Главная страница

О.Шпенглер «Закат Европы». Шпенглер бесконечно образован, он сам говорит, что его открытие было запоздалым, потому что со времени смерти Лейбница ни один философ не освоил все методы точного знания


Скачать 20.23 Kb.
НазваниеШпенглер бесконечно образован, он сам говорит, что его открытие было запоздалым, потому что со времени смерти Лейбница ни один философ не освоил все методы точного знания
Дата05.02.2022
Размер20.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаО.Шпенглер «Закат Европы».docx
ТипДокументы
#352555

Введение:

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ, историк, культуролог, один из основоположников современной философии культуры. Автор оригинальной концепции циклического развития культуры. Выделив ряд уникальных, взаимопроницаемых культур в истории цивилизации, он полагал, что любая из них существует 1000 лет, после чего она вырождается, превращаясь в цивилизацию - «бездушный интеллект» или «массовое общество». В своей основной работе «Закат Европы» Шпенглер указывает на неизбежность разрушения будущей западной (европейской) цивилизации.

Шпенглер бесконечно образован, он сам говорит, что его открытие было запоздалым, потому что со времени смерти Лейбница ни один философ не освоил все методы точного знания. Математика и физика, история религий и политической истории, все искусства, особенно архитектура и музыка, судьба народов и культур - все это странным образом переплетается друг с другом, составляет единый предмет размышлений Шпенглера.

Шпенглер превратился в философа и пророка, чье имя было у всех на устах. Только в 1921-1925 и только в Германии было опубликовано 35 работ Шпенглера и его работы.

В «Закате Европы» сформулирована оригинальная культурно-философская концепция автора, теоретические дискуссии о которой еще ведутся. Основными понятиями этого понятия являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик понимает нетрадиционно, придавая особое значение этим двум словам. Невозможно понять пункты, выдвинутые Шпенглером, без понимания используемых им терминов. Стоит прислушаться к мнению Г.М.Тавризяна, который считает, что историко-культурная концепция Шпенглера основана на сопоставлениях, корреляциях и, по большей части, антиномической оппозиции «культуры» и «цивилизации». В то же время, существует справедливая критика традиционных теорий, исследование современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать причины возникновения культурного кризиса, которые делают «Закат Европы чрезвычайно важным». Чтобы определить, какой смысл О.Шпенглер вкладывает в термины «культура» и «цивилизация», чтобы увидеть взаимосвязь между этими понятиями, необходимо определить их место в его понятии.

Имидж, символ и стиль культуры

Ключом к пониманию мировой культурной истории, с точки зрения ученого, является символ. Он пишет, что для воссоздания духа эпохи недостаточно просто иллюстрировать историю теми или иными событиями, памятниками, произведениями искусства. Необходимо выяснить более глубокую взаимосвязь культурных форм, которые воспринимаются как символ. «Народы, языки и эпохи, битва и идеи, государство и боги, искусство и работы, науки, правовые отношения, бизнес - форма и мировоззрения, великие люди и великие события являются символами и должны быть интерпретированы как таковой». В каждой культуре и в каждой исторической эпохе есть символ, представляющий ее знак. Символы и знаки создают образ культуры, по особым законам они объединяются в единое целое, воссоздающее облик эпохи.

Собственная «идея» из каждой культуры, Шпенглер говорит не на все аналогичный к идее культуры, как и Гегель, например, понимает. Если у Гегеля была первичная логика, то у Шпенглера первичная душа культуры. Большое значение имеет значение, которое Шпенглер использует в отношении культуры как термин «душа». Для него термин «душа культуры» является ярким и в то же время точным выражением того факта, что основа культуры несводима к разуму. У каждой культуры есть своя душа, реализованная во многих отдельных жизнях. Душа каждой культуры уникальна и не может быть полностью выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно проникнуть во внутренний мир людей другой культуры, понять природу их символов, чувств, убеждений: «В каждой великой культуре есть тайный язык умиротворения, который понятен только одному человеку. душа которого полностью принадлежит к этой культуре».

Все культуры характеризуются ограниченной продолжительностью в истории и замкнуты в себе.

Восемь великих культурно-исторических типов занимают свое место на карте мировой истории:

Египетский.

Вавилонский.

Индийский.

Китайский.

Греко-римский (аполлонский).

Византийско-арабский (магия).

Западноевропейский (фаустский).

Народы майя.

В истории «русско-сибирской культуры» имеют общую структуру, но имеют индивидуальный стиль и внешний вид. В истории невозможно обнаружить такие абстракции, как формы мышления вообще, состояние вообще.

Шпенглер считает, что каждая культура имеет свою естественную науку и даже свою уникальную природу, потому что природа воспринимается человеком через культуру.

Таким образом, Шпенглер называет культуру определенных общественных образований вместе с их характерными чертами. По его мнению, каждая нация наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью и всеми культурами, «строго привязанными на протяжении всего их существования» к тем странам, которые послужили основой для их появления. Культура для О.Шпенглера - это живое существо высшего порядка, выросшее «со своей возвышенной небрежностью», «как цветы в поле».

Душа культуры

Основываясь на их принципе символизма культур, Шпенглер предлагает описание Аполлонийских, Фаустовских и Волшебных душ.

Аполлоновский ученый называет душу древней культуры, которая выбрала орган чувств как идеальный тип пространства. К этому типу относятся скульптура обнаженного человека, механическая статика, чувственные культы олимпийских богов, политически изолированные греческие города. Античный храм, античный рельеф, закрытая колоннада лишь подчеркивают объемные контуры, священное установление границ. Множественность отдельных тел требует подобного мира богов - в этом смысл древнего политизма. Аполлонийская душа Греции - это телесность, статичность, естественность, полнота, это мир, чуждый всей динамике и истории, любой импульс бесконечному, безграничному и потустороннему.

Фаустовская душа воплощена в западноевропейской культуре - он родился в 10 веке вместе с романским стилем на северных равнинах между Эльбой и Тахо. Его символами были искусство фуги в музыке, динамика Галилея, католическая и протестантская догмы, великие династии эпохи барокко с их политикой, живопись, соединяющая пространства сквозь свет и тень. Архитектура находит выражение в гигантских и готических храмах. Этот новый мировой опыт повторяется в поэзии и религии, объединяя участников в магическое сообщество.

Волшебная душа арабской культуры между Тигром и Нилом, Черным морем и Южной Аравией выражается в алгебре, астрологии и алхимии, мозаиках и арабесках, халифатах и ​​мечетях, таинствах и священных книгах персидских, индийских, христианских религий.

В общей исторической картине любой культуры может доминировать только один образ - стиль этой культуры.

Цивилизация как закат культуры

Каждая культура основана на душе, а культура - это символическое тело, воплощение жизни этой души. Но вся жизнь когда-либо умирает. Живое существо рождается, чтобы осознать свою духовную силу, которая затем исчезает со старостью и исчезает со смертью. Это судьба всех культур. Шпенглер определяет продолжительность цикла развития культуры около 1000 - 1500 лет.

Каждая культура проходит возрастные стадии человека. У каждого свое детство, юность, зрелость и старость. Культура рождается в тот момент, когда великая душа пробуждается и отшелушивается от предтечного состояния вечно младенческого человечества. Он цветет на почве строго ограниченной области, к которой он остается прикрепленным, как растение.

Смерть культуры - это истощение ее души, когда ее значения больше не вдохновляют людей, которые сейчас обращаются не к реализации культурных ценностей, а к утилитарным целям и улучшению жизни. Шпенглер связывает этот период с наступлением эпохи цивилизации. Цивилизация - это неизбежная судьба культуры, будущий Запад - это не безграничное движение вперед и вверх по направлениям наших идеалов. Современность - это фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим устраняется ряд жизненно важных элементов. Как только цель достигнута, и полнота внутренних возможностей завершена и реализована снаружи, культура внезапно застывает, умирает, ее кровь сворачивается, ее силы распадаются - она ​​становится цивилизацией. И она, огромное увядшее дерево в первобытном лесу, может ходить по своим гнилым ветвям много веков.

Цивилизация - это те же экстремальные и искусственные условия, которые способны реализовать люди самого высокого уровня. Шпенглер назвал цивилизацию дряхлой культурой, которая осознала свои цели и подошла к концу своего существования.

Каковы различия между культурой и цивилизацией? Различия между ними были очень хорошо сформулированы Н.Бердяевым. Культура не развивается бесконечно. Оно несет в себе семя смерти, оно содержит принципы, которые неизбежно привлекают его к цивилизации. С другой стороны, цивилизация - это смерть духа культуры, динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неизбежно ведет к выходу за пределы культуры. На этих путях происходит переход культуры в цивилизацию. Культура - это творческая деятельность человека. В культуре человеческое творчество получает свою объективацию. Цивилизация есть переход от культуры, от созерцания, от создания ценностей к самой жизни. И наконец: культура по своей сути религиозна, цивилизация нерелигиозна. Культура происходит из культа, она ассоциируется с культом предков, она невозможна без священных традиций. Цивилизация - это воля к власти, чтобы построить поверхность земли. Культура национальная. Цивилизация интернациональна. Культура аристократическая, а цивилизация демократическая.

Почему же тогда цивилизация, которая приносит человеку социальные и технические достижения в жизни, заставляет Шпенглера чувствовать, что культура умирает? Ведь красивые произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов сохранились. Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону вещей. Культура жива до тех пор, пока она поддерживает глубоко интимную, интимную связь с человеческой душой. Душа культуры не живет сам по себе, но только в душах людей, живущих в смыслах и ценностях этой культуры.

Если культура перестает привлекать и вдохновлять человеческие души, она обречена. В древности это государство пришло в римскую эпоху. Для Европы, пишет Шпенглер, время заката наступит через 2000 лет.

Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация. Нет ничего плохого в улучшении жизни, но когда оно поглощает человека в целом, тогда в культуре больше не остается духовной силы. Он не имеет ничего против удобств и достижений цивилизации, но он предостерегает против того, чтобы цивилизация вытесняла подлинную культуру.

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он не человек «цивилизации», способный отбросить старый «культурный мусор», чтобы чувствовать себя комфортно в мире обычных забот. Отсюда следует его двойственное отношение, характеризуемое Н.Бердяевым: «Особенность Шпенглера в том, что еще не было цивилизованного человека с таким сознанием, как Шпенглер, печальным осознанием неизбежного упадка старой культуры, которая будет иметь такую ​​чувствительность и такой дар проникновения в культуры прошлого. Цивилизованное благосостояние Шпенглера и самосознание фундаментально противоречивы и раздвоены. В нем нет цивилизационного самодовольства, нет веры в абсолютное превосходство его эпохи над предыдущими поколениями и эпохами».

Отказ от культуры совершается нагло и агрессивно. Человек не испытывает желания подняться на вершины культуры, приложить усилия, чтобы ее поднять. Он требует, чтобы все было согласовано с его скучным уровнем, а все утонченность, утонченность и хорошие манеры объявлялись ненужными излишествами.

Заключение

Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера, культура - это совокупность качеств и структур, которая во многом имеет ценностную основу, привязана к определенной нации или стране и определяет менталитет людей, входящих в нее. Культуры носят локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самой концепции человечества. Вы можете понять культуру, раскрыв ее стиль, который, в свою очередь, вытекает из идеологической основы, первичного символа «praphenomenon. О.Шпенглер рассматривает культуру как биологический организм, который естественно проходит определенные стадии развития. В этом случае происходит поиск средств реализации главной идеи, раскрываются исторические формы этой культуры.

Цивилизация есть результат и завершение этих поисков, последний этап развития. Он характеризуется ослаблением влияния традиций, снижением религиозности, ростом городов и распространением причинно-следственных (естественных) мировоззрений.

Немецкий мыслитель, проведя серию аналогий с культурами прошлого, доказывает неизбежную гибель западной культуры. «Падение западного мира - не более, не менее, чем проблема цивилизации». Европа давно перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательное разрушение - лишь вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.

Глубокая эрудиция, смело проведенные параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают оправдание концепции, выраженной в «Закате Европы», чрезвычайно убедительным.

У Шпенглера - с его принципом культурно-исторического цикла и идеей выделения культурных образований - было много предшественников. Специфической и новой особенностью теории Шпенглера было применение циклической модели не к народам, нациям, государствам и цивилизациям, а к культурному и историческому мирам, понимаемым очень оригинально.

Не думайте, как это часто бывает, как будто Шпенглер говорит о физической смерти культурного и исторического мира. Он продолжает существовать, но его обитатели больше не живут полноценной духовной жизнью, а живут исключительно биологическим существованием. Внутреннее богатство духа заменяется внешней, лихорадочной и даже инстинктивной деятельностью. И возникает вопрос: а не приблизился ли Шпенглер к истине своими заявлениями? Будет ли кто-нибудь утверждать, что в XX в. Живет ли человек духовно более богатой жизнью, чем представитель XIX века? Кто может, утверждал, что в литературе, живописи, музыке, поэзии людей западного мира в XX в. создал больше выдающихся произведений по сравнению с прошлым веком? Конечно, если что-то определенное, это прогресс в науке и технике.


написать администратору сайта