ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся
Скачать 0.53 Mb.
|
Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету ("вслед за автором", целостный), "по образам" и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. 24. Изучение монографической темы в школе. Говоря о системе изучения курса на историко-литературной основе, остановимся прежде всего на особенностях монографических тем. В центре монографической темы - писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на "встречу с писателем", на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя. Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта. В процессе проведения заочной экскурсии используются репродукции портретов писателя, цветные фотки комнат музея, пейзажи, отрывки из произведений и дневников писателя. При изучении монографических тем осуществляется работа над литературно-критическими статьями: при анализе художественного текста, при осмысливании художественного текста или творчества писателя. – Книги серии «Классическая гимназия», содержащие выдержки из докладов, воспоминаний, критических работ, посвященных писателю. – Сборники литературно-критических статей, посвященных одному писателю, либо одному произведению, изучаемому в школе. – Учебники-практикумы. Семинарские занятия делятся на 3 вида: - развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и их обсуждение, - обсуждение рефератов и докладов учащихся, - диспут. Уроки сообщения новых знании. Уроки-лекции. Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы, беседы. По сравнению с комбинированными структура этих уроков выглядит проще. Для них характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задавание урока на дом. Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретают применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение лекции яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников. Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Например, при изучении в классе по русской литературе романа А. Фадеева "Молодая гвардия" могут быть проведены семинарские занятия. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции. Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в VIII классе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" учителя проводят диспуты по теме "Может ли Татьяна служить образцом для советских женщин" и др. Уроки проверки и оценки знании. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. Например, изучили восьмиклассники по русскому языку раздел о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, учитель может провести урок по проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся. После прохождения по математике в V классе раздела об умножении и делении дробей, как правило, проводится урок по проверке усвоения этого материала. Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предмета-л (история, литература, география и др.) эти уроки проводятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших проверочных работ. По языкам же, математике, физике и химии на этих уроках проводятся контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и т. д.). После проверки контрольных работ обычно проводятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий. 28. Проблема формирования теоретико-литературных понятий. Изучение теории литературы помогает понять и по достоинству оценить художественное произведение, творчество писателя, помогает ориентироваться в литературном процессе, понимать специфику искусства, кроме этого вырабатывает принципы оценки словесного творчества, умение их анализировать, развивает критическую мысль и способствует формированию эстетического вкуса. Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 2. Общее представление о признаках этого явления. 3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И. Громова, Н.О. Корста, А.В. Дановского, Л.К. Кузнецовой, Л.А. Мурач, О.Ю. Богдановой. Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает критерий единства обобщения и конкретизации". Основные принципы изучения теории литературы в школе: 1. учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности), 2. последовательность формирования теоретико-литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот), 3. поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения), 4. системность в изучении вопросов теории литературы в школе, 5. взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками, 6. взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся, 7. систематическое повторение и обобщение теоретико-литературных понятий и применение их на практике. В раскрытии определенного теоретического понятия необходимо придерживаться такой последовательности: - накопление фактов, характеристика литературных явлений, - общее представление о признаках этого явления, - определение понятия или установления его характерных признаков, - закрепление существенных признаков, понятий или его определений, - применение понятий при анализе конкретного литературного явления, - дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками. 5. Учитель литературы: идеалы и традиции профессии. Требования. По-разному складываются учительские биографии. Но есть главные секреты профессии педагога. Сумей отдать себя детям. Пойми значение своей работы для народа. И если ты учитель-словесник, твердо верь, что без литературы нельзя стать человеком, передай эту убежденность своим ученикам. Профессия педагога требует от избравшего ее постоянного совершенствования своей личности, развития художественных склонностей и творческих способностей. Профессия учителя-словесника формировалась как свободолюбивая по самой своей сути. Учитель-словесник верный духу своего предмета. Облик передового учителя литературы запечатлен в мемуарах, в художественной литературе. Н. К. Крупская в статье «Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом» (1933 г) утверждала: Учитель прежде всего должен знать свой предмет, ту науку, которую он преподает, ее основы. Он должен понимать самую суть науки, ее современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с другими науками, с общественными отношениями, понимать ее удельный вес в соцстроительстве, связь с жизнью, с практикой. Преподаватель любой дисциплины должен владеть знанием диалектических основ преподаваемой им науки, владеть общими методами передачи знаний, знать возрастные особенности мышления ребенка, объем и характер его жизненного опыта. Важнейшие стороны деятельности учителя-словесника: - исследовательская (анализ явлений языка, произведений литературы и искусства, применение научных трудов и пособий, изучение учащихся, собственной работы, опыта коллег); - конструкторская (разработка системы преподавания, уроков, внеклассных мероприятий, определение этапов развития учащихся, видов и форм их работы); - организаторская (реализация намеченных планов, организация собственной работы, учебной и внеучебной деятельности классного коллектива и отдельных учащихся); - коммуникативная (установление контактов с учащимися, создание отношений, благоприятных для решения педагогических задач, речевая деятельность, выразительное чтение и рассказывание, применение текстовых и наглядных пособий, технических средств). Одна из важнейших функций учителя – исследование. Учитель любого предмета должен овладеть научным мышлением, учить наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы для решения возникающих вопросов, проводить опытную работу, использовать научную литературу, осваивать передовой опыт и т. д. Все стороны в работе учителя взаимосвязаны, взаимодействуют и направлены на обучение, воспитание, развитие учащихся. Учитель-словесник, как и учитель любой специальности, приходит к своим ученикам, чтобы руководить их познавательной деятельностью, направлять их развитие в соответствии с требованиями и идеалами общества. 55. Музейная работа в школе. Педагогические работники школ, осуществляя поиск новых форм организации воспитательной работы, должны усилить внимание к использованию в учебно-воспитательном процессе потенциала музеев. Это позволяет не только решать задачи гуманизации и гуманитаризации образования, но и способствует решению проблемы социализации школьников. Широкое использование музеев и особенно создание и развитие системы школьных музеев, работу в которых ведут сами школьники, может ускорять и оптимизировать процесс социализации, помогать социальной адаптации, усвоению социальных ролей, способствовать профессиональному самоопределению. Этот подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой школьник способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически опробывать его, вырабатывать собственные нормы социального поведения. Исходя из собственного педагогического опыта и материалов нашего исследования, мы утверждаем, что материалы из государственных, частных и школьных музеев могут широко использоваться как на уроках, так и во внеурочной работе с целью формирования социальных качеств школьника. Школьные музеи и создаются главным образом с целью осуществления воспитательной работы. работа с экспонатами школьного музея, собранными самими детьми, которые можно подержать в руках, о которых надо заботиться, которые следует изучить, подчас "затрагивает" детей более живо, чем посещение "большого" музея. Приобщение к прошлому, к культурноисторическому наследию (в этом контексте не столь уж важно, идет ли речь о вершинах в развитии мировой культуры или о достижениях людей конкретного региона или даже деревни) через систему воспитательной работы в музеях способствует развитию личности, осознанию "самости" и определению своего места в обществе; необходимости глубокого изучения достижений и методик зарубежной музейной педагогики с целью их применения на базе российских музеев с учетом национальных традиций и лучшего национального опыта; недостаточной разработанности научно-методической концепции воспитательной работы на базе школьных музеев, необходимости преодоления описательности в освещении их деятельности, переосмысления основных направлений их работы в современных условиях. Роль музея в образовательном процессе:
16. Заключительные и итоговые занятия. На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора. Здесь необходимо заново осмыслить изученное, чтобы для учащихся выявился не обнаруженный ранее угол зрения на произведения. Напоминание центральных мотивов произведения в финале, как правило, связано с новым поворотом темы, прозрением, которое несколько иначе, чем предшествующий ход мысли, освещает изображенное. В системе работы над литературным произведением заключительные занятия – тот же финал. Они должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы: чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписи), составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто вполне знакомо учениками. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворными оказываются на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной его основы. Новый материал, введенный в урок (мемуары), позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе. В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительного этапа остается такой же. Заключительные занятия – это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом – такова цель заключительных занятий. Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиции современности. Заключительное занятие может протекать как размышления о жанре пьесы, анализ произведения может завершиться посещением спектакля (или просмотром его по телевидению) и написанием рецензии, которая позволит учителю заметить, насколько осознанны школьниками знания, перешли ли они в убеждения, умеют ли они их активно применять. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1. после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения, 2. заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам. 3. заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания. 1. Методика преподавания русской литературы как наука. |