Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Ощущения и восприятие. Основные свойства чувственных образов.

  • Свойства процесса восприятия и их отличие от свойств чувственных образов. Строение зрительной системы – два зрительных пути.

  • 4. Основные положения структурализма.

  • 5. Гештальттеория восприятия. Что такое гештальт и инсайт

  • Вклад Г.Гельмгольца в психологию восприятия.

  • 7. Идея репрезентации и проблема гомункулюса. Что такое социальное восприятие

  • билеты. Субъектнообъектный подход к исследованию восприятия и его исторические параллели


    Скачать 104.36 Kb.
    НазваниеСубъектнообъектный подход к исследованию восприятия и его исторические параллели
    Дата22.06.2018
    Размер104.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипДокументы
    #47655
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Субъектно-объектный подход к исследованию восприятия и его исторические параллели.

    В теории американского психолога Дж. Гибсона восприятие понимается как процесс добывания информации из окружающей среды, в результате чего неопределенное положение организма в ней уменьшается. Вслед за гештальт психологами ученый утверждает, что одиночный раздражитель не может дать организму никакой информации и поэтому интереса для организма не представляет. Однако, в отличие от гештальт психологов, Гибсон утверждал, что информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль в этом играют активные движения организма и органов чувств. В окружающем мире человек не созерцатель, а обитатель мира и вся его активность необходима для восприятия.

    Гибсон говорит о том, что восприятие и действие неразрывно связаны. Воспринимая объекты, человек одновременно воспринимает возможности действия с ними, соответствующие особенностям организма. Восприятие объекта предполагает действие с ним.

    В классических теориях восприятия воспринимаемый образ надо обогащать прошлым опытом, с точки зрения Гибсона, настоящий стимул, который мы наблюдаем в реальном мире, - его надо дифференцировать. Восприятие – это процесс постепенной дифференциации свойств, признаков и т.д. Основной акцент в теории Гибсона сделан на то, что должно быть выделено в потоке раздражителей, чтобы наилучшим образом адаптироваться в окружающей среде.

    2. Ощущения и восприятие. Основные свойства чувственных образов.

    Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

    Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

    Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мираСледует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

    Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

    Физиологической способностью ощущения является деятельность анализаторов они состоят из трех частей.

    Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.

    Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

    Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

    Классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

    Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора.

    Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

    Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутри анализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

    Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

    Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.

    3. Свойства процесса восприятия и их отличие от свойств чувственных образов. Строение зрительной системы – два зрительных пути.

    Основными свойствами восприятия являются:

    1) Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной.

    2) Константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.

    3) Структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

    4) Осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

    5) Избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по срав-ю с др.

    Важное свойство чувственных образов – их непосредственная (данная в самом акте их чувственного переживания) осмысленность. Образ предметен – он сразу отнесен к некой предметной категории (стул, стол и т.п.) - есть образ некого инвариантного, устойчивого, себетождественного предмета и, таким образом, отнюдь не равен сумме входящих в него модально специфических качеств. Иными словами, действительность, данная нам в чувственной форме, структурирована, разделена в самом восприятии на осмысленные целостные единицы – предметы, выделенные не столько по физическим признакам, сколько по их смыслу и значимости для субъекта.

    Зрительная система имеет сложное, иерархическое строение, которое во многом отличает ее от описанной выше системы осязательной (кожной) чувствительности.

    Если периферические отделы осязательной (кожной) чувствительности представляют простые окончания чувствительных нервов и относительно несложные рецепторные тельца или клубочки, то периферический отдел зрительного восприятия – глаз – представляет сложнейший аппарат, который сам распадается на ряд составляющих его частей. В аппарате глаза можно выделить его светочувствительную часть (сетчатку) и ряд вспомогательных приборов двигательного характера, из которых одни (радужная оболочка, хрусталик) обеспечивают приток световых лучей, доходящих до сетчатки, фокусирование изображения и охрану прибора от посторонних влияний (роговая оболочка) и дают возможность осуществлять движение этого сложного прибора (мышцы глаза).

    Сетчатка глаза и его дополнительный (двигательный) аппарат являются периферическими приборами зрительной системы или началом иерархически построенного зрительного пути, обеспечивающими как доведение полученных сигналов до центральных нервных приборов (и тем самым кодирование зрительных сигналов), так и регуляцию движений глаз, обеспечивающих правильное направление взора. Пути зрительной системы не исчерпываются теми этапами организации зрительного восприятия, которые мы только что описали. Периферический аппарат зрения включает в свой состав как основные (собственно зрительные), так и дополнительные (оптико-моторные) приборы, и последние также имеют свою совершенно определенную функциональную организацию.

    Известно, что волокна нервов, управляющих как сужением и расширением зрачка, так и процессом конвергенции, соединяют мышцы глаза с центральными аппаратами верхних отделов ствола, при поражении которых возникают явления нарушения реакций зрачка на свет и явления «двоения» в глазах.

    Волокна аппарата, управляющего организованными движениями взора, включены в гораздо более сложную систему и кончаются в коре головного мозга. Наибольший интерес представляет тот факт, что в коре головного мозга имеется не один «глазодвигательный центр», а два особых «центра», управляющие движениями взора.

    1. Задний из них расположен в теменно-затылочных отделах мозговой коры и, по-видимому, служит для рефлекторной регуляции движений взора, обеспечивая акт фиксации и прослеживания движущейся точки.

    2. Передний глазодвигательный центр расположен в средних отделах премо-торной зоны (поле 8-е Бродмана) и, по всем данным, является аппаратом, регулирующим произвольный перевод глаз и активные поисковые движения взора.

    Этот факт подтверждается тем, что у больных с поражением задних, теменно-затылочных отделов коры нарушается акт фиксации взором неподвижной точки и рефлекторного прослеживания движущейся точки, в то время как активное передвижение глаз остается значительно более сохранным. Наоборот, у больных с поражением переднего глазодвигательного центра, как акт фиксации, так и акт прослеживания движущейся точки остается относительно сохранным, но грубо нарушается произвольное передвижение глаза по словесной команде и сильно страдают активные поисковые движения глаз.

    4. Основные положения структурализма.

    Предметом структурной психологии является структура сознания, понимаемая как совокупность отдельных элементов, имеющих элементарную природу и не поддающихся дальнейшему анализу.

    Цель структурной психологии - изучение структуры сознания через изучение этих элементарных частиц, т. е. изучение способов их структурирования и составленных в результате различных комбинаций, когда исследователю необходимо ответить на вопрос о том, почему создается именно такая комбинация.

    Структурализм содержит следующие идеи.

    1. Ощущения, образы и чувства являются первичными элементами сознания и основой для построения любой сложной комбинации.

    2. Ощущения и чувства обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.

    3. Образы выступают в сознании как следы прежних ощущений и имеют большую или меньшую отчетливость.

    4. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, т. е. некоей третьей «внечувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.

    Основные теоретические положения.

    Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.

    Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.

    Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство.

    5. Гештальттеория восприятия. Что такое гештальт и инсайт?

    (Объект- ориентированная). Два центральных понятия:

    а. Образ - рассматривается как целостное образование, неразложимое на части.

    б. "Фигура на фоне" - единство восприятия, далее неразложимое. Рассматривается не процесс суммации, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, в целостный образ. Элемент в гештальтпсихологии - отдельный компонент в поле восприятия. Элементы не суммируются, а динамически взаимодействуют, образуя качественно новые образования.

    Законы перцептивной организации:

    1. Близость в пространстве: чем ближе в зрительном поле расположены отдельные элементы, тем с большей вероятностью они организуются в целостное поле.

    2. Закон хорошего продолжения: чем в большей степени одни элементы в зрительном поле являются продолжениями других, тем с большей вероятностью они образуют общий контур предмета.

    3. Замкнутость: чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутое поле, тем с большей вероятностью ограниченная область будет восприниматься как фигура. Целостная структура = "гештальт".

    Выделяются два типа сил, действующих в противоположных направлениях: - связывание (работа по "формообразованию") - сдерживание Феномен изменчивости перцептивной организации: дается равномерно структурированная поверхность (доска Шумана), при долгом наблюдении заметно динамическое формообразование. Принцип изоморфизма: с его помощью объясняется механизм перцептивной организации - на самом деле в ЦНС тоже были выделены процессы сходной архитектуры. Взят из физиологии принцип Бернинга: когда извне идет воздействие, мозг реагирует на него как на целое. В мозге образуется некое поле возбуждения с разными величинами потенциалов. Т.к. мозг - электролит, то между этими полями начинается силовое взаимодействие. Гештальтеры заявляют, что в сознании примерно то же самое. Вопросы, на которые отвечает теория: а. объясняет феномен конфигурации. внешнее воздействие - это сложное цепное воздействие, сложные потоки внешних воздействий на органы чувств, которые динамически организуются согласно принципам изоморфизма.

    Гештальт — форма, структура), обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений.

    Инсайт. — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством к-рого достигается осмысленное решение проблемы. 

    6. Вклад Г.Гельмгольца в психологию восприятия.

    Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощущение основных цветов: красного, зеленого и фиолетового.

    Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем пространстве. Это побудило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их "бессознательными умозаключениями". Таким образом, экспериментальная работа столкнула Гельмгольца с необходимостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа.

    Теперь к этим двум причинным "сеткам", которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в устройстве организма, а вне его.

    В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различных приспособительных движений мышц стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Получалось, что движения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (даже логическую) работу.

    В зоне научного анализа появились феномены, свидетельствовавшие об особой форме причинности: не физической, не физиолога-анатомической, а психической. Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и сознания.

    7. Идея репрезентации и проблема гомункулюса. Что такое социальное восприятие?

    Репрезентация знаний - как символически представлена информация и как она сочетается с хранящимися в мозгу данными. Репрезентация -- это сохранившиеся у нас образы воспринятых ранее предметов, явлений, фактов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств. Являясь основным содержанием памяти, репрезентации служат для дальнейших когнитивных процессов.

    2 аспекта репрезентации - 1) концептуальная репрезентация данных в сознании, 2) способы хранения и обработки информации в мозге.

    От ранних концепций репрезентации знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. НО! Существует все больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности -- это не то же самое, что сама внешняя реальность. (пример - эксперимент, когда просят нарисовать план какой-то известной местности с верху, люди упускают детали, допускают ошибки )=>Проблема - различия в концептуальных репрезентациях (разное восприятие мира у разных людей) то есть, воспринимаем все одно и то же, но с момента «хранения» все индивидуально. Наш мозг очень схож по строению, но различен по содержанию. Несмотря на это большинство людей действительно испытывают и изображают переживания схожими способами, чтобы успешно жить в этом мире.

    Проблема гомункулюса идея, что для объяснения сознательного восприятия нужно постулировать наличие в мозге небольшого сознательного агента (гомункулус – «маленький человек»), который наблюдает за содержанием сознания, и, в свою очередь, чтобы объяснить способности этого внутреннего агента, нужно постулировать наличие в его мозге гомункулуса еще меньших размеров, и так далее, в бесконечной регрессии.

    Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

    Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями: "Я, - сказал Иван Петрович, - вижу так, как я хочу!" Личное восприятие чаще называют осмыслением ситуации.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта