Главная страница

ЭТМ Рубежный контроль 1. Совокупность употребительных в музыке звуков определённой высоты, сложившаяся прежде всего в результате певческой практики


Скачать 14.86 Kb.
НазваниеСовокупность употребительных в музыке звуков определённой высоты, сложившаяся прежде всего в результате певческой практики
Дата04.01.2023
Размер14.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭТМ Рубежный контроль 1.docx
ТипДокументы
#872754

Рубежный контроль 1.

  1. Музыкальная система - совокупность употребительных в музыке звуков определённой высоты, сложившаяся прежде всего в результате певческой практики.

  2. Есть две системы названия звуков: буквенная и слоговая. Слоговая система основана на начальных слогах частей (строф) одного средневекового гимна. Буквенная система названий звуков основана на буквах латинского алфавита.

  3. Октавная система - способ группировки и обозначения музыкальных звуков на основе их октавного сходства.

  4. В современном звукоряде звуки группируются в порядке возрастания высоты звука: от самых низких до самых высоких.

  5. .

  6. Диапазон (музыкальный)- общий объём звукоряда, выражающийся в расстоянии от самого нижнего до самого верхнего его звука. Диапазоном человеческого голоса или инструмента называется общий объём доступной ему части всего музыкального диапазона.

  7. Регистр - часть (отрезок) всего музыкального диапазона отдельного голоса или инструмента, отличающаяся характерной звуковой окраской.

  8. Лад - совокупность звуков, которые на основе родства (связей) между ними объединены в систему, имеющую тонику.

  9. I, III, V ступени - устойчивые. II, IV, VI, VII - неустойчивые.

  10. Гамма - расположение звуков лада по порядку высоты от тоники до тоники. Гамма может быть восходящей и нисходящей.

  11. Мажорный лад - лад, в котором на тонике образуется мажорное трезвучие.

  12. Минорный лад - лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие.

  13. Мажорно-минорная система - тип гармонической системы, характеризующийся смешением ладов противоположного наклонения.

  14. Модулирующий аккорд - первый аккорд новой тональности, не укладывающийся в звукоряд исходной тональности и нехарактерный для неё.

  15. Параллельная тональность - парные тональности натурального мажора и минора, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки.

  16. Тональность по камертону настраивается несколькими способами: построение по чистым квинтам и двенадцатизвуковая равномерная темперация.

  17. Особенностями ладов народной музыки являются: узкие интервалы, по большей части сочетающиеся с широкими, при некотором преобладании узких интервалов, а так же ограниченное применение диссонансов.

  18. Ритм - организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности. Значение ритма для музыки очень велико - только один ритм может характеризовать некоторые роды (жанры) музыки.

Метр - переодически повторяющаяся псоледовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени. Он применяется для организации музыкальных звуков посредством их различной тяжести (акцентированности). Соотношение метра и ритма иногда сравнивают с канвой или вышивкой: метр своей равномерностью, т. е. одинаковостью долей, напоминает сетку канвы, в которой равномерно расположены перекрещивающиеся нити и отверстия. Ритм же своим разнообразием походит на вышивку, которая может быть сделана стежками то более узкими, то более широкими.

Темп - скорость движения, точнее - частота пульсирования метрических долей. Значение темпа в музыке очень велико, так как характеру каждого музыкального образа соответствует более или менее определённая скорость движения. Сколько-нибудь значительное отступление от темпа, нормального для данного произведения, ведёт к искажению характера его музыкальных образов.

  1. Музыкальный синтаксис - совокупность, соотношение и сявзь мелких осмысленных частей музыкального произведения. Основные понятия: цензура, мотив, фраза, предложение, период, синтаксические структуры.

  2. Сложный размер - размер, образующиеся от слияния в последовательности одинаковых простых размеров и потому имеющие больше чем один акцент. Переменные размеры - изменение размера по ходу произведения.

  3. .

  4. .

  5. .

  6. Обращение интервалов - перемещение интервала из его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Обращение аккордов - положение аккорда, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Так как в трезвучии, кроме основного тона (примы), есть ещё два звука, то трезвучие имеет два обращения. Обращения получаются посредством переноса звуков основного трезвучия вверх на октаву.

  1. Уменьшенное трезвучие - трезвучие, состоящее из двух малых терций, между крайними звуками которого образуется интервал уменьшенной квинты.

  2. Увеличенное трезвучие - трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты.

  3. У трезвучия есть два обращения - секстаккорд и квинтсекстаккорд.

  4. Главные трезвучия - трезвучия, построенные на I (тонике), IV (субдоминанте),V (доминанте) ступенях лада, которые поэтому тоже называются главными.

  5. Устойчивым является тоническое трезвучие, так как оно стоится на первой ступени и является самым устойчивым.

  6. Побочные трезвучия - трезвучия лада, построенные на всех ступенях (II, III, VI, VII), кроме главных (I, IV, V).


написать администратору сайта