Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3 Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента

  • Курсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением


    Скачать 270 Kb.
    НазваниеРазвитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением
    Дата12.10.2022
    Размер270 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа - Развитие творческого воображения младших школь.doc
    ТипКурсовая
    #730900
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

    Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах».

    Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

    Ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...».

    Ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «.......» в номере «.......».

    В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Найденова. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

    Сочинения, проводимые на уроках родного языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения-миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным «узким» характером темы.

    Как правило, на уроках русского языка в начальной школе дети учатся писать сочинения-миниатюры описательного характера. Часто учителя дают задание описать лист березы, или снег, или белку и т.д. Работа почти всегда выполняются от третьего лица. Знакомство с разными рассказчиками, а именно: с рассказчиком–героем и рассказчиком–повествователем дает детям возможность описывать какой-либо предмет не только с точки зрения рассказчика–повествователя, то есть от третьего лица, но и от лица рассказчика–героя, то есть от первого лица. Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во-первых, запись сочинений от лица рассказчика–героя помогает ребятам представить себя на его месте. Во-вторых, ребятам, прежде чем написать сочинение, например, о каком-либо животном, нужно прочитать дополнительную литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению, что также работает и на развитие техники чтения, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.

    Один из уроков русского языка в нашем экспериментальном классе был посвящен написанию коллективного сочинения-миниатюры. Разработка урока представлена в Приложении А.

    Есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Далее мы приводим несколько примеров, представляющих собой сочетание игровых элементов и элементов сочинения, которые мы использовали и на уроках, и во внеклассной деятельности с целью развития детского воображения [8, с.22].

    1. «Новый поворот старой сказки». Например, к сказке «Красная Шапочка» предлагается следующая ситуация: девочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. Ребенок додумывает и продолжает сказку с таким поворотом событий.

    2. Предлагаем (письменно или устно) рассказать историю своей жизни от лица любимой игрушки, мыла в ванной, старого дивана, груши, которую съедают.

    3. Берем хорошо известную детям книжку и вместе придумываем новую историю к иллюстрациям из нее.

    4. Находим репродукции картин, с содержанием которых учащиеся еще не знакомы, и даем возможность высказать собственные версии о нарисованном.

    5. «Конкурс загадок». Детям дается определенное время на сочинение загадок (к примеру, неделя), а далее проводится конкурс, определяются победители и призеры. Загадки должны быть шутливыми, веселыми и по возможности нелегкими. Можно также побеседовать с ребятами о том, как они придумывали свои загадки.

    6. К стихам – через шутку. Можно подсказать ученикам первую строчку, т.е., в сущности, тему и ритмику. Например:

    • Только бабушка заснула…

    • Утро наконец настало…

    7. Отгадка в рифму. С помощью этой игры можно незаметно подвести детей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания (плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

    Приемы переработки представлений в воображаемые образы, которые мы более подробно описали в Главе 1 нашего исследования, использовались нами и на практике. Например, упражнение «Фантастическая история» эффективно помогает развивать такой способ воображения, как агглютинация, когда в одном образе происходит соединение различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

    «Фантастическая история». Вырезаем вместе с детьми цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Затем изображение каждого животного разрезаем еще на несколько частей и перемешиваем. Берем лист бумаги и клеящий карандаш.

    Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю.

    Агглютинация – частный случай такого приема, как комбинирование, когда свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж.Родари, который придумал «бином фантазии» («бином» означает «состоящий из двух частей»). С помощью бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки. Для бинома берем два слова, соседство которых было бы необычным.

    Вот как об этом пишет Дж.Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...» [17, с.47-48]. Дж.Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - второе сочетание. «Это, — пишет Дж.Родари, - открытие, изобретение, стимул» [17, с.54-57]. Это и есть «бином фантазии».

    Мы воспользовались на практике данным приемом. Учащиеся написали на карточках существительные, затем карточки перемешали, и каждый из ребят вытянул для себя по два слова. На основе полученных сочетаний нужно было придумать фантастическое существо и его историю.

    В основе игры «Сказка-калька», которая также использовалась нами на практике, лежит способ схематизации. «Сказка-калька», также предложенная Дж.Родари в книге «Грамматика фантазии», - прием, когда из старой сказки получается новая, с различными степенями узнаваемости или полностью перенесенная на чужую почву.

    Берется популярная сказка, например «Золушка», и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям: «Золушка живет с мачехой и сводными сестрами. Сестры едут на пышный бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал. Принц в нее влюбляется...» и т.д. Вторая операция состоит в том, чтобы еще более абстрагировать сюжет: «А» живет в доме «Б» и находится с «Б» в иных отношениях, нежели «В» и «Г», тоже живущие с «Б». «Б», «В» и «Г» отправляются в «Д», где происходит нечто, обозначаемое буквой «Е». «А» остается одна (один). Но благодаря вмешательству «Ж» «А» тоже может отправиться в «Д», где производит неизгладимое впечатление на «3» и т.д. Имея в наличии готовую схему, забываем о первоначальном сюжете, и, опираясь только на одну лишь схему, пытаемся придумать новый сюжет.

    Опираясь на прием акцентирования, можно из характерных особенностей персонажа вывести, например, и его приключения. Например, стеклянный человечек, также предложенный Дж.Родари. Выбранный персонаж должен действовать, двигаться, знакомиться, подвергаться каким-либо случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого он, согласно замыслу, сделан. Анализ материала, в данном случае стекла, подскажет, с какой меркой мы должны подходить к своему герою. «Стекло прозрачно. Можно читать его мысли. Он не может говорить неправду, это сразу бы увидели; один выход - надеть шляпу. Несчастливый это день в краю стеклянных людей, когда входит в моду носить шляпу; ведь это значит, что входит в моду скрывать свои мысли. Стекло хрупкое, значит, дом стеклянного человека должен быть весь обит чем-нибудь мягким. Тротуары будут застелены матрацами. Рукопожатия отменены. Тяжелые работы - тоже. Врачом в подлинном смысле этого слова будет не медик, а стеклодув. Стекло может быть цветным. Стекло можно мыть и т.д.».

    По такому принципу школьникам предлагалось сочинить приключения деревянного персонажа, человека изо льда, из сливочного масла и т.д., а также придумать собственных персонажей.

    Развитию умения воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой и другими видами символического изображения способствует игра «Путешествие по географической карте». Каждому ученику дается карта - туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям предлагается: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне». Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение описывать словесно возникающие образы.

    Как известно, детям свойственно предметное восприятие окружающего мира, (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.). В ходе развития ребенка оно преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом и совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения. Смена предметного восприятия, однако, происходит не всегда, и человек живет среди предметов, фактов, случаев, выпадая при этом из общественных отношений, культурных ценностей.

    На процесс перевода предметного восприятия мира в ценностное было направлено мероприятие «Презентация мира». Группе детей предъявляется какой-либо предмет и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета.

    Для проведения данной работы предметом презентации была представлена живая роза в вазе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

    - Что значит для нас простой цветок розы?

    - Какая от него может быть польза?

    - Что бы было, если бы роз не было на земле?

    - Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

    Дети поочередно высказывали свои соображения. При этом можно было и подходить к цветку, и брать его в руки. Прежде всего дети увидели в розе «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение». Прозвучало и: «черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Дима Кононов высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Девочки говорили больше о любви: «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

    В ходе данной работы мы отметили довольно высокое ценностное восприятие детьми реальности, их готовность и умение рассуждать, строить выводы. В дальнейшем такую работу можно усложнить, предложив детям самим выбрать предмет презентации.

    На уроках ученики пробовали «оживлять» окружающий мир, приписывать человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Ребята представляли себя снегом, сосулькой, звездой и т.д. Так, одно из занятий было посвящено приему «оживление» при сочинении сказок. Разработка урока представлена в Приложении Б. Несмотря на то, что такая деятельность давалась учащимся не очень легко, так как требовала максимального приложения творческих сил, работа доставляла радость. В детях изначально заложена тяга к сочинительской деятельности. Во время работы с устными высказываниями и письменными работами мы старались не давать установок, не составлять четкого, строгого плана ответа или сочинения, так как все виды работ по словесному творчеству требуют от маленьких авторов «открытия», собственного видения предмета. Педагогу, чтобы помочь реализации детских возможностей и способностей, достаточно создать в классе творческую атмосферу, атмосферу положительных эмоций и устранения боязни неудач.

    2.3 Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента

    На заключительном этапе исследования нами была проведена диагностика динамики развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной группы.

    Для исследования воображения снова был использован тест «Выведение следствий». Список вопросов второго замера:

    - «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»;

    - «Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»;

    - «Что произойдет, если все растения начнут ходить?»;

    - «Что произойдет, если больше никогда не наступит зима?»

    - «Что произойдет, если исчезнут все автомобили?»

    Таблица 3 - Результаты диагностики воображения учащихся экспериментального 3«А» класса

    Ф.И.О.

    Качество ответа

    1. Бахарь Данил

    4

    2. Владимиров Алексей

    5

    3. Иванова Ксения

    2

    4. Исмаилова Рубина

    5

    5. Камерный Влад

    4

    6. Кононов Дима

    5

    7. Кремлян Карина

    1

    8. Лисанова Алина

    4

    9. Лымарев Кирилл

    4

    10. Лысохмара Настя

    4

    11. Максимовский Толя

    5

    12. Миленькая Лена

    4

    13. Найденова Аня

    4

    14. Панченко Лиза

    4

    15. Панченко Юля

    1

    16. Пивоварова Алена

    5

    17. Полтавцев Влад

    4

    18. Сидоров Сергей

    5

    19. Томасов Саша

    5

    20. Харьковский Женя

    4

    Рисунок 4

    Коэффициент оригинальности в экспериментальном классе составил 79/20=4.

    Таблица 4 - Результаты диагностики воображения учащихся контрольного 3«Б» класса

    Ф.И.О.

    Качество ответа

    1. Авдеева Алена

    5

    2. Барило Руслан

    4

    3. Гончаров Илья

    4

    4. Добренко Настя

    4

    5. Егоренко Дима

    4

    6. Жудин Никита

    4

    7. Ковалев Слава

    4

    8. Колинько Даша

    4

    9. Николаенко Руслан

    2

    10. Рафаилов Руслан

    1

    11. Садоян Зина

    4

    12. Садоян Теймур

    4

    13. Чигрина Настя

    5

    14. Шевцов Дима

    4

    15. Шелудько Таня

    4

    16. Шепотько Ксения

    2

    17. Шилова Оля

    2

    18. Стрельцов Олег

    2

    19. Максименко Александр

    4

    20. Рева Лена

    4

    Рисунок 5

    Коэффициент оригинальности в контрольном классе: 70/20=3,5. Подсчет коэффициента оригинальности в группах показал его рост в экспериментальном классе.

    Результаты контрольного и констатирующего экспериментов представлены на рисунке 6:



    Рисунок 6 - Сравнительные результаты

    контрольного и констатирующего экспериментов

    По сравнению с начальным этапом исследования коэффициент оригинальности воображения в экспериментальном классе возрос на 0,7, достигнув показателя в 4 балла. В контрольном классе показатели практически не изменились: 3,4 – показатель на констатирующем этапе эксперимента; 3,5 – на контрольном этапе. Несмотря на статистическую незначительность сдвигов в творческой активности воображения младших школьников, наблюдается несомненная тенденция роста именно в экспериментальной группе. Это позволяет нам говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а проведенная нами программа способствовала росту творческой активности воображения у младших школьников.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта