Главная страница

История Архитектуры. Русское деревянное зодчество


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеРусское деревянное зодчество
Дата02.04.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория Архитектуры.doc
ТипРеферат
#436743

Объем 10 листов, обязательно вставлять фотографии, упор делать на технологию, а не на историю. Тема - Русское деревянное зодчество

Содержание

Введение 3

1.Жилые дома. Избы 5

2.Церкви. Колокольни. Часовни 6

3.Крепости 7

Заключение 9

Список литературы 10


Введение


На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси. На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а многие из них, в частности постройки сельских поселений (жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и др.), возводились только из дерева вплоть до XIX в.

Дереву как материалу сухому и теплоемкому справедливо отдавалось предпочтение и при возведении городских жилых построек до XVIII в. Сельские поселения и города, существовавшие на Руси согласно летописям начиная с IX в., крестьянские, посадские и княжеские дворы – все строилось из дерева. Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала – его недолговечность и горючесть – не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые храмы – более 300 лет. Облик древних деревянных сооружений – жилых, хозяйственных и культовых – мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описанием и зарисовкам иноземных путешественников.

Кроме того, представить характерные черты более ранних периодов развития деревянной архитектуры нам помогает традиционность строительных и художественных приемов. Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре присуща районам Русского Севера, прежде всего благодаря способствовавшим этому историческим условиям: незатронутости монголо-татарским нашествием в XIII – XV вв., отсутствию крепостничества в XVIII – XIX вв., удаленности от промышленно развитых районов. Все это, несомненно, благоприятствовало развитию народного творчества. Поэтому здесь, на Севере, уцелели не только отдельные памятники народной архитектуры, но даже целые селения в относительно хорошо сохранившейся природной среде. Немалое значение имело и то, что поселения на Русском Севере не подвергались позднейшим пореформенным перестройкам, в наибольшей мере сохранив первоначальную природную основу и сложившиеся традиции. По этим причинам здесь можно полнее проследить становление и развитие основных типов жилых, хозяйственных и культовых построек деревянного зодчества, а также композиционных и планировочных приемов, которые совершенствовались в ходе естественного отбора самим народом. И, наконец, здесь можно уяснить народные принципы взаимосвязи природы и архитектуры. Еще большей бедой для деревянных построек, чем недолговечность дерева, были частые пожары – причина гибели селений и городов. Частые пожары, особенно в городах, где застройка была весьма плотной, обусловили своеобразные условия строительства, основанные на плотницком мастерстве и высоком качестве ведения работ. Кроме того, в предвидении пожаров срубы и части жилых домов заготавливали впрок. Сборность деревянных построек широко использовалась и при строительстве крепостей.

  1. Жилые дома. Избы


Н аиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Его архитектура, постоянно обновлявшаяся, рождала, по сути дела, все строительные и композиционные приемы деревянного зодчества.

Жилой отапливаемый дом изнашивался быстрее других сооружений, а потому даже в дореволюционных исследованиях не упоминаются избы старше конца XVIII в. Наиболее распространенный вид жилых домов на Руси – русская изба.

Б ытует несколько типов изб. Самый распространённый – это брус. Называется он так потому, что в ней все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный, вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки. Другой тип северной избы носит название «глаголь» и имеет форму буквы «Г». Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.

Третий вид избы - «кошель», распространенный в Южной Карелии и примыкающих к ней районах. Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком доме сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей.

Избяной сруб ставили, как правило, на землю, иногда на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. А сам сруб – это высокое творение народного строительного искусства.

  1. Церкви. Колокольни. Часовни


Д ревнерусские церкви – это для нас, прежде всего, памятники искусства, памятники национальной культуры. «Божий храм» сплошь да рядом был архитектурным и смысловым центром города или деревни, служил сторожевой башней, становился своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений народа. Лучшие черты деревянного народного зодчества ярче всего проступают именно в древних северных церквах – высокой классике русской архитектуры.

Но даже в отдалённых лесных районах Севера их осталось не так уж много. Десятки старинных церквей обветшали от времени, дождей и снегов, сгорели от молний и огня, были снесены, разобраны или перестроены. И все же там их сохранилось больше, чем где-либо. На пустынных, низких берегах и островах озёр, по Северной Двине, Онеге и Печоре, таёжной глухомани и посреди больших деревень стоят ещё высокие, стройные колокольни, часовенки, укрытые в тени вековых елей, церкви, соборы, монастыри.

Б ольшие церкви были, как правило, только на погостах или в центрах прихода, а часовни – почти в каждой деревне.

Много таких построек, разбросанных по деревням, починкам и выселкам русского севера. Нередко к Клецким часовням обычного типа в XVIII – XIX веках пристраивали сени и шатровые звонницы. Эти пристройки хотя и изменяли первоначальный облик памятников, но и в то же время придавали им несколько иные, высшей степени примечательные качества и достоинства.

  1. Крепости


Г ород в Древней Руси – это, прежде всего крепость. На протяжении многих столетий страна не знала покоя. Русские крестьяне и посадские люди брались за топор, рубили лес и городили крепости: города, городцы, детинцы, кремли, остроги. Само слово «город» означало тогда укреплённое место.

Л етописи рассказывают, что уже в IX веке на заре русской государственности были построены деревянные города-крепости: Новгород, Полоцк, Белозёр, Ростов Великий и др. Иногда на стратегических рубежах возводились «стоялые остроги»; в них постоянно никто не жил, но в военное время сюда посылали гарнизоны.

Вплоть до конца XIV – начала XV века это были преимущественно деревянные сооружения. Но и позднее, когда уже появилось огнестрельное оружие и артиллерия, строительство деревянных крепостей не прекращалось; башни и мощные прясла бревенчатых стен, возводимые искусными русскими городельцами, ещё долго противостояли ударам вражеских войск.

Д ля своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями. Ещё в давнюю, дохристианскую эпоху славяне окружали свои поселения тынами или остроколами – оградами из вертикально поставленных брёвен с заострёнными верхними концами. Более поздние крепостные стены – «городни», известны, в прочем, уже в XI веке, - представляли собой бревенчатые срубы: клети, заполненные землёй и камнями. Непременным элементом пейзажа тех неспокойных лет были сторожевые башни: вежи (от слова «ведать» - знать), стрельницы, костры, или столпы, как их называли тогда.

О сновным элементом крепости были башни. День и ночь наверху стояли дозорные, здесь же устраивались пушки, хранились боеприпасы и вся боевая снасть. Такие башни ставились и по углам крепости, и в прясных стенах, а в центральной – надвратной, или проезжей, - устраивались мощные и хорошо защищенные въездные ворота.

Сторожевые и крепостные башни строились на Руси с древних времён и вплоть до конца XVII века. Они были разные – квадратные в плане, шести- и восьмиугольные, как правило, двухъярусные, с нижним и верхним боем, иногда с тесовым обламом над воротами, сделанным в виде крытого балкона.

Заключение


Связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и тонкое художественное чутьё проявляются ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент.

Выбор места для будущего здания всегда был для них глубоко творческим действом: от него часто зависел и характер постройки, и её композиция, силуэт, высота.

Эта связь архитектуры и природы осуществлялась самыми разнообразными средствами. Иногда здание – будь то церковь, часовня или изба – как бы сливается с природным окружением; иногда словно повторяет силуэты и очертание ближних деревьев или холмов; нередко, наоборот – в резком, обнажённом контрасте архитектуры и природы подчиняет себе окружающее пространство, утверждая всемогущую власть искусства – создание сердца и рук человеческих.

Список литературы


  1. Бирюкова Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФПА-М, 2009. – 367 с.

  2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - 448 с.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная литература. - М.: академия, 2000. - 448 с.

  4. История русской культуры 9-20 вв./ Под ред. Л.В. Кошман. - М.: Дрофа, 2002. - 480 с.

  5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1981. - 336 с.






написать администратору сайта