Главная страница

СРСП №2 мини-доклад. Религия как фактор социальных изменений


Скачать 15.29 Kb.
НазваниеРелигия как фактор социальных изменений
Дата30.11.2021
Размер15.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСРСП №2 мини-доклад.docx
ТипДокументы
#286560

Религия как фактор социальных изменений
Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Связь между ними было бы неправильно рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин. Религия — часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальных отношений. Тем не менее характер и степень этой связи на разных этапах развития неодинаковы. С усилением социальной дифференциации возрастает и самостоятельность различных сфер общественной жизни.

Выполняемые религией функции необходимо рассматривать тогда, когда речь идет о развитом обществе и только во взаимосвязи с функционирующими в нем другими социальными системами.
Такой подход предполагает, что функции религии должны быть соотнесены с тем фундаментальным фактом, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности. Вопрос о соотношении религии и общества — это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения.
Понятие "общество" означает совокупность многообразных социальных отношений между членами групп и между группами. Такое понятие отлично от понятия "культура" как совокупности материальных и имматериальных артефактов. Конечно, это различение продиктовано в первую очередь аналитической потребностью, и ясно, что нет и не может быть общества без культуры и никакая культура не существует вне общества.

Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых — легитимизации тех или иных форм социальных действий, социальных отношений. Религия, следовательно, способствует поддержанию стабильности общества и одновременно стимулирует его изменение. В основе проявлений религиозной активности лежит одна и та же функция, относящаяся к числу основных функций религии, — смыслополагание.

Религия может не только выступать как фактор стабильности общества, в чем функционалисты часто усматривают ее главную функцию, но и служить источником социальных изменений. Так, Вебер обосновывал решающую роль протестантской Реформации, и особенно кальвинизма, в создании духа капитализма", в осуществлении крупного исторического сдвига, знаменовавшего начало Нового времени в европейской истории и развитие индустриальной цивилизации.

Можно привести примеры и другого рода. Хотя религия часто выступает альтернативой радикальным политическим движениям, утверждая стабильность как безусловное благо для всего общества, она может также включаться в движения, направленные на разрушение стабильности, которые в определенной ситуации функционально полезны для общества. Религиозно мотивированным было движение против апартеида — ненасильственное сопротивление в борьбе за гражданские права негров в США, которое возглавлял Мартин Лютер Кинг. Если религиозная идеология утверждает, что все люди перед богом равны, и если при этом существует социальное и национальное неравенство и угнетение, то для тех групп, которые представляют собой страдающую сторону, религиозное учение о равенстве людей перед богом, когда они его принимают всерьез, может служить духовным стимулом в борьбе за равенство, за освобождение.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что религия может питать социальный конформизм, служа тормозом общественного развития, или же стимулировать социальные конфликты. Вдохновляя людей на социальные преобразования и, таким образом, способствовать продвижению общества по пути социального прогресса.


Выполнила: Тлесова Д.И.

Группа: ДизИ-12

Проверил: Гиззатов С. М.


написать администратору сайта