Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания ребёнка – читателя дошкольного возраста в современной семье. Проблема детского чтения основные понятия

  • Сущность и основные характеристики, как психологического понятия

  • 1.2.1 Воспитание интереса к чтению ребёнка дошкольника

  • 1.3 Воспитание ребёнка – читателя в современной семье

  • Развитие интереса к чтению у старших дошкольников. Курсовая работа. Семья это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать


    Скачать 61.21 Kb.
    НазваниеСемья это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать
    АнкорРазвитие интереса к чтению у старших дошкольников
    Дата12.12.2021
    Размер61.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа.docx
    ТипДокументы
    #300645
    страница1 из 2
      1   2


    ВВЕДЕНИЕ

    Семья - это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека. Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием- это творение будущего и взгляд в будущее.

    Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Едва человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается сколько-нибудь хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.
    Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания ребёнка – читателя дошкольного возраста в современной семье.

      1. Проблема детского чтения основные понятия

    Роль детского чтения (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в экономическом и духовном развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Хотя именно сейчас проблемы чтения детей и подростков нарастают и требуют принятия целого ряда мер. Среди этих проблем, прежде всего надо отметить недостаточность знаний о чтении подрастающего поколения в масштабах страны, отсутствие организации, которая бы занималась фундаментальным изучением детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. В последнее время большое значение приобрела проблема обучения собственно чтению именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети очень мало читают, предпочитая книгу просмотру телепередач, фильмов или играм в компьютерные игры.

    В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить и изучить проблемы современного детского чтения.

    Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе

    Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, – источник познания мира и себя.

    В России детское чтение изучалось в ходе крупнейших социологических исследований 60 – 90-х годов XX века – «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков – читателей библиотек»

    Сегодня структуру детского чтения можно представить в виде следующих периодов:

    • Возраст 6-7 лет- преобладает эмоциональное отношение к книге, медленный переход от конкретного к понятному мышлению.

    • Отроческих период (10-11 лет) переход от детского возраста к подростковому- для этого возраста характерен переход от эмоционального восприятия к логическому. Обычно в это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.

    • 11-14 лет- подростковый период в детском чтении.

    • 14 лет и старше- переход к юношескому этапу развития личности. Сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного.

    В целом специфика детского чтения отчётливо выражена у детей от 6 (и ранее) до 12 лет. Именно в эти годы более всего читается детская литература, что определяет типологию и структуру детской библиотеки.

    Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды и процессом развития ребенка.

    Детское чтение дифференцируется на учебное. Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребёнка в реалии своего народа, общества, государства, и в инонациональную культуру.

    В культуре России содержание детского чтения и воспитание детей рассматривалось взаимосвязано. Например, считалось, что чрезмерное увлечение сказками, мистикой плохо влияет на психику ребёнка отвлекает от реальности. В современное время это представление приводило к ограничению жанров. Вместе с тем, бытовало мнение, что классическая литература должна входить в детское чтение как можно раньше.

    В современном обществе, к сожалению, существуют проблемы детского чтения. Над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Как утверждают ученые фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, навык чтения.

    Ученые, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявили три основные причины:

    • плохое обучение ребёнка чтению;

    • не поддержание интереса ребёнка к чтению;

    • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

    Также специалисты вывели тот, факт, что дети стали намного меньше читать, а респонденты указали причины этого явления:

    • слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);

    • не хватает свободного времени;

    • нет хорошего учителя.

    Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечают– воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то не стоит удивляться тому, что их дети тоже не будут читать.

    Сегодня меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное- меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа – книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету

    Таким образом, подведя итог по данной части работы, можно сказать следующее: чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

    На современном этапе проблемы детского чтения можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения, государство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению.

    Вторая задача государства- просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

    И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей.

    Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

    Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.

    Сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.


      1. Сущность и основные характеристики, как психологического понятия

      В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

         Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

         В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

    • восприятие данных слов,

    • понимание содержания, связанного с этими словами,

    • оценку прочитанного.

     Разберем каждый из этих моментов.

    1. Восприятие данных слов.

    Уметь читать — это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Простое называние подряд всех данных букв, без слияния их в целое слово, еще не называется чтением. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

    Не трудно показать, что в этом процессе восприятий букв, как символов определенного слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не просто складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове. Если в читаемой нами книге или газете некоторые буквы случайно окажутся выпавшими, замазанными или плохо отпечатанными, нас это часто совсем не смущает: мы все-таки свободно прочитываем соответствующие слова, дополняя, чего не хватает, своим воображением. Этим объясняется, между прочим, и то, почему люди, при чтении, так часто не замечают встречающихся опечаток. Специальные наблюдения показывают, что процесс чтения отдельных слов у разных людей происходит тем легче, чем ближе им их содержание, т.е. чем больше может во время этого чтения обнаружиться работа их памяти и воображения. Если одному и тому же человеку предложить прочесть вслух несколько строк, отпечатанных одинаково крупным и отчетливым шрифтом, но на разных, не одинаково знакомых ему языках, то он скорее будет читать на том языке, который ему более близок. Почему? Конечно, не потому, что его глаза могут получить более сильное впечатление от букв определенного языка, а только потому, что его память и воображение могут сильнее обнаружить себя в одной области, чем в другой.

    Итак, простое умение прочесть слова, данные в книге, находится в зависимости от памяти и воображения читателя, т.е. от его прежнего опыта, от его догадливости, от его умения, кстати, припомнить то, что прежде приходилось ему слышать и говорить. Кто сам плохо владеет речью и не умеет хорошо понимать речи окружающих его людей, не может быть и хорошим читателем, в самом скромном смысле этого слова: он не сможет правильно воспринимать многие слова; он будет их путать и искажать.

    2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами.

    Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется пониманием нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определенный, более или менее яркий образ, в другом — какое-нибудь чувство, желание или отвлеченный логический процесс, в третьем — и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное. Так, например, слово «лес», прочитанное нами, может вызвать в нашем сознании: образ зеленых, шумящих деревьев, поющих птиц, голубого неба, запаха смолы и земляники, чувство успокоения, радости или страха, желание побыть в лесу, суждение о том, что уничтожение лесов приводит к обмелению рек, суждение, что лес — имя существительное и что оно может быть соединено с рядом глаголов, представление ряда других слов, связанных по ассоциации со словом «лес»: «лесной», «леший», «полез» и так далее.

    Способность человека связывать с воспринятыми словами более или менее яркие образы, очевидно, зависит от разнообразия его личного опыта. Кто никогда не был в лесу, не слышал его шума и не переживал других, вызываемых им ощущений и чувств, тот и при слове «лес» не может припомнить ничего яркого, ничего такого, что действительно могло бы перенести его в обстановку леса. В таком случае, может быть, вспомнится картинка, изображающая лес, или зеленый цвет, или темнота, или какие-нибудь отдельные предметы, связанные с представлением о лесе, но самый лес все-таки не будет представлен. Многочисленные исследования, произведенные в разных странах, показывают, что количество определенных представлений, связанных с самыми употребительными словами, у некоторых людей бывает поразительно малым. Иначе говоря: есть довольно много людей, которые не связывают с рядом употребляемых ими слов никаких реальных представлений. Они слышат и даже повторяют слова, которые не имеют для них никакого содержания. Они знают название предметов, не зная самого предмета, или связывали с этими названиями совсем не подходящие представления. Как много людей (в особенности среди неинтеллигентных и малолетних), которые не связывают правильных представлений с названиями некоторых цветов. Как много людей, проводящих всю свою жизнь в однообразной обстановке, и потому не связывающих никаких воспоминаний с названиями многих предметов. Один никогда не бывал в больших городах, другой не видел деревни. Один ни разу не видел моря, другой не бывал в лесу или на горе. Один всю жизнь провел в жарком климате и никогда не видел снега, другой не знает, как растет виноград и зреют ананасы.

    Но слова, употребляемые нами, обозначают не только различные предметы, но также и различные чувстваИ для того, чтобы понять смысл таких слов, опять-таки необходимо иметь возможность воспроизвести в своем сознании когда-то пережитые душевные состояния. Слова радость, горе, тревога, страх, стыд только тогда могут считаться понятыми, когда при восприятии их действительно являются воспоминания о пережитых состояниях радости, горя, тревоги, страха и стыда. Чем разнообразнее были пережитые нами процессы чувств (или, как часто выражаются, чем богаче был наш эмоциональный опыт), тем легче нам бывает понять и словесные выражения, к этим чувствам относящиеся многие из слов, употребляемых в языке, обозначают неконкретные предметы и чувства, а различные понятия представляющие собой результат определенных логических процессов. Понять, что такое добро, право,  власть, причина, число и т.д., можно только в том случае, если предварительно проделана известная умственная работа над целым рядом отдельных представлений, причем к этой работе нередко должен присоединиться и ряд процессов чувства. Отсюда ясно, что некоторые слова могут быть поняты человеком не только после того, как он успел обогатиться определенным жизненным опытом, но и после того, как он успел подвергнуть этот опыт систематической переработке.

    Из всего этого следует, что понимание содержания, связанного с прочитанными словами, зависит от запаса жизненного опыта человека и от глубины переработки этого опыта. Но этого мало. Для того чтобы данные нам слова могли шевельнуть в нашей душе живые воспоминания, чтобы мы могли связать с ними яркие образы, определенные чувства или ясные понятия, необходимо, чтобы самые слова эти были нам известны, чтобы с ними мы хоть один раз уже успели связать то, что составляет их смысл. Иначе говоря: надо, чтобы между словом и его содержанием была установлена известная связь или, как выражаются психологи, известная ассоциацияЕсли бывают люди, у которых замечается больше слов, чем знаний, то и наоборот  можно встретить лиц, у которых богатство жизненного опыта превосходит богатство их речи. Человек много видел, много пережил, много передумал, а выразить всего этого словами с достаточной ясностью не умеет и даже иногда не узнает в словах чужой речи отголоска своих собственных чувств и мыслей. Воспитание человека, его жизненный опыт, умение разбираться в воспринятом и перечувствованном, богатство его собственной речи,  все это существенным образом отражается на понимании прямого содержания читаемых слов. В зависимости от содержания своей психики, от общего направления своего внимания и основного характера своих интересов, разные читатели, прочтя одну и ту же книгу, могут пережить разные состояния, вызванные словами этой книги. И потому самый предмет этой книги будет для них, строго говоря, совсем не одним и тем же.

    3. Оценка прочитанного.

    Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Есть люди, которые готовы со слепой верой относиться почти к каждому печатному слову и не привыкли размышлять над прочитанным. С другой стороны, если присмотреться к тому, как разные люди судят о разных книгах, и с какой точки зрения они их оценивают, то не трудно подметить в этом отношении большую разницу. Одни умеют направлять свое внимание на основную мысль книги, на ее общий план, на то, что называется «общим духом» или «направляющей идеей» данного сочинения. Другие, в своем суждении о книге, разбиваются на мелочи, обращают внимание на частности, выражая свое удовольствие или неудовольствие по поводу отдельных фраз, придираясь к отдельным словам, и т. д.

    Эта разница в отношении к книге, несомненно, зависит от душевного склада читателя. Здесь, прежде всего, сказывается влияние того, что называется большим или меньшим «объемом внимания». Известно, что некоторые в состоянии бывают одновременно удерживать в своем сознании довольно большое количество представлений: человек может одновременно делать несколько дел,  например, писать письмо, слушать разговор, и в то же время отвечать третьему лицу на предложенный вопрос; он способен представить себе очень сложную комбинацию каких-нибудь образов; ему не трудно принять участие в работе, требующей напряженного внимания сразу в нескольких направлениях (как это бывает, например, при сложной административной работе) и т. д. Другие люди не способны к проявлению такого широкого объема внимания. Их внимание узко. Они чувствуют себя уютно только тогда, когда их сознание сосредоточено сравнительно на очень малом числе представлений. В окружающей жизни они замечают обыкновенно только небольшую часть явлений. Поэтому их суждения часто носят узкий, односторонний характер. Им трудно бывает понять сложную комбинацию образов и чувств. Всякая деятельность, требующая одновременного сосредоточения внимания в разных направлениях, бывает  для них непосильна: они теряются, разбрасываются, не умеют обнаружить необходимой находчивости и такта. Эта разница в объеме внимания отдельных лиц, конечно, должна сказываться и тогда, когда они отдаются процессу чтения и оценке прочитанного. Многие только потому направляют свое внимание на оценку частностей, а не целого, что они не в состоянии схватить это целое: объем внимания их слишком узок. Однако, говоря об отношении способности оценивать содержание прочитанного к объему внимания читателя, необходимо помнить, что объем внимания не есть что-нибудь неизменяемое. В зависимости от накопления опыта в  известном направлении, увеличивается в том же направлении и объем внимания. Нам трудно бывает следить за  длинной речью, в которой говорится о малоизвестных нам предметах. Но процесс нашего внимания сейчас же облегчается, как только речь коснется близких нам вещей. Точно такая же картина наблюдается и при восприятии содержания читаемых книг. Чем ближе нашему обычному кругу представлений содержание книги, тем больший объем внимания мы можем обнаруживать при ее чтении и тем более мы оказываемся способными к тому, чтобы произвести ее оценку, как единого, цельного, произведения, тем легче нам бывает понять и оценить «основную идею» и «общий дух» данной книги.

    Из этого ясно, какое важное значение, в вопросе о «сознательном» чтении имеет справка о круге знаний читателя и тех интересах, которые господствуют в его душе. Эти господствующие интересы, определяющие общее направление внимания читателя, не только отражаются на его способности к более или менее широким оценкам прочитанного, но также обусловливают известный характер оценки. Есть люди, которые интересуются по преимуществу областью реальных восприятий. И в книгах они больше всего ищут реальной, внешней правды. Фантастические образы и лирические отступления им не нравятся. Бывает и наоборот: человек с пылким воображением и развитым чувством находит «скучной» и «сухой» книгу, в которой содержится только объективное изложение фактов. При оценке каких-нибудь описываемых в книге событий или излагаемых теорий одни охотно становятся на точку зрения чисто логическую, другие  этическую, религиозную, политическую, эстетическую и т.д. Насколько разнообразен человеческий опыт и насколько различны человеческие интересы, настолько же разнообразно должно быть и отношение читателей к оценке книг.

    1.2.1 Воспитание интереса к чтению ребёнка дошкольника

    Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и все меньше уделяют внимания чтению книг. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения информации. Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению? Эти вопросы заботят педагогов, родителей, библиотекарей.

    Мы, педагоги, строим свою работу основываясь на ФГОС ДО. В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ выделены пять образовательных областей. Одна из них – речевое развитие.

    В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

    • формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

    • ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    • приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

    Для каждой возрастной группы в Образовательной Программе ДОУ сформулированы задач по приобщению дошкольников к чтению  

    • Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (1 младшая группа)

    • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок. (2 младшая группа)

    • Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. (Средняя группа)

    • Учить определять жанр произведений. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (Старшая группа)

    • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (Подготовительная группа)

    Педагогическую работу по приобщению детей к художественной литературе педагоги детского сада осуществляют с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников.

    Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, о мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.

    Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Книга неодинаково важна для малыша трех лет и для ребенка 6-7 лет.

    Книга для ребенка трех лет не является предметом необходимости, нужно привлечь внимание малыша к книге. Читательская деятельность малыша в этот период развития связана с рассматриванием, недолгим слушанием и первым общением с книгой из рук взрослого. Воспитатель показывает образец отношения к книге: бережно держит ее, аккуратно перелистывает. Следует всегда показывать того, о ком говорите детям, а затем просить детей: покажи медведя, лису. Так воспитатель учит первому общению с героями. При знакомстве с литературным произведением воспитатель не читает, а рассказывает книгу, тесно общаясь во время чтения с детьми, глядя им в глаза, использует любимый детьми кукольный театр.

    В среднем возрасте, чтобы развить интерес детей к книге в занятие воспитатели вводят присутствие героя из литературного произведения, который приходит на занятия, знакомит детей с книгами, задает вопросы, реагирует на высказывания детей, устраивает игры.

    В старшем возрасте для привлечения детей к литературным произведениям, используют метод создания проблемных ситуаций, а также детское экспериментирование, вытекающее из содержания произведений художественной литературы. В результате созданной проблемной ситуации при чтении у детей возникает потребность в новых способах знаний или ещё неизведанных способах действий. Проблемные ситуации используют для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию, описанному в произведении или направить на активные поиски ответа, подвести к самостоятельным выводам.

    Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия используют ИКТ. Дети с удовольствием выполняют задания с использованием интерактивного оборудования.

    Для организации непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимные моменты, совместной с детьми деятельности, педагоги используют различные формы работы: индивидуальную, групповая, подгрупповая формы работы; чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссёрские игры, практические и игровые ситуации, творческое преобразование хода повествования, занимательные вопросы, упражнения детей в синхронном выражении чувств, что способствует формированию творческой активности ребёнка и воспитанию ценностных качеств.

    Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, используют плоскостной, теневой, настольный, пальчиковый театр.

    Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы рисование отдельных фрагментов сюжета, предметов, упоминаемых в произведении), разные виды художественной деятельности (изготовление поделок, конструирование предметов, еще одно эффективное средство, облегчающее усвоение литературного произведения.

    Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей. Он должен размещаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему самому захочется. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Его цель – дать возможность ребенку общаться с книгой.

    Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

    В книжных уголках групп с детьми раннего возраста должны быть книги: книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором, книги из прочных или наоборот, из мягких материалов. По структуре это могут быть как книги - произведения, так и сборники. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

    Детям от трех до пяти лет по-прежнему нравятся книжки-картинки. книжки – игрушки, добавляются 10-20 книг деятельностного типа (раскраски, самоделки), книги – произведения и сборники с классическим репертуаром.

    Библиотека для старших дошкольников должна включать художественную классику, научно-познавательные книги (энциклопедии и справочники для детей дошкольного возраста), периодическую печать –детские журналы, газеты, книги по обучению грамоте – художественные азбуки, игровые и учебные книги.

    Без помощи родителей воспитателям не собрать нужное количество книг для библиотеки. Многие родители участвуют в пополнении книжных уголков в группах принося книги своего детства, приобретая книги для группы, участвуя в тематических выставках, в создании книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.

     Информационные стенды решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, представление для родителей необходимых, педагогических знаний по приобщению детей к чтению художественной литературы; информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.

    Привлечение родителей к организации литературных вечеров, досугов, театрализованных представлениях для детей, к участию в конкурсах чтецов, проектной деятельности. позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, учитывая потребности родителей, способствуя формированию активной родительской позиции Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

    Еще одной эффективной формой работы приобщению дошкольников к чтению, является взаимодействие с детской библиотекой.

    Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

    Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
    1.3 Воспитание ребёнка – читателя в современной семье

    Ситуация в детском чтении на современном этапе развития противоречивая: с одной стороны, исследователи констатируют, что оно находится в состоянии кризиса. С другой, подчеркивают новые возможности для развития личности ребенка в современном информационном обществе. Воспитание читателя дошкольного возраста актуализирована тем, что сегодня кризис в чтении детей и подростков нарастает пропорционально потокам информации, насаждающих слой массовой культуры, отрывающих личность от общечеловеческих ценностей. Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Национальная программа поддержки и развития чтения, Концепции библиотечного обслуживания детей в России (2014г.) направлены на организацию в обществе целенаправленной системы воспитания у подрастающего поколения интереса к чтению как духовно-нравственной деятельности. Среди социальных институтов, призванных оказывать влияние на приобщение детей к книжной культуре, особое место принадлежит семье, дошкольным учреждениям и детской библиотеке. Осмысление взаимодействия их деятельности актуальная задача современной теории и практики отечественной педагогики и библиотековедения. Межсферный характер нашего исследования потребовал обращения к трудам отечественных психологов: Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева на положения Концепции дошкольного воспитания, ФГОС. С дошкольного возраста у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. В этом возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, что может привести к подражанию отрицательным героям, воспроизведению неадекватным моделям поведения. Наряду с дошкольными учреждениями воспитание дошкольников как читателей, безусловно, призван осуществлять такой социальный институт как семья. Однако исследования Н.Л. Голубевой, О.Л. Кабачек, Т.А.Новиковой, и др. свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению является утрата отечественных традиций семейного чтения. В Национальной программе поддержки и развития чтения отмечено, что только 7% родителей читают постоянно своим детям.  Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить, как о полноценных организаторах чтения своих детей.  Воспитатели дошкольных учреждений без соответствующей подготовки также не могут дать детям полного представления о детском книжном мире, заложить основы культуры чтения дошкольников. Сложившаяся проблемная ситуация актуализирует развитие партнерских дошкольных учреждений, семьи и детской библиотеки Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. Педагоги видят истоки духовно - нравственного возрождения нации в книге, в читающем ребенке. В библиотеках создается особая среда для воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, для их родителей как организаторов семейного чтения. Дошкольным учреждениям и семье способна оказать помощь в формировании дошкольников, как  юного читателя, детская библиотека и способна сегодня реализовать себя как основной социальный институт, Библиотеки располагают универсальными информационными ресурсами: художественным, научно-познавательным документным фондом, кадровым потенциалом, опытом работы с семьей, партнерскими отношениями с дошкольными учреждениями и другими социальными институтами детства. Работа детской библиотеки по воспитанию юного читателя-дошкольника должна осуществляться в совместной деятельности с семьей и дошкольными учреждениями. В основе нашего исследования лежит бесспорное положение, что дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность.  Именно в эти годы у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Мы пришли к следующему определению воспитание юного читателя (читательского развития дошкольника), трактуя его как процесс первоначального приобщения детей к книге, к ее неисчерпаемым возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения. Дети в дошкольном возрасте не могут сами регулировать процесс чтения. Он осуществляется посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на ребенка со стороны семьи, библиотеки, и дошкольных учреждений. Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам. Как мы уже отмечали, семья, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. В природе семьи заложено постоянство и длительность воспитательных воздействий отца или матери. И как показывают наблюдения, читающие родители становятся образцом для подражания ребенка. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения, семьи и библиотеки при формировании личности маленького читателя. Родителям важно объяснять значение семейного чтения как совместной читательской деятельности семьи, которая лежит в основе духовно-нравственного воспитания и развития личности.  Дошкольным учреждениям, детской библиотеке в этой системе воспитания юного читателя - дошкольника отводится приоритетная роль как центра, организующего и координирующего совместную деятельность и оказывающего методическую, библиографическую помощь семье. Изучение стереотипов чтения дошкольников позволяет определить задачи воспитания дошкольников как читателей: - расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя); - формирование готовности к рациональному выбору книг, телепередачи, мультимедийного продукта (формирование разборчивого читателя); - формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (увиденного, услышанного), воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя; - формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (увиденного, услышанного ), воспитание критически мыслящего, творческого читателя. Анализ взаимодействия дошкольных учреждений и отечественных детских библиотек показывает, что накоплен инновационный опыт партнерских отношений с семьей¸ направленный на организацию библиотечно-педагогического просвещения семьи как средства читательского развития дошкольников. Анализ программ чтения дошкольников показал, что их эффективность зависит оттого, в какой степени дошкольные учреждения и библиотеки могут:  участвовать в проектах, грантах, акциях, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных средств к полноценной деятельности ДОО и  детской библиотеки; развивать научно-исследовательскую и методическую деятельность; создавать электронные базы данных по вопросам читательского развития дошкольников; создавать и совершенствовать программы семейных чтений;  шире привлекать средства СМИ по продвижению детского чтения.

      1   2


    написать администратору сайта