ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся
Скачать 0.53 Mb.
|
концептуальность – опора на определенную теорию (концепцию), системность – должна иметь логику и взаимосвязь частей, управляемость – возможность диалогического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики с целью коррекции результата, эффективность – должна давать высокие результаты при оптимальных затратах, гарантировать достижение определенного стандарта обучения, воспроизводность – возможность применения другими субъектами. Факторы психического развития учащихся Любая технология исходит из представлений об истоках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от ведущего фактора развития можно выделить:
Кроме названных теорий существуют технологии, опирающиеся на направления деятельности личности: 1). Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина. В основу положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания, в частности содержащего обобщения в формировании интеллекта. Реализация ее достигается формированием теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, в котором все содержание не просто излагает систему знаний, а организует освоение ребенком содержательных обобщений. Введение нового понятия проходит в 4 стадии: 1 знакомство с ситуацией и ориентирование в ней, 2 овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, 3 фиксация выявленных отношений в форме конспекта, схемы и т.д., 4 выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно сделать общий вывод. 2). Теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Талызина). В основе – идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой теории умственное развитие происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом внешней деятельности во внутренний умственный план. Обучение складывается из этапов: 1 этап - предварительное знакомство (текстуально или в схеме), 2 этап - материальное действие: обучаемый выполняет действие в соответствии с учебным заданием в развернутой форме. Он работает со схемами, конспектами, учебниками и т. д. 3 этап - этап внешней речи: обучаемые проговаривают вслух действие, операцию, которую выполняют, 4 этап - этап внутренней речи: все проговаривается про себя, 5 этап - этап автоматического действия. 3). Бихевиористские теории научения (Э.Торндак, Д.Уотсон, Б.Скиннер). Общая формула теории: стимул- реакция – подкрепление. Стимул - это побудительная причина (ситуация); реакция на стимул; сигнал о правильности выполнения. 4). Гештальттеория усвоения ( М. Вертхеймер, Г. Мюллер, В. Келлер, К. Коффа) основывается на учении целостной организации гештальте, т. е. такой целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение по одномоментному впечатлению. 5). Суггестопедическая концепция обучения – обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящем к сверхзапоминанию. 6). Теория нейтролингвистического программирования – процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека. В модели этой теории выделяется вход информации, ее хранение, переработка и выход, воспроизведение в той или иной форме. Существует два вида информации: сенсорная (нейрон), вербальная (лингво). 35. Факультативные занятия по литературе. Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают. Факультативные курсы решают след. задачи: - углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса; - повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления; - учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций; - развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус. Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.). Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре. Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века. Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века. Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений. Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д. Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями. Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям. Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения. 17. Пути и типы анализа художественного произведения. В современной методике пр.р.лит. выделяются следующие типы анализа худ. произведения: филологический, культуроведческий, психологический, интертекстуальный, сравнительно-типологический, которые помогают рассматривать худ. произведение как межкультурный универсум, как культурный код эпохи, как способ постижения психологии человека (героя, писателя, читателя), а также как интертекст, всегда опирающийся на претексты. Каждый тип анализа имеет свои приёмы. Так психологический анализ имеет приёмы, связанные с постижением психологии писателя, персонажа, читателя. Это такие приёмы как: составление психологического комментария читателя, написание психологического досье персонажа, составление цветового спектра чувств героя, составление словаря описаний голосов, жестов, мимики, взглядов персонажа, составление партитуры переживаний героя. Культуроведческий имеет приёмы, связанные с постижением поликультурного пространства художественного произведения: нахождение в произведении элементов культуры и читательская их интерпретация, этнографический и этнокультурный комментарий, сопоставление элементов разных культур, представленных в худ. произведении. Интертекстуальный анализ имеет приёмы, связанные с жизнью художественного произведения в «большом» и «малом времени». Это нахождение в произведении интертекста, представленного в виде аллюзий, реминисценций, адаптаций, и сопоставление их с первоисточниками, сопряжение интертекста и основной идеи произведения. Филологический анализ предполагает использование приёмов, связанных с постижением дотекстовой информации, сильных позиций произведения, темы и идеи, проблематики и системы образов, подтекста произведения и т.д. Построение школьного анализа опирается на сложившиеся в методической науке и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения. В традиционной методике выделяются следующие пути анализа: «вслед за автором» (или целостный); «по образам», «проблемный». В практической деятельности выделяют ещё композиционный и смешанный пути анализа, в ходе последнего рассматриваются то события произведения в их сюжетной последовательности, то образы героев, то сквозные темы и проблемы. Разбор «вслед за автором». В основе данного пути анализа лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава. Достоинства этого пути анализа – естественность порядка разбора, повторяющегося на более сложной основе процесса чтения, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, возникающая при сопереживании, рассмотрении произведения во взаимосвязи формы и содержания. Однако этот путь иногда оборачивается ограниченностью анализа. Часто он замыкается на эпизоде, поэтому не всегда удаётся прояснить связи со всем произведением. Поэтому появляется опасность превращения анализа в сплошное комментированное чтение. Самый привычный путь разбора произведения в школе – «пообразный», т.е. анализ образов-персонажей, пейзажей, символов и т.д. Например, при анализе образа-персонажа нужно дать полную характеристику действующего лица (портрет, биографию, мировоззрение); понять структуру образа (выяснить, какими средствами художник раскрывает характер, мимику, жесты); обратить внимание на речь героя; определить взаимосвязь главных героев произведения, показать обстановку в которой находятся. При анализе образа-пейзажа необходимо определить, какие чувства и мысли рождают картины природы в душе читателя; какие средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения) используются для создания образа-пейзажа. При анализе образа-символа необходимо выяснить какими языковыми средствами создаётся символический образ, о чём говорит образ-символ, на что указывает. Проблемный путь анализа – предполагает проблемный вопрос – проблемную ситуацию – проблемный творческий поиск истины. Здесь внимание школьников концентрируется на морально-философских и социально-нравственных проблемах, которые определяют идейно-художественную специфику произведения. Этот путь анализа поможет формировать творческую самостоятельность школьников, развивать аналитические и синтетические способности. Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме. Проблемный анализ-это своего рода «цепная реакция» вопросов, разборов не замыкающихся рамками одного урока. 13.Вступительные занятия в старших классах: теория и методика. Основная цель вступительных занятий – возбуждение интереса к изучаемому произведению и творчеству писателя в целом; создание установки на восприятие и понимание текста; мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Создание установки на чтение литературного произведения в школе должно вызвать не только интерес к книге, но и определенную направленность восприятия. Вступительные занятия призваны очертить круг ассоциаций важных для восприятия текста, вовлечь в проблемы, создать русло, по которому будет двигаться читатель. Методисты выделяют следующие виды работы, предваряющие чтение и разбор произведения: - вступительное слово учителя, - подготовительная беседа, - постановка и запись вопросов, которыми должны руководствоваться школьники при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения, - прослушивание музыкальных произведений, тематически близких к изучаемому тексту, - рассматривание репродукций картин художников. Основные пути подготовки к чтению и анализу текста: - на основе изучаемого произведения, - на основе личных впечатлений школьников. Одним из способов подготовки к чтению – оживление личных впечатлений, связанных с темой произведения, которые предстоит читать. В качестве прелюдии, создающей установку на чтение может выступить фильм, музыка, изобразительное искусство. При этом важно, чтобы, настраиваясь на волну чтения с помощью других видов искусств, ученики не смешали текст с увертюрой, а ощутили его своеобразие на фоне близких мотивов. Средством создания установки на чтение произведения могут выступать: - рассказ об истории его создания, - эпизоды биографии писателя, вовлекающие школьников в круг его мысли. При этом полезно использовать заочную экскурсию, которая вызывает большой интерес у учеников, знакомит со сложными вопросами. Подготовка заочной экскурсии требует тщательного ознакомления с мемуарами, письмами, дневниками и произведениями писателя. Не менее тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал: рисунки, картины, различные карты, планы, фотографии. Всё это поможет оживить прошлое, заставить мысленно увидеть черты времени, в котором мы погружаемся. Заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать отражение характера и мыслей в его портрете. Ученики должны понять какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Вступительное занятие в форме заочной экскурсии можно проводить как в средних, так и в старших классах. Средством создания установки на чтение эпического и драматического произведения могут служить фрагменты текста, представленные учителем, диафильмом, вызывающей у учеников общий интерес. Установку на восприятие классики способно создать чтение современных произведений, близких по составленным в произведениях проблемам. Объем вступительных занятий может быть различен от 5-20 минут в средних классах и до целого урока в старших классах. Объем, содержание и методика проведения вступительных занятий определяется методикой специфики произведения, учебными и воспитательными задачами и возрастными особенностями учащихся. Для удобства методисты выделяют такие виды вступительных занятий: 1. вступительные занятия, помогающие понять историческую эпоху, отраженную в произведении, или относящуюся ко времени его создания, 2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведение, или вводящие в его тематику, 3. вступительные занятия, основанные на использовании жизненного опыта и живых наблюдений учащихся, 4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала. Вступительные занятия в старших классах отличаются большей степенью глубины и сложности. Чаще всего – это история создания произведения или характеристика эпохи, которую лучше всего давать на материале искусства, живописи и музыки того времени. Особенно важно в старших классах использовать документальный материал: дневники и письма современников, мемуарную литературу, исторические хроники. Вступительное занятие не всегда прямо и непосредственно предшествует изучаемому произведению. Часто их трудно бывает дифференцировать, поскольку материал вступительных занятий рассредоточивается в обзорных темах, изложениях, биографии писателя, которые являются формой подготовки школьников к восприятию его творчества. Одним из видов вступительных занятий в старших классах может стать урок первоначальной ориентировки в тексте. Если в центре изучаемого произведения стоит фигура крупного исторического деятеля, всегда интересно показать школьникам какое истолкование находил его образ у других писателей, в других видах искусства, как тщательно и с каким чувством ответственности готовился автор к воплощению этого человека в своем творчестве. 23. Чтение произведения как основа его изучения. Виды чтения. Чтение литературных произведений – деятельность во многом сложная, как и творение искусства, при определенных условиях вызывает потребность анализа и дает установку на анализ. Асмус: чтение – важнейший творческий процесс, требующий напряжения, интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающиеся на всю духовную сферу в жизни человека. В современной методике проблема чтения самая актуальная. Причины эти социального, психологического и методического характера: 1. в современных условиях всеобщей компьютеризацией ученики все реже общаются с книгой, 2. существенная значимость в умении развить у учащихся речь, 3. чтение литературных произведений – деятельность сложная, как творение искусства. Художественный образ: - вымысел, - типизация (обобщение), - индивидуализация. Это обусловлено тем, что общение с искусством предполагает способность перенесения в себя другого человека в незнакомой жизненной ситуации, т. е. преображение себя, выходы за пределы себя. Ум читателя во время чтения активен, поскольку одновременно он противостоит тому, чтобы принять образы искусства, за явления самой жизни и голосу скептицизма, который утверждает, что изображенная автором жизнь есть вымысел искусства. Читатель одновременно видит, что художественные образы – это образы жизни и понимает, что это не сама жизнь, а только художественное отображение. Чтобы чтение оказалось плодотворным, чтобы состоялся диалог между читателем и писателем и от этого труда не может освободиться. Хороший читатель тот, который обладает: - воображением, - памятью, - богатым словарным запасом, - художественным вкусом. Более значимыми являются причины методического характера. У хорошего учителя читают все. Следует иметь ввиду, что от организации чтения во многом зависит успех работы над всей литературной темой. Пока произведение не воспринято, ученик не чувствует потребность в анализе, он даже может сопротивляться всем попыткам заставить его говорить. Книгу надо просто прочитать, переживая, волнуясь. Иногда целесообразно прочесть в классе несколько глав и только потом прочитать се произведение. Можно сопровождать чтение комментированием, однако эти комментирования не должны быть слишком подробными и не должны дублировать те комментарии, которые даны в учебниках и хрестоматиях. Рассказать какие-то биографические сведения, которые связаны с литературным произведением. Выявить в произведении те проблемы жизненно-важные, которые волнуют учащихся (по Ильину). Зачитать самые интересные моменты из произведений. Рассказать об истории создания или литературном прототипе, чтобы влияние книги было прочным, не исчезло первое эмоциональные впечатления учеников. Различают несколько видов чтения: Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов: 1. Пробуждение чувств, 2. Выявление авторской позиции, 3. Вживание в ситуацию произведения, 4. План чтения и техника произнесения. Объяснительное чтение – один из самых первых терминов в истории МПЛ. Суть его проста и вполне понятна из названия: чтение текста в классе должно сопровождаться разъяснением со стороны учителя. Такое чтение методист Бунаков называл «энциклопедическим». Иногда, когда изучается достаточно «длинное» произведение, есть смысл напомнить связь «ныне происходящих» в книге событий с уже прочитанными. Со временем следует приучить детей к самостоятельному комментированию читаемого, он должен уметь пользоваться толковыми словарями, справочниками, энциклопедиями (хотя бы детскими). Таким образом, объяснительное чтение, которое обычно практикуется в младших классах, - ступень к комментированному чтению. Особое место на уроках русской литературы в школе занимает комментированное чтение. Необходимость комментирования текста проистекает из очевидности дистанции, отделяющей современного читателя-школьника от литературного произведения, рассматриваемого на уроке, и от исторически и эстетически обусловленного литературного процесса. Преодоление или, точнее, сокращение этой дистанции и есть цель и задача комментирования как метода изучения литературы в школе. В процессе комментирования учитель стремиться приучить школьников к внимательному чтению, разбудить их воображение, их готовность к последующей работе над вопросами обобщающего характера. В старших классах роль комментированного чтения в освоении художественных произведений уменьшается: на первый план выдвигается задача формирования у школьников навыков самостоятельной работы над текстом. Чтение требует от школьников не только логического понимания содержания читаемого, но и понимание образной специфики художественного произведения ( прежде всего, как идея раскрывается через поступки, характеры героев, через авторское отношение и т.п., какова роль языковых изобразительных средств). Чтение может быть: - классным, - домашним. Иногда предпочтение отдается классному чтению, потому что учитель всегда уверен, что ребята познакомились с книгой и услышали его выразительное чтение. Но нельзя недооценивать домашнее чтение. Чтение для себя лучше чем чтение вслух. Ибо чтение для себя может затронуть также стороны души, которые молчат, когда читатель становится слушателем. Учителю важно умело сочетать в своей работе оба вида чтения. 40. Изучение биографии писателя в школе. В каждом литературном произведении отражается личность его творца – писателя, выражается авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстетически и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии. Биография затем и изучается в классе, чтобы найти объяснение чувствам и мыслям, которые владели писателями. Личность едина. Жизненные привязанности и антипатии находят свое продолжение в искусстве. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждения наших школьников. И в этих целях изучение жизненного пути писателя следует объединить с характеристикой его творческих исканий. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в 4-7 классах. Там такое построение оправданно и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Когда мы включаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение событий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредственного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов. При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Активизации учения биографии писателя содействует и заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя. Эмоциональному воздействию биографии на учащихся, несомненно, содействует применения на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений – все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным. Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Полезность формы урока, как заочная экскурсия, объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуют при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую. Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Еще одно положительное качество заочных экскурсий – работа творческого воображения учеников. 27. Изучение литературно-критических статей в школе. В курс старших классов входит изучение критических статей. Методика работы со статьями основывается на следующих принципах. 1. необходимо на всем протяжении курса раскрывать роль критики в развитии литературы, в общественном самосознании, в освободительном движении, помня, что передовая русская критика всегда была «голосом совести», «рупором передовых идей нации». 2. изучение критических статей должно идти в единстве с работой над литературными произведениями. Ученики как бы читают произведение вместе с критиком, советуются с ним, спорят, если пришли к иному мнению, - в общем, учатся критически мыслить, аргументировано анализировать явления литературы. 3. изучение критических работ следует вести во взаимодействии с изучением теоретико-литературных понятий, закономерностей развития литературы: обращение к критике помогает формированию научного подхода к литературе, вместе с тем научные представления, определения, термины нужны для понимания статей. 4. Нужно учитывать, что критика в природе есть словесное творчество, стоящее на грани между искусством и наукой. Критика обычно пользуется логическим доказательством, а не художественным образом. Но лучшие ее произведения обладают своим стилем, форма их целостна, авторская позиция выражается в единстве всего текста. Изучение критики в школе фрагментарно и не может охватывать всех ее особенностей. Оно предполагает соблюдение следующих требований: представить себе историческую обстановку, в которой появилась статья, постараться понять истоки суждений автора, логику его размышлений и выводов. Работу с критической статьей целесообразно начинать с установления ее места в системе преподавания. Изучение статьи должно естественно включаться в процесс анализа литературного произведения. Только тогда она будет воспринята учащимися как значительное и интересное событие литературной жизни. Подготовка к изучению литературно-критических статей начинается с первой темы курса, продолжается в ходе работы над монографическими темами программы. Методика работы со статьями основывается на следующих принципах. 1. необходимо на всем протяжении курса раскрывать роль критики в развитии литературы, в общественном самосознании, в освободительном движении, помня, что передовая русская критика всегда была «голосом совести», «рупором передовых идей нации». 2. изучение критических статей должно идти в единстве с работой над литературными произведениями. Ученики как бы читают произведение вместе с критиком, советуются с ним, спорят, если пришли к иному мнению, - в общем, учатся критически мыслить, аргументировано анализировать явления литературы. 3. изучение критических работ следует вести во взаимодействии с изучением теоретико-литературных понятий, закономерностей развития литературы: обращение к критике помогает формированию научного подхода к литературе, вместе с тем научные представления, определения, термины нужны для понимания статей. 4. Нужно учитывать, что критика в природе есть словесное творчество, стоящее на грани между искусством и наукой. Критика обычно пользуется логическим доказательством, а не художественным образом. Но лучшие ее произведения обладают своим стилем, форма их целостна, авторская позиция выражается в единстве всего текста. Изучение критики в школе фрагментарно и не может охватывать всех ее особенностей. Оно предполагает соблюдение следующих требований: представить себе историческую обстановку, в которой появилась статья, постараться понять истоки суждений автора, логику его размышлений и выводов. Работу с критической статьей целесообразно начинать с установления ее места в системе преподавания. Изучение статьи должно естественно включаться в процесс анализа литературного произведения. Только тогда она будет воспринята учащимися как значительное и интересное событие литературной жизни. 19. Изучение произведений в их родовой специфике. Учёт родовой специфики худ. произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методолгических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна. Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости. Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, - эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе. Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки. При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Род – это ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект или сам акт художественного высказывания: слово либо изобретает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения (Литературный энциклопедический словарь).
20. Специфика изучения драматических произведений в 5-11 кл. Конфликт: - внутренний, - внешний, - разрешимый (локальный), - неразрешимый (субстанциальный), - трагический (всемирно-исторический, общечеловеческий), - комический, - драматический (семейно-бытовой). В драме проявляется единство эпического и лирического начала в литературе, т.к. характер лиц выступает в пьесе в непосредственном лирическом изъявлении. Особенности драмы: - драматический характер развивающегося в ней действия, - конфликт выражен с большей напряженностью и показывает человеку в особые моменты жизни. 2 вида конфликтов: - локальны, - субстанциальны (конфликты-казусы). – единство действия. Белинский: простота, немногословность, единство действия (т.е. единство основных идей) должно быть одним из главных условий драмы, в них все должно быть направлено к единой цели, к одному намерению. Действие: та часть спектакля, которая идет без перерыва. Части актов, которые происходят при разных декорациях называются картинами. Явлением называется та часть действия, во время которой состав действующих лиц, находящихся на сцене, не меняется. Диалог: функция – средство характеристики персонажа, - средство развития действия. Эти функции не разделимы, потому что в них заключено единство конфликта и характера. 3 характеристики жанров драматического рода. Желательно иметь ввиду преобладающие в них типы поведения персонажей. В комедии – все то, что сопряжено с той жизнерадостностью, атмосферой веселого праздника. В трагедии – это действие, связанное с выражением страдания, серьезности и отмеченные патетикой. В драме – бытовое поведение с его простотой. Непринужденностью, безэффектностью. Написанное для сценического воплощения для восприятия в актерском исполнении драма требует своеобразия больше, где описание и их характеристика – стихи помогают представить героев. Авторские ремарки не создают достаточно наглядных представлений для учащихся, которые в основном представляют лицо, фигуру, одежду. Приемы для создания художественного образа отнесены психологами к менее наглядным, поэтому устойчивая трудность представляет стремление школьников осознать характер в единстве с действием. Перечисленные трудности восприятия драматического произведения заставляют учителя в процессе чтения широко привлекать наглядные материалы: - эскизы декораций, - фотки мизансцены, - разыгрывание самих сцен. Работа с наглядным материалом развивает речь учащихся и становится полезной при освоении содержания. Подобная информация представляет недостающую информацию о пьесе: - прием импровизации, описание на основе историко-бытового комментария обстоятельств действия, описание сцен, как выглядят персонажи, интонация, поступки, паузы. – в силу особой роли сюжета в организации всей образной системы в один драматический конфликт важно, чтобы учащиеся усвоили основные элементы сюжета. В силу этого пересказываются те сюжетные элементы, которые имеют большое значение для осмысления идейного содержания произведения. Пересказы могут осуществляться в лицах. – изучение драматического произведения требует комментированного чтения. Однако оно поможет лишь в том случае, если учащиеся научатся соотносить между собой отдельные эпизоды, сцены, авторские ремарки. Нужно уделить особое внимание тем местам, где наиболее ярко обнаруживается подтекст. Комментирование не исключает необходимости анализа как каждого действия, так и всего драматического произведения. Наиболее удобным в школе считается анализ по ходу действия. В процессе анализа нужно учитывать, что драма тяготеет к сюжетности, т.к. для выражения авторской оценки используется характеристика через сюжет или индивидуальную манеру речи. Наибольшую сложность в драме представляет художественное освоение сложных эмоциональных состояний, передача глубины внутреннего мира, смутных и нечетких представлений и настроений, сфера подсознательного с этими трудностями сами драматурги научились лишь справляться к концу 19 века. Показательными в этом плане является драма Метерлинка, Ибсена, Горького, Чехова и др. Главное в драме является действие, анализ других произведений целесообразно начинать с определения конфликта, прослеживая в дальнейшем его движение. В зависимости от формы воплощения конфликта драматические произведения делят: - действия (Фонвизин, Грибоедов, Островский), - настроения (Чехов, Метерлинк, Гауптман), - дискуссии (Ибсен, Шоу, Горький). В пьесах настроения основу драматического действия составляют конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта. Это ощущение свойственно для многих персонажей. В таких пьесах трудно выделить главных героев. Движение сценического действия сосредоточено не в сюжетных перипетиях, а в интонации, событийная цепь лишь усиливает то или иное настроение. Такие пьесы имеют главной стилевой доминантой – психологизм (Чехов «Три сестры»). В пьесах дискуссии конфликт глубинный, основанный на различи мировоззренческих установок, проблематика: философская или идейно-нравственная. Драматическое действие выражается в столкновении точек зрения композиционного построения отдельных высказываний. Поэтому в первую очередь при анализе следует уделить разноречию. В конфликт вписывается ряд героев, каждый со своей жизненной позицией и поэтому трудно выделить главных и второстепенных персонажей. Событийная цепь служит поводом для высказывания персонажей и провоцирует их (Горький «На дне»). К современным приемам изучения драматических произведения относят знакомство со сценической историей на этапе вступительного занятия, этапе анализа, заключительном занятии, а также с современной ее интерпретации. Поэтому целесообразными на уроке литературы будут задания, способствующие созданию театральной атмосферы, которая поможет взглянуть на пьесу глазами режиссера или актера. рький я цепь служит поводом для высказывания персонажей и провоцирует их ("нной позицией и поэтому трудно выделить главных и в 29. – 30. Урок литературы. Традиции и новаторство. Основной организационной формой обучения в современной школе является урок, как главное звено всей классно-кабинетной, урочно-полиморфной системы. Другие формы задействуются для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени, четко организованную систему обучения, по которой занятия проводит учитель с группой учеников постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми. Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей - С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму. Классификации уроков. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от их признаков, взятых за основу: 1. По способу проведения: лабораторное занятие, практическое занятие, зачет, контрольная работа и т.д. 2. По этапам обучающей деятельности: вводные, первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий и т.д. Из педагогов прошлого наиболее стойкую до настоящего времени сохранившую свое научное значение классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. Он выделял: а) смешанные уроки; б) уроки устных упражнений; в) уроки письменных упражнений; г) уроки проверки и оценки знаний. Современная дидактика в основном сохранила разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, несколько уточняя её. Основными типами уроков, которые проводятся в школе и характеризуются определенными методическими особенностями, являются: - комбинированные уроки; - уроки изложения нового материала; - уроки закрепления изученного материала; - уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; - уроки проверки и оценки ЗУН. Таким образом, все вышеперечисленные уроки можно разделить на: типичные (стандартные ) и нестандартные уроки Определение нестандартного урока. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную ( неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.) - Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.); - Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов; - Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы ,отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию; - Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения , поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик; - Уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах. Виды нестандартных уроков:1.Урок - деловая игра.2.Урок- пресс конференция.3.Урок-соревнование.4. Урок-консилиум.5. Урок-зачет.6. Урок-КВН.7. Урок-суд.8. Урок-аукцион.9. Урок-экскурсия.10. Урок-семинар.11. Урок- театральное представление.12. Урок-консультация.13. Урок - блок-схема.14. Урок-лекция. . Типология уроков лит. Н. И. Кудряшев разработал класс-цию уроков лит., исходя из специфики самого предмета: 1.Изуч. худ. текста: восприятие П (творч. чтение); углубл. раб. над текстом; обобщение изучения; 2.Изуч. ист. и теор. лит. : формир-ние теор.- лит. пон.; усвоение научн. и крит. ст.; биогр. пис.; обзорные темы; обобщ., повт., вопросы; 3. развитие речи (устн. и письм.): обуч. тв-ким раб. по жизн. впечатл. и П лит. и иск-ва; обуч. устным ответам и докладам; обуч. изложениям и сочинениям; анализ сочинений. 53. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Т.Ф. Курдюмова, и др. Основные направления работы по развитию речи учащихся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов. 2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний. 3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения. 4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе. 5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности. Методика преподавания литературы уделяла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений. В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев Особое внимание как в прошлые десятилетия, так и в современной методической литературе уделено теории и практике школьного сочинения. |