Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель занятия

  • Шаг 1

  • Теорет 3.2. Самостоятельная работа по теме 2 Коррекционноразвивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении Цель занятия


    Скачать 20.51 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме 2 Коррекционноразвивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении Цель занятия
    Дата23.05.2023
    Размер20.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеорет 3.2.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #1153157

    Самостоятельная работа по теме 3.2

    Самостоятельная работа

    по теме 3.2 Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении

     

    Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о специфике коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, формирование умения применять их.

     

    Задание 1. Составьте интеллект-карту, отражающую многообразие средств психолого-педагогической коррекции, которые учитель может использовать в работе с младшими школьниками.

     Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется основными свойствами:

    • наглядность (её можно окинуть одним взглядом; вся проблема с многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);

    • привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать её было не только интересно, но и приятно);

    • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

    • информативность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

    • креативность (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).

    Существуют правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном:

    • берем лист бумаги, цветные карандаши, ручки или фломастеры;

    • кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие, обводим его в рамку;

    • рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;

    • над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово;

    • связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками разного цвета и толщины;

    • разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

     Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в её создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

    Для того чтобы логическая схема  была заполнена правильно, перед началом работы учащимся  дается алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме:

    Шаг 1: Определение ключевого понятия.

    Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

    Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

    Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.

    Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть нюансы в информации. Обучающийся самостоятельно вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

    Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках введения темы, закрепления, обобщения полученных знаний.

    Представляя каждое слово в виде картинки, младший школьник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

    Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать такие познавательные учебные действия, такие как:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, по-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

    Например, на уроках математики с помощью интеллект-карт можно классифицировать большое количество информации.

    На уроках литературного чтения, работая индивидуально или в группах, можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей.

    На уроках русского языка интеллект – карты помогут обучающимся, с разной степенью подготовленности, успешно освоить новый материал. Например, при закреплении темы: «Предложение» учащиеся повторят морфологические признаки изученных частей речи, а также смогут продолжить заполнять карту по мере изучения новых.

    Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний обучающихся, высокому уровню усвоения материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе; повышению качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.

    В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности.

    Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

    Задание 2. Подберите к занятию несколько игр, которые можно использовать в работе с младшими школьниками для коррекции их

    • памяти;

    • внимания;

    • мышления.

    В магазине зеркал

    Цель:     развитие    наблюдательности,     внимания,     памяти.     Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

    Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

    Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

     Ручеек

    Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения. Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго».

    Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

    Слушай команду

    Цель:    развитие    произвольного    внимания.    Необходимый    материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».

    Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки

    прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.


    написать администратору сайта