ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся
Скачать 0.53 Mb.
|
«3+» (4 балла) – литературное произведение эмоционально переживается, осмысливается на уровне характера и отношения автора к герою. Наличие эмоциональной оценки героев. Речь развита слабо. Обилие речевых и лексических ошибок. «4-» (5 баллов) эмоционально переживаемое понимание и осмысление литературного произведения с попыткой оценки характеров и ситуаций по нравственным критериям. Интерес к нравственной стороне поступков персонажей. Допустимы немногочисленные и негрубые речевые и лексические ошибки. Уровень «применение» характеризуется достаточной для возраста начитанностью, стойким интересом к чтению художественной литературы (прочитал 50-70% книг из списка для дополнительного чтения), понимание и осмысление литературного произведения на уровне характеров, интерес к их соотношению в сюжетном и композиционном его построении. «4» (6 баллов) – достаточно полное понимание и осмысление текста на фоне эмоционального переживания ситуации. Умение оперировать в процессе анализа методом сравнения характеров с учетом родово-жанровой характеристики произведения. При наличии негрубых речевых и лексических ошибок, которые сам исправляет. «5-» (8 баллов) – понимание и активное переживание проблематики литературного произведения, выявленной в соотношении характеров и ситуаций. Свободная ориентация в тексте для подтверждения своих суждений. Уровень «творческого переноса» характеризуется хорошей начитанностью, иногда превышающий достаточный для данного класса уровень, самостоятельным и творческим подходом в осмыслении литературного произведения на уровне проблематики, видения авторской концепции жизни и личности. «5» (9 баллов) – умение анализировать характер в свете поставленной проблемы с учетом жанровой и стилевой специфики литературного произведения. Самостоятельность в нравственной оценке нестандартных ситуаций и характеров. Самостоятельность и обоснованность суждений. «5+» (10 баллов) – свободное владение методом анализа литературного произведения с учетом стилевой манеры автора. Умение видеть связь между системой образов и композиционным построением произведения для выявления авторской концепции жизни и личности. Развитый эстетический вкус. Десятибалльная система оценки знаний проводится Национальным институтом образования и Министерством образования со 2-ой четверти 1999-2000 в 5-8 классах и 10 классе школ Беларуси. 39. Специфика изучения античной литературы в школе. Впервые в 1994 году, после более чем семидесятилетнего молчания, античная литература вновь была включена в школьную программу, тем самым, была дана школьникам различных возрастов возможность прикоснуться к божественным звукам античности. Современная школьная программа уделяет значительное внимание изучению античной литературы. Так, в 5-ом классе изучается тема «Мифы Древней Греции» и отрывок из поэмы «Одиссея» Гомера – «Одиссей у циклопов». В 8-ом классе – Эсхил и его трагедия «Прикованный Прометей». 10-ый класс представлен творчеством Софокла и Эврипида, изучаемых в обзоре. Все вышеперечисленные темы заявлены в списке литературы для чтения и обсуждения. Список же для дополнительного чтения представлен именами известных ямбографов, меликов, элегиков, таких, как: Тиртей, Солон, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Катулл и др. Интересен и тот факт, что список для дополнительного чтения представлен и различными родами и жанрами греческой и римской литературы. Это басни Эзопа и Федра, трагедии Софокла, Эсхила, Эврипида, комедии Аристофана, «Нравственные письма…» Сенеки, «Наставления супругам» Плутарха, поэтика Аристотеля и романами Лонга «Дафнис и Хлоя» и Апулея «Золотой осёл». Список античной литературы, предназначенный для самостоятельного ознакомления, довольно широк и требует от учителя разнообразного включения литературных произведений для дополнительного чтения в структуру урока. Изучение многих художественных произведений античности включается в урок лишь как элемент сопоставления. Так, например, при изучении темы «Басни Крылова» в 6-ом классе даются элементы сопоставления с баснями Эзопа «Лисица и виноград», «Ворон и лисица», «Жук и муравей», «Крестьянин и его сыновья», которые отражают мудрость жизни и пороки человеческого общества. Знакомство с комедиями Аристофана («Птицы», «Облака» и др.) уместно начинать в 8-9 классах при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» с сопоставления жанра комедии, её проблематики. Изучение лирики античности в школе может быть включено в уроки по теме «Пушкин», «Лермонтов», «Некрасов», «Цветаева», «Ахматова» и др., то есть, при изучении тех авторов, для которых античная литература была основой их образования и культуры. Так, при изучении «Памятника» Пушкина, уместны сопоставления с Горацием, или, говоря о судьбе Пушкина-изгнанника, можно провести параллель с судьбой древнегреческого поэта Овидия. Интересны сопоставления античной литературы с зарубежными авторами: Шекспиром, Гете, Бальзаком. В частности, при изучении повести Бальзака «Гобсек», можно провести параллель с комедией Плавта «Горшок» («Кубышка»). Специфика изучения античной литературы в школе заключается в следующем: 1. Произведения отдалены эпохой, временем, поэтому требуют особого комментария учителя (исторического, бытового, общекультурного). 2. Так как многие морфологические единицы утратили свое лексическое значение и в современном языке имеют иногда прямо противоположный смысл (например, варвар - чужеземец и др.), то на уроках следует отдавать предпочтение словарной работе. 3. Изучая различные жанры античной литературы, следует акцентировать внимание на структуре и структурных элементах этих жанров (например, структурных элементах комедии, трагедии, таких, как: эксод, парабаса, стасимы и др.). 4. Так как античная литература отражает культуру своего народа, то учителю следует обратить внимание школьников на постижение элементов культуры, описанных в художественных произведениях, и сопоставление их с элементами культуры читателя-школьника. Как же донести до учащихся проблемы античности? Как помочь осмыслить те человеческие характеры и судьбы, что так отдалены от современного читателя? Изучая «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, следует донести до учащихся мысль о том, что основное – это человеческая жизнь, человеческие деяния, героические и самые обыденные, но тоже окружённые ореолом красоты и возвышенности. И хотя герои гомеровских поэм могут иногда показаться нам несдержанными в выражениях своих чувств, жестокими, эгоистичными и корыстными, но такое суждение о них было бы поверхностным и ошибочным. Вот Ахиллес, бесстрашный, чуждый чувства алчности, любящий славу, привязанный к своему другу Патроклу, способный поставить общие интересы выше своих личных. Он неудержим в своём гневе, в жажде мести; он неистовствует над телом убитого им троянца Гектора, но способен великодушно отнестись к отцу Гектора, старцу Приаму, когда тот приходит в лагерь врагов просить о выдаче ему тела погибшего сына. Одна из характерных черт Ахиллеса – правдивость. По его словам, ему глубоко ненавистны лицемеры, «всякий, высказывающий не то, что скрывается у него на сердце». И эти слова оправдываются всем его поведением. Иным предстаёт перед нами Одиссей. Он редко высказывает свои мысли, чувства открыто. Хитрость, недоверчивость, подозрительность, корыстолюбие характеризуют мужественного воина. Каждый герой наделён своими характерными чертами, но всех их объединяет непосредственность и свобода в поведении. У них необычная свежесть восприятия мира, острый интерес к жизни, ко всем её мелочам и большим событиям. И жестокое дело войны, и спортивные состязания в силе и ловкости, и занятие любимым видом труда – всё это представляется героям необыкновенно увлекательным и прекрасным ( мучительнее всего для гомеровских героев состояние вынужденного бездействия). Они убеждены, что для человека нет ничего прекраснее и драгоценнее жизни. Гомер не стремиться внушить читателям никакой морали, кроме той, которой проникнуты «Илиада» и «Одиссея», - утверждение величайшей ценности на земле – человеческой жизни и человеческой деятельности. Вот что пленяло и пленяет в течение долгих веков в поэмах Гомера, вот что составляет их красоту. Изучая выдающиеся творения античности в школе, связывая современные проблемы и тревоги с прошлым, мы не только подчёркиваем одну из вечных граней неподвластного времени искусства, но и приближаем его к нашей эпохе, делаем его более органичным передовой культуре XXI столетия. 9. Методы обучения литературы в школе. Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. В современной науке есть следующие классификации методов: 1. по источникам передачи и характеру восприятия информации (Перовский С. И., Лордкипадзе Д. О.). Выделяют 3 группы методов: а. словесные, б. наглядные, в. практические. 2. по дидактическим задачам (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Выделяют 3 группы методов: а. методы приобретения новых знаний, б. методы формирования умений и навыков и осуществление их на практике, в. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. 3. по характеру познавательной деятельности (Скаткин, И. Я. Лернер). Выделяют 5 методов: а. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), б. репродуктивный, в. проблемного изложения, г. эвристический (частично поисковый), д. исследовательский. 4. Кудряшов Н. И. а. репродуктивный, б. эвристический, в. исследовательский, г. творческого чтения, 5.бъяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), б. репродуктивный, в.ов: а.ение их на практике, в.ивающую усвоение им по сочетанию методов преподавания и методов учения (Махмутов М. И.): а. преподавания, б. обучения, в. учения. Метод преподавания – обусловленная закономерностями учения содержанием учебного материала система преподавания, применяемая как способ управления учителем познавательной деятельности ученика. Метод учения – прием обусловленный методом преподавания способ учебно-познавательной деятельности ученика, отражающий закономерности учения и направленный на достижение цели, поставленные учителем и принятый учеником и реализуемый через приемы учения. Метод обучения – это обусловленный социальными целями образования способ организации учителем учебно-воспитательного процесса. Методы обучения в своей совокупности должны содействовать проявлению всех функций литературы: познавательной, воспитательной, эвристической, коммуникативной, гедонистической. Общим требованием для всех методов является ориентация на их эстетическую сущность литературы, её художественную специфику. В изучении литературы очень большое значение имеет проникновение в атмосферу произведения, понимание значения детали, композиции, жанра. Всё это вместе взятое и обуславливает воздействие на читателя, на его мироощущение, стимулирует его духовное развитие. Умелое сочетание методов обучения и методов воспитания делает этот процесс ещё более целенаправленным и результативным. Накопление моральных, эстетических впечатлений, последующая их систематизация и обобщение, теоретическое осмысление обогащают жизненный опыт учащихся, воздействуют на их ценностные ориентации. Развитие личности при изучении литературы проходит в двух направлениях: развиваются общие способности ученика и специально художественные. Исследовательский метод получает широкое распространение в старших классах. Главная форма обучения литературы – урок. Структура уроков и их форма обусловлена целевыми установками, возрастом, художественным своеобразием произведения. Лекции, беседы, чтение-обобщение, диспут, литературная редакция. Большая роль принадлежит факультативным занятиям и курсам по выбору, разнообразие постоянно действующих форм внеклассной работы. Однообразная система обучения сдерживает и тормозит самовыявление ученика, не разрешает сделать познание литературы личностным, индивидуальным. Это приводит к ослаблению воспитательного воздействия художественного слова на учащегося , на его эстетическую ориентацию, моральное сознание и в конечном итоге на на духовные запросы и общую культуру. Одно из важнейших условий гуманизации школы – «раскрепощение» учителя и ученика, предоставление им условий для творческой деятельности. Задача обучения литературе на разных уровнях – в базовой школе, средне образовательной, в классах с углубленным изучением литературы, лицеях, гимназиях. Многовариантность связана с проблемой дифференциации, как внутренней, так и внешней. Она реализуется с учетом местных культурных традиций и разновидности школ с русским и белорусским языком обучения. Так как литературное образование во многом зависит от учителя, его литературоведческой, психологической, методической подготовки, человеческих качеств, самообразования, то его переподготовке должно уделяться самое пристальное внимание. Взаимосвязь методов при изучении литературы. Методы каждой науки специфичны и зависят от содержания и целей, поэтому и МПЛ ищет присущие ей методы изучения литературы в школе. В современной методологической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекции учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста, методы и приемы истолкования литературных произведений. Н. И. Кудряшов обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя: 1. метод творческого чтения, 2. эвристический, 3. исследовательский, 4. репродуктивный. Целью метода творческого чтения является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения и после анализа. Метод реализуется через следующие приемы: - выразительное чтение, - комментированное чтение, - беседа, - творческие задания по личным впечатлениям, - постановка на уроке учебных проблем. Виды деятельности учащихся: - чтение, заучивание наизусть, - слушание, - составление планов, - перессказывание, - написание отзывов, - рассматривание иллюстраций. Речь идет о первой ступени в логике познания литературы (о чтении). Эвристический метод связан с анализом текста (со 2 ступенью изучения литературы). Осуществляется в форме эвристической беседы. Приемы: - построение логически четкой системы вопросов, - построение системы заданий по тексту, - постановка проблем. Виды деятельности: - подбор материала из художественных произведений, - пересказ с элементами анализа текста, - анализ эпизода, - анализ образа-персонажа, - составление плана к вступлению, докладу, сочинению, - постановка проблемы. Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: - постановка проблемных вопросов, - разработка исследовательских заданий. Виды деятельности: - самостоятельный анализ части или целого произведения, - сопоставление художественного произведения с другими текстами и другими видами искусства, - оценка спектакля или кинофильма по художественному произведению. Репродуктивный метод позволяет учащимся получить знания в готовом виде, но не дидактически, способствует проблемному изложению материала. Приемы: - лекции, - лекции с элементами беседы, - лекции с использованием докладов учащихся, - лекции с использованием учебников. Виды деятельности: - запись плана или конспекта лекций, - подготовка по учебнику, - подготовка докладов по готовому материалу. В. Г. Маранцман утверждает, что в настоящее время есть необходимость в выделении методов изучения литературы с большим учетом предмета литературы: - чтение литературного произведения, - анализ литературного произведения, - комментирование литературного произведения, нелитературного материала (письма, мемуары, статьи, биографии), - претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино), - литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников. Г. Н. Ионин предлагает классификацию методов изучения на определении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературе: - метод художественной интерпретации, - метод критико-публицистический, способствующий формированию определенного типа читателя-критика, - метод литературного поиска, предполагающий развитие школьного литературного метода в развитии исследовательских возможностей. 38. Современные педагогические технологии и их использование в процессе преподавания литературы. В последнее время педагогическая наука все больше склоняется к выводу, что существенное повышение эффективности невозможно без внедрения в практику работы школы и учебных заведений новых образовательных технологий. Стала понятна ограниченность возможностей традиционной классно–урочной школьной и лекционно–семинарской вузовской систем организации учебного процесса, интегрированной с трансляционной моделью деятельности педагога. Это характеризуется, в первую очередь, тем, что:
Существующая система преподавания ограничивала творческие способности как учителя, так и ученика. Поэтому встала задача поиска иных образовательных моделей и форм, которые позволили бы изменить ситуацию. Первые шаги делались на рубеже XIX – XX в.в. Были разработаны технологии саморазвития М. Мантессори, Вальдорфская педагогика Р.Штейнера, дальтон – технология Харса Парккерса. В силу ряда причин они не получили должного распространения и были достоянием ограниченного числа школ и педагогов. За последние 20 лет проблема педагогических технологий стала одной из центральных проблем как теоретической, так и практической деятельности учебных заведений и педагогов. Новые возможности для серьезных изменений в этом плане создали исследования не только литературоведов, но и психологов, сумевших открыть новые закономерности формирования ребенка (В.Выготский, П.Я.Гальперин). В современной педагогике на первый план выступает личность ребенка как объект в педагогической технологии. Академик В.В.Давыдов ввел термин «содержательное обобщение». Теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство систем и понятий и их взаимосвязи, представляет, т.о., обобщение обобщений. Обобщением такого уровня и является понятие личности. Современные педагогические технологии основываются на содержание личности, на знаниях, умениях, навыках, способах умственных действий, на самоуправляющих механизмах личности. В современной методике и педагогике понятие педагогические технологии прочно вошло в лексикон, но в его понимании существуют большие разночтения. Так, толковый словарь поясняет, что технология – совокупность приемов; Б.Т.Лихачев считает, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный набор и компоновку методов, способов и приемов обучения, педагогическая технология, по его мнению, - это организационно педагогический инструментарий педагогического процесса. В.П.Беспалько – содержательная техника, В.М.Шепель – искусство, мастерство, умение, совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения целей. В нашем понимании педтехнология – это совокупность психолого-педагогических установок, реализуемых с помощью таких методов и приёмов, которые помогают достичь цели. В современной методике выделяют основные качества педагогических технологий: |