ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся
Скачать 0.53 Mb.
|
Практические задания к экзамену. 1. – 15. Проанализируйте систему работы над главой, сценой художественного произведения (на примере романа Булгакова «Мастер и Маргарита»). К пятому уроку ученики должны перечитать главы 2, 16, 25 и 26, где М.Булгаков описывает историю Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая представляет ключевую часть романа «Мастера и Маргариты». Пятый урок открывается сообщениями учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М.Булгакова. (Для сопоставления целесообразно использовать главу 27 «Евангелия от Матфея», главу 15 «Евангелия от Марка», главу 23 «Евангелия от Луки», главу 19 «Евангелия от Иоанна».) О несовпадении романа с каноническими евангельскими текстами говорится в уже упоминавшейся статье М.А. Бродского; указанный материал может использоваться как обобщение к первой части урока. Затем начинается работа над главами романа Булгакова с помощью вопросов учителя. — Сопоставьте “евангельские” главы романа Булгакова, рассказывающие историю Иешуа Га- Ноцри, с «Прологом на небесах» из трагедии Гёте. Бог, отдающий Фауста в руки Мефистофеля, и Бог, отдающий своего сына на муку, — есть ли здесь параллель? — Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нём — идейный и философский центр романа Булгакова? — Каким изображён прокуратор Иудеи в главе 2? — Какие чувства испытывает он к Иешуа? — Что вызвало удивление прокуратора в рассказе Иешуа? — О чём Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью? — С какого момента разговора прокуратор почувствовал опасность? — Почему он утвердил смертный приговор Малого Синедриона? — Отчего ненавидят друг друга Каифа и Понтий Пилат? Какие отношения связывают их? — Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16? Как он желал помочь Иешуа? — Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своём желании отомстить Иуде? — Внимательно прочитайте главу 26 «Погребение». О чём сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни? — Почему прокуратор хочет оказать милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает её? — В какой момент Левий Матвей смягчается? — Каков финал судьбы Понтия Пилата? — Почему в последней главе романа сходятся все сюжетные линии? Характеризуя христианско-евангельскую сюжетную линию книги Булгакова, учитель может воспользоваться статьями А.Кораблёва (6) и Л.Ф. Киселёвой (7). 14. Постройте систему уроков по работе над художественным произведением (по выбору студента). Вариант планирования уроков по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева: 1-й урок. Вводно-ориентировочная беседа: художественное воплощение эпохи 60-х гг. XIX в. в романе, замысел автора, композиция романа. Обсуждение впечатлений учащихся от прочитанного. 2-й урок. Базаров и Аркадий в Марьине. Биография героев. Основной конфликт романа. Нигилизм Базарова. Художественная манера И.С.Тургенева. 3-й урок. Принципиальные разногласия Базарова и братьев Кирсановых. Нигилизм Базарова и «нигилизм» Ситникова. 4-й урок. Тема любви в романе. 5-й урок. Базаров и родители. 6-й урок. Композиция образа Базарова. Основные сюжетные линии романа. Значение заключительных сцен романа. 7-й урок. Своеобразие Тургенева-романиста. Работа над обобщениями, о проблематике романа и художественном методе автора. 8-й урок. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. 17. Предложите варианты построения системы уроков по изучению монографической темы (на выбор). Вариант I 1-й урок. Очерк жизни и творчества Некрасова. 2-й урок. Чтение и анализ стихотворений «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова». 3-й урок. Коллективный анализ стихотворения «Элегия». 4-й урок. Темы лирики Некрасова. 5-й урок. Последние песни. 6-й урок. Идейно-художественное своеобразие поэзии Некрасова. 7—8-й уроки. Сочинение. Вариант II 1-й урок. Личность и судьба поэта. Детство и юность. Повторение ранее изученного («На Волге»). Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения «Родина». 2-й урок. Расцвет таланта. Доля народная и призвание поэта в лирике Некрасова. 3-й урок. Художественный мир поэзии Некрасова (избранные страницы). 4—5-й уроки. Последние годы. «Элегия», «Зине». 6-й урок. Урок-семинар «Гражданственность и народность творчества Некрасова». 7-8-й уроки. Сочинение. ??? 10. Проанализируйте вопросы школьного учебника по выявлению уровня читательского восприятия по одному из произведений. Учебник представлен в двух частях Учебник дает целостное культурно-историческое представление об основных этапах развития литературы ХХ века, об основных именах и направлениях в литературе этого периода Статьи о писателях представлены подробно, каждая из них условно делится на «биографию» и «творчество». После каждой статьи: вопросы и задания (актуальные вопросы по биографии и творчеству автора, ориентированные на усвоение программы) Представлены примерные темы сочинений Дается «круг понятий» - основные термины, вводящиеся в употребление Присутствует рекомендуемая литература («Советуем почитать») Оформление: темы выделены жирным шрифтом, в каждой статье есть фотографии. Методический аппарат учебника «Русская литература ХХ в.» Ю.В. Лебедев Обложка – репродукция с «Грачи прилетели» Форзацы – цветные, с иллюстрациями Оглавление – есть вводная статья, выделение жирным шрифтом. Соблюдается хронология учебного процесса и авторское разнообразие. Однако объем материала по авторам различен. Гриф: рекомендовано При составлении соблюдена историческая хронология Статьи о писателях условно делятся на «биографию» и «творчество». Имеются задания повышенной сложности Темы выделены жирным шрифтом Имеются исторические и литературные справки Дается рекомендованная литература 7. Проанализируйте составленную систему уроков по работе над худ.произв. «Булгаков «Мастер и Маргарита»). Программа по русской литературе нацеливает учителя на глубокий и всесторонний анализ знаменитой книги М.А. Булгакова, соотнесение её с традициями мировой литературы, раскрытие аллегорического и символического содержания, сложности философской, нравственной и социальной проблематики. Исходя из требований программы, можно предложить следующую систему уроков. Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции произведения. Урок 2. Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателя. Урок 3. Проблема художественного творчества в романе. МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного. Урок 4. Фаустовская тема в романе. Воланд, Мастер и Маргарита. Фауст и Мастер. Воланд и Мефистофель. Урок 5. Новозаветная история в книге Булгакова. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Урок 6. Тема и идея романа. Обобщающая лекция учителя. Подготовка к сочинению. Учитывая то, что в последние годы появились многочисленные публикации о романе М.А. Булгакова, мы делаем в статье главный акцент на организации исследовательской и аналитической работы с классом; материалы для обобщений учителя подберут самостоятельно из тех доступных источников, которые рекомендованы автором. Первый урок стоит начать вступительным словом о писательской судьбе Михаила Булгакова, подчеркнуть, что большинство его произведений дошло до читателя только в 60–80-е годы, поскольку до этого времени находились под запретом. Сообщения о жизни и творчестве писателя могут быть подготовлены учениками. Затем организуется беседа с учениками о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы: — Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли? — Какие страницы вам понравились? Кто из других персонажей романа вам запомнился? — Каких героев в нём больше — положительных или отрицательных? Почему? Д/З:прочесть главы… Второй урок начинается с проверки того, насколько усвоен материал о жизни и творчестве писателя. Контрольные вопросы. Затем учитель говорит о том, что образ Москвы в романе М.Булгакова является одним из важнейших. Ученики анализируют отобранные дома эпизоды с помощью следующих вопросов и заданий: — Какие характерные эпизоды советского быта присутствуют в романе М.Булгакова? — Какой смысл вкладывает писатель в название “нехорошая квартира”? — Кого называют “подручными Воланда”? Что происходит со Стёпой Лиходеевым и Никанором Ивановичем, Варенухой и Римским? Почему никто из них не способен противостоять злу? — Обратите внимание на главу 12 «Чёрная магия и её разоблачение». Прочитайте выразительно слова Воланда о советских людях. Как вы поняли его рассуждения? Д/З Третий урок следует начать с сопоставления писательской судьбы Мастера с жизнью самого Михаила Булгакова. Исходным материалом могут служить уже известные ученикам факты биографии писателя, рассмотренные на первом уроке, и содержание 13-й главы романа. Затем учитель переходит к проблемам художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М.Булгаков литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы: — О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1-й главе? Чем вызвано обращение к подобной теме? — Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда? — Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа? — Расскажите историю Мастера. Почему он изложил её именно Ивану Бездомному? — Кто организовал травлю Мастера? — Как отомстила Маргарита его гонителям? После обобщения изученного учитель предлагает к следующему уроку перечитать главы 19–24 и 29–31 романа М.Булгакова и первую часть «Фауста» Гёте, обратив в последнем особое внимание на сцены 7–25, в которых рассказана история Фауста и Маргариты. Во вступительной части четвёртого урока стоит указать на большой объём аналитической работы, которую необходимо выполнить: ученики должны сопоставить роман М.Булгакова с величайшим произведением И.В. Гёте — философской трагедией «Фауст». Прежде всего имеет смысл обратиться к сходству героев и ситуаций, в которых они оказываются, в обоих произведениях. Урок может быть проведён в форме семинара, во время которого каждая группа учащихся получает проблемное задание. — Какой эпиграф выбрал для своего романа писатель? Почему именно эти слова Мефистофеля? Какая связь между поступками Воланда и эпиграфом? — Как вы оцениваете самопожертвование Маргариты? Почему она вступила в сделку с Воландом? Отчего тот произносит слова: “Никогда и ничего не просите”? — С какими эпизодами «Фауста» перекликается сцена романа «Бал сатаны»? Какова её идейно- художественная нагрузка? К пятому уроку ученики должны перечитать главы 2, 16, 25 и 26, где М.Булгаков описывает историю Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая представляет ключевую часть романа «Мастера и Маргариты». Пятый урок открывается сообщениями учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М.Булгакова. Готовясь к последнему уроку, ученики должны подумать над тематикой и идеей романа М.А. Булгакова и определить их своими словами. Шестое, последнее занятие строится как урок-обобщение. Начинается он с беседы по содержанию всего произведения. — Как вы поняли финал романа Михаила Булгакова? — В чём заключается главная идея произведения? — Как в романе решается вопрос о вечных человеческих ценностях? — Как решена в романе проблема художника и власти? — В чём своеобразие композиции произведения? — Сравните свои первоначальные впечатления от романа с тем, что вам в нём открылось после завершения анализа. Как изменилось ваше восприятие книги Булгакова? Что осталось непонятным? После беседы с учащимися следует обобщающая лекция учителя, в которой говорится о своеобразии композиции романа, мастерстве сатирических обобщений, богатстве тематики и глубине идейного содержания. В конце урока, после обобщающей лекции учителя, предлагаются следующие примерные темы сочинений: 11. Проанализируйте содержание программ по русской литературе (2009-2011 год). А.Г. Кутузов, А.К. Кселев и др. Программа по литературе (5-11 классы) Пояснительная записка В основе содержания и структуры этой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования: формирование читателя, способности к полноценному восприятию литературных произведений (через понятийный аппарат (теория литературы)). Задачи: - формирование представлений о литературе как о культурном феномене - осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции - формирование системы гуманитарных понятий - формирование эстетического вкуса - формирование эмоциональной культуры личности - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие: 5 класс – жанры 6 класс – роды и жанры 7 класс – характер – герой – образ 8 класс – литература и традиция 9 класс – автор – образ – читатель 10-11 классы – литературный процесс Важно соблюдать этот путь. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе. 5 класс – переход от литературного чтения к изучению литературы. 6-9 классы – изучение литературы как искусства слова. 10-11 классы – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Широко представлены произведения мировой литературы. В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенную как «творческая мастерская» - творческие задания и пр. Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения (5-7 кл.) - владение умением выразительного чтения (5-11 кл.) - восприятие художественного произведения как сложного композиционного единства (5-6 кл.) - умение видеть в произведении автора и авторское отношение (5-9 кл.) - умение выделять проблематику (9 кл.) - умение определять жанрово-родовую природу произведения (5-6 кл.) - умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения (8-11 кл.) - умение грамотно строить монологическое высказывание (5-11 кл.) - умение выполнять письменные работы различных жанров (5-11 кл.) Данная программа может быть использована как в массовой школе, так и в школах широкой гуманитарной ориентации. В.Г. Маранцман Литература как вид искусства в содружестве всех искусств Пояснительная записка Цель литературного образования – интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. В программе учитывается взаимовлияние русской литературы и литературы разных народов и эпох, разных видов искусства. Круг представленных в программе авторов и произведений обновлен, но при этот сохраняется преемственность с прежней школьной программой. Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы и часто опережает уроки литературы. Свобода выбора книг. Содержание курса ориентируется на развитие творческой способности учеников с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе. Выделяются критерии литературного развития, определенные задачи школьного курса литературы: 1) Начитанность школьника 2) Любовь к чтению 3) Совокупность историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе 4) Эмоциональная отзывчивость 5) Умения, связанные с анализом художественного произведения 6) Способности, связанные с литературно-творческой деятельностью. Характеристика по классам: 5-6 класс – читательские свойства учащихся могут проявляться в анализе отдельного произведения, литературно-творческие – в сочинениях типа «описать эпизод произведения». 7 класс – сравнение произведений разных писателей, сочинения типа «характеристика героя». 8 класс – сочинения про социально-нравственную проблематику на материале литературного произведения или жизненных впечатлений. Рецензия, творческие исторические произведения, биография писателя. 9, 10, 11 классы – историко-литературные темы (эволюция писателя, сопоставление творческих индивидуальностей писателей) Круг чтения школьников проверяется путем проведения викторин, конференций, проверки ученических читательских дневников. 13. Охарактеризуйте систему образов произведений большой эпической формы («Мастер и Маргарита»). И Воланд, и Мефистофель появляются перед героями в одно и то же время — в час тяжёлого душевного кризиса, когда вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам кубок с ядом, а Мастер сжигает своё творение. Однако Фауст, будучи истинным сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем, одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо него в союз с тёмными силами вступает Маргарита. Образ Маргариты приобретает самостоятельное значение, недаром её имя вынесено в заглавие романа. Это сильная и целеустремлённая личность, идущая своим собственным путём. Если кроткая Гретхен Гёте наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьём и даёт отведать Мастеру, после чего оба падают мёртвыми. Здесь тот же мотив, что и в «Фаусте», — и Маргарита и Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” — шепчут немеющие губы Мастера. Герой называет себя не писателем, а Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово “мастер” в романе употребляется в значении “творец” — именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединённом подвале Мастера Маргарита узнала не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве: завершение книги, которую он создавал, стало смыслом её жизни. Но Мастер своими руками уничтожил своё творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и Маргариты. Окончание произведения глубоко пессимистично, оно свидетельствует о том, что человек проиграл поединок силам зла, и в этом смысле окончание «Мастера и Маргариты» является полной противоположностью «Фаусту», который проникнут верой в силы и возможности человека. Трагически одинока в романе фигура Иешуа Га-Ноцри, воплощающая добрые начала жизни. В нём есть простая и твёрдая сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя прекрасно понимает, что это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа, однако человеческая слабость помешала герою выдержать до конца свой путь на Голгофу, он сломлен. Он жаждет лишь одного — покоя, и покой милостиво дарован ему на последних страницах романа. Мастер так же одинок среди людей, как и Иешуа, лишь Маргарита и Иван Бездомный оказались в состоянии понять его. Таким образом, книга Булгакова — это ещё и роман о трагическом одиночестве мастера-творца в этом мире. 18. Составьте и обоснуйте план урока, составленный по модульной технологии. Сущность модульного обучения, по мнению отечественного лингвиста П.Юцявичене, заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает конкретных целей познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модульные технологии на уроках литературы могут быть использованы: - при изучении биографии; - литературно-критической статьи; - теоретико-литературных понятий. Приведём пример фрагмента модульного урока по изучению биографии А.С. Пушкина в IX классе.
|