Эссе. социальные отношения. Социальное действие, социальные связи, социальное поведение, социальный контроль Социальное действие и взаимодействие
Скачать 35.62 Kb.
|
социальное действие, социальные связи, социальное поведение, социальный контроль Социальное действие и взаимодействие Любая деятельность индивида реализуется через социальные действия. Под социальным действием понимается такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (или группой лиц) смыслу соотносится с действием другого лица (или группой лиц) и ориентируется на него (М. Вебер). Таким образом, для социального действия характерны: 1. Осмысленность; 2. Ориентация на других людей. Согласно М. Веберу, «социальное действие» (включая невмешательство или терпеливое принятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. Внешнее действие, не может быть названо социальным в том случае, если оно ориентировано только на поведение вещных объектов. М. Вебер дает следующую классификацию социальных действий: Целерациональные – действия по достижению определенной цели, результата; Ценностно-рациональные – действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность; Аффективные – действия, совершаемые под влиянием эмоций; Традиционные – действия, основанные на реальной привычке. С точкой зрения М. Вебера, аффективные и традиционные действия лежат на границе или за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам Вебер исходит из того, что данные типы социальных действий есть идеальные типы, то есть как нечто, служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие – это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа. Веберовская концепция социального действия получила признание в социологии XX века и была позднее развита в трудах ряда крупных социологов. Так, в теории социального действия Т.Парсонса (структурно-функциональная школа) в структуре социального действия выделяются следующие элементы: 1) действующее лицо, индивид, совершающий действия и тем самым выполняющий определенную социальную роль в данной социальной системе; 2) цель, которую ставит перед собой индивид и ради достижения которой совершается действие; 3) ситуация – условия, в которых происходит действие; 4) нормативно – ценностная ориентация индивида, т.е. выбор индивидом вариантов поведения на основе определенных социальных норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе совершения действия (цель и нормативно-ценностная ориентация образуют мотивацию социального действия); 5) реакция другого (других), на которую ориентируется действующий индивид: ожидание им того, что другие будут вести себя по отношению к нему также как это принято в данной социальной группе. В теории символического интерракционизма (У.Томас, Дж. Мид) подчеркивается необходимость исследования установок и ценностей, из которых исходят индивиды, совершая действия. Особое внимание придается «определению ситуации» (У.Томас), т.е. рассмотрению, обдумыванию индивидом на основе прошлого опыта, которое предваряет всякую деятельность и лежит в ее основе. Каждая ситуация, в которой оказывается взрослый индивид представляет из себя систему факторов, диктующих поведение в соответствии с прежними ситуациями, пережитыми в прошлом опыте индивида. В силу различий в прежних переживаниях опыта у разных индивидов, различий в их установках и значениях ценностей, каждый из людей по существу сам конструирует ситуацию своего поведения, которую он считает реальной и ведет, действует в соответствии со своим восприятием, переживанием, пониманием ее. Смысл данной идеи У.Томас выразил в афоризме (что было названо Р.Мертоном «теоремой Томаса»): «Если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям». Практика показывает, что человек никогда не действует полностью осознанно, отсюда в реальной действительности социальные действия – это лишь частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели, связанные с поведением других людей. Социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию, как обмену социальными действиями. Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов. Наиболее распространена следующая типология социальных взаимодействий: 1. По видам: а) физическое взаимодействие; б) вербальное; в) жестовое. 2. По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли) а) профессиональное взаимодействие; б) семейно-родственное; в) демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами); г) политическое; д) религиозное и т.д. 3. По формам: а) кооперация – сотрудничество индивидов ради решения общих задач, когда становиться очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными, достижение выгоды от разделения труда; б) конкуренция – это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.); в) конфликт – столкновение взаимодействующих субъектов, выступающее как наиболее острая форма конкурентного взаимодействия. В ряде социологических концепций социальное взаимодействие рассматривается как обмен некими ценностями, выгодами. В качестве таковых могут выступать деньги, информация, власть, признание, душевный покой, уважение, любовь, дружба, материальные блага, образование, безопасность и т.п. Социальное взаимодействие стабильно, когда обмен ценностями эквивалентен или таковым воспринимается в качестве такового взаимодействующими индивидами. Социальные отношения и социальные связи Социальные отношения, это устойчивые взаимодействия между индивидами. Человек множеством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. В сложной сети социальных взаимоотношений для человека одни из этих взаимоотношений более, другие менее значимы; в одной системе отношений сбой, проблемы, конфликты могут отразиться на всей последующей жизни, а в другой – могут остаться не более чем неприятным эпизодом. Различаются ли социальные связи между собой? Почему отдельные социальные связи играют в нашей жизни решающую роль? Внутреннее строение социальной связи. Субъекты (единичные Деятели или коллективный субъект) вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок. Этот первичный элемент социальных взаимоотношений примитивно можно выразить следующим образом: «Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоряжении» (речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях – например, желание получить признание, одобрение, поддержку и т.д.). Социальная зависимость – это социальные отношение, при котором социальная система S1 (индивид, социальная группа) не может совершать необходимые для нее действия D1, если S2 не совершит действий D2. При этом система S2 будет доминирующей, а система S1 –зависимой. Зависимость может быть элементарной, непосредственной зависимостью от своего товарища, брата, коллеги или сложной, опосредованной – например, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества. Существуют зависимости между различными общностями людей (например, между работниками умственного труда и работниками физического труда). Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно по причине наличия зависимостей между людьми, которые и создают предпосылки взаимодействия людей. Именно предпосылки, но не более. Связь это взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда взаимна, налична и осуществляема (хотя бы в воображении). В отличие от социального действия, которое представляет собой отдельный, ориентированный «на другого» акт, социальная связь – это взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между индивидами, двумя и более, включая и ответную реакцию партнера. Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются: 1. Субъекты связи (ими может быть любое количество людей); 2. Предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь); 3. Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами («правила игры»). Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов добрососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена, а хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, и их главным регулятором станут деньги, хозяйственные законы и т.д. Важно учитывать и предмет связи. Так, если речь идет о связи между военнослужащими, т.е. предметом связи является вооруженная защита страны, регламентация связи будет носить жесткий командно-распорядительный характер. Иная регламентация взаимоотношений в сфере научной деятельности, где ощутимая степень свободы, дискуссия становятся необходимыми элементами организации социальных взаимоотношений. Сказывается на регламентации, регулировании социальной связи и ее устойчивость (с соседом по купе вы будете себя вести иначе, чем с соседом по дому, с которым еще долго будете жить бок о бок, – проявится другая степень обязательности, ответственности, искренности). Еще одно важное обстоятельство влияет на характер взаимосвязи – ее формальный или неформальный характер. Особое значение имеет различение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большую роль в жизни индивида играют опосредованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается количество посредников, ступеней, через которые она должна пройти, и связь теряет специфические индивидуальные особенности. Подобная деиндивидуализация и создает иллюзию того, что вся сеть социальных отношений существует независимо от воли, желания простых людей. Число «этажей» опосредованные столь велико, что трудно назвать ступени, через которые должна пройти связь между, предположим, крупного руководителя корпораций и работницей фермы в селе, между конкретным пенсионером и деятельностью всей экономики и т.д. Социальная связь, хотя и опосредованно, существует и в этом случае. Но как может регулировать свои отношения с дояркой президент корпорации, который ее никогда не видел и, скорее всего, не увидит? Проблема регулирования опосредованных связей будет рассмотрена в дальнейшем. Связь может прекратиться в силу нескольких причин: 1) изменение или утрата предмета связи. 2) сохранение предмета связи, но несогласие одного участника (или обоих участников) связи с принципами ее регулирования. Иногда субъекты связи недовольны принципами ее регулирования, но не могут ее расторгнуть, ибо предмет связи оказывается неделимым. Возникает конфликт – один из типов взаимодействий между социальными субъектами. Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия. Люди ежедневно вступают в бесчисленное множество социальных контактов. Контакты могут быть единичными (например, контакт с прохожим) и регулярными (например, ежедневный социальный контакт с гардеробщицей предприятия, в котором вы работаете). При всем многообразии все социальные контакты имеют общие черты: поверхностный, мимолетный характер. Социальный контакт – это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный контакт. Несмотря на все многообразие и бесчисленное множество контактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент. Ведущее значение имеет понятие социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, точнее даже системами действий, которые взаимно сопряжены. Именно сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновляемость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта, делают его главным предметом социологического анализа. Как и всякая связь, взаимодействие может быть прямым (как в приведенном примере) и опосредованным. В целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. Социальное поведение. Девиантное поведение Поведение – это взаимодействие живого существа с внешней средой, представляющее собой его реагирование на внутренние и внешние раздражители. Поведение присуще, таким образом, не только человеку, но и всем живым существам. Особенность поведения человека состоит в том, что он представляет собой единство биологического и социального. Социальное поведение – это активность индивида как социального существа, прежде всего в аспекте выполнения им социальных ролей и следования социальным нормам. При рассмотрении социального поведения как ролевого выделяются: объективный (внешний) и субъективный (внутренний, мотивационный) аспекты. Ролевое поведение анализируется и с точки зрения реализации индивидом прав и обязанностей, присущих определённой социальной роли. При анализе социального поведения как нормативного исследуется, каким конкретным нормам следует индивид. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе. Система норм составляет содержание нормативной культуры человека и общества. Среди многообразия норм можно выделить несколько видов: по носителям норм (общечеловеческие, общества, группы, организации); по функциям (регламентирующие, поощряющие, карающие); по сфере функционирования выделяют: моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и имеющие рациональное обоснование; правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством; политические нормы, касающиеся отношений между личностью и властью, между социальными группами, между государствами, находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.; религиозные нормы, которые поддерживаются верой сторонников религии в наказание за грехи; эстетические нормы, закрепляющие представления о красивом и безобразном. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; одинаковое отношение к одному и тому же виду поведения помогает группе стать более сплоченной; служат образами, эталонами соответствующего поведения; могут играть роль отличительного признака члена определенной социальной группы; например, развязное поведение в общественных местах является признаком, обеспечивающим сплоченность некоторых молодежных группировок, при этом подобное поведение оценивается членами группы как отличающее их от всех остальных людей; контролируют отклоняющееся поведение. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя представляют – как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины (стандарт должного поведения). Этому стандарту соответствует конкретное ожидание членов семьи. Социальные нормы не всегда являются универсальными, и нередко небольшая социальная группа может выработать свои собственные нормы, действительные только для ее членов. Всегда важно определить насколько поведение индивидов соответствует принятым в обществе нормам. Здесь выделяют поведение, соответствующее нормам – нормативное и поведение, не соответствующее этим нормам – ненормативное, отклоняющееся, девиантное. Девиация представляет собой не характеристику совершенного индивидом действия, а следствие применения к нарушителям общественных правил и санкций. Дивиантное поведение – это поведение на которое индивиды навешивают такой ярлык. Девиация представляет собой процесс, в ходе которого можно выделить несколько стадий: 1. Формирование норм. 2. Сущность норм. 3. Совершение девиантного поступка. 4. Признание поступка девиантным. 5. Признание человека девиантом. 6. Стигмация (навешивание ярлыка). Виды девиации: Культурная и психологическая. Индивидуальная и групповая. Первичная и вторичная. Позитивная и негативная. Девиантное поведение является объектом особого внимания науки. Отметим, что девиация бывает какнегативная, так ипозитивная (героизм, самопожертвование). В любом обществе примерно 10-12% социального поведения приходится на тот или иной вид девиации. Исследователи отмечают расплывчатость границ между отклоняющимся и нормативным (конформным) поведением, в силу того, что общественное мнение неоднозначно оценивает те или иные действия людей. Особенно расплывчаты границы между нормальным и девиантным поведением в переходные эпохи, именно в таком состоянии пребывает наше общество. Для обоснования девиантного поведения Р.Мертон использовал понятие аномии. В зависимости от способа разрешения противоречия между жизненными целями, которые общество предполагает индивиду, и официально санкционированными средствами их достижения Мертон выделил следующие типы поведения: Конформист – лояльно принимает цели и институционализированные средства, одобряемые в обществе «идеальный тип поведения»; Инновация – одобренные обществом цели, достигаются незаконными средствами (включая криминальные: взятка, коррупция, воровство); Ритуалист – формально использует верные средства, не учитывая, что они не соответствуют целям, имеющим общественную поддержку (идеальный тип бюрократа, формально выполняющий инструкции, но не понятно ради каких целей); Ретреатист (изолированный тип) – не принимает ни целей, ни средств, одобряемых обществом; это люди, «бегущие» от действительности, удовлетворяют минимальные человеческие потребности (бомжы, наркоманы, алкоголики и т.п.). мятежник (бунтарь) – пытается создать новую систему ценностей и достичь целей новыми средствами (гении, революционеры, сумасшедшие). Следует отметить, что Мертон не абсолютизировал различие данных типов, а говорил лишь о доминировании какого-либо типа поведения человека в процессе достижения им значимых для него результатов. Существует типология девиаций, в основе которой лежит учет фактора ущерба, наносимого личности, группе, обществу. В связи с этим выделяют следующие виды девиантного поведения: деструктивное, причиняющее вред только самой личности (накопительство, мазохизм); асоциальное, причиняющее вред личности и отдельным общностям (семья и т.п.) (алкоголизм, наркомания, самоубийство); противоправное поведение (делинквентное), когда ущерб причиняется личности, отдельным общностям и обществу в целом. Девиантное поведение может проявляться в форме: а) поступка (ударил, соврал, украл и т.п.); б) деятельности (проституция, браконьерство, взяточничество и др.); в) образа жизни (жизнь монаха-отшельника, банкира, учителя). Отклоняющееся поведение может быть различным по масштабу (убийство и грубость в поведении, измена государству и измена супругу). Существует несколькоконцепций, объясняющих причины девиантного поведения. Биологизаторская концепция. Отклоняющееся поведение объясняется природной предрасположенностью индивидов к нему. Примером может быть подход к анализу преступности итальянского ученого Ч. Ломброзо, который говорил о существовании особого типа людей, предрасположенных к преступлениям. Несмотря на то, что в своё время этого ученого подвергли резкой критике, сейчас многие из его положений находят подтверждение в реальной действительности. Концепция «аномии». Согласно этой концепции девиантное поведение – это следствие ослабления регулирующей силы ценностей и норм в обществе. Эту концепцию выдвинул Э. Дюркгейм, рассматривая в качестве примера девиантного поведения самоубийство. Культурологическая концепция. Здесь утверждается, что девиантное поведение возникает под влиянием субкультуры, которая противоречит культуре, господствующей в обществе. Так, часто субкультура молодежных шаек в своих нормах толкает молодежь на противодействие нормам общества в целом. Концепция социально-экономических факторов. Согласно ей, девиантное поведение порождается противоречиями социально-экономического порядка. Так, в отечественной социологии наличие преступности в буржуазном обществе связывалось ранее с частной собственностью на средства производства, а в обществах социалистического типа – с наличием остатков социально-экономического неравенства. Концепция стигмации. Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведение менее защищенных групп. Психологическая концепция. Девиация возникает по причине психологических конфликтов, проблем, травм, особенно пережитых индивидом в детстве. Наиболее известна психоаналитическая теория З. Фрейда. Все эти концепции в той или иной мере, верно, раскрывают корни отклоняющегося поведения, поэтому оправдано комплексное использование этих подходов при анализе конкретных случаев девиантного поведения. Следует отметить, что большинство девиаций имеет относительный характер. Можно сделать три вывода: представления о соответствии норме и отклонениях меняются, т.к. изменчива сама норма; нормы и девиантное поведение относительны, т.к. в каждой культуре существует свое понимание допустимого поведения и недопустимого; оценка поведения, как девиантного может колебаться и в пределах одного общества в одну и ту же эпоху. Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности в обществе. С другой, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Однако следует отметить, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. Социальный контроль Для функционирования всех социальных систем необходим особый механизм обеспечения следования индивидов, групп определённым нормам деятельности. Его называют социальным контролем. Социальный контроль – это способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование её компонентов. Под социальным контролем, в широком социологическом смысле, понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их предотвращения (устранения) или минимизации. Социальным контролем называют также институт, который обеспечивает следование нормам. Основной функцией социального контроля является постоянное воспроизводство господствующих в обществе (общности, организации) социальных отношений. Социальный контроль осуществляется в следующих формах: -принуждение (так называемая элементарная форма); -влияние общественного мнения; -регламентация в социальных институтах; -групповое давление; -усвоение общественных ценностей в процессе социализации. Социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор, т.е. социальный контроль, действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества. Социальный контроль имеет свою стратегию, которую в самом общем виде можно представить следующим образом: -замещение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными или нейтральными; -направление социальной активности в общественно-одобряемое либо нейтральное русло; -легализация, т.е. отказ от уголовного или административного преследования «преступлений без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков); -создание служб социальной помощи (суицидологической, наркологической и др.); -ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур. Контроль может быть внутренний и внешний. Внутренний контроль (самоконтроль): индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются так прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство вины. Самоконтроль заставляет индивидов поступать в соответствии с нормами даже тогда, когда их не видят, или они знают, что наказание не последует. Самоконтроль – это внутренний контроль, когда индивид сам контролирует свое поведение, подводя его к общепринятым нормам. Приблизительно на 70% социальный контроль осуществляется за счет внутреннего контроля. Здесь важна деятельность таких внутренних механизмов как совесть, чувство долга. Чем слабее самоконтроль, тем сильнее должен быть внешний контроль Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает: неформальный (внутригрупповой) – осуществляется родственниками, друзьями и др., основан на силе общественного мнения; формальный (институциональный) – его осуществляют социальные институты, призванные поощрять конформизм среди членов общества (суд, армия, образование, производство, правительство и т.п.); Эффективность социального контроля зависит от следующих факторов. Во-первых, необходимо принимать во внимание наличие общих ценностей в обществе и социальных группах, способствующих снижению удельного веса методов принуждения. Во-вторых, следует учитывать индивидуальные особенности людей, и прежде всего характерный для них локус контроля (термин предложен американским психологом Д. Роттером) – склонность человека, формирующаяся в процессе социализации и заключающаяся в приписывании им ответственности за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстерналы), либо собственным способностям и усилиям (интерналы). Итак, речь идет о наличии в любом обществе двух типов личности – интернальном и экстернальном. С точки зрения общественных интересов более предпочтительным является интернальный тип личности, ибо в данном случае речь идет об индивиде, способном осуществлять самоконтроль, уверенном в себе, склонном к самоанализу. Социальный контроль включает в себя два основных элемента: нормы и санкции. Нормы (предписания) – это запреты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме: устной или письменной, формальной или неформальной. Санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать те или иные нормы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре сочетания: формальные позитивные – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т.п.); позитивные неформальные – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т.е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т.д. (дружеская похвала, комплементы, доброжелательное расположение, положительный отзыв и т.п.); формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.); неформальные негативные – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение недовольства, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т.д.). Соблюдение норм, выполнение санкций делает наше поведение предсказуемым. Порок должен быть наказан, а добродетель поощрена, иначе наступает хаос. Если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её нарушение санкция, то она перестает регулировать реальное поведение, она становится лозунгом, призывом, но перестает быть элементом социального контроля. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга, что является одним из источников повышения эффективности их действия. Например, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования, то действенность их намного повышается. В разных ситуациях различные формы и методы контроля обладают различной эффективностью, но непременно одно: наличие социальногоконтроля – это обязательное условие нормального функционирования и развития общества. Вопросы для повторения и закрепления материала: 1. Что понимается под социальным действием? 2. Какие виды, формы социального взаимодействия Вы можете назвать? 3. Нужно ли обществу избавляться от такого социального взаимодействия, как конкуренция? 4. Что такое девиантное поведение? Приведите примеры. 5. Какие концепции, объясняющие причины девиантного поведения, Вы можете назвать? 6. В чем сущность социального контроля? 7. Назовите виды санкций в социальном контроле. 8. Чем формальный контроль отличается от неформального? 9. Какие методы контроля Вам известны? |