Главная страница
Навигация по странице:

  • Горгий (IV в. до н. э.).

  • Этимология слова «лаконичность».

  • Диалоги Платона. Теория «подлинного красноречия». Диалоги Платона

  • риторика. Семинар по риторике. Семинар 1 Античная риторика. Древнегреческие риторы Родина красноречия


    Скачать 96.71 Kb.
    НазваниеСеминар 1 Античная риторика. Древнегреческие риторы Родина красноречия
    Анкорриторика
    Дата11.12.2021
    Размер96.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар по риторике.docx
    ТипСеминар
    #299846
    страница1 из 3
      1   2   3

    СЕМИНАР № 1

    Античная риторика. Древнегреческие риторы

    1. Родина красноречия.

    Во многих древних сочинениях рассказывается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

    Родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента), спорить против очевидности, сбивать и путать противника в споре и т.п.


    1. Логографы.

    - авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы.

    (Греч. λόγος - слово, рассказ, прозаическое сочинение и γράφω - писать).

    1) авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы (2-я пол.овина VI-V вв. до н. э.). Логографы использовали мифы, местные предания для реконструкции древнейшего периода греческой истории, занимались генеалогическими изысканиями, привлекали документальный материал из общественных и храмовых архивов. Изложения Логографов чаще всего группировались вокруг отдельных исторических центров. Помимо событий греческой истории Логографов интересовали образ жизни и история «варварских» народов; эти произведения часто основывались на личных наблюдениях авторов. От сочинений Логографов сохранились только незначительные фрагменты, дошедшие в текстах более поздних авторов. Уже в период античности выделяли две группы Логорафов: старшие и младшие. Первым Логографом считается Кадм Милетский, написавший произведение «Об основании Милета и всей Ионии» (кн. 1-4). Акусилаю Аргосскому принадлежит работа «Генеалогии», посвящённая мифологич. периоду. Харон из Лампсака создал «Летопись Лампсака» и «Персидскую историю», доведя описание событий до греко-персидских войн (500-449 до н. э.). Самым известным из старших Логографов был Гекатей Милетский, автор «Землеописания» (кн. 1-2) и «Генеалогии» (кн. 1-4).

    Из млад­ших Логографов наи­бо­лее из­вест­ны Гел­ла­ник Ми­ти­лен­ский (около 480-400) и Ксанф Ли­дий­ский (около 485-420). Ксан­фу Ли­дий­ско­му при­над­ле­жат со­чи­не­ния «Ли­дий­ская ис­то­рия», «Ма­ги­ка» и «Об Эм­пе­док­ле»; со­хра­ни­лись 30 фраг­мен­тов его со­чи­не­ний. Гел­ла­ник из Ми­ти­ле­ны на Лес­бо­се - ав­тор не ме­нее 30 сочи­не­ний, ко­то­рые обыч­но раз­де­ля­ют на че­ты­ре груп­пы: а) ми­фо­гра­фи­че­ские; б) эт­но­гра­фи­че­ские; в) хо­ро­гра­фи­че­ские и хро­но­гра­фи­че­ские; г) тру­ды о пе­ре­се­ле­нии на­ро­дов, ос­но­ва­нии го­ро­дов, народных обы­ча­ях и име­нах, изо­бре­те­ни­ях. Греческую ми­фо­ло­гию Гел­ла­ник рас­по­ло­жил по основным цик­лам («Фо­ро­ни­да», «Ат­лан­ти­да», «Дев­ка­лио­нея», «Асо­пи­да», «Трои­ка»), при­бе­гая к ра­цио­на­ли­стической об­ра­бот­ке ми­фо­ло­гического ма­те­риа­ла. Ряд ра­бот по­свя­щён ис­то­рии «вар­вар­ских» на­ро­дов: егип­тян, пер­сов, ски­фов, ли­дий­цев, фи­ни­кий­цев. К хро­но­ло­гич. ра­бо­там от­но­сят­ся «Кар­ней­ские по­бе­ди­те­ли» и «Жри­цы Ге­ры» (свя­ти­ли­ща бо­ги­ни в Ар­го­се). Бла­го­да­ря про­изведению «Ат­ти­да», по­свя­щён­но­му ис­то­рии Ат­ти­ки, Гел­ла­ник яв­ля­ет­ся пер­вым в ря­ду т. н. ат­ти­до­гра­фов. От со­чи­не­ний Гел­ла­ни­ка со­хра­ни­лось около 180 фраг­мен­тов. К млад­шим Логорафам при­чис­ля­ют так­же Да­ма­ста Си­гей­ско­го, Ксе­но­ме­да Хи­ос­ско­го и др.

    2) В конце V-IV веков до н. э. в Афи­нах профессиональные со­ста­ви­те­ли ре­чей для вы­сту­п­ле­ний в су­де.


    1. Софисты.

    Слово «софист» первоначально означало «способный стать мастером», «мастер», затем «учитель мудрости», потому что софисты брались каждого научить секретам ораторского мастерства. Так, в V–IV вв. до н.э. складывается софистика – духовно-воспитательное и философское учение, основанное на принципах субъективизма («Человек есть мера всех вещей, существующих – в том, что они существуют, несуществующих – в том, что они не существуют»), отрицания закономерности во всем («Что каждому кажется, то для него и есть действительность») и релятивизма («О всяком деле может быть высказано два совершенно противоположных мнения»). Софисты в принципе отрицали возможность истинного знания, утверждая, что существуют только мнения (doxa) – различные, взаимоисключающие, множественные. Основополагающие принципы софистики были сформулированы выдающимся философом Протагором (481–411 до н.э.).


    1. Горгий (IV в. до н. э.).

    Горгий родился в V веке до н.э. на юге Италии в греческой колонии Леонтины. Достаточно рано Горгий перебрался на Сицилию, где обучался мастерству красноречия у знаменитого оратора Коракса, а также по некоторым сведениям у Эмпедокла. Завершив обучение, Горгий обосновался в Лариссе и избрал путь бродячего учителя ораторского мастерства и мудрости, т.е. софиста.
    Среди прочих софистов Горгий выделяется необыкновенным мастерством оратора. Так в 427 году до н.э. он пребывает в составе посольства в Афины, и своей искусной речью убеждает народное собрание оказать военную помощь. Наибольшую славу Горгию приносит его Олимпийская речь, произнесенная в городе Олимпия в 392 году до н.э. В ней софист призывает греков отбросить вражду и междоусобицы, которые сотрясали на тот момент греческое общество и сплотить в борьбе против варваров (персов). Большой эффект произвели также Пифиская речь, в которой Горгий оглашает панэллинические идеи, и эпитафия, восхваляющая павших афинян в Пелопонесской войне.
    Из всех сочинений и речей Горгия, в которых разрабатывались как проблемы риторики, так и философские вопросы, до наших дней дошли лишь две: Похвала Елене, Оправдание Паламеда.




    1. Этимология слова «лаконичность».

    Корень слова произошёл от названия Лаконии — региона Древней Греции, в котором находится город Спарта. «Когда беседуешь со спартанцем, он может неожиданно поразить простотой суждений», предупреждал философ Сократ своих земляков. «Как умелый стрелок он может вдруг продемонстрировать острую фразу, которую можно услышать, беседуя с малоразвитым ребёнком». Многие правители и военачальники убедились в правоте Сократа.
    Существует легенда, когда Филипп Македонский (отец Александра) подошёл к стенам Спарты, он направил спартанцам послание, в котором говорилось: «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!». На что спартанцы/лаконийцы отправили самый короткий известный ответ: «Если». И Филипп II, и впоследствии его сын Александр Македонский обходили Спарту в своих походах.

    До сражения в Фермопилах, спартанский военачальник Диенекес получил сообщение, согласно которому у персов так много лучников, что их стрелы закроют солнце. Диенекес констатировал: «Хорошо, значит сможем сражаться в тени».

    Сражение в Фермопилах было выиграно персидским царём Ксерксом, но моральная победа досталась спартанцам, которые отчаянно защищались. Известен лаконичный ответ царя Леонида на предложение сложить оружие в обмен на жизнь: «Придите и возьмите».

    Ещё одна из известнейших фраз Леонида относится к тому, как он готовился отправиться на эту войну. Когда его жена Горго спросила, что ей делать, если он погибнет, Леонид ответил: «Возьми хорошего мужа и рожай здоровых детей».


    1. Сократ — мастер торжественного красноречия, основатель первой в Афинах риторической школы.

    Античный философ, учитель Платона. В школе Сократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

    Как мастер красноречия, Сократ считался в древности высшим авторитетом - о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой. Бесспорная заслуга Сократа состоит в совершенствовании стиля письменной речи, отличия которой от устной подчеркивает Аристотель: «Один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для речи в суде. Надо владеть обоими». Но крупнейший римский теоретик красноречия Квинтилиан сознавал недостатки, свойственные литературному творчеству Сократа, о чем говорит его оценка: «Стиль Сократа полон многочисленных украшений и отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя...» В какой-то мере это понимал и сам оратор, когда писал в речи «Филипп»: «Для меня не осталось скрытым, насколько большей убеждающей силой обладают речи произносимые по сравнению с речами, предназначенными для чтения...»


    1. Диалоги Платона. Теория «подлинного красноречия».

    Диалоги Платона — сочинения древнегреческого афинского философа Платона (428/427 до н. э. — 348/347 до н. э.) в форме диалогов между различными историческими и вымышленными персонажами. Представляют собой значительную часть всех платоновских сочинений. Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он ничего не знает и, чтобы стать мудрым, расспрашивает других людей. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов.

    Сократ всегда отмежевывался от риторики софистов, своими изощренными доказательствами часто сбивавших с толку слушателей и оппонентов. Он считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Сократ известен как автор теории подлинного красноречия, основанного на знании истины. Она изложена в диалоге «Федр», написанном его учеником Платоном.

    1.   1   2   3


    написать администратору сайта