Главная страница

Лекция. Сущность и специфика современных социальнокультурных технологий


Скачать 27.72 Kb.
НазваниеСущность и специфика современных социальнокультурных технологий
АнкорЛекция
Дата09.09.2020
Размер27.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция.docx
ТипДокументы
#137302

Современные технологии социально-культурной деятельности

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Основные задачи и направления социально-культурной

деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути,

задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность»,

«социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает

эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание,

сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных

слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям,

группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей,

обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в

качестве , его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального

воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как

педагогический компонент социальной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена

как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих

социальной работы; ее целью являются организация рационального и

содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб-

ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в

рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в

регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в

социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой

деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных

задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры,

формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности

человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения

рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в

целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

создание условий для выявления и развития способностей личности,

реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как

самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального

воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией

государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий

многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования

свободного времени различными группами населения.

Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансформация в

социокультурную деятельность в сегодняшнем ее понимании начались еще в

шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из

сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности со-

ветского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы,

культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные

средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере

апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале

восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная
самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания

гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъект-

объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было

еще во многом декларативным и по-прежнему подчинялось жесткому

административному регламенту, тем не менее в практике культурно-

просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между

культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому

зачастую показной самодеятельности.

Стали возникать инициативные движения, любительские объединения,

клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к

этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу»

квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы

культпросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом

воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты, У этой

аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы.

Добровольные любительские объединения явились формой включения в

сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих,

образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в

самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в

кругу единомышленников. В такой аудитории «массовику-затейнику» явно было

нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей

модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и

многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее

основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации

культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со-

циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между

культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и

самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее

адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько

сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной

деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они

отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями,

особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции,


характеризующие современную социокультурную ситуацию?

С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати-двадцатилетней

давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и

обновлении общества, формировании нового общественно-государственного

механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей

и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это

стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов

организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей,

расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности.

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу:

признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на

воспроизводство средствами рекреации эффективного,

высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы

в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня

наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции,

поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые

проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена

переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и

перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли.

Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и

большого искусства. Оно вынужденно становиться все более элитарным, так как доступ к нему зачастую затруднен даже для самых верных его ценителей.

Причем речь идет не только об опере, балете или высокохудожественных

литературных изданиях, альбомах репродукций, но даже о достойного уровня

кинематографе. Увы, сегодняшний книжный «бум» - это «бум» ширпотреба, а

перенасыщение рынка аудио- и видеокассетами - триумф масскульта. Шоу-

бизнес, оккупировавший с помощью средств массовой информации практически

все культурное пространство, делает ставку, прежде всего на молодежь, с одной

стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой - «замораживая» их на

уровне самой низкопробной «попсы». Профанация высокой культуры

(изложение «Преступления и наказания» на шестнадцати страницах - далеко не

самый яркий тому пример) опять-таки в первую очередь оказывает влияние на

молодежь.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась,

особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной

активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение»

культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност-

ной иерархии в художественной сфере. Падение престижа серьезного искусства

отмечается даже в высокообразованных кругах общества, что заставляет в


который раз задаться вопросом: каковы все-таки критерии образованности?

«Обладание книгами и журналами, знание литературных новинок перестало

быть модным в среде технической, естественнонаучной и даже большей части

гуманитарной интеллигенции; стало не стыдно признаваться в любви к

детективам, порнорома-нам и нелюбви к умному (от которого «устали»)», -

пишет критик М. Золотоносов А тех, для кого общение с «умным» искусством

было не модой, а действительно потребностью, оказалось меньше, чем думалось.

Однако они есть, и без преувеличения - это духовный капитал общества,

связующее звено, обеспечивающее культурную преемственность поколений.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым

средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности

быта и качественную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи,

инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и

библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и

морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной

помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы

считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла-

гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относительно

благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким

духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в защите особого рода -

социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего

сужения культурного пространства своей жизнедеятельности.

Не по своей воле им от многого приходится отказываться, во многом себя

ограничивать. Недоступными становятся книги, журналы, газеты, которые

выписывались в течение десятилетий, даже не очень дальние поездки, не говоря

о путешествиях, хорошие фильмы. Последние - в силу того, что в провинции их

просто негде посмотреть. Поэтому у образованных, интеллигентных людей

нередко возникает ощущение «выпадения» из сферы культуры. Следует

признать, что это проблема, которая нуждается в осмыслении в координатах

социокультурной деятельности, и особенно актуальна она для провинции.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с

принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о

культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как

право на культурную деятельность, право на личную культурную

самобытность', право на приобщение к культурным ценностям', право на гу-

манитарное и художественное образование; а также право создавать

общественные объединения в области культуры .

В свое время противоречие между реальными интересами определенной

части населения и неспособностью официальных социально-культурных

институтов их удовлетворить побудило население к самоорганизации в иях является защита прав человека на доступ к культурным

ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его

запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним

из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты

жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает

условия для достойной жизни человека как субъекта общества, содействует его

полноценному социальному функционированию, в том числе и в области

культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные,

так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетворить свои

потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците

общения, образования, доступа к профессии, социальных услуг, - это сфера

компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель-

ность закономерно рассматривается как одно из важных направлений

социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о

культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что,

по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и

притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован-

ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между

тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры

является свидетельством духовного богатства человека как личности.

Защита права человека на приобщение к высшим художественным

ценностям подкрепляется предоставлением ему возможности художественного

образования. Естественно, прежде всего имеется в виду подрастающее


написать администратору сайта