Главная страница

Семейное право после крещения Руси (4 части). Стало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право


Скачать 76 Kb.
НазваниеСтало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право
Дата17.02.2018
Размер76 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСемейное право после крещения Руси (4 части).doc
ТипДокументы
#36703

1. В 988 году Владимир I принял на Руси Христианство в качестве официальной религии. С тех пор начался процесс изменений всех сложившихся на Руси устоев и отношений, включая семейное право.
2. С введением христианства на Руси стало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право. Устанавливаются новые принципы семейного права:

  • отказ от многоженства

  • единобрачие (моногамия)

  • затруднительность развода

  • неравенство мужа и жены

  • бесправие внебрачных детей и другие

Эти принципы были основаны на византийском каноническом представлении о браке, внедренном в русское право.

3. После крещения Руси в 988 году и присвоения церковью канонического права утверждения брака начали складываться нормы брачного права, включавшего в себя и определенные свадебные ритуалы. Процесс институционализации русского семейного права шел, 1) во-первых, через трансформацию древних семейно-брачных обрядов в правовой обычай и, 2) во-вторых, через узаконение решений органов церковной власти, опиравшейся в своих действиях на византийское брачное право.

4. За этот период, вплоть до воцарения Петра I на Руси было принято много сборников и законов, которые по своей сути стали источниками семейного права. Среди них стоит отметит следующие:

  • Кормчая Книга или Номоканон

  • Русская правда 1016 года.

  • Стоглав 1551 года.

  • Домострой 16 века

  • Соборное уложение 1649 года и иные источники.

5. По началу происходила рецепция (о есть заимствование) византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. На Руси получил распространение Номоканон - собрание норм византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен и постановлениями русских князей. Его русский перевод с внесенными дополнениями получил название Кормчей книги.

Таких книг на Руси было очень много, но среди них широкую известность занимают лишь некоторые, включая самой первой. Кормчие книги являлись руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран, включая Древнюю Русь.

6. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение обычного семейного права византийским законодательством происходило медленно, но тем не менее положения менялись и приходили в совершенно новый для себя вид.

Теперь поговорим об основных положениях, которые закреплялись Кормчими Книгами. Брачный возраст.

При определении условий заключения брака серьезное внимание уделялось установлению возраста вступления в брак как критерия физиологической зрелости и морального созревания, предполагающего ясное сознание и свободную волю при решении вопроса о создании семьи. Византийские источники колебались в определении брачного возраста:

  • одни из них упоминают возрастной ценз для мужчин - 14 лет, для женщин - 12

  • другие - 15 и 13 лет.

Кормчая разрешала брак для достигших 15 лет мужчин и 12 лет женщин: «…аще возраст подобный имут: юноше убо понеда имать лет пять надесят, девице же два надесят…».

Обращалось внимание священников на необходимость соблюдения разумной пропорциональности лет жениха и невесты, на то, что между вступающим и в брак не должно быть «великой разницы в летах».

Жизнь диктовала свои условия, и установленные возрастные ограничения на Руси не всегда соблюдались. Браки совершали в гораздо раннем возрасте: мужчины женились и в 11 лет, а женщины выходили замуж и в 10. Примеров браков малолетних в княжеских семействах было много, и современники отмечали, что «это довольно обыкновенно в Московии». Условие достижения брачного возраста зачастую не соблюдалось, когда в брачный процесс вплетались политические мотивы:

  • Например, Святослав Игоревич в 1181 году стал мужем в десятилетнем возрасте

  • княжна Верхуслава, дочь суздальского князя Всеволода Юрьевича, когда ее в 1187 году «выдавали замуж» за четырнадцатилетнего Ростислава Рюриковича, была «млада суще восьми лет»

Имеются сведения о брачном возрасте 40 князей и 13 княжон при вступлении в первый брак в Древней Руси. Наибольшее количество женихов (57,5 %) имели возраст от 15 до 20 лет. Невесты в большинстве своем выдавались замуж в возрасте до 17 лет (92,2 %). Средний возраст вступающих в брак (19,5 для юношей и 12,8 для девушек) практический соответствовал установленным нормам. Тем не менее 10 % князей и почти половина (46,1 %) княжон вступили в брак с нарушением установленных возрастных ограничений. Так, владимирский князь Всеволод Юрьевич женил своего сына Константина, когда тому исполнилось всего 9 лет. А дочь владимирского князя Михаила Юрьевича (вторая половина XII в.) Елена была выдана замуж, когда ей исполнилось всего три года.

7. Условия заключения брака.

Условием заключения брака являлось отсутствие степени родства или свойства, которые устанавливались по Кормчей книге.

  • Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно. Оно устанавливалось священником достаточно просто.

  • Сложнее было определить степень свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены, и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов между собой и не знать о браках их дальней родни.

Препятствием к браку являлось и духовное родство. Оно возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой крестником. Крестный отец должен был крестника «к благочестию наставляти… и больший есть, нежели отец родивый его по плоти…». По Кормчей он считался в духовном родстве первой степени с крестником, так же как родители находились с сыном или дочерью в кровном родстве первой степени. Духовное родство ставилось выше, чем родство через брак. «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу», - фиксировала Кормчая книга. Духовное родство до седьмой степени включительно только по нисходящей линии - от седьмой до первой степени - являлось препятствием к заключению брака.

Не разрешался брак между усыновителем и усыновленным.

О запретах близкородственных брачных отношений говорится и в «Уставе о брацех». В целом русская церковь признавала действующим византийское законодательство, закрепившее сложную систему запрещения браков в определенных степенях кровного родства, свойства и духовного родства, и самостоятельных документов не создавала. Обязанность цедить за соблюдением данного условия в Московском государстве излагалась на священников прихода.

8. Важным условием вступления в брак являлось отсутствие другого, не расторгнутого брака.

Кормчая книга запрещала брак для лиц разных религий: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися…незаконное житие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое…». Этот запрет не распространялся лишь на великих княжон, многиe из которых были выданы замуж за иностранных королей.

Русская церковь, руководствовавшаяся Кормчей книгой, препятствовала заключению браков лиц разных исповеданий. За преступную связь с иноверцем «руска», как называл женщину Устав князя Ярослава, наказывалась насильным пострижением в монашество. Позже в некоторых русских землях наказание за такие действия ограничивалось штрафом. 

Для решения вопроса о возможности заключения брака обязательно выяснялось вероисповедание жениха и невесты. Брак лиц, одно из которых не исповедовало христианства, Священное писание разрешало: «…если какой Брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его (ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…)». Однако Кормчая книга такой брак лиц разных религий запрещала: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися…незаконное житие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое…»

9. Первый брак церковь признавала таинством, а другие терпела как зло. Поэтому первый брак получал венчание, а второй и третий только благословление. Если из вступающих в брак один совершал эту процедуру впервые, а другой - вторично, то первый венчался, а второму лишь клали венец на плечо. Церковь признавала лишь гражданские последствия таких браков. За количеством заключаемых браков церковь пыталась следить достаточно строго, хотя четкого ответа на вопрос: сколько браков можно было заключить за всю жизнь, не давала.

Каноническим условием заключения брака являлось согласие родителей жениха и невесты на брак. Согласие на брак родителей и согласие жениха и невесты законодательно было уравнено, но Василий Великий проповедовал почтительность детей к родителям и потому считал: «При жизни отца или господина, совокупляющиеся не суть без вины, доколе имеющие власть над ними не изъявят согласия на их сожитие. Ибо тогда супружество получает твердость - то есть он предлагал прийти супругам к согласию». Реализация этой установки нашла отражение в жизни уже в первые годы после принятия христианства.

Например, известно брачное предложение, сделанное в письменной форме: «…от Микиты к Ульянице. Пойди за мене. Яз тебе хоцю, а ты мене. А на то послухо Игнато…». Скорее всего, что это первое древнерусское любовное письмо. Адресат берестяного письма - невеста, от которой Микита ожидал согласия на брак. Ответ девушки был для жениха очень важен, так как предполагалось, что и ее свободная воля определяла решение вопроса о создании семьи.

Состояние здоровья жениха и невесты могло рассматриваться как условие заключения брака, введенное СВЕТСКИМ законодательством. Кормчая книга не содержит запрета венчаться, если жених и невеста больны, в том числе душевной болезнью. Эта норма права возникла после издания Номоканона. Она применялась в греческой церкви, а имела ли место в русской церкви - неизвестно.

Одним из условий заключения брака памятники отечественной истории права называют наличие позволения начальства. Первоначально такое требование имело общее применение не только для служилых лиц, но и для неслужилых, так как брак в русском праве являлся не только личным и семейным делом, но и общественным. Служилые люди испрашивали дозволение от князя и царя, неслужилые - от местного начальства.

Исторические основания этого явления недостаточно ясны. Некоторые исследователи права предполагают, что необходимость разрешения на брак начальства происходит от древнего родового начала, которое состояло не только во власти родоначальника, но и в супружеских правах. Другие полагают, что это явление возникло из обычая принесения подарков начальству при браке. Еще в Древней Руси князья активно устраивали браки своих слуг. В Московском государстве следствием реализации данного права являлась выводная куница - плата наместнику или волостелю, если девица выходит замуж за пределы общины или земли, и новоженый убрус, когда женщина становится женой жителя той же волости. Убрус имел значение только подарка, а выводная куница - выкупа, получаемого местной властью за потерю лица в обществе.

10. Венчание - один из кульминационных ритуалов свадебного обряда, оформляющих брак. Венчание могло производиться только

  • священником, обозначенным в венечной записи

  • при присутствии жениха и невесты

  • и в присутствии не менее двух свидетелей.

Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Особенно распространен был обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака.

Процедуру подготовки и само венчание обязан был провести священник того прихода, в котором жили жених и невеста. Если они жили в разных приходах, то венчание можно было произвести по выбору в одном из двух. Венчаться не в своем приходе запрещалось, так как «сие кроме укоризны своих пастырей еще являет, что сам жених в подозрении суть неправильного сочетания». Если бракосочетание в своем приходе по каким-то серьезным причинам было невозможным, оно могло состояться в другом месте, но только при наличии письменного разрешения на брак приходских священников жениха и невесты. Ответственность за венчание прихожан не из своего прихода возлагалась на того священника, который совершал обряд.

Венчать мог любой священнослужитель - не монах. В ходе венчания жених становился по правую руку священника, невеста - левую, оба получали «по единой свещи горящей». После надевания «перстней»: золотого - мужчиной женщине, железного - женщиной мужчине, новобрачные «сплетали десныя рукы». Священник кадил на них «фимиам» и молился «велми гласно», обратившись на восток, благославлял брак, «жизнь мирну и долголетну», желал «имети чада и внучата, наполнения дому благодатью и красотою».

11. Личные отношения между супругами с принятием христианства изменились. Замужняя женщина рассматривалась уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо.

Сам церковный брак официально признавался таинством, совершаемым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. В этом понятии подчеркивается связь духовных и физических начал брака. Однако духовная сторона христианского брака не получила существенного развития в Русском государстве данного периода. Она рассматривалась достаточно примитивно и формально: только как общность религиозной жизни. В любовь между супругами церковь стремилась внести рациональный смысл, связывая ее с любовью к Богу. Супружеская любовь - любовь к ближнему - любовь к Богу, поскольку сам «Бог любы есть».

Семья напоминала маленькое государство со своей главой и собственной публичной властью. Она являлась социальным устройством, внутри которого «действуют… начала социально организованного строя, как и в государстве». Семью как ячейку, пользующуюся известной автономией от государства, рассматривал и один из исследователей русского права Г.Ф. Шершеневич. Основная тяжесть семейной жизни ложилась на женщину: перед маленьким домашним божком она отвечала не только за себя, но и за других членов семьи.

12. Стоглав - сборник решений Стоглавого собора 1551 года, который состоит из 100 глав. Он являетсяодним из источников церковного (канонического) права, регулирующего семейные отношения. Был утвержден в 1551 году на церковном соборе с участием представителей высокопоставленной русской феодальной знати. Стоглав определил брачный возраст (для мужчин 15 лет, для женщин 12 лет), порядок оформления брака и другие вопросы семейного и церковного права.

13. Домострой - памятник русской литературы 16 века, который являлся сбором правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая семейные и религиозные вопросы. Он определял взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.

В «Домострое» утверждается, что основная роль в семье принад­лежит мужчине. Именно он является главой дома, семьи, потому что от его труда зависит благосостояние, да и сама жизнь домочад­цев. Он — кормилец своей семьи. На нем лежит обязанность содер­жать свою жену, детей и весь дом. Следовательно, он является и главным наставником в семье. Его словам и решениям обязаны подчиняться члены семьи и слуги.

Но и жена в доме не бессловесна. Она — хозяйка, госпожа во всем, что делается внутри дома. Она занимается всеми домашними делами и является хранительницей очага.

"Домострой" подробно наставлял мужа, как следует управлять женой и детьми, как можно и как нельзя бить супругу. Причем, по сравнению с другими сводами, составитель «Домостроя» проявлял известный гуманизм: он не признавал исключительного господства телесных наказаний, считал, что эффективными могли быть и духовные наказания, в частности, выговоры; он не считал женщину вместилищем всего злого и источником всех бедствий, а только членов гыг)0). Правда, он считал ее рабою, но в такое же рабское положение он ставил и всех членов семьи. Проповедуя жестокое обращение с домочадцами, автор «Домостроя» высказывал и требование о более гуманном обращении с рабами.

Муж никогда не имел формального права убить жену, насильно постричь в монахини или продать в холопство. Но формально запрещенное убийство жены, лишение ее свободы довольно часто встречались в реальной жизни, не вызывая морального осуждения. К.А. Неволин констатировал, что насилие над членами семьи со стороны мужчины имело на Руси место, но многочисленные случаи проявления внутрисемейной агрессии он относил к злоупотреблению правом.

14. Соборное Уложение 1649 года.
Соборное Уложение 1649 года установило, что брак заключается только с согласия самих брачующихся и родителей лиц, вступающих в брак. Браки крепостных крестьян заключались лишь с разрешения их господ-помещиков.

Расторжение брака, в принципе, каноническим правом не исключалось. Однако было возможно в крайне редких случаях. Основанием для этого могли служить прелюбодеяния жены, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, вступление в монашество, неизлечимая болезнь и другое. Вопросы брака и расторжения брака относились к юрисдикции церковных судов, которые рассматривали дело на основании правил канонического права. В регионах, население которых составляли лица, не исповедующие христианскую веру, брачно-семейные отношения регулировались нормами обычного права, а у мусульман - законами шариата.

Каноническое право отрицательно относилось к внебрачным связям женщины с мужчиной, к незаконнорожденным детям. Это обстоятельство повлияло на светское законодательство. Так, в Соборном Уложении 1649 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае последующего брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

15. Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1649 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1649 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.

Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

.


написать администратору сайта