После обсуждения учитель на доске записывает тему сочинения: «Звуки весны».)

    3. Учитель раздает листы-таблицы (каждый лист формата А4 разделен на 2х2 части, каждая часть пронумерована).

    Учитель: - Запишите самостоятельно в своих таблицах в первой части все глаголы звучания, связанные с весной, которые вы вспомните, в течение 1 минуты. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в парах, допишите там же слова, которые вспомнил сосед. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в группах, если получится, допишите там же еще слова. (Дети выполняют задание).

    - Теперь давайте обсудим и запишем на доске все глаголы звучания, которые знает наш класс. Для этого группы выберут ведущего, ведущие по очереди зачитают слова из своих таблиц. (Учитель записывает на доске все глаголы, которые говорят учащиеся). Внимательно посмотрите на выписанные глаголы, подумайте, на какие три группы их можно разделить?

    Дети: - Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним связанными.

    Учитель: - Посмотрите на свои цветные карточки, на каждой написано слово. Соберитесь в группы нового состава за столами, где выставлены таблички-указатели с вашим словом. (Дети выполняют задание. На табличках-указателях написаны слова «щебетать», «журчать», «кричать»).

    - Какое слово объединило первую группу? (Щебетать.)

    - Вторую? (Журчать.) Третью? (Кричать.)

    - Какое лексическое значение у каждого глагола? К какой группе относится каждый глагол? (Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком.)

    Задача каждой группы учащихся: выписать «свои» глаголы и подобрать к ним ассоциации - существительные, обозначающие источник звука. (Дети выполняют задание, учитель помогает каждой группе).

    Учитель: - Чтобы продолжить работу, вернитесь в группы прежнего состава (по цвету карточки). Познакомьтесь с результатами работы соседей и заполните пустые части таблицы. В результате проделанной работы у каждого учащегося получается такой лист:

    1. Журчать, жужжать, капать, смеяться, выть, скулить, долбить, шуршать, чирикать, булькать, щебетать, скрипеть, пищать, рычать, фыркать, храпеть, завывать, капать, кричать, кашлять, топать, чихать, смеяться, петь.

    2. Птицы - чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи – шуршать, медведь – топать.

    3. Река журчит, водопад шумит, ветер свистит, гром гремит, листья шелестят, вода капает, капли звенят.

    4. Человек смеется, чихает, кашляет, поет, фыркает, топает.

    4. Учитель вывешивает на доску лист ватмана со следующим текстом: «Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками».

    Учитель: - Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: «синие» – о звуках живой природы, «красные» – о звуках неживой природы, «желтые» – о звуках, издаваемых человеком.

    Время работы до 10 минут. Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате работы на уроке получилось три части текста:

    I. Речка журчит, освободившись ото льда. Ветер шелестит молодыми листочками. Падая с крыши, звенят капельки.

    II. Ёжики вылезли из своих нор и весело фыркают. Одни птицы щебечут, другие свистят, третьи чирикают, а четвертые заливаются трелями.

    III. Люди перестали чихать, кашлять, а стали петь песни. Дети хлопают в ладоши и весело смеются.

    5. Все листы вывешиваются на доску. Чтение текста вслух. Оценка коллективного мини- сочинения учащимися.

    Учитель: - Давайте вспомним правила построения текста: должна быть вводная часть, основная часть, заключение. Все ли части есть в нашем тексте?

    Дети: - У нас нет заключения! (В результате обсуждения дети придумывают заключение: например, «Все рады приходу весны!»)

    6. Итог урока.

    7. Домашнее задание.

    Учитель: - Пользуясь собранным сегодня материалом, напишите дома свое собственное сочинение «Звуки весны». Самые интересные мы выберем и издадим в нашей классной стенгазете.

    Приложение Б

    Разработка урока развития творческого воображения

    «Оживление» при сочинении сказок»
    Цели занятия:

    - познакомить с приемом «оживление» и создать условия для практического применения его при сочинении сказок;

    - развивать воображение, логическое мышление и речь учащихся;

    - воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, потребность в творческом самовыражении.

    Оборудование:

    произведения Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», А.Толстого «Приключения Буратино», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков», Е.Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак».

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Учитель: - Сегодня на уроке мы вновь будем фантазировать, сочинять. Поможет нам в этом новый прием. Настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно мы будем делать на уроке?

    У – (узнавать, удивляться)

    Р – (развивать, рассуждать)

    О – (обсуждать, открывать)

    К – (корректировать)

    2. Учитель: - Ребята! У меня для вас письмо. Кто бы это мог написать?

    «Здравствуйте, дорогие друзья! Спешу сообщить вам о том, что меня волнует. Я никого не трогаю, не беспокою, всегда даю возможность написать работу на «отлично», а меня царапают, делают надписи ручкой - мне больно и обидно. Я мечтаю быть такой же чистой, нарядной, как и вы, мои ученики. Помогите мне!»

    - Вы догадались? Что скажете? (Это парта.)

    - Что необычного в том, что вы сейчас услышали? Парта, как живая, нам говорит. (Парта ожила.)

    - Как можно назвать этот прием? (Оживление.)

    - Этот прием в литературе называется «олицетворение». Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

    - Какой человек по характеру может понять боль и тревогу неживого предмета? (Чувствительный, добрый.)

    - А сейчас проявив свою чуткость, попробуйте от лица ожившего предмета рассказать по плану:

    Что меня тревожит?

    Чего боюсь?

    Что я не люблю?

    Что я люблю?

    О чем мечтаю?

    - Вы можете выбрать сами предмет, который ожил, а можете воспользоваться предложенными. А мы постараемся догадаться, о чем вы рассказываете.

    3. Самостоятельная работа в группах. Слушание текстов-загадок.

    Учитель: - Чья просьба о помощи, рассказ показался более значимым? Что пожелаем хозяевам этих вещей? (Будьте внимательные, аккуратнее, добрее.)

    - Когда предмет оживает, он не только начинает чувствовать, думать, говорить, но с ним еще могут происходить разные приключения. Чтобы продолжить работу по сочинению сказки, создайте структуру сказки (добрые и злые герои, цель, место действия). Попробуйте сочинить сказку, выбрать предмет, который у вас ожил.

    4. Самостоятельная работа в парах. Слушание сказок.

    Учитель: - Чья сказка показалась вам более интересной, почему?

    5. Домашнее задание.

    Учитель: - Дома попробуйте написать свою, новую сказку.

    6. Итог урока.

    Учитель: - Давайте вспомним, а в каких сказках использовался прием «оживление»? Кто стал живым? Из чего он? Кто автор сказки? («Стойкий оловянный солдатик», «Буратино», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и другие -учитель показывает не названные книги.)

    - Что можете сказать о сказках, в которых используется прием оживления? (Они необычны и очень интересны.)

    - Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного:

    У – узнали новый прием «оживление»

    Р – развивали умение фантазировать

    О – обсуждали сказки

    К– корректировали, делали критические замечания

    - Какие у вас впечатления об уроке? Говорят, что и стены «слышат». Что они могли бы сказать о вас, когда вы уйдете? (Дети поработали дружно и интересно.)




    1   2   3   4


    написать администратору сайта