Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Составьте и обоснуйте план урока с использованием элементов психологического анализа.

  • Первый урок анализа

  • Партитура переживаний

  • Белый

  • Зелёный

  • 6. Расскажите о методике использования на уроках лит. в старших классах филолог. анализа (пример А.С.Пушкина «Подражание Корану»).

  • Сильные позиции

  • Рифма: а) I

  • «Живите скромно», «Храните верные сердца», «…берегитесь …смутить пророка…», «Спокойно возвещай Коран», «Творцу молитесь…»

  • ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся


    Скачать 0.53 Mb.
    Название34. Культура письменной речи учащихся
    АнкорШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!.doc
    Дата19.09.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!.doc
    ТипДокументы
    #8654
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    УЭ-4



    Выяснить, как Петербургский период служил развитию творческого вдохновения.




    УЭ-5



    Узнать, в чём проявились особенности лирики Пушкина.




    УЭ-6





    Познакомится с материалом о южной ссылке.





    УЭ-7


    Михайловский период.





    УЭ-8

    Болдинская осень.




    УЭ-9



    Доказать, что самым плодотворным периодом в творчестве Пушкина была «Болдинская осень».





    УЭ-10

    Сделать вывод, что биография Пушкина – отражение не только эпохи, но и формирование духовно одарённой личности.



    1.Проанализируй все записи в тетрадях и составь таблицу «этапы творчества».

    2.Докажи, что знакомство с творчеством было для тебя интересным



    Банк информации к каждому учебному этапу оформляется на отдельных листах и может быть использован каждым учеником в ходе урока. Так как оценка на уроке состоит из самооценки, взаимооценки и оценки учителя, то в конце учебной модульной программы есть блок резюме, который оформляется следующим образом:



    Учебные элементы

    УЭ-1

    УЭ-2

    УЭ-3

    УЭ-4

    УЭ-5



    Общая сумма балла

    Оценка

    Оценка баллов


























    16. Составьте и обоснуйте план урока с использованием элементов психологического анализа.

    Психологический анализ готовит школьника не только улавливать подтекст художественного произведения, постигая его идейный смысл, но и определять и познавать такую информацию, которая объясняла бы читателю причины произошедших событий, мотивы поступков героев, душевные их переживания; учила бы читателя находить в тексте такие сведения, которые обращали бы его к анализу собственного мира, вырабатывали бы способность откликаться на те нравственные сигналы, которые посылают сами герои.

    В формировании умений анализировать внутренний мир героев главное место на уроке принадлежит заданиям творческого характера, таким, как:

    • психологические наблюдения читателя;

    • составление психологической партитуры переживаний героя;

    • ведение дневниковых записей;

    • психологические композиции и этюды (сочинение – рассуждение, сравнительная характеристика героев, сочинение – анализ отдельного эпизода или главы);

    • психологический словарь голосов, взглядов, улыбок, жестов, интонаций героя;

    • режиссёрский комментарий;

    • партитура чувств героя;

    • цветовой спектр чувств;

    • психологическое досье.

    Покажем методику каждого из этих приёмов на примере изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.

    Первый урок анализа посвящается изучению сюжетной линии Иешуа – Пилат.

    Форма урока: конференция

    Вопросы для обсуждения:

    1. Почему Булгакову понадобилось оживить евангельский сюжет, какой смысл положен в его основу?

    2. В чём особенность Булгаковской трактовки евангельского сюжета?

    3. Можем ли мы, искренне сочувствуя Иешуа, понимая несправедливость его наказания, категорично осуждать Пилата в бесчеловечности?

    В чём истинная вина Пилата?

    4. Почему обстоятельства оказались выше желания прокуратора? Почему Иешуа был выше этих обстоятельств?

    5. Была ли у Пилата возможность выбора, и почему он все-таки выбрал зло?

    Отвечая на эти вопросы, учащиеся могут использовать такой прием психологического анализа, как составление партитуры переживаний Понтия Пилата, одновременно анализируя чувства читателя, возникшие как отклик на происходящие с героем события.

    При обсуждении малодушно-предательского поступка прокуратора важно, чтобы читатель смог прочувствовать всю сложность этого образа, ответственность его положения, противоречивость переживаемых им чувств.


    Всё, что испытывает Пилат, отражается на вертикальной линии графика, по горизонтали даются названия эпизодов.

    Далее учащиеся комментируют график:

    «Как видим, образ Понтия Пилата сложен, чувства, пережитые им, противоречивы. Пилат вовсе не такое «свирепое чудовище», как о нем говорят. Он способен многое чувствовать. В его словах, глазах, голосе проносяться самые разнообразные чувства, особенно когда наступает решительный момент – утверждение смертного приговора – это и безнадежность в тоне, и тоска в глазах, и ярость в голосе, и отчаяние в действиях и жестах. Мы можем наблюдать, как успокаивающе и исцеляюще действуют на него слова Иешуа. Оказывается, что Пилат – человек, ожесточенный болью и непониманием, скованный своей властью, но, главное, – умный, сильно и глубоко чувствующий».

    Партитура психологических переживаний героя поможет ученикам понять, почему, выбрав зло, Пилат не вызывает у читателя отвращения, презрения, негодования, а лишь сожаление о его слабости, сочувствие его судьбе, судьбе человека, обреченного на вечные душевные муки.

    Партитура переживаний Иешуа и Понтия Пилата с элементами наблюдений за чувствами читателя может быть тоже здесь использована. Она готовится дома. Приведём пример. «Глава 2.ПонтийПилат.

    Сразу, как только Булгаков вводит нас во дворец Ирода Великого и знакомит с Понтием Пилатом, бросается в глаза царящая в нём атмосфера какого-то непонятного беспокойства или неустроенности. Болезненное состояние Пилата подтверждает это («опять начался приступ гемикрании, при которой болит полголовы»).

    Итак, впервые встречаясь с прокуратором, мы видим его раздражённым. Также чувствуется, что обитатели дворца и приближённые привыкли к жестокости и резкости его характера.

    Основные качества героев раскрываются во внутреннем конфликте. Поэтому для более наглядного представления о сложности и трагичности образа Пилата обратимся к цветовому спектру чувств героев. Начиная с момента чтения Пилатом второго пергамента, весь внутренний конфликт прокурора обнажается, начинается настоящая война Пилата – человека с Пилатом – прокуратором. Мы видим, что чувства его меняются в поразительной амплитуде: испытывает тревогу и беспокойство, безнадежность и гнев от своего бессилия что-либо исправить. Интересно было бы сопоставить цветовые спектры чувств Пилата и Иешуа. Основными характеристиками образа Иешуа являются смирение, душевная теплота, мудрость, сострадание, верность своим убеждениям, внутренняя свобода, искренность, жертвенность. Поэтому гамма цветов в его спектре мягкая, теплая, светлая, хотя присутствуют холодные полутона, но им существует свое оправдание.

    Основные качества Понтия Пилата: могущество, верность законам, подозрительность, внутренняя завистливость, жестокость, проницательность, бдительность, справедливость, опытность, страдание и одиночество. Цвета в его спектре более темные, холодные, тревожные. Присутствие красного цвета говорит о нервной активности Пилата.

    Учитель дает перечень цветовых обозначений:

    Белый – святость, целомудрие, чистота; смерть.

    Чёрный – отречение, неприятие, разрушение агрессии, горе

    Красный – нервная активность, жизненная сила, стремление добиваться успехов

    Зелёный – целеустремленность, упорство, гордость, ассоциируется с рождением.

    Синий – спокойствие, довольство, чуткость, непорочность, чистота.

    Голубой – цвет неба, прозрачности.

    Целую гамму светлых чувств вызывает у нас Иешуа. Их анализ позволяет выявить в этом персонаже такие качества его души, на фоне которых и в сравнении с которыми образ Пилата представляется ещё более трагичным, а поступок, совершённый им, - ужасным и мерзким.

    Подобного рода задания способствуют не только вдумчивому чтению произведения, но и отвечают требованиям дифференциации обучения.

    6. Расскажите о методике использования на уроках лит. в старших классах филолог. анализа (пример А.С.Пушкина «Подражание Корану»).

    Нет стандартной схемы анализа поэтического текста. Попытаемся определить общие принципы анализа поэтического текста:

    1. Начать анализ стихотворения следует с установления фоновой, дотекстуальной информации, куда входят: характеристика эпохи, время создания текста, культурный фон, биографические данные писателя. Без этого адекватное понимание стихотворения невозможно.

    2. Анализ сильных позиций стихотворения, которыми в тексте считаются: заголовок, эпиграф, первая и последняя фразы, ключевые и доминантные слова, антропонимы. Сильные позиции, являясь смысловым стержнем стихотворения, позволяют проникнуть в тему и идею текста.

    3. Анализ ритма вместе с рифмой, интонацией и фонетическими особенностями текста.

    4. Проанализировать морфологические средства, установить преобладающую и наиболее употребительную части речи.

    5. Лексическая характеристика стихотворения.

    6. Проанализировать единение слов.

    7. Синтаксические явления в стихотворении. Выявить все явления экспрессивного синтаксиса: асиндетон, амплификации и др.

    8. Тропы и стилистические фигуры. Обратить внимание на повторы, выяснить их роль в данном стихотворении. Какие метафоры, эпитеты, сравнения и др. Тропы и фигуры, использованные автором в тексте. Есть ли в стихотворении символы, каково их значение. Какие образы возникают благодаря взаимодействию языковых средств всех уровней. Единицы какого уровня наиболее активно творят образ в данном стихотворении?

    9. Особенности структуры и композиции стихотворения. Рассмотреть их влияние на построение поэтического образа.

    10. Анализ подтекста, т.е. скрытого, неявного, несовпадающего с прямым смыслом текста.

    Анализ стихотворения «Подражание Корану» может стать одной из тех крупиц, которые в той или иной мере дополняют и уточняют воссоздаваемый духовный облик поэта.

    Стихотворение было написано в 1824 году, в период пребывания Пушкина в Михайловской ссылке.

    Здесь Пушкин часто читает книги на религиозные темы. В этих подражаниях Пушкин пользовался русским переводом Корана М. Верёвкина (изд. 1790г). Однако в своём переложении выбранных им отрывков он далеко отходил от оригинала и вкладывал в стихи смысл, часто отсутствующий в подлиннике. Поэтому подражания следует рассматривать как оригинальные стихи Пушкина, иногда наполненные автобиографическим содержанием, и только стилизованные в духе Корана. Сильные позиции данного стихотворения – подражания, мой Коран, проповедуй, Всесильный, Творец, милосерд, роптал, томился, алкал, с тоской безнадёжной, кладезь, пробужденье, молод, заснул, старцем, чудо, минувшее оживилось, воскрешая младость, пускается в путь, пустыня.

    Они позволяют выделить основную тему стихотворения. Стихотворение состоит из девяти подражаний, каждое из которых содержит свои подтемы, уточняющие и раскрывающие общую тему текста.

    Название стихотворения можно рассматривать двояко:

    1. «Подражание Корану» означает стилизацию под древнюю книгу мусульман; 2. «Подражание Корану» - намёк Пушкина на то, что именно с мусульман мы должны брать пример в отношении к религии.

    2. Рифма:

    3. а) I подражания - точная; первая строфа – рифма мужская, в остальных трёх строфах мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная;

    4. б) II подражание: точная, женская чередуется с мужской;

    5. в) III подражания: точная, мужская чередуется с женской;

    6. г) IV подражания: точная, женская чередуется с мужской;

    7. д) V подражания: точная женская чередуется с мужской;

    8. е) VI подражания: точная мужская чередуется с женской;

    9. ж) VII подражания: неточная, женская чередуется с мужской;

    10. з) VIII подражания: точная, женская чередуется с мужской;

    11. и) IX подражания: точная, мужская чередуется с женской.

    Что касается фоники, то благодаря некоторым сочетаниям гласных и согласных Пушкину удаётся создать абстрактный звуковой образ с целью поглощения читательского чувства путём созвучия (буквы л,р)

    Ритм стихотворения никак нельзя назвать плавным или спокойным. Скорее, он передаёт внутреннее волнение лирического героя. Нужно отметить смену ритма в каждом подражании.

    Отдельно нужно отметить обилие в стихотворении библейской лексики.

    Что касается синтаксиса, то, прежде всего, следует отметить большое количество побудительных конструкций в тексте: «Живите скромно», «Храните верные сердца», «…берегитесь …смутить пророка…», «Спокойно возвещай Коран», «Творцу молитесь…» и т.д., которые придают тексту энергию и внутреннюю динамичность.

    В тексте автор использует различные приёмы поэтической речи:

    • эпитеты («дрожащая тварь», «бледная нищета»

    • метафоры и олицетворения («пальма истлела», «кладезь иссяк», «грянет гром»);

    • метонимия («и ветхие кости ослицы встают»);

    • сравнения.

    В этом стихотворении у Пушкина двухчастная образно-тематическая композиция:

    IVIII подражания тематически восходят к прославлению Бога, стилизованы в духе Корана, тогда как IX подражание отделяется от остальных и образно и тематически. Оно представляет собой самостоятельный текст, наполненный глубоким символическим смыслом. Эту отвлечённо-иносказательную манеру рождают у Пушкина поиски высшей тайны и смысла, поиски Бога.

    Нужно отметить наличие в стихотворении скрытого, не совпадающего с прямым смыслом, текста.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта