Главная страница
Навигация по странице:

  • . Что такое продуктный подход и в чем его ограниченность

  • 18. Чем образ мышления Лукреция отличается от образа мышления, используемого при традиционном рассмотрении проблемы константности в психологии восприятия

  • 19. Что такое сенсорное замещение и мозго-машинный интерфейс

  • 20. Что такое субъектно-объектная парадигма и как ее можно преодолеть

  • 21. Трансцендентальная психология восприятия и ее принципы. Что такое формопорождение

  • билеты. Субъектнообъектный подход к исследованию восприятия и его исторические параллели


    Скачать 104.36 Kb.
    НазваниеСубъектнообъектный подход к исследованию восприятия и его исторические параллели
    Дата22.06.2018
    Размер104.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипДокументы
    #47655
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    16. Что такое константность, полифункциональность и функциональная гибкость восприятия?

    Под константностью понимают способность воспринимать предметы и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах, которые ограничивают так называемую «зону константности». В пределах этой зоны инвариантно воспринимаются основные пространственно-временные характеристики музыки: метрика (звуковысотные и ритмические отношения), модальность (тембровая окраска) и интенсивность

    Полифункциональность - это термин, который появился в отечественной дошкольной педагогике после введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Под ним подразумевается сумма санитарно-технических, материальных, педагогических, психологических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей.

    Функциональная гибкость в использовании персонала – способность организаций в соответствии с меняющимися условиями производства вносить изменения: в характер использования работников и в содержание процессов деятельности

    Постановка проблемы константности восприятия в истории философии (откуда эта проблема перешла в психологию) находится в неразрывной связи с проблемой обманов зрения и с проблемой иллюзий, касающихся доверия к органам чувств как источнику познания сущего, или адекватности чувственного познания. При отыскании ответа на вопрос об адекватности отражения истинной природы вещей посредством органов чувств имело место имплицитное отождествление двух психологически качественно различных процессов: опосредствованного понятийно-абстрактного сопоставления свойств объектов, уже отраженных чувственным восприятием, и непосредственного чувственного восприятия, устанавливающего взаимные соотношения между конкретными чувственными образами, в которых отсутствует понятийно зафиксированная отнесенность к объектам или их свойствам.

    Такое отождествление было обусловлено следующими объективными характеристиками, присущими непосредственному и опосредствованному психическому отражению:

    1. Оба эти процесса по своей природе имеют единую возможность для отражения свойств объектов - возможность образования или создания отношений между различными конкретными физическими объектами в процессе восприятия или в процессе мыслительного познания.

    2. В форме понятий осознаются результаты, продукты этих уже совершившихся процессов, что позволяет сопоставлять их в мыслительном акте познания.

    3. В продуктах отражения - в образе или в понятии - исключен один из членов отношения, входивший в него в процессе отражения. Поэтому при рассмотрении уже отраженного, выделенного свойстве объекта невозможно выявить процесс создания отношения и те конкретные условия, в которых оно происходило.

    Непосредственное и опосредствованное отражение отличаются особенностями самого создания отношений и формами фиксации результатов этого процесса. Изменчивость компонентов при образовании отношений в процессе непосредственно-чувственного отражения и постоянство компонентов при образовании отношений в процессе опосредствованного мыслительного отражения дают основание считать, что неправомерно рассматривать эти процессы и их особенности по результатам, выступающим в форме понятий об обособленных свойствах объектов.

    17. Что такое продуктный подход и в чем его ограниченность?

    Продуктный подход получает значительное распространение в наши дни в силу простоты и отсутствия длительной стадии внедрения. Таким образом, он вобрал в себя часть лучших качеств подхода процессного, лишившись его трудоемкости, временных и финансовых затрат. Идея проста: сформулируйте функции каждого из топ-менеджеров, ответив на вопрос: какой продукт вы покупаете у данного сотрудника. Зафиксируйте в должностной инструкции в качестве основной, генеральной функции сотрудника именно этот продукт.

    Например: «Директор службы маркетинга обеспечивает непрерывный входящий поток потенциальных клиентов и стабильный рост их конверсии в покупателей». Заметьте, в такой формулировке уже «зашита» возможность оценки эффективности службы маркетинга. Это вместо привычного: «исследует рынок, планирует эффективное использование рекламного бюджета, определяет каналы продвижения» и так далее. То есть продукт работы определяется, а инструменты, посредством которых подчиненный создает этот продукт, намеренно опускаются. Их можно стандартизировать на будущих этапах жизнедеятельности компании.

    Безусловно, все несколько сложнее, чем я пытаюсь преподнести, но технология продуктного подхода к определению служебных функций не является предметом данной статьи. Важно, что это наиболее простой и действенный механизм разграничения зон ответственности и формирования показателей эффективности подчиненных. Он позволяет добиться точного и единообразного понимания у Вас и у Вашей управленческой команды относительно того, какие вопросы находятся в рамках и за рамками их компетенции. Кроме того, продуктный подход  служит мощным драйвером настройки межфункционального взаимодействия. Ведь, как правило, продукт работы одного структурного подразделения невозможен без слаженной работы с другими подразделениями. Не исключая конфликтов между отделами и отдельными сотрудниками, продуктный подход заставит их искать согласия, компромисса… или спровоцирует вскрытие глубинных разногласий, некомпетентности сотрудников и других проблем.

    18. Чем образ мышления Лукреция отличается от образа мышления, используемого при традиционном рассмотрении проблемы константности в психологии восприятия?

    Многие начинали призывать к тихой и мирной жизни, вдали от всяких Тит Лукреций Кар был самым крупным из тех поэтов-мыслителей, которые надеялись ликвидировать гражданскую смуту в Риме путем проповеди материализма и вообще просветительских идей. Надежды Лукреция оказались иллюзиями; но им было создано такое замечательное поэтическое произведение, которое затмило собой не только многие гениальные произведения римской литературы, но значение которого вышло далеко за пределы самого Рима и которое в течение многих веков, вплоть до настоящего времени, осталось неувядаемым произведением античной поэзии и философии.

    Каждая из шести книг поэмы характеризуется некоторой общей тенденцией, которую не так трудно формулировать.

    Первая книга поэмы имеет вступление, посвященное Венере (1-43)-прародительнице римского народа, с просьбой о водворении мира на земле. Формальное противоречие подобного вступления с материализмом Лукреция не относится к существу дела, потому что здесь мы находим только дань традиционному обращению поэтов к божеству в начале своих произведений и тотчас же после этого обращения Лукреций дает острую критику религии, изображая ее огромный вред в человеческой истории.

    Основное содержание первой книги - это учение о первичных субстанциях сущего, именно о б атомах и пустоте (265-634), и вытекающее отсюда учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и, следовательно, о безграничности мира. А так как атомы нерушимы, то Лукреций выставляет еще один общий тезис: ничто не появляется из ничего, и ничего не исчезает в ничто, следовательно, воля богов, существования которых Лукреций не отрицает, никак не вмешивается в распорядок вселенной. Вторая книга содержит ряд прежних идей. Боги никак не участвуют в мире; изображается культ Великой Матери и рисуются ее функции, но не для оправдания этого культа, а лишь как символ животворной природы (588-569).

    Живя в эпоху римского социально-политического кризиса, Лукреций, однако, не смог всегда и во всем оставаться на своей прогрессивной позиции и часто допускал разного рода противоречия, которые нужно считать вполне естественными. Его мировоззрение отнюдь не является таким монолитным, каким оно может показаться с первого взгляда.

    Лукреций призывает ради сохранения спокойствия духа уйти от всех общественных и политических дел, углубиться в собственное самосозерцание и тем самым предоставить действительности существовать так, как она существует.

    Теоретически проповедуя прогресс, Лукреций фактически часто поддается пессимизму, и в его эпикурействе активных элементов не больше, чем уныния и отчаяния.

    19. Что такое сенсорное замещение и мозго-машинный интерфейс?

    Эпоха когнитивных технологий начиналась с педагогических исследований. Когнитивные способности (новое название) это то же самое, что познавательные способности и психология познания, бурно развивавшаяся в двадцатом веке. Суть когнитивных технологий в том, чтобы разгадать, как человек воспринимает и перерабатывает получаемую информацию, какие шаблоны (когнитивные схемы) формирует.

    Когнитивные технологии отличаются от познавательных тем, что познание происходит в новой информационной среде. Это не только люди, природа, техника, знаки (книги), но и компьютеры и сети (социальные и компьютерные).

    Мозго-машинные интерфейсыНа сегодняшний день разработаны и успешно используются системы управления компьютером с помощью камеры, следящей за направлением взора, электроэнцефалографии других методов, позволяющих программе угадывать ваши желания и исполнять мысленные команды.

    При помощи мозго-машинных интерфейсов рано или поздно станет доступно мысленное управление любыми устройствами, а такая мелочь как компьютеры и мобильные телефоны перекочуют из наших карманов прямиком в мозг, подсоединённый к Великой сети. Когнитивные технологии сделают нас магами, отдающими приказы силой мысли своим механическим големам-помощникам, а то и джиннам – облакам нанороботов, принимающим любые конфигурации и на месте создающим все необходимое нам.

    Сенсорное замещение – способ компенсирования потерянного чувства путём преобразования информации в стимул нормальной функционирующей модальности. 

    При том, что индивидуальность пользователя, его состояние, интересы и цели, сознательные и бессознательные потребности - именно психология и изучает. Какие идеи познания людей она предложит, в ту сторону и будут строить шаблоны взаимодействия машин, нейросетей и человека.

    20. Что такое субъектно-объектная парадигма и как ее можно преодолеть?

    Поскольку парадигма – это общая логика познания, в анализе парадигм следует исходить из тех единиц анализа, которые являются или могли бы быть общими для любой логики познания. Какой бы ни была логика познания, она будет предполагать определенное видение того, что и как познается, того, в чем может быть выражен результат познания. Это исходные, возможно не до конца рефлексируемые, предпосылки умозаключений, проявляющиеся в определенном, уже вполне рефлексируемом, понимании проблемы исследования, из которого, в свою очередь, вытекает соответствующее понимание его предмета и методов.

    Каждая из развитых форм естественно-научной, гуманистической и психотехнической парадигм (экспериментализм, трансперсонализм, деятельная парадигма) утверждает, что субъект познавательной деятельности не оторван от предмета этой деятельности – уже находится в определенных отношениях с объектом познания. Но указанные парадигмы по-разному обращаются с этим утверждением. Естественно-научная парадигма предлагает изыскивать средства исключения субъекта познания из структуры самого получаемого знания (требование объективности). Гуманистическая парадигма требует исследовать роль сознания, психического в мире (признавая онтологический статус духовного). Психотехническая же парадигма предлагает выход за рамки субъектно-объектного противопоставления путем исследования мира, сознания, культуры как процессов, зависимых от преобразующей деятельности исследователя.

    Все три парадигмы, как показывает исторический опыт, имеют неисчерпаемый эвристический потенциал и достаточное научное обоснование, чтобы быть используемыми в современных научных исследованиях. В процессе оценки логики, состоятельности, обоснованности научной работы выступающие в роли экспертов ученые, сталкиваясь с проблемой выбора общих критериев для оценки конкретного научного исследования, могут исходить из «презумпции парадигмальности». То есть, определив парадигму (если сам автор открыто ее не объявляет), в соответствии с которой была разработана проблема и написано исследование, далее оценивать логику работы в ключе соответствующей парадигмы.

    В методологии науки парадигма определяется как совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. 
    Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций». В ней Кун показывает, что научное сообщество формируется путем принятия определенных парадигм. "Этим термином я обозначаю, - писал он, - научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается, пусть на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающая тех, кто занимается исследованиями в данной области".

    Согласно Т. Куну парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе.

    Т. Кун выделял два основных аспекта парадигмы: эпистемического и социального. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

    Томас Кун выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:

    - допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);

    - господства парадигмы (т.н. «нормальная наука»);

    - кризис нормальной науки;

    - научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

    Если применить эти стадии к науке психологии, то мы странным образом можем обнаружить ее одновременно на всех возможных стадиях развития.

    21. Трансцендентальная психология восприятия и ее принципы. Что такое формопорождение?

    Отражение – это возможность, возникающая, как это полагал Аристотель, при пересечении материи, формы, действия и цели.. При этом считаем, что материя имеет в себе возможность действия и изменения форм в разные моменты времени, т.е. материя в разные моменты имеет в себе действенность. Психическое отражение как возможность материи, которая при единстве материи, действия, формы и цели, т.е. энтелехии, воплотилась в такую форму психики, с которой мы сейчас имеем дело” Он изучает не процесс психического отражения, а условия возможности порождения процесса психического отражения, которые заложены в “бытии в возможности”, как энтелехия, чем и определяется его способ построения предмета исследования в трансцендентальной психологии восприятия. Способность материальных форм образовывать спонтанные анизотропные отношения, приводящие к саморазвитию и образованию нового.

          Принципы, показывающие как в физических телах возникают новые свойства при уменьшении степени симметричности их внешней и(или) внутренней структуры (то есть при диссиметризации), являются одним из частных случаев проявления, анизотропности, как природной возможности материи создавать различие в едином и вычленять особенное, то есть новое, из общего. Поэтому именно анизотропия источником действенности в процессах восприятия живых организмов, проявляющаяся в форме анизотропности дискретно-отражательных структур. Этим А.И. Миракян еще раз подтверждает важность значения принципов симметрии для изучения психического (Нагдян, 1985; 2005), демонстрируя их глубинную онтологическую сущность.  Далее А.И. Миракян гипотетически выделяет три процесуальные условия, необходимые для понимания действенности воспринимающей системы:

    -         дискретизация форм пространственности и непрерывности времени;

    -         возможность фиксации отношений между дискретными элементами пространственной формы в определенном моменте времени;

    -         возможность образования отношений между разными моментами времени (там же, с. 354). 

         Причем структура отражательной системы должна обладать такой возможностью, чтобы обеспечивала дискретизацию и  фиксацию образованных отношений, а также установление и сохранение различия и сходства. Развивая эти идеи, А.И. Миракян формулирует два принципа анизотропности отражательных систем, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке, с чего и начинается научно-исследовательская часть его концепции. Первый – принцип структурно-процессуальной анизотропности организации отражательной системы – “определяет то, что для реализации возможности отражения как процесса формопорождения необходима соответствующая отражательная система, обладающая анизотропной структурно-процессуальной организацией” (там же, с. 355). Другой принцип – принцип симметрично-двуединых отношений – определяет элементарный механизм, универсальный для любого процесса формопорождения

      Анализ концепции психического отражения показал, что научно-теоретическому и экспериментальному исследованию предществует этап метафизического анализа. Причем, можно выделить определенные этапы развития и развертывания концепции – от общих метафизических предпосылок, определяющих способ существования бытия в целом (единое, аморфное, глобальность,  единство, материальные формы, самосохранение, саморазрушение и т.д.), к частно-метафизическим понятиям, определяющим возможность возникновения процесса отражения (различие, дискретизация, анизотропность, образование анизотропных отношений и т.д.). Эти понятия фундируют область метафизической психологии восприятия, в которой разрабатываются гипотетические понятия, описывающие конкретные закономерности, принципы и механизмы психического отражения. Эти же понятия используются для построения теории психического отражения, включающая в себя анализ действия ранее выявленных принципов в пространственно-временной структуре отражательных систем человека; ими же  определяются объекты экспериментальных исследований.

            Таким образои, результаты многочисленных, разносторонних теоретических и экспериментальных исследований показывают правомерность применения как гипотетически принятых А.И. Миракяном оснований концепции психического отражения, так и, логически вытекающая отсюда, правомерность применения при этом метафизического подхода, имеющего эвристическое и координирующее значение для построения трансцендентальной психологии восприятия.

            Другим важным результатом применения метафизического подхода является то, что свои исследования он начал с того уровня реальности, который одновременно является объектом исследования физических наук. И, в этом смысле, реальность до отражения, до осознаания продуктов восприятия, описанная оказалась во многом похожей на реальность описываемую физиками, исследующими основы, фундамент мироздания – мир квантовых явлений.

          Таким образом из всего вышеизложенного следует, что истоки подхода (образа мышления), необходимого для построения концепции психического отражения, находятся в метафизике, за пределами реальности психических феноменов и вне сети психологических понятий. Именно метафизике соответствует подводная часть айсберга под названием “психология восприятия”. То есть психология восприятия, для решения своих фундаментальных задач, не может ограничивться, при поиске исходных для анализа данностей, только областью феноменов и явлений, осознаваемых испытуемым или психологом-исследователем: необходимо проникновение в ее “подводную” часть. Это, одновременно, позволяет высказать предположение о том, что решение проблемы возникновения психического и определение предмета психологии представляет собой не исключительно психологическую проблему, а, скорее всего, решение междисциплинарной задачи, которую, однако, не следует смешивать с полиредукционистским подходом.    

    Смысл понятия формопорождения как процесса, в котором происходит перцептивное отражение, т. е. преобразование пространственной формы данного объекта в ощущение (образ) этой формы. Исходной предпосылкой для понимания формопорождающего акта на этом уровне рассуждений является явное (сетчаточно-моторная и феноменологическая парадигмы) или неявное (операциональная парадигма) требование соответствия пространственной формы как “объекта восприятия” и как “результата восприятия (ее ощущения, образа, представления)”. 
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта