История Турции 25-30. С 1038 по 1055 год сельджуки овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном, Азербайджаном и Ираком. Аббасидский халиф альКаим вынужден был признать Тогрулбека (10381063) султаном и царем Востока и Запада
Скачать 26.62 Kb.
|
25 билет С 1038 по 1055 год сельджуки овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном, Азербайджаном и Ираком. Аббасидский халиф аль-Каим вынужден был признать Тогрул-бека (1038—1063) султаном и «царем Востока и Запада». Сельджукский султан считался наместником халифа, а сам халиф сохранял за собой только номинальный суверенитет и духовный авторитет. Столицей государства Тогрул-бека был город Рей. При Алп-Арслане (1063—1072) и Мелик-шахе I (1072—1092) сельджуки завоевали Армению, почти всю Малую Азию, а затем — Сирию и Палестину. После овладения Грузии, Ширвана и Мавераннахра их правители стали вассалами сельджукских султанов. Наибольшего военно-политического могущества Великая Сельджукская империя достигла при Мелик-шахе. С конца XI века Сельджукская империя стала клониться к упадку. Основной причиной упадка стали: первый крестовый поход, из-за которого империя утратила Грузию, Ширван, прибрежные части Малой Азии, часть Сирии и Палестину; рост феодальной раздробленности и сепаратистские стремления вассалов В 751 году в местечке Атлах недалеко от современной казахско-кыргызской границы единственный раз в истории столкнулись две сильнейшие армии тогдашнего Востока – арабы Аббасидского халифата и китайцы империи Тан. Силы обоих войск были равны, но победили арабы. Решающую роль в разгроме китайцев сыграли тюркские кочевники – карлуки, неожиданно нанесшие ханьцам удар в тыл, тем самым поддержав арабов. В 910 году Караханидский хан Сатук Бугра принимает ислам. А в 960 году Сулейман Тонга объявляет ислам официальной религией Караханидского государства. С тех пор в Средней Азии начинается симбиоз тюркской и арабской культур. Тюркские воины принимали ислам, служили в рядах войск халифа, арабы же строили мечети на тюркских землях. В Средней Азии воспитываются такие великие ученые, как Бухари, Фахред-дин ар-Рази, Аль Фараби, Юсуф Хамадани, Ахмед Яссави, Абдулхалик Гиджувани, Амир Кулял, Аль-Бируни. Позже Бахауддин Накшибанди, Ходжа Ахрар и многие другие корифеи исламской цивилизации. В 922 году Волжская Булгария официально принимает ислам. Золотоордынский хан Берке (1256-1266) стал одним из первых мусульман из чингизидов. И окончательным апофеозом явилось то, что в 1312 году Узбек-хан объявляет ислам государственной религией Золотой Орды, обязательной для всех. 26 билет В Румском султанате вторжение монголов в 1243 г. Оставило те же следы, что и в других странах, подвергшихся их нашествию: разграбленные города, сожженные нивы, опустевшие селения. Все же масштабы разорения Анатолии были не столь велики, поскольку Байджу не пошел дальше Кайсери и весь поход занял не более трех месяцев. В дальнейшем Хулагуиды не раз еще приводили свои войска во владения Сельджукидов, сея смерть и разрушения, но эти карательные экспедиции имели относительно кратковременный характер. Они не могли существенно повлиять на состояние хозяйственной жизни. Более значимым оказалось воздействие экономической политики монгольской администрации. Масштабы этого влияния увеличивались по мере того, как расширялась сфера прямого управления ильханов в Малой Азии. Довольно быстро после завершения завоевательных походов монголы перешли от хищного грабежа к извлечению регулярных доходов с покоренных ими стран. С этой целью они ввели практику переписей податного населения. Это нововведение было впервые осуществлено в 1247 г., а спустя 8 лет повторено. С созданием государства Хулагуидов экономическая эксплутация земель Рума обрела более четкие формы. Османский бейлик, также Османский эмират — одно из тюркских территориальных образований Малой Азии XIII века. Во главе его стояла династия Османов. Позднее это же название получило и всё тюркское население бейлика. В середине XIII века бейлик включал в себя лишь небольшую пограничную область (удж) с центром в городе Сёгют, которую тюрки заселили, пользуясь слабостью центральной византийской власти. В начале XIV века, благодаря умелым военным действиям османской династии, территория бейлика начала неуклонно расти и он стал ядром крепнущей Османской империи. 27 билет Рост Османского государства соотносится с падением Византийской империи, которое произвело изменение во власти от исключительного христианского европейского общества к исламскому влиянию. Начало этого периода характеризовалось византийско-османскими войнами, которые длились в течение полутора веков. В это время Османская империя получила контроль и над Анатолией и над Балканским полуостровом. После смерти отца в 1451 году Мехмед II убил единственного оставшегося в живых брата и занялся укреплением границ: продлил договор своего отца с сербским деспотом Георгием Бранковичем, заключил трёхлетнее соглашение с Яношем Хуньяди, подтвердил соглашение с Венецией от 1446 года, провёл кампанию против Карамана, не дав эмиру последнего поддержать претендентов на власть над территориями в Малой Азии, не так давно вошедшими в состав государства османов. В 1451—1452 годах Мехмед II построил в самом узком месте Босфора на европейском берегу крепость Богаз-кесен. Как только было завершено строительство крепости, султан вернулся в Эдирне чтобы присмотреть за последними приготовлениями к осаде, а затем со 160-тысячным войском выступил на Константинополь. 5 апреля город был осаждён, а 29 мая 1453 года пал. Константинополь стал новой столицей, ознаменовав этим новый этап в истории Османской империи. С 1487 г. Для каждого административного района – санджака составлялось свое канун-намэ – законоположение о земле, ее хозяйственном режиме, налогах с местного населения, в котором фиксировались те рентные нормы и формы, которые существовали до османского завоевания, но теперь они записывались как налоги в пользу нового государства – ушр, харадж, джизья, ресм-и-гифт и т.п.; другие – как особые платежи или натуральные поставки, принятые в той или иной местности. В законодательных общегосударственных сводах, составленных в правление османского султана Мехмеда II Завоевателя (1451-1481), было зафиксировано деление всех подданных государства на 2 сословия: военных (аскери) и податных (реайа). Позже это деление сохранялось. Аскери – сюда входили не только военные, но и мусульманское духовенство, верхушка султанского двора, гос.аппарата, т.е. аскери – это социальная прослойка, которая не платила гос. Налогов. Лишь им султаны жаловали земли и право на сбор в свою пользу определенной квоты гос. Налогов. Из них формировался османский феодальный класс. Султан – неограниченный правитель, административную власть осуществлял через великого везира, (ведавшего военно-административно-фискальным управлением) и шейх-уль-ислама (ведал религиозными и судебными делами). Экономическая мысль Османской империи была тесно связана с основной концепцией государства и общества Ближнего Востока, в основе которой лежала цель укрепления власти и расширения территории государства — всё это осуществлялось так как Османская империя имела большие ежегодные доходы благодаря процветанию производительного класса[96]. Конечной целью являлось увеличение государственных доходов без ущерба развитию регионов, так как ущерб мог вызвать социальные беспорядки, и неизменность традиционной структуры общества. Благодаря развитию коммерческих центров, открытию новых путей, увеличению количества обрабатываемых земель и международной торговле, государство осуществляло основные экономические процессы. Но в общей сложности, основными интересами государства были финансы и политика. Но османские чиновники, создавшие социальный и политический строи империи, не могли не видеть преимущества капиталистической и торговой экономики западноевропейских государств. 28 билет XVI век является Золотым веком в истории Османской империи. В это время она достигла наибольшего могущества и расширила границы своей территории. В начале XVI века к Османам пришла серьезная опасность с Востока. Эта опасность пришла в лице Шах Исмаила из династии Сефевидов. Быстрое укрепление династии Сефевидов угрожало Османской империи. Пожилой Султан БаЯзид II отошел от государственных дел, и его дети начали борьбу за престол. После успешного похода Селима I в Грузию, он стал популярным среди народа и воинов и с этого времени вступил на престол. Первым делом после того, как Селим I взошел на престол, он совершил поход на государство Сефевидов. В 1514 году Селим I победил Шаха Исмаила при Чалдыранской битве. Итак, он решил часть Восточной проблемы. Потом он захватил территорию Мамлюков, в которую входили такие современные государства, как Сирия, Палестина, Египет, Иордания и Аравийский полуостров. Таким образом, Османы стали покровителями мусульманского мира. После смерти Селима I (1520) на престол взошел его сын, Сулейман Великолепный. В эпоху Сулеймана отпала угроза с Востока, начались проблемы с Западом, то есть Европой. XVI век является Золотым веком в истории Османской империи. Наивысшего расцвета Османы достигли во время правления Сулеймана Великолепного. Он правил 46 лет, участвовал в тринадцати военных экспедициях, сам лично управлял войском и присоединил широкие территории. Он проводил сбалансированную политику между Западом и Востоком. Не желая вступать в борьбу на два фронта, Сулейман заключил договор с Западом и пошел войском на Восток. Десять раз он ходил с войском на Запад и три раза — на Восток. Он преуспел и на море и на суше. Османский флот под командованием Хайр-ад-Дин Барбаросса в военной мощи превосходил всех в Средиземном море. Османы воспользовались религиозными и политическими разногласиями внутри Европы и предоставили Франции торговые привилегии с целью испортить отношения между европейцами. Наблюдая за движением протестантов во главе с Мартином Лютером, они предприняли некоторые шаги по предоставлению помощи. Турецко-французские отношения При султане Сулеймане Франция хотела тесного сотрудничества с Османами. Так как в XV веке после столетней войны с Англией она захотела захватить Италию. Во время Возрождения Италия становилась богаче, поэтому Франция желала приобрести богатства итальянских земель. Италия была разделена на несколько городов-государств, и между ними были разногласия. В XVI веке столкнулись интересы Габсбургов и Османов по политическим и географическим причинам. По этим причинам войны невозможно было избежать.Роль Османов в появлении протестантов и их отношения Римский папа Лев X ввел практику индульгенций 18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме. Недовольство политикой Рима и практикой индульгенций наблюдались и раньше, но доктор теологии и монах-августинец Мартин Лютер затронул теологический аспект этой практики, который лег на благодатную почву. Опубликование 95-ти тезисов вызвало резкую реакцию в Риме и понимание немецких князей, что предопределило религиозный раскол Европы на преимущественно германских протестантов и романских католиков. Через три года после выпуска тезисов тогда уже небезызвестный Мартин Лютер был отлучен от Католической церкви решением Папы Римского, что стало началом быстрого разветвления и большого раскола в церкви. От этих конфликтов вспыхнула волна религиозных конфликтов и войн в Западной Европе. C другой стороны некоторые немецкие курфюршества поддержали Лютера из-за того, что Папа вмешивался во внутренние дела курфюрстов. Они думали, что Карл V будет действовать вместе с ними, но он объявил, что ничего не будет предпринимать против Папы. Раскол среди европейских государств было выгоден в политике Османов. В период с 1528 по 1576 гг. Османы вели активную дипломатию против Габсбургов и Папы Римского. Сулейман обещал помочь Лютеру. В отправленном Сулейманом письме Лютеру говорилось, что если протестанты не нападут на Францию, тогда Османы также не будут вмешиваться в их дела. Османы поддержали Реформацию в Европе и поощряли действия направленные против Папы. Османы и протестанты никогда не воевали вместе против общего противника. Протестанты относились к Османам также враждебно, как к Папе, но они этого не проявляли в своих действиях. Лютер считал, что Османы посланы Богом для того, чтобы они уничтожили папство. Но по мере увеличение угрозы со стороны Османов протестанты изменили свое мнение. Основной причиной распространения протестантизма в Европе является противоборство между Османами и Габсбургами. Карл V и Фердинанд также нуждались в воинах-протестантах для защиты своих границ от турок. Это ситуация дала возможность протестантам заявить о своих правах. Аугсбургский религиозный мир узаконил протестантизм в 1555. Заключение Сулейман, частично решив проблемы на Востоке времен своего отца, направил взор на Запад. Его политика в целом заключалась в ослаблении Запада, в чем он и добился больших успехов. Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов, при нём империя достигла апогея своего развития. Территории, которые входили в состав Османской империи, в основном, являлись прибрежными районами Средиземного и Чёрного морей. Соответственно, культура этих территорий была основана на традициях местного населения. После захвата новых территорий в Европе, турки перенимали некоторые культурные традиции завоёванных областей (архитектурные стили, кухня, музыка, отдых, форма правления). Межкультурные браки сыграли большую роль в формировании культуры османской элиты. Многочисленные традиции и культурные особенности, перенятые от покорённых народов, были развиты турками-османами, что в дальнейшем привело к смешению традиций народов, проживавших на территории Османской империи, и культурной идентичности турок-осман. 29 билет XVI веке в Османской империи господствовали феодальные отношения. В основном они выражались в существовании вассально-ленной системы, которая была унаследована еще от турок-сельджуков. Феодальная собственность на землю и категории феодалов остались неизменными. Эта устойчивость объясняется тем, что характер турецкого феодализма не изменился. До конца XVI столетия большая часть земель Османской империи являлась собственностью государства и право распоряжаться ими имел только султан. Однако в непосредственном управлении казны и чиновников находился незначительный земельный фонд, основу которого составлял домен самого султана. Как правило, это были лучшие земли в Болгарии, Фракии, Македонии, Боснии, Сербии, Хорватии. Поступающие доходы находились в личном распоряжении султана и поступали в его личную казну. Крестьянское землепользование и положение крестьянства Подавляющее большинство (80 – 90%) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI века эти отличия стирались и различные категории райя (крестьянства) все более превращались в единую феодально-зависимую массу. Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. Закон обязывал феодала предоставлять крестьянам наделы (чифт, чиртлик) в пределах от 6 до 16 га на семью, в зависимости от качества земли. Крестьянин, впервые получивший надел, платил феодалу особый сбор – тапу. В дальнейшем этот надел, уже без уплаты сбора тапу, переходил по наследству сыну или жене покойного, если она выполняла все установленные повинности. Крестьянин терял свой надел лишь в том случае, если он его не обрабатывал. Министративное и военно-политическое устройство Отсутствие прочных экономических и социальных связей внутри империи позволяет рассматривать Османскую державу как политическую общность, единство которой поддерживалось главным образом благодаря военной силе и активным действиям административного аппарата. Государственный строй и административная структура были зафиксированы в законодательстве Сулеймана Кануни. Объявленный мусульманскими законниками “тенью Бога на земле”, султан (а точнее падишах, т.е. император) полностью распоряжался жизнью имуществом всех своих подданных. Его личность Читалась священной и неприкосновенной. Он имел право распоряжаться всеми доходами империи являлся главнокомандующим армией. Город, ремесла и торговля Спрос городов на сельскохозяйственные продукты способствовал развитию сельского хозяйства, росту товарно-денежных отношений в деревне, отделению ремесла от сельского хозяйства и, вместе с тем, разложению феодального способа производства. Ремесленно-торговый город постепенно становился ведущим в борьбе за экономический, социальный, политический и культурный прогресс страны. Турецкие завоеватели захватили территории с большим количеством городов, в которых были развиты ремесло и торговля. После завоевания эти города были превращены в крепости и центры военной и гражданской администрации. Ремесленное производство, регулируемое и регламентируемое государством было обязано в первую очередь обслуживать потребности армии, двора и феодалов. Военные нужды феодалов и государства, а также все возраставшие бытовые потребности первых вызывали спрос на оружие, военное снаряжение, предметы бытового обихода. Большое значение для развития ремесла имело объединение огромной территории в Азии и Европе в рамках одного государства, ликвидация феодальных усобиц, охрана дорог. За 50 лет численность населения 14 крупнейших городов Османской империи (без Стамбула) почти удвоилась. 30 билет Танзимат (в переводе — «упорядочение», «уложение») — название модернизационных реформ в Османском султанате с 1839 до 1876 года, когда была принята первая османская конституция. Основные принципы реформ были изложены в Гюльханейском хатт-и-шерифе, изданном султаном Абдул-Меджидом 3 ноября 1839 года при вступлении на престол. Неизбежность реформ В отличие от прежних реформ, главное место в Танзимате занимали не военные, а социально-экономические преобразования. Инициатива принадлежала образованной группе бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша, ставший автором Гюльханейского хатт-и шерифа. В течение ряда лет он был послом в Англии и Франции, а затем был назначен министром иностранных дел. Под его руководством был разработан план новых реформ, призванных укрепить центральную власть. Эти реформы также должны были предотвратить развитие национально-освободительного движения на Балканах и ослабить зависимость Султаната от европейских держав путем приспособления существующего строя к нормам западноевропейской жизни. Необходимость реформ была вызвана углублением в начале XIX века кризиса Османского султаната из-за роста внутренних противоречий и обострения борьбы европейских держав за господство на Балканах и Ближнем Востоке. Экономический и политический упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраин, недовольство народных масс усилением налогового бремени и устаревшей феодальной системой породили в османских правящих кругах стремление к проведению реформ. Однако правящие круги хотели провести реформы, которые, не затрагивая основ феодального строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели. Попытки султана Селима III (1789—1807) и затем великого визиря Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Реформы Махмуда II (в том числе уничтожение в 1826 году янычарского войска) содействовали упорядочению государственного управления. Они сопровождались усилением личной власти султана, но мало способствовали прогрессу турецкого общества. В то же время общий кризис империи продолжался. А наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 1820-1830-х годах неудачные для Султаната войны, в которых она лишилась территорий современных Балкан и Греции с большим трудом подавила волнения в Египте и Курдистане. В российских и советских исторических работах данные преобразования принято условно разделять на два периода:
Высочайший указ Работа по подготовке указа о реформах была начата ещё при жизни Махмуда II. В конце 1839 г. Молодой султан Абдул-Меджид опубликовал знаменитый Гюльханейский хатт-и-шериф, то есть высочайший указ. Гюльханейский хатт-и шериф провозглашал три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взимание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы. Сам султан принёс присягу на верность хатт-и-шерифу. Однако, при осуществлении идей султанского указа 1839 г. Мустафа Решид-паша столкнулся с ожесточенным сопротивлением противников реформы, прежде всего улемов и высших чиновников. Активное противодействие реакционеров привело к тому, что реформы Танзимата проводились непоследовательно. Много внимания уделялось инициаторами Гюльханейского акта реализации его положения о неприкосновенности жизни, имущества и чести всех подданных. Ключевые реформы В рамках Танзимата была проведена военная реформа. В стране вводилась всеобщая воинская повинность для мусульман, а также для немусульман. Срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет, а далее до 4 лет. Продолжалось начатое ранее открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. Учеников. При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. Религиозный эдикт был принят в 1856 г. Он провозглашал полное равенство в правах мусульман и немусульман. Изначальный проект реформы предполагал лишь частичное равенство в правах с узакониванием главенствующей роли исламских норм и прав. Но в итоге власти попробовали пойти на более резкие преобразования для успокоения повстанческих настроений в европейской части империи. В реальности, тем не менее, нормы ислама продолжали быть центральными за нарушение их наказывали. Итоги реформ Так как реформы Танзимата в той или иной мере противоречили традициям и шариату, а также затрагивали материальные и социальные интересы чиновников, духовенства и других феодальных элементов, то их осуществление требовало больших усилий и часто оказывалось непродуктивным. При всей их прогрессивности, почва для буржуазных реформ в европейских странах и в Османской империи была разной. Оттого, османская экономика постепенно утрачивала способность воспроизводства на своей собственной основе. Экономическая самостоятельность османов была подорвана. Внешняя задолженность страны очень быстро росла. В октябре 1875 г. Османское правительство вынуждено было объявить о своей неспособности погашать внутренний долг в требуемых размерах. Несмотря на заявленные радикальные преобразования, многие из реформ остались только на бумаге, другие исполнялись лишь наполовину. Османское общество хоть и остро нуждалось в пакете реформ, нуждалось также и в жёстком реформаторе, а не в мягкой власти султана по факту не обращавшего внимание на коррупцию и разложение государства. Реформы Танзимата не оправдали возлагавшихся на них надежд, однако, и достигнутые успехи имели большое значение для дальнейшего исторического развития государства. Однако государство неуклонно клонилось к своему упадку. И общая ситуация в стране готовила почву к приходу самых радикальных реформаторов, которых в то время правящие круги и представить себе не могли. Отправлено с iPhone |