Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная цель работы

  • Содержание 1 образование государства хазарского 5


    Скачать 157.34 Kb.
    НазваниеСодержание 1 образование государства хазарского 5
    Дата31.07.2021
    Размер157.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaia_Gos_ustroistvo_Khazarskogo_kaganata_7445678.docx
    ТипРеферат
    #225846
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Содержание


    Содержание 1

    1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ХАЗАРСКОГО 5

    ВЫВОД 46

    Введение

    1. Хазарский Каганат - общественно-политическое устройство

    1.1 Государственное устройство Хазарского Каганата

    1.2 Экономика Хазарского Каганата

    2. Хазарский Каганат и его значение для Восточной Европы

    2.1 Падение Хазарского Каганата

    2.2 Историческое значение

    Вывод

    Список использованной литературы
    ВВЕДЕНИЕ

    Хазарский Каганат – раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VII в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского Каганата. Столицей Хазарского Каганата до начала VIII в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине VII в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Каганата. К началу VIII в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра.

    Основная цель работыанализ возникновения, существования и распада Хазарского Каганата, как государства, возникшего в середине VII  в.

    Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

    • рассмотреть историю возникновения Хазарского Каганата;

    • описать особенности общественно-политического и хозяйственно-культурного строя Каганата;

    • рассмотреть историю распада Хазарии и сделать выводы.

    Для достижения цели мною были использованы самые различные источники, начиная от известного учебника Р. Фахрутдинова и заканчивая работами Л. Гумилёва. Так же большое внимание изучению данного вопроса уделяли такие авторы, как М.И. Артамонов в «История хазар» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , А. Кёстлер в своей работе «Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , М.Г. Магомедов «Образование Хазарского Каганата» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , А.П. Новосельцев «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT В.Я. Петрухин и Д.С. Раевский «Очерки народов России в древности и раннем средневековье» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT и др.

    Основным источником можно считать известную работу М.И. Артамонова «История хазар» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Несмотря на то, что данная работа была написана в 60-е годы ХХ века, она до сих пор остается одним из наиболее полных исследований по истории Хазарского Каганата.

    Кроме основных работ М.И. Артамонова, М.Г. Худякова, М.Г. Магомедова, исследования опираются также на труды, которые, так или иначе, касались истории татарского народа: отдельные статьи современных авторов. Были рассмотрены работы П.Б. Гольдена «Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , А.В. Гадло «Этническая история Северного Кавказа IV-Xвв.» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    В настоящее время интерес к древней истории татарского народа перекликается с проблемами этногенеза современных с татар. Поэтому актуальность темы бесспорна.

    Хазарский Каганат, а в последующем хазарские татары остаются основными преемниками традиций, культуры Волжской Булгарии, и их история требует все более глубокого изучения. Как писал М.Г. Худяков: «История Хазарского Каганата представляет выдающийся интерес по многим причинам. Помимо общего права на внимание, как история отдельно взятого государства, она имеет специальное значение для историков общей, восточной и русской культуры. Государственный организм, возникший посредством прививки сильной военной власти к основе местной, старинной культуры, сразу выступил во всеоружии своей мощи и, имея все шансы на долгое существование, но дальнейшее экономическое развитие Восточной Европы сложилось не в его пользу.»1

    1. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ХАЗАРСКОГО


    Уже с VI векаᡃ н.э. появляются в сирийскихᡃ, армянских, византийскихᡃ, латинских и китайскихᡃ рукописях первыеᡃ сведения о неизвестномᡃ до того народе, которыйᡃ поселился на территорииᡃ Нижнего Поволжьяᡃ и восточной частиᡃ Северного Кавказаᡃ. А в последующие векаᡃ есть многоᡃ упоминаний о нихᡃ в арабских и персидскихᡃ источниках. Арабыᡃ в своих летописяхᡃ называли их – «алхаᡃзар», армяне называли их – «хазирк», в «Начальнойᡃ русской летописиᡃ» они названы – «козареᡃ», в еврейской средневековойᡃ письменности ониᡃ появились подᡃ именем «кузарᡃ», «кузарим». В современномᡃ русском языкеᡃ этот народᡃ называется – «хазарыᡃ». Он просуществовал болееᡃ 300 лет – примерноᡃ с середины VII в. до 969 г., тогдаᡃ как, напримерᡃ; его предшественникᡃ, Тюркский каганатᡃ, развалился уже черезᡃ сто летᡃ после своегоᡃ образования.

    В политическойᡃ истории Хазарскогоᡃ каганата четкоᡃ выделяются дваᡃ хронологических периодаᡃ: во времяᡃ первого каганᡃ являлся полновластнымᡃ правителем государстваᡃ (вторая половинаᡃ VII-VIII в.); во времяᡃ же второго возникаетᡃ и утверждается системаᡃ, дуализма верховнойᡃ власти; при которойᡃ управление государствомᡃ переходит к бекуᡃ (каган-бек), а каганᡃ оказывается оттесненнымᡃ от основных рычаговᡃ власти (приблизительноᡃ с начала IX в. до 969 г.). Именноᡃ со вторым периодомᡃ; в наибольшей степениᡃ, связан процессᡃ превращения этойᡃ, державы в «торговоеᡃ государство» (характеристикаᡃ Голдена), чтоᡃ, проявило себяᡃ, в частности, во всплескеᡃ активности – международнойᡃ торговли по волжско-каспийскомуᡃ пути. Этимᡃ процессом оказаласьᡃ затронута значительнаяᡃ часть Восточнойᡃ и Северной Европы REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Основнымиᡃ объектами экспортаᡃ местных товаровᡃ являлись мусульманскиеᡃ государства, возникшиеᡃ на месте распадавшегосяᡃ Арабского халифатаᡃ. По сообщениюᡃ Ибн Хордадбехаᡃ (IX в.), активное участиеᡃ в этой торговлеᡃ принимали – евреиᡃ и русы, причемᡃ русы со своимиᡃ товарами достигалиᡃ Багдада.

    В 1953 годуᡃ в журнале «Советскаяᡃ археология» академикᡃ, директор сразуᡃ двух НИИᡃ Академии наукᡃ СССР – и археологииᡃ, и истории – Б.А. Рыбаковᡃ в установочной статьеᡃ «К вопросу о ролиᡃ Хазарского Каганатаᡃ в истории Руси» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT характеризовалᡃ Великий Хазарскийᡃ Каганат абсолютноᡃ уничижительно:

    «Примитивноеᡃ государство кочевников-хазарᡃ, долгое времяᡃ существовавшее лишьᡃ благодаря томуᡃ, что превратилось в огромнуюᡃ таможенную заставуᡃ, запиравшую путиᡃ по Северному Донцуᡃ, Дону, Керченскомуᡃ проливу и Волгеᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Но существуютᡃ и противоположные мненияᡃ, к примеру в серединеᡃ прошлого столетияᡃ крупнейший исследователь-востоковедᡃ, Л. Гумилёв, тщательноᡃ проанализировав всю имевшуюсяᡃ совокупность историческихᡃ источников, в которыхᡃ сообщалось об историческихᡃ событиях VII-X вв, пришелᡃ к выводу, Хазарскоеᡃ государство почтиᡃ целый векᡃ господствовало над Русьюᡃ и определяло всюᡃ ее политику, что судьбаᡃ Хазарии – тюркскойᡃ державы, расположеннойᡃ между нижнейᡃ Волгой и Дономᡃ и принявшей в VIII в. иудаизмᡃ как господствующую религиюᡃ, – до последних десятилетийᡃ рассматривалась какᡃ чисто академическаяᡃ тема. Положениеᡃ изменилось, когдаᡃ в 1951 г. в «Правдеᡃ» появилась статьяᡃ никому не известногоᡃ П. Иванова, где осуждалисьᡃ работы историковᡃ, которым свойственноᡃ «непонятное любованиеᡃ хазарской культуройᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Статью этуᡃ прокомментировал Б.А. Рыбаковᡃ, заявивший, что Хазарияᡃ была «паразитарным государствомᡃ» с «низким уровнемᡃ производительных силᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В 1954 г. М.И. Артамоновᡃ, специально занимавшийсяᡃ Хазарией, призналᡃ, что «выступлениеᡃ «Правды» сыгралоᡃ положительную рольᡃ: оно обратило вниманиеᡃ на бесспорную идеализациюᡃ хазар в буржуазнойᡃ науке и на преувеличениеᡃ их значения в образованииᡃ русского государстваᡃ». Он утверждал, однакоᡃ, что роль Хазарииᡃ в истории былаᡃ двойственной: до принятияᡃ иудаизма онаᡃ «была прогрессивнойᡃ», но «принятие иудейскойᡃ религии былоᡃ для них роковым шагомᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    В книге Гумилеваᡃ хазарская темаᡃ заняла несравненноᡃ более важноеᡃ место: она былаᡃ увязана с его теориейᡃ «этногенеза» и внеслаᡃ новые элементыᡃ в эту теориюᡃ. Согласно Гумилевуᡃ, соединение этносовᡃ может приводитьᡃ к возникновению суперэтносовᡃ, а может порождатьᡃ и «химерические антисистемыᡃ». Такой «химерической антисистемойᡃ» была, по мнениюᡃ автора, иудейскаяᡃ Хазария. Пришлыеᡃ евреи, по его словамᡃ, не смешивались с хазарамиᡃ, ибо «они любилиᡃ в этом миреᡃ себя, свои делаᡃ и свое потомствоᡃ. Ради торжестваᡃ своего этносаᡃ они применяли тайнуᡃ, оружие... и ложьᡃ, но только по отношениюᡃ к гоям и акумамᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В результате возниклоᡃ особое «химерическоеᡃ» государство, враждебноеᡃ своему основномуᡃ тюркскому населениюᡃ и соседним народамᡃ.

    В рамках рассматриваемойᡃ нами темыᡃ и придерживаясь точкиᡃ зрения Н. Гумилёваᡃ однозначно скажемᡃ, что актуальность и тщательностьᡃ изучения историиᡃ национальной государственностиᡃ татар в видеᡃ Хазарского Каганатаᡃ бесспорна, попытаемсяᡃ это обосновать в даннойᡃ работе: начнемᡃ с государственного устройстваᡃ Каганата.

    Родинойᡃ хазар былиᡃ, очевидно, прикаспийскиеᡃ степи. Со второйᡃ половины IV в. ониᡃ попали подᡃ владычество гунновᡃ, а после распадаᡃ гуннской державыᡃ в середине V в. закрепилисьᡃ на Северном Кавказеᡃ. К VI в. они занялиᡃ страну аланᡃ – Берсилии (соврᡃ. Дагестан) и вошлиᡃ в могущественный племеннойᡃ союз, возглавляемыйᡃ савирами; в его составеᡃ воевали в первойᡃ половине VI в. с Сасанидскимᡃ Ираном. Послеᡃ поражения, нанесенногоᡃ союзу иранскимᡃ шахом Хосровомᡃ I в середине VI в., савирыᡃ утратили в немᡃ ведущую рольᡃ, и она перешлаᡃ к хазарам. Однакоᡃ в 567-571 гг. хазары былиᡃ покорены Синджибуᡃ (Истеми) из родаᡃ Ашина, правителемᡃ возникшей в 552 г. державыᡃ тюрков (Тюрскогоᡃ каганата). Во времяᡃ вспыхнувшей в каганатеᡃ междоусобной войныᡃ в 581-593 гг. хазарыᡃ на время обрелиᡃ независимость, но в началеᡃ VII в. вновь попалиᡃ под власть тюрокᡃ. Известно, чтоᡃ их отряды активноᡃ участвовали в набегахᡃ тюрского каганаᡃ на Иран в 626-630 гг.

    С цельюᡃ поиска местᡃ расселения хазарᡃ периода формированияᡃ хазарской государственностиᡃ, выделения ихᡃ из состава другихᡃ кочевых племенᡃ и народов, постепенногоᡃ обретения собственногоᡃ имени и самостоятельнойᡃ политики на фонеᡃ угасания влиянияᡃ Тюркского каганатаᡃ, необходимо обратитьсяᡃ к вопросу о происхожденииᡃ хазар.

    Однаᡃ из них выводитᡃ начало этногенезаᡃ хазар (как, собственноᡃ, и болгар) из событийᡃ гуннского нашествияᡃ и связывает с последующимᡃ его развитием в постгуннскойᡃ среде, регулярноᡃ пополняемой новымиᡃ выходцами с востокаᡃ. Высказанный ещеᡃ в «Географии» Равеннскогоᡃ анонима тезисᡃ о тождестве хазарᡃ и акациров, гуннскогоᡃ племени, занимавшегоᡃ в первой половинеᡃ V в. степи Восточнойᡃ Европы, давноᡃ был подвергнут критикеᡃ и не принимается большинствомᡃ современных авторовᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Тем не менееᡃ, после смертиᡃ Аттилы в 454 г. и вытесненияᡃ гуннов из Паннонииᡃ акациры неизбежноᡃ должны былиᡃ перекочевать к востокуᡃ, вероятно за Донᡃ. По данным Приискаᡃ Панийского, именноᡃ акациры неоднократноᡃ проходили черезᡃ Каспийские воротаᡃ на Кавказе, с цельюᡃ нападения на персовᡃ. Иордан не знаетᡃ их точного местоположенияᡃ и помещает это племяᡃ где-то на югеᡃ Восточной Европыᡃ, южнее лесной зоныᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Уже в 463 г. гунновᡃ теснят сарагурыᡃ, уроги и оногурыᡃ, по одной из версийᡃ – тюркские племенаᡃ древнеуйгурского происхожденияᡃ, пришедшие из Азииᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Следом за нимиᡃ появляются обитателиᡃ Южной Сибириᡃ, тюркизированные угрыᡃ-савиры REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , вытесненныеᡃ с мест прежнегоᡃ пребывания аварамиᡃ. Все они первоначальноᡃ аккумулируются в Предкавказьеᡃ и Каспийско-Черноморскомᡃ междуморье, черезᡃ Дербент или Дарьялᡃ совершают грабительскиеᡃ походы в Закавказьеᡃ. Савиры в течениеᡃ практически всегоᡃ VI в. известны именноᡃ в Предкавказье, они активноᡃ участвуют в войнахᡃ между Византией и Ираномᡃ, принимая то однуᡃ, то другую сторонуᡃ, источники пестрятᡃ упоминаниями о савирскихᡃ военных отрядахᡃ на Кавказе и в Закавказьеᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Видимо с этогоᡃ времени в Прикаспииᡃ и Предкавказье в смешаннойᡃ ирано-тюрко-угорскойᡃ среде начинаютᡃ формироваться условияᡃ для вызревания двухᡃ основных раннесредневековыхᡃ кочевых народовᡃ, известных историкамᡃ в последующие столетияᡃ – хазар и болгарᡃ. Складывается впечатлениеᡃ, что именно появлениеᡃ савиров в Центральномᡃ Предкавказье предопределилоᡃ первоначально разделениеᡃ линий этногенезаᡃ оногуров, занявшихᡃ Западное Предкавказьеᡃ, Восточное Приазовьеᡃ и бассейн Кубаниᡃ, где в дальнейшемᡃ формируются болгарскиеᡃ племенные союзыᡃ и предков хазарᡃ, в районе Западногоᡃ Прикаспия и Нижнейᡃ Волги. Возможноᡃ также, чтоᡃ хазары какое-тоᡃ время находилисьᡃ в составе созданногоᡃ савирами племенногоᡃ объединения REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , по крайнейᡃ мере, до второйᡃ половины VI в. ониᡃ не проявляются в качествеᡃ самостоятельной силыᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Только в Сирийскойᡃ Хронике Захарияᡃ Ритора хазарыᡃ впервые названыᡃ в списке тринадцатиᡃ кочевых народовᡃ, «живущих в палаткахᡃ и существующих мясомᡃ скота и рыбᡃ, дикими зверямиᡃ и оружием», населяющихᡃ степи Северногоᡃ Предкавказья, это «аунгурᡃ, аугар, савирᡃ, бургар, куртагарᡃ авар, хазарᡃ, дирмар, сиригурᡃ, баграсик, куласᡃ, абдел и эфталитᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Наличие здесьᡃ авар (еслиᡃ, конечно, оноᡃ не является анахронизмомᡃ) свидетельствует о томᡃ, что данный списокᡃ был составленᡃ не ранее 558 г. Вскореᡃ авары нападаютᡃ на савир и, вероятноᡃ, наносят им серьезноеᡃ поражение, послеᡃ чего числоᡃ упоминаний о последнихᡃ в трудах древнихᡃ авторов несколькоᡃ уменьшается.

    Савирыᡃ распадаются на несколькоᡃ групп, частьᡃ из них оказываетсяᡃ в Албании, частьᡃ продолжает кочеватьᡃ к северу от Дербентаᡃ. Тем не менееᡃ, закавказская традицияᡃ отмечает неоднократныеᡃ нападения савировᡃ и хазар на территориюᡃ Албании, причемᡃ хазары в этойᡃ ситуации по-прежнемуᡃ выступают как частьᡃ савирского военно-политическогоᡃ союза REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В любомᡃ случае местоᡃ пребывания обоихᡃ народов граничитᡃ с Кавказом, савирыᡃ являются соседямиᡃ аланов, расположеныᡃ недалеко от Дербентаᡃ. Очевидно, что где-тоᡃ в этом же регионеᡃ находятся и ранниеᡃ хазары. Частьᡃ савиров, оставшаясяᡃ в Прикаспии, принимаетᡃ участие в формированииᡃ раннего хазарскогоᡃ объединения, широкоᡃ распространено мнениеᡃ об их существеннойᡃ роли и в этногенезеᡃ хазар REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Родствоᡃ с ними признаютᡃ сами хазарыᡃ, о чем в X в. сообщаетᡃ Иосиф в своемᡃ ответном письмеᡃ Хасдаи ибн Шафрутуᡃ (краткая редакцияᡃ). Здесь в хазарскойᡃ родословной, в спискеᡃ народов, происходящихᡃ от Тогармы, упоминаютсяᡃ, помимо прочихᡃ, савиры и булгарыᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . По мнению А.П. Новосельцеваᡃ, хазарские родословныеᡃ указывают, во-первыхᡃ, на родство хазарᡃ с пестрыми этнополитическимиᡃ объединениями осколковᡃ гуннского союзаᡃ и, во-вторых, на тюркскуюᡃ этническую принадлежностьᡃ самих хазарᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Близость (еслиᡃ не родство) хазарᡃ и савир подтверждаетᡃ сообщение ал Масудиᡃ, который писалᡃ о том, чтоᡃ тюрки называютᡃ хазар савирамиᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , в то же времяᡃ их персидское названиеᡃ хазаран, а арабскоеᡃ ал-хазар REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Характерноᡃ, что тотᡃ же ал Масудиᡃ различает хазарᡃ и тюрок REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Известноᡃ утверждение арабо-персидскогоᡃ автора X в. ибнᡃ Хаукаля о томᡃ, что «язык болгарᡃ подобен языкуᡃ хазар» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В своюᡃ очередь, на основеᡃ изучения сохранившихсяᡃ болгарских словᡃ специалисты отмечаютᡃ, что болгарский языкᡃ относился к западнойᡃ группе тюркскихᡃ языков REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В тоᡃ же время, несомненноеᡃ влияние на дальнейшееᡃ развитие хазарскогоᡃ племенного союзаᡃ, его превращение в раннееᡃ государство имелоᡃ подчинение хазарᡃ и других кочевыхᡃ народов Прикаспияᡃ и Предкавказья Тюркскомуᡃ каганату. Этоᡃ произошло не позднееᡃ 576 г., а приблизительноᡃ с 588 г. можно говоритьᡃ о вхождении этихᡃ территорий в составᡃ Западнотюркского каганатаᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Характерно, что утигурыᡃ Приазовья (Эвлисииᡃ), пытавшиеся оказатьᡃ сопротивление тюркамᡃ в союзе с аланамиᡃ, оказываются под прямымᡃ управлением тюркскогоᡃ военачальника. По мнениюᡃ А.В. Гадло, конфедерацияᡃ утигуров не распаласьᡃ, была смещенаᡃ лишь ее родоплеменнаяᡃ верхушка, местоᡃ которой занялиᡃ представители тюркскойᡃ военной аристократииᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Соответственно, Органаᡃ, Кубрат и его сыновьяᡃ, по всей видимостиᡃ, имели именноᡃ тюркское происхождениеᡃ, что предполагает и сохранениеᡃ тюркских традицийᡃ в религии, погребальнойᡃ обрядности, в том числеᡃ и в обычае создаватьᡃ характерные для тюрокᡃ Центральной Азииᡃ и Южной Сибириᡃ поминальные комплексыᡃ в честь представителейᡃ этого владельческогоᡃ рода. Эту идеюᡃ подтверждает известнаяᡃ из «Именника болгарскихᡃ ханов» претензияᡃ династии Аспарухаᡃ на происхождение от тюркскогоᡃ рода Дулуᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , отделившегося от Западногоᡃ каганата послеᡃ междоусобных войнᡃ в 630-е гг. Часть тюркскихᡃ владельческих клановᡃ, ассоциировавшая себяᡃ с объединением Дулуᡃ, противостояла племенамᡃ, возглавляемым Нушибиᡃ. Именно ониᡃ закрепились в оногуро-булгарскойᡃ среде Приазовьяᡃ и Покубанья REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Вполнеᡃ вероятно, чтоᡃ вплоть до серединыᡃ – второй половиныᡃ VII в. эта группаᡃ кочевой аристократииᡃ сохраняет тюркскиеᡃ традиции погребенияᡃ правителей. В этойᡃ связи и памятникиᡃ Перещепинского кругаᡃ, как археологический эквивалентᡃ этой тюркскойᡃ традиции аристократическихᡃ родов, происходящихᡃ из Центральной Азииᡃ или Южной Сибириᡃ и закрепившихся в степнойᡃ зоне Восточнойᡃ Европы, с одинаковойᡃ вероятностью могутᡃ быть приписаныᡃ как хазарамᡃ, так и болгарамᡃ.

    Хакана западныхᡃ тюрок арабскиеᡃ авторы изображаютᡃ в качестве некоегоᡃ верховного правителяᡃ местных племенᡃ, среди которыхᡃ уже в 590 гг. на первый планᡃ выдвигаются хазарыᡃ, правитель которыхᡃ имеет титулᡃ «царя» (маликᡃ) REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В первой третиᡃ VII в. во время войнᡃ Ираклия с персамиᡃ хазары выступаютᡃ в качестве союзниковᡃ Византии и по договоренностиᡃ с Ираклием в 626-628 гг. совершаютᡃ неоднократные походыᡃ на Закавказье. По мнениюᡃ А.П. Новосельцеваᡃ, Джебгу-какган, выступавшийᡃ в это время от лицаᡃ Верховного тюркскогоᡃ кагана, былᡃ правителем хазарᡃ, лишь формальноᡃ признававшим верховнуюᡃ власть тюрокᡃ. Его сын, Шатᡃ или Шад, командовалᡃ войсками REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Следуетᡃ обратить вниманиеᡃ на то, чтоᡃ и в это времяᡃ сами хазарыᡃ дислоцируются где-тоᡃ поблизости от театраᡃ военных действийᡃ. Они постоянные обитателиᡃ Предкавказья, представляющиеᡃ перманентную угрозуᡃ для жителейᡃ Закавказья. Нетᡃ никаких основанийᡃ для того, чтобыᡃ предполагать их нахождениеᡃ на каких-то иныхᡃ территориях, напримерᡃ в Среднем Поволжьеᡃ.

    Здесь же встречаютᡃ хазар в серединеᡃ VII в. и появившиеся в районеᡃ Дербента арабыᡃ. Со слов ал Куфиᡃ в 650 г., когда Салманᡃ Ибн Рабиаᡃ подошел к Дербентуᡃ, там находилсяᡃ «... .хакан, владыкаᡃ хазар. ... .Когдаᡃ хакан услышалᡃ о приходе арабовᡃ к городу, он ушелᡃ из него» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Халифаᡃ Ибн Хаййатᡃ (писал в серединеᡃ IX в.) сообщает, чтоᡃ в 737 г. «...Марван ... прошелᡃ Баланджар и Самандарᡃ и дошел до ал Байдаᡃ, в которой пребываетᡃ хакан» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Ат-Табариᡃ о том же походеᡃ Мервана пишетᡃ следующее: «С такимиᡃ соединенными силамиᡃ приблизился он [Мерванᡃ] в воинском порядкеᡃ к Семендеру, где жилᡃ Хакан, царь хазарскийᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    О том, что столицейᡃ «хазарских царейᡃ» до арабо-хазарских войнᡃ был Семендерᡃ, сообщает ал Масудиᡃ: «Столицей [последнихᡃ] был Самандарᡃ, город, лежащийᡃ на расстоянии восьмиᡃ дней путиᡃ от ал Бабаᡃ. Он и сейчасᡃ населен народомᡃ из хазар; но такᡃ как в ранние дниᡃ ислама он былᡃ завоеван Сулайманомᡃ б Рабиа ал Бахилиᡃ, то управление былоᡃ перенесено оттудаᡃ в город Атилᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В другом случаеᡃ тот же ал Масудиᡃ называет старойᡃ столицей Хазарииᡃ Беленджер: «… городᡃ Итиль, нынешнююᡃ столицу хазарскогоᡃ царства. До этогоᡃ времени былᡃ столицей их городᡃ Беленджер» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Такимᡃ образом, ранниеᡃ хазары VII – началаᡃ VIII вв. – обитатели Северо-Западногоᡃ Прикаспия, они расположеныᡃ где-то междуᡃ Нижней Волгойᡃ и Дербентом, у нихᡃ есть выраженнаяᡃ территория и внешнеполитическиеᡃ интересы, направленныеᡃ в первую очередьᡃ на юг, в Закавказьеᡃ. Около 678 г. определяетсяᡃ новое, западноеᡃ направление экспансииᡃ усилившихся хазарᡃ. Они частично покоряютᡃ, а частично вытесняютᡃ протоболгар в Волгодонскомᡃ междуречье и выходятᡃ в Поднепровье. Вполнеᡃ вероятно, что такаяᡃ возможность появиласьᡃ у них благодаряᡃ определенному затишьюᡃ на юге, когдаᡃ после пораженияᡃ арабской армииᡃ под Беленджером в 653 г. и гибелиᡃ Абд-ар-Рахмана военныеᡃ действия между противникамиᡃ не возобновлялись до 706 г. REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Перваяᡃ волна хазарскойᡃ экспансии в левобережномᡃ Поднепровье связанаᡃ с подчинением болгарскойᡃ орды Батбая в Восточномᡃ Приазовье, разгромомᡃ и преследованием бежавшейᡃ на Дунай группировкиᡃ, возглавляемой младшимᡃ сыном Кубратаᡃ – Аспарухом. Произошлоᡃ это, по даннымᡃ Феофана и Никифораᡃ, в 678 г. В погоне за Аспарухомᡃ хазары достигаютᡃ Днепра и, вероятноᡃ, получают возможностьᡃ выхода в крымскиеᡃ степи. По крайнейᡃ мере, уже околоᡃ 700 г. они представляютᡃ собой реальнуюᡃ силу в Крымуᡃ, находятся в непосредственнойᡃ близости от Доросаᡃ и Херсона, активноᡃ вмешиваются в династическуюᡃ борьбу в Византииᡃ. Убедительный наборᡃ археологических данныхᡃ, свидетельствующих о пребыванииᡃ на территории Крымаᡃ хазарских военныхᡃ отрядов, о взятииᡃ ими целогоᡃ ряда населенныхᡃ пунктов, в томᡃ числе и центраᡃ Боспора – Керчиᡃ, приводит А.И. Айбабинᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Как представляетсяᡃ, и Днепро-Донские степиᡃ и Крым входятᡃ в это время в зонуᡃ интересов и влиянияᡃ оформляющегося Хазарскогоᡃ каганата, но не становятсяᡃ местом постоянногоᡃ проживания хазарскихᡃ племен. Как покажутᡃ события ближайшихᡃ десятилетий, основнаяᡃ масса хазарᡃ по-прежнему сконцентрированаᡃ в Прикаспии, где ониᡃ и принимают активноеᡃ участие в войнахᡃ с арабами вплотьᡃ до 737 г. и далееᡃ, в 60-е – 90-е гг. VIII вᡃ.

    Примерно в этоᡃ же время, воᡃ второй половинеᡃ – конце VII в. наᡃ территории лесостепногоᡃ Днепровского левобережьяᡃ выпадают так называемыеᡃ антские кладыᡃ первой группыᡃ. Состав входившихᡃ в них вещейᡃ свидетельствует о принадлежностиᡃ данных материаловᡃ представителям некойᡃ племенной элитыᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , имевшей интернациональныеᡃ вкусы, во многомᡃ сформированные в позднегерманскойᡃ варварской средеᡃ, возможно, под влияниемᡃ ремесленных центровᡃ Подунавья, Боспораᡃ и т.д. Элита этаᡃ погибает или уходитᡃ навсегда, посколькуᡃ вещи осталисьᡃ в земле, а на местеᡃ позднепеньковских древностейᡃ на берегах левыхᡃ притоков Днепраᡃ в начале VIII вᡃ. появляются памятникиᡃ волынцевской культурыᡃ. Вероятно, на этомᡃ этапе поведениеᡃ хазар действительноᡃ носило характерᡃ временной военнойᡃ акции REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , не имелоᡃ системных последствийᡃ, не привело к установлениюᡃ хазарского управленияᡃ в славянской средеᡃ, возможно, ограничилосьᡃ разовой контрибуциейᡃ (грабежом) местногоᡃ населения и приведениемᡃ его к формальной покорностиᡃ.

    Однако говоритьᡃ о подчинении хазарамᡃ уже в это времяᡃ северян, радимичейᡃ и вятичей невозможноᡃ, такое утверждениеᡃ явно модернизируетᡃ ситуацию в собственноᡃ славянской средеᡃ, таких союзовᡃ племен в это времяᡃ еще не существовалоᡃ и возникли ониᡃ, в лучшем случаеᡃ, через стоᡃ лет послеᡃ указанных событийᡃ. На левобережье Днепраᡃ славяне начинаютᡃ расселяться толькоᡃ в VIII в., здесь фиксируетсяᡃ несколько группировокᡃ – роменская (на Деснеᡃ, Сейме, Ворсклеᡃ), а также боршевскаяᡃ (на Оке и Донуᡃ). Как подчеркивалᡃ В.В. Седов, эти племенаᡃ не были исключительноᡃ территориальным формированиемᡃ, а сложение северянᡃ Повести временныхᡃ лет происходилоᡃ в результате взаимодействияᡃ роменско-боршевскогоᡃ контингента с местнымᡃ населением REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Первоначальноᡃ Хазария являласьᡃ типичным кочевымᡃ ханством. Политическиеᡃ традиции и титулатуруᡃ она унаследовалаᡃ от Тюркского каганатаᡃ.

    Во главе Каганатаᡃ стоял каган – верховныйᡃ правитель. Это званиеᡃ было наследственнымᡃ в роде Ашинаᡃ и передавалось по мужскойᡃ линии от отцаᡃ к сыну. Формальноᡃ он обладал всейᡃ полнотой военнойᡃ и административной властиᡃ, но не имел аппаратаᡃ для навязывания своихᡃ решений. Его властьᡃ считалась установленнойᡃ небом. Статьᡃ каганом могᡃ только член одногоᡃ царственного родаᡃ, власть в которомᡃ передавалась по принятойᡃ у тюрков лестничнойᡃ системе от старшегоᡃ брата к младшемуᡃ. В случае отсутствияᡃ прямых наследниковᡃ оно переходило к братьямᡃ покойного и их потомствуᡃ. В языческий периодᡃ (VII-VIII вв.) каган былᡃ сакральной фигуройᡃ и считался носителемᡃ сверхъестественной силыᡃ. Перед возведениемᡃ в сан он проходилᡃ особый обрядᡃ: его душили шелковымᡃ шнуром, доводилиᡃ до полубессознательного состоянияᡃ и заставляли ответитьᡃ на вопрос, сколькоᡃ лет ему сужденоᡃ царствовать – ответᡃ рассматривался какᡃ «глас боговᡃ». Согласно верованиямᡃ хазар, сверхъестественнаяᡃ сила каганаᡃ являлась залогомᡃ могущества их государстваᡃ, однако она неᡃ пребывала с нимᡃ постоянно; поэтомуᡃ когда каганᡃ старел или еслиᡃ на страну обрушивалисьᡃ беды (засухаᡃ, военные пораженияᡃ, эпидемии), его убивалиᡃ и заменяли новымᡃ. Положение кагановᡃ зависело, преждеᡃ всего, от способностиᡃ успешно получатьᡃ военную добычуᡃ и распределять её средиᡃ знати REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Другойᡃ важной опоройᡃ их власти былаᡃ сакрализация. Каганᡃ являлся главойᡃ языческого культаᡃ и наделялся в глазахᡃ подданных сверхъестественнымиᡃ способностями. Иногдаᡃ ретроспективно полагаютᡃ, что хазарами правилаᡃ тюркская династияᡃ Ашина REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . К серединеᡃ Х в Каганский родᡃ оказался на граниᡃ вырождения, и одинᡃ из его представителей, еслиᡃ верить источникамᡃ, торговал на базареᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Действия каганаᡃ и связанные с нимᡃ предметы табуировалисьᡃ; налагаемые на негоᡃ многочисленные запретыᡃ максимально ограничивалиᡃ его политические возможностиᡃ и контакты с подданнымиᡃ. Это делало властьᡃ кагана сугубоᡃ представительской.

    В доиудейскийᡃ период династияᡃ каганов прочноᡃ контролировала армиюᡃ и поэтому легкоᡃ избегала сакральныхᡃ ограничений. Однакоᡃ после возвышенияᡃ другого хазарскогоᡃ клана, исповедовавшегоᡃ иудаизм, реальнаяᡃ власть оказаласьᡃ у второго лицаᡃ в государстве – бекаᡃ (в русскоязычной литературеᡃ за ним закрепилосьᡃ именование «царьᡃ»). На иврите его называлиᡃ «мелех» — царьᡃ, арабы передавалиᡃ его должность как «халифаᡃ» – буквально «заместительᡃ» или «малик» – правительᡃ. Власть внутриᡃ новой династииᡃ, очевидно подᡃ влиянием иудаизмаᡃ, стала передаватьсяᡃ уже строго от отцаᡃ к сыну REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . В новойᡃ системе за каганомᡃ остались сакральныеᡃ функции (формальноᡃ более значимые), а всемиᡃ земными деламиᡃ руководил бекᡃ. При этом бекᡃ оказывал кагануᡃ ритуальные почестиᡃ, граничащие с унижениемᡃ. Входя к немуᡃ, он становился на колениᡃ и держал в рукахᡃ горящую ветвьᡃ. Каган изолированноᡃ жил в своёмᡃ дворце, выезжаяᡃ обычно лишьᡃ раз в годᡃ во главе торжественнойᡃ процессии или в случаеᡃ бедствий, постигающихᡃ страну. Признаваемыеᡃ соседними языческимиᡃ народами и имевшиеᡃ непоколебимый авторитетᡃ у рядовых хазарᡃ каганы служилиᡃ важным стабилизирующимᡃ фактором до самогоᡃ конца Хазарскогоᡃ государства.

    Высшимᡃ сословием в государствеᡃ являлись тарханыᡃ – родовая аристократияᡃ. Среди неё высшийᡃ слой составлялиᡃ родственники царственногоᡃ рода, рангомᡃ ниже стоялиᡃ эльтеберы – правителиᡃ вассальных народовᡃ. Раннее хазарскоеᡃ государство не имелоᡃ специфической бюрократииᡃ, но она начинает складыватьсяᡃ по мере знакомстваᡃ хазар с устройствомᡃ соседних высокоразвитыхᡃ государств. В Закавказьеᡃ хазары перенялиᡃ сасанидскую налоговуюᡃ практику и установилиᡃ надсмотрщиков для наблюденияᡃ за ремесленниками и торговцамиᡃ. В крымских городахᡃ, где хазарский контрольᡃ в ряде случаевᡃ сосуществовал с византийскимᡃ, известны наместникиᡃ кагана – тудуныᡃ, выполнявшие надзорныеᡃ функции при местнойᡃ администрации. В иудейскийᡃ период в областиᡃ управления былᡃ достигнут значительныйᡃ прогресс. На узловыхᡃ торговых путяхᡃ существовали заставыᡃ, где специальные чиновникиᡃ взимали пошлиныᡃ. В столице страныᡃ Итиле сложиласьᡃ развитая судебнаяᡃ система: существовалоᡃ семь судейᡃ для каждогоᡃ вероисповедания (двоеᡃ для монотеистическихᡃ религий, одинᡃ для язычников). Судьиᡃ подчинялись назначаемомуᡃ царскому чиновникуᡃ. Население столичнойᡃ области неслоᡃ натуральные повинностиᡃ, иноэтничные ремесленникиᡃ и купцы облагалисьᡃ ежегодным налогомᡃ.

    Территория Хазарииᡃ состояла из несколькихᡃ областей, различныхᡃ по степени контроляᡃ со стороны центральнойᡃ власти. Сердцевинойᡃ страны былоᡃ Нижнее Поволжьеᡃ. Здесь жилиᡃ собственно хазарыᡃ. По этой территорииᡃ проходили кочевкиᡃ царя и хазарскойᡃ знати. Правительᡃ совершал ежегодныйᡃ объезд центральнойᡃ области, начинавшийсяᡃ в апреле и заканчивающийсяᡃ в сентябре.

    Стратегическиеᡃ пункты контролировалисьᡃ центром непосредственноᡃ. В них находилисьᡃ хазарские гарнизоныᡃ. Из них наиболееᡃ известны дваᡃ: Саркел – заставаᡃ на Дону и Самкерцᡃ – у Керченского проливаᡃ. Особое положениеᡃ занимала стараяᡃ хазарская столицаᡃ Семендер в Приморскомᡃ Дагестане. Городᡃ был населен хазарамиᡃ, но непосредственно в столичнуюᡃ область не входилᡃ. По одним даннымᡃ в нём был собственныйᡃ правитель, по другимᡃ – родственник хазарскогоᡃ царя – иудейᡃ.

    Большая частьᡃ территории управляласьᡃ без административного вмешательстваᡃ. Подчиненные народыᡃ: аланы, болгарыᡃ, буртасы, венгрыᡃ, славяне и др. сохранялиᡃ собственную социально-политическуюᡃ структуру. Ониᡃ имели своихᡃ правителей, которыеᡃ были обязаныᡃ собирать и отправлятьᡃ в Хазарию даньᡃ, отдавать дочерейᡃ в гарем каганаᡃ и выставлять войскоᡃ. Известно, чтоᡃ волжские булгарыᡃ платили по меховойᡃ шкурке с домаᡃ, а славянское племяᡃ вятичей по щелягуᡃ (серебряной монетеᡃ) с сохи.

    Исключительноᡃ важным факторомᡃ для историиᡃ Хазарского каганатаᡃ оказалось тоᡃ, что на контролируемой имᡃ территории, в томᡃ числе на родинеᡃ хазар – в Дагестанеᡃ – проживало большоеᡃ количество еврейскихᡃ общин. Примерноᡃ в 740 году одинᡃ из хазарских военачальниковᡃ – Булан перешёлᡃ в иудаизм REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . По-видимомуᡃ, это укрепило позицииᡃ его клана, в то времяᡃ как положениеᡃ правящей языческойᡃ династии сталоᡃ ухудшаться из-заᡃ сокращения военнойᡃ добычи и невозможностиᡃ продолжать традиционнуюᡃ завоевательную политикуᡃ. В начале IX в. потомокᡃ Булана – Обадияᡃ занял второйᡃ после каганаᡃ пост в государствеᡃ и сосредоточил в своихᡃ руках реальнуюᡃ власть. С этогоᡃ момента в Хазарииᡃ установилась системаᡃ двойного правленияᡃ, при которой номинальноᡃ страну продолжалиᡃ возглавлять каганыᡃ из старого царственногоᡃ рода, но реальноеᡃ управление осуществлялосьᡃ от их имени бекамиᡃ из рода Буланидовᡃ. Весьма вероятноᡃ, что установление новогоᡃ порядка сопровождалосьᡃ междоусобными столкновениямиᡃ. Часть хазарᡃ, известных под именемᡃ каваров, воссталаᡃ против правящейᡃ династии и послеᡃ подавления мятежаᡃ перешла к венграмᡃ. Сын Обадииᡃ – Езекия и внукᡃ – Манассия правилиᡃ достаточно малоᡃ, чтобы успетьᡃ передать тронᡃ брату Обадииᡃ – Ханукке, за линиейᡃ которого он сохранялсяᡃ до падения каганатаᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Хорошо налаженныеᡃ торговые и военныеᡃ связи с Хазарскимᡃ каганатом в значительнойᡃ степени способствовалиᡃ становлению и укреплениюᡃ Древнерусского государстваᡃ. Оно переняло рядᡃ политических традицийᡃ Хазарского каганатаᡃ, и со временем занялоᡃ ее место в качествеᡃ доминирующей политическойᡃ силы в Восточнойᡃ Европе. Данныйᡃ факт иллюстрируетᡃ актуальность исследованийᡃ по хазарской проблематикеᡃ, и, в частности, изучениеᡃ роли Хазарскогоᡃ каганата в историиᡃ Восточной Европыᡃ и Кавказа. Последнейᡃ теме посвященаᡃ известная монографияᡃ А.Г. Новосельцева. Важностьᡃ же исследования первогоᡃ из указанных периодовᡃ истории Хазарскогоᡃ каганата связанаᡃ с тем, что именноᡃ – к этому времениᡃ относится процессᡃ становления этогоᡃ государства как «степнойᡃ империи» и, в частностиᡃ, его экспансия в направлениеᡃ торговых путейᡃ, ведущих к Черномуᡃ морю и в среднююᡃ Азию; Наибольшейᡃ ожесточенностью отличаласьᡃ борьба за контрольᡃ над Восточным Кавказомᡃ, где хазарская экспансияᡃ столкнулась с арабскойᡃ. Формирование границыᡃ Хазарского каганатаᡃ в этом регионеᡃ происходило в длительномᡃ противоборстве с халифатомᡃ. Данные обстоятельстваᡃ позволяют рассматриватьᡃ, настоящую работуᡃ как исследование хазаро-арабскихᡃ политических отношенийᡃ в первый из указанныхᡃ периодов – с серединыᡃ VII в. и до конца VIII столетияᡃ.

    В этой связи нельзяᡃ не отметить, что целый рядᡃ вопросов политической историиᡃ Хазарского каганата этогоᡃ периода остается остроᡃ дискуссионными Это касается и проблемыᡃ его военно-политических отношенийᡃ с Арабским халифатом, а такжеᡃ и вопросов, связанных с образованиемᡃ Хазарского каганата. Последнееᡃ обстоятельство – связано с темᡃ, что в источниках отсутствуют сведенияᡃ о времени обстоятельствах образованияᡃ Хазарского каганата, а такжеᡃ и о происхождении династии хазарскихᡃ каганов. Как следствие, в хазароведенииᡃ сложилось несколько взаимоисключающихᡃ точек зрений и гипотезᡃ по данным проблемным вопросамᡃ. Практически всеми исследователямиᡃ ставится – связь развалᡃ Западного Тюркского каганатамиᡃ последовавшее за этим образованиеᡃ на его бывшей периферии Хазарскогоᡃ каганата. Предположительно можноᡃ говорить о том, что политическаяᡃ консолидация в новом государствеᡃ происходила вокруг однойᡃ из ветвей рода Ашинаᡃ, который в свое времяᡃ стоял во главе Тюркскогоᡃ каганата. Вследствие этогоᡃ хазарские каганы вполнеᡃ могли рассматривать себяᡃ в качестве легитимных преемниковᡃ Западного Тюркского каганатаᡃ. При этом реальная власть хазарскихᡃ каганов простиралась лишьᡃ на страны и народы Юго-Восточнойᡃ Европы и Северного Кавказаᡃ, но не на территорию Средней Азииᡃ, которая в свое времяᡃ и составляла территорию «десятистрельногоᡃ союза племен» (др. тюрк. будунᡃ орхонских надписей), являвшегосяᡃ военно-политическим ядромᡃ Западного Тюркского каганатаᡃ.

    Первым хазарским каганамᡃ пришлось силой утверждатьᡃ свою власть в Юго-Восточнойᡃ Европе. При этом экспансияᡃ молодого государства былаᡃ направлена, главным образомᡃ, на север (в Среднее Поволжьеᡃ) и на запад (в Приазовье и Северноеᡃ Причерноморье). Самым южнымᡃ объектом хазарской экспансииᡃ являлась Кавказская Албанияᡃ, которая и послужила яблокомᡃ раздора в отношениях с халифатомᡃ.

    Сложение арабской мусульманскойᡃ державы, основанной пророкомᡃ Мухаммадом, началось несколькоᡃ ранее хазарской. Ужеᡃ в первой-половине VII векаᡃ, еще при жизниᡃ Мухаммада, началось расширениеᡃ границ мусульманского государстваᡃ. Экспансия в западном и северномᡃ направлениях привела арабовᡃ к столкновению с могущественнейшими державамиᡃ того времени – Византийскойᡃ империей и Сасанидским государствомᡃ. Первые удары мусульманскихᡃ армий принял на себяᡃ Иран. Около 636 г. в. сраженииᡃ при Кадише cacaнидская армияᡃ, была разгромлена, а в 642 г. в битвеᡃ при Нехавенде арабы нанеслиᡃ персам решающее поражениеᡃ. Последний сасанидский шаханшахᡃ Ездигерд III (632-651) пыталсяᡃ собрать на востоке своейᡃ державы новую армиюᡃ, но был убит приближеннымиᡃ. Сасанидское государство прекратилоᡃ свое существование.

    Послеᡃ покорения Ирана арабскиеᡃ армии продолжали расширятьᡃ границы мусульманского государстваᡃ в восточном направлении – в сторонуᡃ Средней Азии и Индииᡃ, в западном – в сторону Византииᡃ, а также в северном – в сторонуᡃ Хазарского каганата. Ключевымᡃ пунктом на пути к Хазарскомуᡃ каганату являлся г. Дербентᡃ, который в средневековых арабо-персидскихᡃ источниках фигурирует как Бабᡃ ал-Абваб «Ворота воротᡃ, Главные врата» или, сокращенноᡃ, ал-Баб «Врата». Роль Дербентаᡃ для Хазарского каганата и Арабскогоᡃ халифата определялась не толькоᡃ его военно-стратегическим, но и торгово-экономическимᡃ значением. Через Дербентᡃ проходил наиболее удобныйᡃ торговый путь из Переднейᡃ Азией в Восточную Европуᡃ, и обладание этим городомᡃ позволяло осуществлять не толькоᡃ военный контроль над прилегающейᡃ зоной, но и сбор таможенныхᡃ пошлин с купеческих каравановᡃ, передвигавшихся с севера на югᡃ, и обратно.

    Столь же выгоднымᡃ в отношении международной торговлиᡃ было и положение Хазарииᡃ. Оно позволяло контролировать, во-первыхᡃ, сухопутный путь из Переднейᡃ Азии в Восточную Европуᡃ, во-вторых, водный волжско-каспийскийᡃ путь, соединявший Поволжьеᡃ с Южным Прикаспием,, в-третьихᡃ, сухопутный путь, пересекавшийᡃ Великую Евразийскую степьᡃ, и связывавший Китай и Центральнуюᡃ Азию с Византийской империейᡃ. Последний из указанных торговыхᡃ маршрутов в VI в. при поддержкеᡃ правителя Тюркского каганатаᡃ был освоен согдийскимиᡃ купцами для переправки шелкаᡃ в Византию. Именно с этогоᡃ времени западная частьᡃ Великого шелкового путиᡃ, которая ранее проходилаᡃ через Иран, переместиласьᡃ значительно севернее – из Среднейᡃ Азии этот путьᡃ шел уже черезᡃ Нижнее Поволжье к Черномуᡃ морю, а оттуда в Константинопольᡃ. Развитие этой торговлиᡃ послужило важным импульсомᡃ к расширению и укреплению Тюркскогоᡃ каганата, а позднее сыгралоᡃ существенную роль в развитииᡃ хазарской государственности REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . С другойᡃ стороны, торгово-экономическое значениеᡃ Дербента и Хазарии делалоᡃ их объектом потенциальной экспансииᡃ Арабского халифата, и в конечномᡃ счете, как отмечает А.Р. Шихсаидовᡃ, и послужило хазаро-арабским военнымᡃ столкновениям во второй-половинеᡃ VII – VIII в. REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT

    Атаки на Дербент и на территориюᡃ Хазарского каганата арабыᡃ начали предпринимать уже в серединеᡃ VII в. По всей видимости, в канунᡃ этих выступлений ониᡃ располагали сведениями о паденииᡃ Западного Тюркского каганатаᡃ, но информация об установлении к северуᡃ от Дербента власти правителяᡃ нового, Хазарского государстваᡃ у них на тот момент отсутствовалаᡃ.

    К периоду своих наиболееᡃ интенсивных военных столкновенийᡃ с Арабским халифатом хазарскиеᡃ каганы опирались преимущественноᡃ на степные этнополитические конфедерацииᡃ, такие, как хазарская, савирскаяᡃ, берсильская, гуннская (государствоᡃ Хунг / Хайастан раннесредневековыхᡃ армянских и албанских источниковᡃ; локализуется на территории современнойᡃ Республики Дагестан), а такжеᡃ и на тех унногундурᡃ и болгар, которые к 679 г., послеᡃ бегства Аспаруха в Подунавьеᡃ, остались в Юго-Восточной Европеᡃ и признали власть хазарскогоᡃ кагана. Население указанныхᡃ этнополитических объединений былоᡃ очень воинственным, но в экономическомᡃ отношении – развито сравнительноᡃ слабо. В этом плане Арабскийᡃ халифат, экспансия которогоᡃ развернулась примерно на дваᡃ десятилетия раньше хазарскойᡃ, имел весьма существенныеᡃ преимущества, так как опиралсяᡃ на материальные ресурсы политическиᡃ и экономически очень развитыхᡃ областей поверженного арабамиᡃ Cacaнидского государства, а такжеᡃ территорий, завоеванных арабамиᡃ у Византийской империи. Несмотряᡃ на это, хазарские каганыᡃ все же сумели организоватьᡃ достойный отпор военномуᡃ давлению халифата.

    Нельзяᡃ не обратить внимания, что периодᡃ образования Хазарского каганатаᡃ и начало вторжений в его пределыᡃ арабских войск приблизительноᡃ совпадают, поэтому исследованиеᡃ наиболее раннего этапаᡃ хазаро-арабских политическихᡃ отношений представляется актуальнымᡃ с точки зрения исследованияᡃ дискуссионных вопросов о времениᡃ и обстоятельствах образования самогоᡃ Хазарского каганата.

    Как известноᡃ, львиная доля имеющихсяᡃ в распоряжении современных исследователейᡃ сведений по истории Хазарскогоᡃ каганата сохранилась в трудахᡃ раннесредневековых арабо-персидскихᡃ историков и географов. При этомᡃ и те, и другие уделялиᡃ наиболее значительное вниманиеᡃ эпохе арабо-хазарского военногоᡃ противоборства на Кавказе во второйᡃ половине VII-VIII в. Вследствие этогоᡃ, данный хронологический отрезокᡃ, и особенно первая половинаᡃ VIII в., является наиболее хорошоᡃ документированным периодом историиᡃ Хазарского каганата. Данныйᡃ факт требует от исследователейᡃ повышенного внимания к каждойᡃ детали хазаро-арабскогоᡃ военно-политического взаимодействияᡃ, так как это позволяет пролитьᡃ свет и на другиеᡃ, хуже освещенные источникамиᡃ направления внешней политикиᡃ Хазарского каганата, а в рядеᡃ случаев делать важныеᡃ заключения относительно внутриполитическойᡃ истории этой державыᡃ и ее государственного устройстваᡃ.

    Необходимо также принятьᡃ во внимание теоретические разработкиᡃ П.Б. Голдена, согласно которымᡃ, в «степях Западной Евразииᡃ безгосударственностьᡃ являлась нормой» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , а имперскиеᡃ традиции были привнесеныᡃ на территорию будущего Хазарскогоᡃ каганата древними тюркамиᡃ: «Сырьем, «строительными кубикамиᡃ» Хазарского каганата служилиᡃ привнесенные извне западно-тюркскиеᡃ политические формы и традицииᡃ. Вопрос о том, что ждалоᡃ эти традиции в будущем превратитсяᡃ ли это сырье в настоящееᡃ государство, или распадется, на составлявшиеᡃ бывшую провинцию тюркскойᡃ империи, племена и племенныеᡃ союзы, в середине VII в. былᡃ еще не решен. В данномᡃ процессе, внешние, т.е. не степныеᡃ, факторы сыграли решающуюᡃ роль. Катализаторами, превратившимиᡃ хазарский племенной союзᡃ в государство, оказались, чутьᡃ ли не столетняя война с могущественнымᡃ и агрессивным Арабским халифатомᡃ, старавшемся завладеть Закавказьемᡃ, и необходимость для кочевников господствоватьᡃ на путях международной торговлиᡃ, пролегавших, через их поволжскуюᡃ территорию. Эти факторыᡃ, и явились движущими силамиᡃ хазарского политического развитияᡃ; хазарской государственностиᡃ» REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Таким образомᡃ, П.Б. Голден рассматривает изначальноᡃ враждебный характер хазаро-арабскихᡃ взаимоотношений как важнейший факторᡃ консолидации полиэтничного населенияᡃ Хазарского каганата и какᡃ одно из условий его выживанияᡃ в качестве степной империиᡃ. В данном аспекте исследованиеᡃ хазаро-арабских военно-политическихᡃ отношений является актуальнымᡃ для осмысления процессаᡃ становления и самоутверждения Хазарскогоᡃ каганата.

    Несколько раньшеᡃ значение хазаро-арабскогоᡃ военного противоборства дляᡃ консолидации пестрого в этническомᡃ и социальном отношении населенияᡃ Хазарского каганата отмечалосьᡃ A.B. Гадло. По мнению этогоᡃ исследователя, в первойᡃ половине VIII в., по мереᡃ усиления натиска халифатаᡃ в степную и горнуюᡃ зоны Предкавказья, тамᡃ возрастали центростремительные силыᡃ, так как эффективность отпораᡃ зависела от сплочения разрозненныхᡃ групп местного населенияᡃ REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT , и в этих условиях Хазарскийᡃ каганат и стал ядромᡃ их консолидации REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Данную точкуᡃ зрения П.Б. Голдена и A.B. Гадлоᡃ можно дополнить ещеᡃ и следующим тезисом: военно-политическаяᡃ конфронтация с внешним окружениемᡃ играла важную рольᡃ в становлении самых разныхᡃ государств. Относительно рассматриваемойᡃ эпохи можно сослатьсяᡃ на пример с основанным Аспарухомᡃ на Дунае Болгарскимᡃ государством, самоутверждение которогоᡃ происходило в военно-политическомᡃ противоборстве с Византийскойᡃ империей REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT . Позднее соперничествоᡃ с Хазарским каганатомᡃ послужило консолидации Древнерусскогоᡃ государства REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Помимоᡃ этого, значительную рольᡃ в становлении Хазарского каганатаᡃ, а позднее и Древней Русиᡃ, сыграли военно-политическиеᡃ связи с Византийской империейᡃ. Сам факт контактовᡃ с Византией, являвшейся ведущейᡃ державой в западной частиᡃ Евразийского континента, повышалᡃ значимость правящих элитᡃ этих государств – какᡃ на внешней, так и наᡃ внутренней арене, чтоᡃ, как следствие, влекло заᡃ собой усиление Хазарскогоᡃ каганата, а впоследствииᡃ и Древней Руси. Развитиеᡃ хазаро-византийскихᡃ политических взаимоотношений со временемᡃ вылилось в заключение стратегическогоᡃ союза между двумяᡃ державами, причем он былᡃ ориентирован не толькоᡃ на поддержание стабильностиᡃ в Северном Причерноморьеᡃ, где владения обоихᡃ государств смыкалисьᡃ, но и на координацию действийᡃ против экспансии Арабскогоᡃ халифата. Таким образомᡃ, исследование роли византийскогоᡃ фактора в хазаро-арабскихᡃ военно-политическихᡃ отношениях представляетсяᡃ весьма актуальным, особенноᡃ для первой половиныᡃ VIII в., когда арабскаяᡃ экспансия в направленииᡃ владений Византииᡃ и Хазарского каганатаᡃ значительно усилиласьᡃ.

    Итак, исследованиеᡃ хазаро-арабскихᡃ военно-политических отношенийᡃ позволяет глубже осмыслитьᡃ значение внешнеполитических связейᡃ Хазарского каганата дляᡃ процесса его становления как государстваᡃ и мировой державыᡃ. Кроме того, исследованиеᡃ данной проблемы даетᡃ возможность уточнить целыйᡃ ряд фактов историиᡃ тех стран, которыеᡃ оказывались так илиᡃ иначе втянутымиᡃ в противоборство междуᡃ Хазарским каганатомᡃ и Арабским халифатомᡃ, и, в частности, реконструироватьᡃ процесс становленияᡃ и развития хазаро-византийскихᡃ отношений, а также динамикуᡃ отношений Хазарского каганатаᡃ со странами Кавказа – Аланиейᡃ, Грузией, Албанией и горскимиᡃ государствами Восточного Кавказаᡃ. Последние, находясь, на стыкеᡃ между Хазарским каганатомᡃ и Арабским халифатом, становилисьᡃ, первыми жертвами, военно-политическихᡃ столкновений между нимиᡃ, и, таким образом, рассмотрениеᡃ исследуемой проблемы позволяетᡃ пролить существенный светᡃ на многочисленные аспекты историиᡃ кавказских соседей хазарскойᡃ и арабской держав. Кстатиᡃ, значительным влиянием на Кавказеᡃ в исследуемый период пользоваласьᡃ и Византийская империя, и потомуᡃ процессы, взаимодействия в данномᡃ регионе Византии и Хазарииᡃ также необходимо подвергнутьᡃ анализу.

    Исследование даннойᡃ проблемы позволяет такжеᡃ уточнить локализацию: рядаᡃ топонимов Юго-Восточнойᡃ Европы и Кавказа. К ихᡃ числу можно отнестиᡃ горские государства Восточногоᡃ Кавказа, такие как Сарирᡃ, Хайдак, Туманᡃ, Гумик и др., а также Странуᡃ дагестанских гуннов. Особогоᡃ изучения требует такжеᡃ вопрос о степени вовлеченностиᡃ этих государств, в хазаро-арабскоеᡃ военно-политическое противоборствоᡃ. Кроме того, исследованиеᡃ маршрутов арабских войскᡃ в пределы Хазарского каганатаᡃ позволяет пролить светᡃ на локализацию ряда городовᡃ, таких как Хамзинᡃ, Таргу, Баланджарᡃ, Вабандар (Олубандарᡃ), Самандар и др.

    Сообщенияᡃ средневековых источников не позволяютᡃ провести детальную реконструкциюᡃ государственного устройства Хазарскогоᡃ каганата. Более тогоᡃ, данный вопрос, по всейᡃ видимости, навсегда останетсяᡃ загадкой для исследователейᡃ. Тем не менее, исследованиеᡃ ряда нюансов в сообщенияхᡃ источников о хазаро-арабскихᡃ военных конфликтах позволяетᡃ пролить некоторый светᡃ и на этот вопрос. Такимᡃ образом, и в данном ракурсеᡃ поставленная в настоящей работеᡃ проблема является актуальнойᡃ.

    Можно также отметитьᡃ, что в современной историографии хазаро-арабскиеᡃ военно-политические взаимоотношенияᡃ рассматриваются как чередаᡃ практически не прекращавшихся взаимныхᡃ атак. Однако, такойᡃ подход не вполнеᡃ адекватен данным источниковᡃ, во всяком случае, он требуетᡃ серьезных уточнений для каждогоᡃ конкретного этапа. Нельзяᡃ также не указать на то, чтоᡃ в историографии при рассмотренииᡃ хазаро-арабскогоᡃ военно-политического противоборства подразумеваетсяᡃ, что оно являлось результатомᡃ столкновения политических и экономическихᡃ интересов Хазарского каганатаᡃ и Арабского халифата, но приᡃ этом, как правило, не уточняетсяᡃ, в чем именно эти интересы заключалисьᡃ, и как они менялись на протяженииᡃ рассматриваемого периода. Высказывавшиесяᡃ по этой проблеме сужденияᡃ, как правило, слабо обоснованныᡃ. Для того чтобы дать точнуюᡃ и объективную оценку этимᡃ аспектам, необходимо реконструироватьᡃ целостную, максимально полнуюᡃ и точную картину событийᡃ, связанных с исследуемой темойᡃ.

    Для достижения этой целиᡃ необходимо, прежде всегоᡃ, уточнить хронологию и обстоятельстваᡃ каждой арабской кампанийᡃ против хазар и каждогоᡃ хазарского похода на территориюᡃ Арабского халифата, прояснитьᡃ детали заключавшихся хазаро-арабскихᡃ мирных договоров и т.дᡃ. К сожалению, при историческихᡃ реконструкциях, имеющих отношениеᡃ к указанным вопросам, имеютсяᡃ многочисленные недостатки. Эти упущенияᡃ, в свою очередь, нередкоᡃ приводят к неверным выводамᡃ относительно характера техᡃ или иных событий. Приведуᡃ только один такой примерᡃ.

    Существует, мнение о томᡃ, что в последние десятилетияᡃ VII в. арабы предприняли рейдᡃ в сторону Дербента, где имелиᡃ столкновения с хазарами (М.И. Артамоновᡃ датировал это событие 692 годомᡃ, а А.П. Новосельцев – 698 годом), однакоᡃ, при ближайшем рассмотрении выясняетсяᡃ, что в источнике, на сообщениеᡃ которого опирались исследователиᡃ, соответствующее хронологическое указаниеᡃ содержит явную ошибкуᡃ; между тем, исторические реконструкцииᡃ, построенные на этой ошибкеᡃ, существенно искажают картинуᡃ событий, создавая впечатлениеᡃ того, что Хазарский каганатᡃ с середины VII в., то есть с момента своегоᡃ образования, и до середины VIII в. непрерывноᡃ находился в состоянии войныᡃ с халифатом. Поэтому не случаен тот фактᡃ, что в цитировавшемся выше заключенииᡃ П.Б. Голдена хазаро-арабскиеᡃ взаимоотношения второй половиныᡃ VII – первой половиныᡃ VIII в. характеризуются, как REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT чуть лиᡃ не столетняя война». Такаяᡃ же характеристика присутствует и в однойᡃ из работ A.B. Гадло REF _Ref215248523 \h _ \* MERGEFORMAT .

    Но посколькуᡃ это не так, то вопрос о характереᡃ хазаро-арабских военно-политическихᡃ отношений во второй половинеᡃ VII в. следует пересмотреть с опоройᡃ на подтвержденные и уточненные свидетельстваᡃ источников. Исходить при этомᡃ следует из следующих фактовᡃ:

    1) первые рейды арабовᡃ на территорию Хазарского каганатаᡃ увенчались их полнымᡃ разгромом (около 653 г.);

    2) для последующегоᡃ периода, вплоть до 706 г., источникиᡃ не сообщают о каких бы то ни былоᡃ хазаро-арабских военныхᡃ столкновениях.

    Представляется маловероятнымᡃ, что в период между 653 и 706 гг. хазарыᡃ поддерживали какие-то дипломатическиеᡃ связи с халифатом (хотяᡃ исключать такую возможностьᡃ тоже нельзя), но отсутствиеᡃ военных действий характеризуетᡃ данный период как мирныйᡃ в хазаро-арабских политическихᡃ отношениях.

    Нельзя такжеᡃ не обратить внимание, что наиболееᡃ тяжелой, для обеих сторонᡃ являлись военные действияᡃ 706-737 гг., после чего былᡃ заключен мирный договорᡃ. Позднее хазары совершалиᡃ атаки во владения халифатаᡃ – в 763-764 гг. и в 799-800 г. Никаких другихᡃ хазаро-арабских военныхᡃ конфликтов источники не фиксируютᡃ. Таким образом, во взаимоотношенияхᡃ между ними в исследуемыйᡃ период чаще царилᡃ мир, чем войнаᡃ. Данное обстоятельство позволяетᡃ говорить применительно к определеннымᡃ периодам не о хазаро-арабскихᡃ войнах, а о хазаро-арабскихᡃ политических отношенияхᡃ. Как мне представляетсяᡃ, этому не препятствует дажеᡃ тот факт, что сведений о политическихᡃ связях между двумяᡃ державами в мирные периодыᡃ в источниках очень малоᡃ.

    Итак, уточнение хронологииᡃ событий, связанных с хазаро-арабскимиᡃ военно-политическими отношениямиᡃ, является первоочередной задачейᡃ настоящего исследования. В связиᡃ с этим, нельзя не отметитьᡃ тот факт, что сведенияᡃ уже давно известныхᡃ источников используются в историографииᡃ не в должной мереᡃ, что приводит к отсутствию полнотыᡃ картины хазаро-арабскихᡃ военно-политических отношенийᡃ. К этому надо добавитьᡃ, что появляются все новые источникиᡃ и все новые работыᡃ по данной теме; что позволяетᡃ вносить дополнения и коррективыᡃ в известную картину событийᡃ.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта