ШПОРА ПО МЕТ.ЛИТЕРАТУРЫ!. 34. Культура письменной речи учащихся
Скачать 0.53 Mb.
|
Примерный план изучения обзорной темы: 1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации. 2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода. 3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса: а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы; б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями; в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох; г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения; д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров. 4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода. 5. Значение _______периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей. Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение, помогает становлению личности. Обзорные лекции предполагают активную самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников. Лекция предполагает участие учеников в решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или семинары вне определенной логики пользы не принесут. Целесообразно изучение нового материала в старших классах планировать «крупноблочно»: установочная лекция—обучающе-тренировочные уроки —обучающий семинар — консультация — контрольно-обучающие зачеты. Последовательность занятий направлена от более активной роли учителя к более активной роли учеников. Готовясь к лекции, учитель прежде всего ищет ключевую проблему обзора, которую предстоит решать на уроке. 33. Культура устной речи учащихся. Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Не случайно, что почти во всех общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный план вводятся такие предметы, как ораторское искусство (или риторика), актерское мастерство, выразительное чтение, психология общения и т. д. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию. Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и требовательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. Большой вклад в развитие методики работы над устной речью в процессе изучения литературы внес Н.В. Колокольцев, сосредоточив внимание на лексико-фразеологической работе с художественным текстом и на таких видах устных высказываний школьников, особенно среднего звена, как пересказы, словесное рисование, различные виды упражнений обучающего характера. Принципиальные теоретические позиции и богатейший фактический материал по развитию устной речи содержится в трудах К.В. Мальцевой. Автор рассматривает методику развития речи школьников путем проведения словарной работы в связи с анализом текста художественного произведения, его идейно-художественных особенностей, обучения школьников выразительному чтению, а также на материале смежных с литературой видов искусства. Хотя работа по развитию речи ведется в той или иной форме на каждом уроке литературы, наряду с ними проводятся и специальные уроки развития устной речи, на которых на материале изученного литературного произведения или нескольких произведений одного автора создается оптимальная ситуация речевого общения, активизируется речевая практика учащихся. Для этого закрепляется усвоенная на базе художественных произведений лексика, создаются условия для отработки различных видов устных высказываний, ведения диалогов. В.Я. Коровина разработала и реализовала в методических пособиях определенный вариант структуры такого урока, в основе которого лежит следующее положение: «Интерес учащихся, пристальное внимание к собственной речи и речи своих товарищей рождается благодаря постоянно меняющемуся (от занятия к занятию) материалу произведений Пушкина или Лермонтова, Гоголя или Тургенева и систематической отработке монологической и диалогической речи обучающихся». Вот предложенная В.Я. Коровиной схема такого урока: Слово учителя о задачах специального урока. Словарная работа. Беседа. Диалоги. Введение слов, над которыми велась работа, в предложение собственной конструкции. Формулирование ответов и вопросов. Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы. Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурс. Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Диалоги. Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. Отзывы, рецензии учащихся. Прослушивание авторского и актерского чтения. Обсуждения, диалоги. Беседа. Рассказ-рассуждение по поводу услышанного. Сообщения о художниках. Заключительное слово учителя. Подведение итогов: удачи и недостатки, пожелания каждому». Словарная работа включает в себя лексические пласты из произведений обоих писателей, помогает ввести в свой активный словарь новые слова и выражения. К примеру, такие фрагменты текстов могут дать источник для обогащения речи школьников: В завершение урока звучит чтение отрывков и короткие художественные пересказы текстов того и другого писателя. Возможны рассказы о жизни и деятельности Гоголя и Тургенева на основе знаний семиклассников. Все это может входить в программу конкурса. Возможно проведение уроков развития устной речи и в старших классах, хотя специального указания на них в программах нет. Пересказы художественного текста: Многие методисты выделяют. Пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся. Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов: 1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста. 2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного - учит школьника отбирать главное, отбросив второстепенное. 3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ (например, «История Капитона и Татьяны», «История Антипыча и Травки»). 4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа. Опираясь на формируемые в средних классах умения пересказывать художественный текст, в старших классах эту работу необходимо совершенствовать с учетом задач изучения курса на историко-литературной основе. В старших классах можно проводить научный пересказ художественного текста, прекрасные образцы которого даны, к примеру, в трудах Н.К. Гудзия по древнерусской литературе. Этот вид пересказа передает содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сохраняет в главном его художественные особенности, сопровождая необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев, обращая внимание на композицию пересказываемого текста. Иногда в методической литературе и практике его называют пересказом с элементами анализа или комментированным пересказом. Он является промежуточным этапом работы между чтением и усвоением текста, с одной стороны, и его анализом, с другой. Благодаря ему может быть осуществлен плавный переход к анализу. Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога учащихся на уроках литературы. Школьники выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Доклады и сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи. 7. Концепция литературного образования в Беларуси. Цели, задачи и принципы литературного образования. «Концепция литературного образования в Беларуси» была принята в 1991г. как результат анализа состояния преподавания литературы (русской, белоруской, зарубежной) в школах Беларуси. В документе отмечается, что в Беларуси накоплен определенный положительный опыт преподавания, но замечено ряд особенностей в преподавании литературы, которые не отвечают социуму и его запросам. К тому времени, когда вышла концепция, коммунистические идеалы стали мифом, а значит, заидеологизированные учебники перестали быть настольными книгами учителя и учащихся. Изменились и принципы литературного образования. Было замечено, что все эти 80 лет отмечался разрыв преемственности как в структуре программ и учебников, так и в преподавании русской литературы. Античная литература, например, не включалась вообще в школьную программу, а изучение ее в вузе было сужено. Как недостаток отмечалось и отсутствие координации между курсами русской и белоруской литератур. Литература в школе всегда была в числе самых важных предметов, потому что именно с ней в первую очередь связывались цели обучения и воспитания – формирование личности во всем многообразии содержания этого понятия: мировоззрение, моральность, интеллектуальное и эмоциональное развитие, этическая, эстетическая, художественная культура. Сегодня значение литературного образования особенно возрастает. «От того, как школа сможет использовать потенциальные возможности литературы как предмета, подключить их к обучению и воспитанию подрастающего поколения, в значительной степени зависит судьба национального и культурного возрождения народа», - отмечается в документе. Цели и задачи литературного образования на современном этапе нужно видеть в воспитании человека с глубоким демократическим и гуманистическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым высококультурным чувством национального и личного самоуважения; человека, чувствительного к полифонизму жизни, рассудительного патриота, верного общечеловеческим и национальным идеалам, а также личности творческой, способной воспринимать прекрасное и преобразовывать его в пожизненный стимул морального самовозвышения, интеллектуального и духовного развития. Принципы. Главное условие перестройки литературного образования в школе – обновление её методологи, уточнение и переосмысление принципов обучения, т. е. в первую очередь тех, которые определяют главную сущность и пути практической организации литературного обучения как определённой не только педагогического, но и социально-культурного явления. Это принципы гуманизации, демократизации, ориентации на общечеловеческие и национальные духовные ценности, творческого характера обучения, дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к учащимся, беспрерывности процесса обучения. Все они внутренне связаны между собой и выступают как разные аспекты одного направления развития литературного образования, его движения к новому качеству: определяют цели обучения, содержание, структуру и логику курса литературы, особенности её изучения в школе. Научная методология требует конкретно-исторического к обучению, объективного прочтения творчества писателя или отдельного художественного произведения, изучение его в единстве содержания и формы, раскрытия его гуманистической, морально-эстетической и художественной ценности. Литература – художественное творчеств, и изучение её должно быть процессом творческим, удовлетворять познавательную активность учащихся, включать их в самостоятельную творческую деятельность. Принцип творческого обучения позволяет актуализировать формы и методы, интенсифицировать педагогический процесс, сделать его морально-эстетическим, содержательным и результативным, преобразовать его в единую систему совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Эффективность изучения литературы зависит от того, насколько последовательно и целенаправленно проводится принцип единства обучения и воспитания, поскольку обучения и воспитание в педагогическом процессе преобразуются в единую методическую систему формирования человеческих ценностей, интересов, потребностей, идеалов, стимулов к действию. 31. Десятибалльная система оценки знаний школьников по литературе. Система оценивания результатов труда учащихся имеет важнейшее значение в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить – значит определить степень выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровень их подготовки и развития, качества приобретённых знаний, сформированных умений и навыков. Отметка – это количественное выражение оценки знаний, умений и навыков, личностных и индивидуальных качеств в цифрах и баллах. Объективность выставляемых учащимся отметок при оценке результатов их учебно-познавательной деятельности и развития индивидуальных способностей обеспечивается установлением соответствующих критериев. включающих в себя ряд конкретных признаков, доступных для наблюдения и измерения. Действующая четырёхбалльная система оценки учебно-познавательной деятельности учащихся в определённой мере отражает традиционно выделяемые уровни учебной деятельности:
Вместе с тем в ней затруднено установление единых подходов к качественному и количественному оцениванию результатов обучения. Следует учитывать и тот факт, что не все дети, которые обучаются в одном и том же классе, могут в силу своей подготовленности успешно усвоить программный материал. Расширение шкалы оценки учебно-познавательной деятельности учащихся до 10 баллов обусловлено как необходимостью в объективном оценивании знаний и умений учащихся, так и в усилении стимулирующей роли оценки, учёте индивидуальных и личностных качеств обучающихся. «В программах по русской литературе целью обучения предмета заявлено развитие личности. Оно происходит в процессе учебной деятельности, структурно направленной на реализацию поставленной цели», - отмечается в Инструктивно-методических материалах Министерства образования РБ (Мн.,1999.). Связывая уровни освоения подростками идейно- нравственного опыта, сконцентрированного в искусстве слова, с личностным отношением к изучаемому художественному произведению, есть возможность обеспечить успешное и безостановочное развитие личности. Ключевым и исходным структурным образованием, возникающим в процессе овладения текстом, является личностное отношение. Личностное отношение к литературному произведению представляет собой сложное целостное образование, в котором синтезированы и проникают друг в друга разноуровневые и не одновременно возникающие компоненты: познавательные, ценностные, эмоционально-нравственные, оценочные, эстетические отношения. Эффективная работа по формированию личностного отношения учащихся к произведению обеспечивается рядом условий, общепедагогических и специально педагогических:
Уровень конкретных знаний, умений и навыков, необходимых при изучении литературного курса, напрямую связан с уровнем развития личностного отношения и отражается в нём. Исходя из общих положений, и предлагается 10-бальная шкала оценки учебно-познавательной деятельности школьников. Уровень «узнавания» характеризуется отсутствием интереса к чтению художественной литературы, упрощенным неэмоциональным восприятием. Этот уровень оценивается: «2» (0 баллов). Учащиеся не знают текста изученного литературного произведения. «3» (1-2 балла) – текст, если и прочитан, то понят на элементарном уровне, поставленные вопросы не осмысливаются или осмысливаются неверно, ученик затрудняется в формулировании мысли, вместо ответа на вопрос пытается пересказать текст на уровне эпизода. Речь не развита, обилие речевых и лексических ошибок. Уровень «воспроизведение» характеризуется отсутствием начитанности и стойкого интереса к чтению художественной литературы, фрагментарным восприятием литературного произведения, актуализацией несущественных деталей при невнимании к содержательным параметрам. «3» (3 балла) – произведение воспринимается эмоционально, но осмысливается на уровне эпизода. Ученик не видит связи между эпизодами и характером героя, делает попытки ответить на аналитический вопрос. |