Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Репродуктивные

  • 2. Репродуктивно-оценочные

  • 3. Сочинения разных жанров

  • 4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества

  • 22. Особенности изучения эпических произведений в 5-11 классах.

  • 21. Изучение лирики в 5-11 классах.

  • 25 - 26. Специфика изучения обзорных тем в школе. Типы уроков-обзоров.

  • Типы уроков-обзоров

  • ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся


    Скачать 0.53 Mb.
    Название34. Культура письменной речи учащихся
    АнкорШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!.doc
    Дата19.09.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!.doc
    ТипДокументы
    #8654
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    34. Культура письменной речи учащихся.

    Методика преподавания литературы уделяла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений.

    Работа по развитию письменной речи учащихся многообразна и зависит: а) от возрастных особенностей учащихся, б) уровня их литературного и речевого развития, в) от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится речевая работа со школьниками и г) от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач.

    Упражнения по развитию письменной речи классифицируются на следующие группы:

    1. Репродуктивные: изложения, бывают: подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями. Методика проведения подробного изложения такова: вначале педагог сообщает классу целевую установку и читает текст; затем, если изложение обучающее, проводится беседа, в ходе которой коллективно выясняются возможные варианты будущей работы, воспроизводятся наиболее важные моменты, а иногда записываются цитаты, которые следует ввести в работу. Если ученики не овладели еще умением пересказывать или им пред­ложена сложная целевая установка, то целесообразно коллективнo составить план, а иногда и предложить образец рассказа. В завершение учитель повторно читает текст, а ученики пишут
    работу. Другой вид изложения — сжатое, или краткое — требует умения отбирать самое важное, самое существенное. Школьникам предлагается опустить все подробности и рассказать только о самом главном.

    2. Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения, т.е. включающие в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев. Подобные виды заданий практикуются в последнее время в качестве экзаменационных работ по русскому языку и литературе за курс девятилетней школы.

    3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, сочинение по картине и т.д. В основе сочинения лежат впечатления учащихся о действительности (природе, среде, школьной жизни) и о произведениях лит-ры. Предлагая ту или иную тему учитель должен учитывать не только различную подготовку учеников, но и индивидуальный склад личности. Принято предлагать несколько тем на выбор.

    4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т.д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре (фрагменты).

    Нужно учить школьников, начиная с младших классов, вдумываться в каждое слово в формулировке темы сочинения. С раздумий над темой и начинается работа над сочинением. Старшеклассники, ознакомившись с темой, должны уметь определить не только её границы и объём, но и охарактеризовать жанр и стиль будущего сочинения, а также указать источники, к которым лучше прибегнуть в ходе работы. Далее должен определить его идею, а также отобрать материал каким возможно будет пользоваться. Далее нужно продумать логику и последовательность изложения, т.е. нужно учиться группировать материал. Нужно показать ученикам различные виды вступлений (разъяснение, внезапное начало, интригующее введение и т.д.) и заключений (эмоциональное завершение, логический итог и т.д.). Периодически нужно проводить уроки-лекции, являющиеся для учащихся образцом устного сочинения. Здесь наглядно показывается ученикам, как сам учитель строит вступление, как из его переходит к основной части, как он выдвигает основные положения и доказывает их, опираясь на произведение и цитируя его, и как завершается лекция-сочинение. Типичными приемами работы на уроках обучающего сочинения являются составление плана или обсуждение заранее подготовленных планов; выбор жанра письменной работы; обсуждение и выбор

    удачных эпиграфов; подбор текстового материала; формулировки отдельных положений, которые ученики намерены отстаивать в своих сочинениях.


    22. Особенности изучения эпических произведений в 5-11 классах.

    В эпическом роде литературы решающую роль играет повествование, т.е. рассказ о когда-то произошедших событиях. Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние, поэтому в отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Таким образом, одно из важных свойств эпической формы – дистанция между временем изображаемого действия и времени повествования. Наличие в них разного рода описания (изображение предметного мира, внешности, картин природы, обстановки). К повествованию иногда примыкают авторские рассуждения или лирические отступления, позволяющие читателю лучше понять авторскую позицию. Повествования о действиях и событиях всегда соприкасаются высказываниями персонажей, либо произносимыми, либо внутренними. В эпосе характер изображается определенным и законченным, четко очерченным, а события представляют собой законченную сюжетно-организованную систему. Автор изображает процессы, протекающие в мировом произведении и на протяжении значительного времени. Самый существенный недостаток в работе с эпическими произведениями, имеющие место в практике работы в школе заключается в том, что на уроках допускаются сведения, смысла содержания произведения к поверхностному пересказу, даже не сюжета, а событийной канвы. Разговор о героях произведения видится не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях. В результате характеристики героев оказывается формальными, оторванные от художественной ткани произведения, а разговор о художественных особенностях выглядит подчас как необязательное дополнение к основному материалу. Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. При этом в 5-6 классах главным оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведений. Наблюдения же над композицией, жанровыми особенностями, авторских отношением к изображаемому накапливается в виде конкретных представлений, но не становится предметом обобщения. В 7 классе обобщающий элемент значительно усиливается. В 9-11 классе анализ должен строится на серьезном теоретико-литературном ознакомлении. Общей особенностью изучения является необходимость сгруппировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязях и сцеплениях. Неизбежным моментом в работе является рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов. Рассказ: сюжетность рассказа позволяет в процессе его изучения привлекать все возможные формы пересказа (подробный, краткий, выборочный, с лексико-грамматическими заданиями, художественный). Таким образом, развивается речь и приготовление к анализу. Наблюдение учащихся над языком рассказа осуществляется под руководством учителя, они помогают почувствовать, чем отличается художественный рассказ от обычного, расширяется представление учащихся о литературе как искусстве слова, о богатстве языка, о различных его стилях. В старших классах анализ более углубленный и строится на многообразии методов и приемов анализа. На вводных уроках при изучении больших эпических произведений не следует давать предварительную линейную и художественную оценку произведения, в противном случае, все дальнейшее будет повторением известного или дополнением неинтересной детализации. Цель вводного занятия – наметить проблематику анализа и заинтересовать школьника произведением. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний, а также обобщении. И после наблюдению над отдельными частями текста. В процессе работы над отрывками из текста следует стремиться углубить восприятие материала и выработать целостные представления о произведении. Важное значение в чтении и анализе текста в старших классах имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. Не должны остаться без внимания особенности повествования манеры писателя. В изучении эпических произведений важно то обстоятельство, что персонаж всегда несет эпическую авторскую оценку и тем самым помогает читателю выработать ценностные ориентации. Старшеклассникам надо помогать воспринимать героя в его реальном содержании и в художественно-условном, т.е. как создание автора, несущее определенную идею. Большая роль в этом принадлежит обобщенным элементам. Таким образом, произведения эпического рода рассматриваются в школе с многих точек зрения и выбирают работу над разными компонентами художественного текста. Схема анализа романа. Содержание элементов сюжета: 1. тематика, проблематика, 2. основные конфликты, 3. система персонажей и 4. внесюжетные элементы 5. художественная речь, 6. идейный мир.

    21. Изучение лирики в 5-11 классах.

    Учащиеся, особенно подростки, как правило, предпочитают остросюжетные произведения, богатые внешними событиями, а лирика увлекает их гораздо меньше. У старшеклассников интерес к лирике усиливается, но и в этом возрасте большая часть учащихся лирике предпочитает эпическое произведение с увлекательным сюжетом. В связи с этим в 5-8 классах, работая над лирикой, учитель должен заботиться о том, чтобы выделять мотивы, близкие к читателям, создавать установку на чтение, направлять в авторское русло поток читательских ассоциация и помогать ученикам улавливать неповторимость взгляда поэта на мир и его художественные манеры. В старших классах задача усложняется, и они обусловлены не только объемом материала. Здесь важно увидеть творчество поэтов в целом, проследить его путь к поэзии, определить жизненные и литературные истоки его мировоззрения. Работа над лирическим текстом усложняется необходимостью обнаружения в анализе связью с творчеством поэта, историей литературы в целом, а также с поэтической традицией. Глубина восприятия лирики зависит не только от возраста, но от эмоциональной отзывчивости учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся эмоционально воспринять стихотворение. В процессе изучения лирического стихотворения эффективен такой прием: установка на восприятие стихотворения, которое осуществляется на вводном занятии. Она осуществляется путем сопоставления лирического произведения близким по художественным особенностям с произведениями другого вида искусства (музыка, скульптура, живопись, театр, кино). К вводному занятию примыкает комплексное комментирование, в особенности лингвистическое. Необходимость этого приема обусловлено тем, что слово в лирике требует к себе особого внимания. Если при изучении эпического и драматического произведения допустимо оставлять слова необъясненными, то в объяснении лирики необходимо знать знание каждого слова. Чтобы понять и почувствовать лирическое произведение необходимо эмоционально воспринять его во всем многообразии стихотворной поэтики. После объяснения непонятных слов, целесообразно приступить к чтению произведения. Стихотворение может быть прочитано и учителем, специально подготовленным учеником и мастером художественного слова. После чтения необходимо дать 1-2 минуты на размышление, а потом попытаться выявить какое впечатление вызвало у школьников прочитанное стихотворение. Изображенный мир лирического стихотворения: логический. Это обстоятельство следует учитывать при анализе отдельных деталей, которые могут встречаться в лирике. Если в стихотворении имеют место предметные детали, то они выполняют психологическую функцию, либо косвенно создавая эмоциональный настрой произведения, либо становясь впечатлением лирического героя, объектом его рефлексии. Таковы детали пейзажа. Наибольшую сложность для анализа представляют те лирические произведения, где есть подобие сюжета, персонажи. В лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только неповторимые черты в обществе, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто лирический герой сходен с автором по личности, характеру, но различие это принципиально и сохраняется, т.к. автор типизирует и обобщает лирические переживания. В отличие от персонажа эпического и драматического произведения, лирический герой не обладает бытийной неопределенностью и существует вне пространства, его переживания есть всегда. Лирика тяготеет к малому объему, вследствие тяжелой композиции (повтор, противопоставление, усиление, монтаж). Большая значимость зачина и концовки. Композиция: - по типу градации, - сопоставление 2 образов, - философское размышление, - смешанная композиция. Стилевыми доминантами в лирике выступает: - монологичность, - риторичность, - стихотворная форма. В случае, когда лирика использует не стихотворную, а прозаическую форму подлежит обязательному изучению и анализу, поскольку указывает на индивидуальное и художественное своеобразие. Стихотворение в прозе не ритмически организованное сохраняет черты лирики: - небольшой объем, - повышенная эмоциональность, - внесюжетная композиция, - общая установка на выражение субъективного впечатления и переживания. Важное значение имеет выявление пафоса, поскольку в некоторых случаях формирование идеи становится ненужным. Большое значение в лирике приобретает обучение школьников выразительному чтению. План анализа лирики. 1. Определение содержательной доминанты (тема, проблема), 2. Характеристика лирического героя, 3. Анализ композиции, 4. Анализ языка, 5. Определение метрики, ритмики, строфики, 6. выявление идейного замысла или пафоса.

    25 - 26. Специфика изучения обзорных тем в школе. Типы уроков-обзоров.

    Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор—это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» 1) для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-

    литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение); 2) для характеристики уроков особой структуры.

    Н.И Кудряшев определяет обзоры как уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и/или литературы определенного периода, а также об отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрываются лишь наиболее важные особенности.

    Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных сведений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения; информативная перегруженность; приобретение знаний на уровне абст-

    рактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления; уменьшение доли текстуального анализа; отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.

    Чрезмерная насыщенность обзорных тем материалом, множеством фактов, идей, событий и ограниченность часов, предназначенных для их усвоения, рождают проблему отбора сведений, четкой их систематизации, применения приемов мобилизации уже имеющихся у учащихся знаний, заблаговременной подготовки докладов, сообщений, выразительного чтения произведений и фрагментов, которые включены в урок. Цель уроков-обзоров нельзя ограничить воссозданием

    «фона», на котором потом выступят творческие индивидуальности крупнейших писателей: не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

    Примерный план изучения обзорной темы:

    1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.

    2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.

    3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:

    а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы;

    б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;

    в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;

    г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;

    д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.

    4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.

    5. Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

    Обзорные темы чаще всего раскрываются в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, выступлений подготовленных учеников. В классах с хорошей подготовкой возможна иная форма - семинарское занятие (урок-панорама), на котором учащиеся в рабочих группах самостоятельно выявляют пути решения поставленной перед ними «литературной задачи», рассматривая информационные карточки, содержащие выдержки из литературных манифестов, критических статей, писем, мемуаров, других источников. Школьная лекция отличается от вузовской, т. к. психологически даже старшие школьники не готовы слушать её в течение целого урока. Поэтому после 25--30 минут получения словесной информации необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией аудио- и видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.


    Типы уроков-обзоров:

    1) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему в "неразвернутом виде" (Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века”);

    2) концептуальные обзоры этапов развития литературы:

    а) обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии (Модернизм как художественная система);

    б) обзор–веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий);

    в) проблемно-тематический обзор (Тема родины в современной поэзии );

    3) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися (Обретения и потери "серебряного века).

    2.1. Эффективность обзоров во многом зависит от своевременной активизации имеющихся у школьников знаний и впечатлений с ориентацией на инварианты в структуре учебного материала. В старшем школьном звене возрастает роль ретроспективных связей, осуществление которых позволяет организовать повторение, в какой-то мере переосмыслить знакомые факты заново.

    Полезно познакомить старшеклассников с последовательностью изучения обзорных тем, с примерным планом, используя который, ученики могли бы самостоятельно работать над темой на уроке и дома.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта