РНТ Хрестоматия, Аникин. Русское устное народное поэтическое творчество
Скачать 2.02 Mb.
|
Русское устное народное поэтическое творчество Содержание 1. Календарная обрядовая поэзия 3 1.1. ЗИМНИЕ СВЯТКИ 3 1.2. МАСЛЕНИЦА 8 1.3. ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ 10 1.4. КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ 14 1.5. ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ 15 2. Семейная обрядовая поэзия 18 2.1. СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ 18 2.2. ПРИЧИТАНИЯ 35 2.4. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 56 2.5. ЗАГАДКИ 60 3. Сказки 64 3.1. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ 64 3.2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ 78 3.3. БЫТОВЫЕ НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ 113 4. Несказочная проза 131 4.1. ПРЕДАНИЯ 131 4.2. ЛЕГЕНДЫ 135 4.3. БЫЛИЧКИ 143 5. Несказочная поэзия 151 5.1. БЫЛИНЫ 151 1. ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ 151 2. СВЯТОГОР И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ 158 3. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК 166 4. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН – ЦАРЬ 175 5. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ 200 6. АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ 210 7. САДКО 220 8. ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ 235 9. СМЕРТЬ ВАСИЛИЯ БУСЛАЕВА 247 5.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 257 5.3. БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ 271 5.4. ДУХОВНЫЕ СТИХИ 283 5.5. ТРАДИЦИОННЫЕ НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 295 5.6. ЧАСТУШКИ 309 6. Народный театр 332 6.1. ПРИБАУТКИ ПЕТЕРБУРГСКИХ БАЛАГАННЫХ «ДЕДОВ» 338 6.2. НАРОДНАЯ ДРАМА 340 7. Детский фольклор 348 7.1. ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР 366 7.2. ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР 370 Литература 376 1. Календарная обрядовая поэзия1.1. ЗИМНИЕ СВЯТКИ1. Коляда, коляда! Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святую По всем дворам, по проулочкам. Нашли коляду у Петрова-то двора. Петров-то двор – железный тын, Среди двора три терема стоят. Во первом терему – светел месяц, В другом терему – красно солнце, А в третьем терему – часты звезды. Светел месяц – Петр сударь свет Иванович, Красно солнце – Анна Кирилловна, Частые звезды – то дети их. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! На долгие веки, на многие лета! Характерный тип величальной колядки. Состоит из 3 частей:
2. Пришла Коляда Накануне Рождества Дайте коровку, Масляну головку! Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И богатством, А дай Бог тому, Кто в этом дому, Ему рожь густа, Рожь ужиниста. И создай вам, Господи, Еще лучше того! В этой колядке появляется мотив просьбы колядовщиков об угощении. В тексте хорошо разработан мотив благопожелания богатого урожая, здоровья, счастья и богатства хозяевам. Появились христианские элементы. Используется характерный для фольклора художественный прием – гипербола: из зерна – коврига, из полузерна – пирог. В тексте есть парные рифмы: коровку-головку, густа – ужиниста. 3. Шила Машечка три шириночки. Машечка, Машечка, панья, говори с нами тихенько.* Первую шила господу Богу, Другую шила родному тятеньке, Третью шила братцу Феденьке. Первую шила златом-серебром, Другую шила красненьким шелком, Третью шила черненьким шелком. * Припев повторяется после каждой строки. Этой колядкой ряженые величали малолетнюю дочь хозяина, которая подносила им угощение. Как художественный прием дважды используется трехкратное повторение. 4. Ой, рано-рано куры* попели. Святый вечер добрым людям!** Ще й раней того Ванечка встал. По двору походил, звонком позвонил. Вставайте, братцы, поедем в ловы, Поедем в ловы, в зелены дубравы, Выловим павушку, Ванечке женушку. * Петухи. ** Припев повторяется после каждой строки. Перед вами дальневосточный вариант новогодней украинской щедровки – величания в честь неженатого сына хозяина. В ней содержатся свадебные мотивы, песня предсказывает скорую женитьбу. 5. Го-го-го, коза, го-го, серая, го-го, белая, Недавно с Москвы, с долгими космы. - Рожками сколю, косами свяжу! - Не ходи, коза, под тое село, Под Журавичи, под Буравичи: Там стрельцы-бойцы николаевцы. Стрельнули козе в левое ухо - С правого уха потекла юха. Тут коза пала, тут и пропала. Ой ты, мехоноша, дуй козе в жилу, чтоб коза жила. Встань-ка, козухна, встань-ка, матухна! ( Коза встает.) Ты расходися, развеселися, (Танцует.) Пану-хозяину в ноги поклонися. (Кланяется.) Ох ты, пан хороший, шукай гривну грошей! Еще того мало, шукай кусок сала! Где коза хвостом, там жито кустом, Где коза ногой, там жито копной, Где коза рогом, там жито стогом! Поздравляем, хозяин с хозяйкою, С новым годом, с новым счастьем! Чтоб здоровы были, счастливо жили! Вариант дальневосточной обрядовой святочной песни, записанной от переселенцев из Черниговщины. Исполняли в доме хозяина ряженые с «козой». В песне слышны отзвуки древней аграрной магии, связанной с козой, культовым животным. Приход ряженых, действия козы и благопожелания должны были содействовать урожаю, плодородию, счастью и здоровью всех домочадцев. Ряженые с козой ходили обычно в ночь на Рождество, но, судя по этому тексту, обряд мог исполняться и в новогоднюю ночь. В тексте ощущается влияние украинской лексики: юха, шукай. 6. Хлебу да соли долог век, Слава! Барышне нашей боле того, Слава! Кому мы спели, тому добро, Слава! Кому вынется, скоро сбудется, Слава! Скоро сбудется, не минуется, Слава! Подблюдная песня, в которой пелась слава хлебу, обычно открывала новогодние гадания. Она предсказывала богатство и сытость той девушке, украшение которой вынималось из блюда. 7. Летел сокол из улицы, Слава! Голубушка из другой, Слава! Слеталися, целовалися, Слава! Сизыми крыльями обнималися, Слава! Кому мы спели, тому добро, Слава! Кому вынется, тому сбудется, Слава! Тому сбудется, не минуется, Слава! Подблюдная песня предсказывала скорую счастливую свадьбу. 8. На корыте сижу, я корысти гляжу, Еще посижу, еще погляжу. Глядь-поглядь, корысть на двор, Корысть на двор, сто рублей на стол. Песня предсказывала длинное девичество и позднюю свадьбу. 9. Идет смерть по улице, Несет блин на блюдице. Кому кольцо вынется, Тому сбудется, Скоро сбудется, Не минуется. Эта подблюдная песня предсказывала смерть. В ней используется поминальная символика: смерть несет блин. |