Главная страница

Философия ср 2.2. Самостоятельная работа 2 Задание 1


Скачать 22.69 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа 2 Задание 1
Дата03.12.2022
Размер22.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия ср 2.2.docx
ТипСамостоятельная работа
#826521

Самостоятельная работа 2.2

Задание 1.

В определении философии пространства и времени, предоставленного в Википедии, отмечен вопрос, который не перечислен в задании: существуют ли моменты времени, отличные от настоящего?

Иными словами – есть ли и доказуема ли параллельная реальность? Возможна ли ситуация, когда время в некоей реальности движется вспять или вообще нелинейно?

В фильме Такахиро Мики «Завтра я встречаюсь со вчерашней тобой» эта проблема представлена в виде талантливой художественной метафоры – мой мир линеен, а мир моей любимой – диаметрально противоположен: меня маленького спасает от верной смерти моя любимая, которой уже около 40 лет, а мне – только 10. Но я 40-ка летний, в свое время спасаю свою любимую, которой тоже 10 лет. Есть только миг длиной в один месяц, когда наш возраст практически идентичен и мы можем воспринимать себя как взрослых людей, а не взрослого и младенца.

Интересный сюжет, но, по моему мнению, он отражает в полной мере наше допустимое рациональное восприятие нелинейности временного потока, допущения существования параллельной реальности в виде темпорального парадокса. Ведь действительно, мы не можем с точки зрения нашего опыта понять сам факт существования моментов времени, отличных от нашего линейного восприятия мира и временного лага. Мы проживаем свою жизнь, видя перед собой неизменность пространства и линейность времени, но при этом можем себе допустить существование параллельной реальности, где процессы также логичны, умозрительно понимаемы и тем не менее также не шаблонны.

Современная философия имеет в своем арсенале множество теорий, призванных оценить и описать нелинейные темпорально-пространственные феномены: теория темпорального финитизма, субстанциональная и реляционная концепции и многие другие. Но, поскольку человечество еще никогда не прикасалось к параллельной реальности, все эти теории так и остаются только предположениями, какой она может быть нелинейная темпорально-пространственная реальность.

Задание 2.

Любой процесс и есть движение, мир не стоит на месте, он постоянно движется - движение абсолютно.

Покой весьма относителен, возможно лишь небольшое затишье. Даже находясь в мнимом покое, человек все равно продолжает свое движение, размышляет, обдумывает и затем снова вступает в действие.

Задание 3.

3.2

"В действительности не изменение есть продукт времени, а время есть продукт изменения. Время есть потому, что есть активность, творчество, переход от небытия к бытию, но эта активность и творчество разорваны не в вечности... Падшее время, время нашего мира есть результат падения, которое произошло внутри существования. Падение времени есть продукт объективности, когда все для всего стало объектом, расположенным снаружи. Невозможно сказать, что все вещи во времени. Это наивный взгляд. Время есть только состояние вещей. Другое состояние вещей приведет к угасанию времени"

"С точки зрения диалектического материализма пространственно-временные свойства материального мира должны быть объяснены и выведены из самого этого мира. Реализация этого принципа стала важной на основе последовательного проведения идеи о всеобщем взаимодействии, которое выражает активность, самодвижение материи. Представление о взаимодействии как причине существования и изменения пространственно-временных свойств реального мира подтверждается всем ходом; развития современной науки".

Проанализируйте эти высказывания. Отраженные в них взгляды на бытие, при некоторой схожести, существенно отличаются. Постарайтесь выделить, в чем эта схожесть и отличие. Примите во внимание следующие базисные положения диалектического материализма: "В мире нет ничего, кроме материи, которая движется, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени".

Проблема времени есть основная проблема человеческого существования. И не случайно два наиболее значительных философа современной Европы – Бергсон и Гейдеггер – проблему времени поставили в центре своей философии. Для философии существования проблема времени ставится совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической. Для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы. Вырабатываемые математической философией понятия бесконечности, потенциальной и актуальной, понятия инфинитного, индефинитного, трансфинитного и т. д. имеют лишь косвенное значение для философии человеческого существования. Судьба человеческого существования осуществляется во времени и стоит под знаком времени. Ошибочно наивно-реалистическое понимание времени как формы, в которую вставлено человеческое существование и которой определяются изменения. В действительности не изменение есть продукт времени, а время есть продукт изменения. Время есть потому, что есть активность, творчество, переход от небытия к бытию, но эта активность и творчество разорванные, не целостные, не в вечности. Время есть результат изменения происходящего в реальностях, в существах, в существованиях. Неверно, что изменение в реальностях обусловлено временем. Поэтому время преодолимо. Время падшее, время нашего мира есть результат падения, происшедшего внутри существования. Падшее время есть продукт объективации, когда все для всего стало объектом, внеположным, т. е. все стало разорванным, разобщенным и скованным, связанным. Нельзя сказать, что все вещи во времени. Это наивный взгляд. Время есть лишь состояние вещей. Иное состояние вещей приведет к угасанию времени. Двойственность времени, его двойственный смысл для человеческого существования связан с тем, что время есть результат творчества нового, небывшего и вместе с тем оно есть продукт разрыва, утери целостности, забота и страх. Бергсон раскрывает по преимуществу положительный смысл времени, как durée, Гейдеггер же по преимуществу отрицательный смысл его, как заботы. Одинаково можно было бы сказать, что время субъективно и объективно. Это значит, что время есть продукт объективации, происходящей с субъектом. Время не объективно в наивно-реалистическом смысле слова, потому что объективность есть продукт объективации. Объективация принимается за реальность, данную извне. То же и с временем. Гейдеггер видит онтологическую основу Dasein, т. е. существования, выброшенного в мир, по моей терминологии, объективации, во временности. Для него забота овременяет бытие. Время есть смысл заботы. Но это есть лишь один из аспектов овременения. Овременяет не только забота и страх, овременяет также изменение, происходящее от активности и творчества нового, небывшего. Небывшее становится бывающим во времени. Философия Гейдеггера есть в сущности философия Dasein, а не философия Existenz, философия заботы, а не философия творчества, и потому для него раскрывается лишь один аспект времени. Отношение к будущему, т. е. изменению времени, определяется не только как забота, но также как творчество, не только как страх, но также как надежда. В этом двойной смысл времени. Страх связан с временем, но с временем связано также творчество. Двойственность времени, которую недостаточно видят Бергсон и Гейдеггер, выражается в том, что одинаково непереносимы и неизменность человеческой природы, отрицание вечно нового, творческого изменения, и ее постоянная изменяемость, отрицание вечного в человеческой природе. С этим связана самая структура личности, как сочетание неизменного и изменяемого. Время есть изменение в двух разных направлениях – в направлении повышения жизни и смерти. Время в той его части, которая именуется «будущим», есть страх и надежда, ужас и радость, забота и освобождение. Время есть парадокс, и понять его возможно только в его двойственности. Время не реально, призрачно, время есть суета, отпадение от вечности. Так думает индусская философия, Парменид, платонизм, Экхарт. Время имеет онтологическое значение, через него раскрывается Смысл. Так думает христианство, и этим обосновывает динамизм истории. Так думает и динамический эволюционизм. Одни думают, что изменение призрачно и суетно, что онтологически-реально лишь неизменное и бездвижное. Другие думают, что изменение реально, что через творчество и активность осуществляется новизна и прибыль, нарастает смысл бытия. Подлинная философия человеческого существования может держаться лишь второй точки зрения. Бл. Августин в своей «Исповеди» высказал замечательные мысли о времени. Он отлично понял парадоксальность времени и его кажущуюся призрачность. Время распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее распадается на прошлое и будущее и неуловимо. Бл. Августин пришел к тому, что есть три времени – настоящее вещей прошлых, настоящее вещей настоящих и настоящее вещей будущих. Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся вечности неуловима ни одна из распавшихся частей, ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. Человеческая судьба осуществляется в этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого, настоящего и будущего. Потому так превратна человеческая судьба. Бергсон отличает время от durée. В durée для него раскрывается подлинное существование. Он отлично понимает двойственность мира. По моей терминологии мир объективированный, который и есть падение существования в «мир», для Бергсона есть мир пространственный. Но в действительности это также и мир овремененный, как думает Гейдеггер. Распавшаяся вечность превращается в объективированное время, в котором прошлое, настоящее и будущее разорваны. И необходимо вникнуть, что значит отношение к прошлому, настоящему и будущему для судьбы моего «я» в этой распавшейся вечности, превратившейся в объективированное время, что значит это изменение существования, которое то падает, то поднимается.


написать администратору сайта