Тема 3.2. Самостоятельная работа по теме 2 "культура эпохи Реформации и Контрреформации"
Скачать 18.31 Kb.
|
Самостоятельная работа по теме 3.2 "культура эпохи Реформации и Контрреформации" Задание 1. Составьте характеристику-описание основных позиций культуры эпохи Реформации. При составлении характеристики эпохи обратите внимание на следующие аспекты: причины Реформации; направления Реформации; ценностные ориентиры; отношение в эпоху Реформации к образованию, науке и искусству. Реформация — массовое религиозное и социально-политическое движение начала XVI в. в Германии, направленное на преобразование христианской религии. В результате Реформации возникает третье направление христианства — протестантизм', включающее такие конфессии, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, а также протестантские секты баптистов, адвентистов, методистов, квакеров и др. Рождение нового направления христианства было предрешено недовольством снизу: католическая церковь вызывала общественное раздражение во многом из-за того, что обложила страну многочисленными поборами. Неслучайно борьба за реформирование католической церкви в дальнейшем трансформировалась в борьбу с папством. Движение Реформации берет свое начало с выступления в Германии профессора Мартина Лютера против индульгенций (бумаг, покупка которых давала отпущение грехов)[1] [2] [3] [4]. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на двери Замковой церкви в Виттенберге (Саксония) документ (95 тезисов) на латинском языке, основное содержание которого состояло в критике индульгенций, особых прав папы прощать грехи и стремлении утвердить Священное Писание как единственный авторитет. Это и стало началом Реформации. Когда папа римский Лев X предал Лютера анафеме, тот публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви, а в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявил, что теперь борьба с папством — дело всей немецкой нации. Если в первые века своего существования христианство было религией бедных и униженных людей, если сначала оно было в оппозиции к власти Рима и даже отличалось известным революционным пафосом, заключавшимся, конечно, не в активной революционной деятельности, но в явном неприятии сложившихся там норм жизни (не случайно же и в Откровении святого Иоанна Богослова говорилось о Риме, как о «великой блуднице»), то в дальнейшем, когда христианство стало официальной религией Римской империи, и особенно к XVI в., оно превратилось не только в особую форму осознания мира, обусловленную верой, мощную и влиятельную, но и в оплот нечистоплотных ее апологетов. Именно об этом во весь голос заявила Реформация. Официальная христианская католическая церковь подвергалась критике со стороны протестантов за то, что она забыла свою историю и превратилась в свою противоположность. Но, конечно, выступление Лютера стало протестом и против разложившейся католической верхушки, непопулярной в обществе, и не только из-за мздоимства, но и из-за распутства и коррупции. Нельзя не отметить и то, что в XVI в. сам текст Библии был недоступен народу, да и народ был по большей части неграмотным. Сам Лютер прочитал Библию уже в зрелом возрасте, и его поразило, насколько текст расходится с реальностью, насколько папский режим далек от истинной христианской веры. Это и подвигло Лютера на перевод Библии на немецкий язык. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи. Новая ветвь христианства по-своему взращивала нового человека. Новизна была заключена в том, что человек обрел смелость напрямую обращаться к Богу, а не идти к нему извилистым и длинным путем — через сложнейшую иерархию священнослужителей. Таким образом, человек Реформации породил личность нового типа — человека, почитающего Бога, но уважающего самого себя. Протестантизм нанес внушительный удар по католицизму — самому главному защитнику средневековой феодальной идеологии. И хотя затем пришло движение Контрреформации, католицизм уже не смог остаться таким, каким был в средние века. Он остался только одной из ветвей христианства. Говоря о Реформации, невозможно не назвать одну из самых известных фигур ее — Томаса Мюнцера (ок. 1490—1525). Его убеждения были более радикальными, чем у Лютера, придерживавшегося умеренно-буржуазных позиций. Мюнцер призывал к уравнительному разделу земли, его религиозное мировоззрение носило пантеистический характер, наконец, он стал предводителем Крестьянской войны. Поэтому, конечно, его разрыв в 1524 г. с Лютером не стал случайным. Создав в Тюринго-Саксонском районе центр Крестьянской войны, Мюнцер, пытаясь, объединиться с чешскими повстанцами, потерпел поражение от объединенных войск князей и, попав в плен, в 1525 г. был казнен. Совпадающие по времени Реформация и Возрождение (позднее Итальянское и Северное) могут показаться чуждыми друг другу явлениями. Возрожденческий тип культуры часто ассоциируется с нарождающейся светскостью, а другой, путь Реформации, с пусть и «модернизированной», но экзальтированной религиозностью. Однако здесь все не так просто. Культура Возрождения (и итальянского, и тем более Северного) вовсе не была отделена от религиозной духовности. Рождая новое сознание, итальянское Возрождение модифицировало религиозную духовность, но вовсе не искореняло ее. А Реформация в свою очередь, будучи религиозным по духу движением, подчас отрицающим всякую ученость («Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», — писал Ж. Кальвин[5]), тем не менее формировала новый тип личности и тем самым разрушала старые средневековые нормы. Эти общественные движения близки тем, что они шли в одном направлении: становлении новых капиталистических общественных отношений и формировании культуры буржуа. Другое дело, что осознание этих реальных целей данных массовых движений (как «рядовыми исполнителями», так и «организаторами и вдохновителями») пришло не сразу, как это часто (а может быть, и всегда) случается в истории, но истинное значение Возрождения и Реформации в культурно-историческом процессе проявилось, конечно, в искоренении отживших средневековых порядков. Протестантизм, обучая человека индивидуальному общению с Богом, пробуждая в человеке чувство собственного достоинства, стал религией буржуазного общества, провозгласившего в конечном итоге главенство демократии и прав человека. Возрождение и Реформация выступили предпосылками ускорения общественного развития, утвердить же добродетели эпохи раннего капитализма позже удалось буржуазным революциям (в XVII в. — в Голландии и Англии, в XVIII в. — во Франции), и не в последнюю очередь потому, что их одобрила протестантская вера. Задание 2. Составьте таблицу «Причины и следствия расцвета культуры эпохи Реформации».
|